АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Валаамское старчество в ХХ веке(1900-1940 гг.):История жизни подвижников их духовное наследие


Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия. Научный руководитель профессор МДА протоиерей Владислав Цыпин. Защита состоялась 27 июня 2012 года.
06 августа 2012 г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность настоящего исследования объясняется отсутствием в настоящее время системного аналитического научного труда, посвященного истории старчества валаамских подвижников в ХХ в., который бы не только внес вклад в развитие современной богословской науки, но и стал практическим пособием духовной мудрости на пути к христианскому совершенству – спасению. Интерес к рассматриваемой теме возник в связи с посещением Валаамской обители, изучением её трагических страниц истории в минувшем столетии и ознакомлением с подвижническим служением её старцев.

К началу ХХ в. Валаамский монастырь в Финляндском Княжестве был  одним из самых крупнейших и известных северных монастырей в Российской Империи, имел образцовое хозяйство и состояние территории, тринадцать скитов на островах Ладожского озера, богатейшую ризницу, небольшой корабельный флот, множество мастерских, в которых трудились насельники монастыря, прекрасный сад, огороды, ферму… Это было маленькое монашеское государство, которое населяло более тысячи человек. «Главное же его богатство составляли сами живые наследники древних монашеских традиций – старцы-молитвенники с их бесценным опытом»[1].

Паломничества на Валаам совершали представители всех сословий – от крестьян до монархов; Валаам вдохновил многих бывавших здесь художников: М.К. Клодта, И.И. Шишкина, Ф.А. Васильева, А.И. Куинджи; композиторов П.И. Чайковского и А.К. Глазунова; писателей и поэтов Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.Н. Апухтина, Н.С. Лескова, В.И. Немировича-Данченко, И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева… Не случайно «не так уж много можно назвать монастырей на Руси, о которых написано столько книг и статей, сколько о Валааме»[2].

Заметим, что при знакомстве с литературой для написания кандидатской диссертации мы, действительно, обнаружили множество трудов, посвященных Валааму, но большинство из них в малой степени касаются истории валаамского старчества в 1900–1940 гг. Таким образом, настоящая диссертация призвана восполнить существующий пробел в русской церковно-исторической науке.

Цель диссертационного исследования

Целью настоящей работы является всестороннее, комплексное исследование истории жизни, старческого служения и наследия валаамских подвижников в ХХ в. (1900–1940 гг.).

Основные задачи, определяемые целью диссертации

1. Систематизация всего доступного на данный момент материала, касающегося темы диссертационного исследования.

2. Составление жизнеописаний, характеристика личностей, анализ старческого служения и наследия валаамских подвижников исследуемого периода.

3. Рассмотрение и оценка феномена валаамского старчества указанного периода через призму нескольких научных дисциплин: истории, пастырского богословия, аскетики, патрологии.

Объектомисследования являются данные различных архивных документов и иных опубликованных и неопубликованных материалов об истории валаамского старчества в ХХ в.

Предметом исследования является история валаамского старчества в ХХ в. (1900–1940 гг.).

Хронологические рамки диссертации обозначены в названии темы 1900–1940 гг. Однако, время жизни и служения некоторых подвижников простиралось за обозначенные исторические рамки работы, что, на наш взгляд, не противоречит исследованию их деятельности в настоящем труде, как уже совершающих подвиг старчества ещё на Старом Валааме до 1940 г. 

Географические рамки работыопределяются местонахождением Спасо-Преображенского Валаамского монастыря (о. Валаам, Карелия, РФ), Ново-Валаамской обители (Хейнявеси, Финляндия) и Псково-Печерского монастыря (г. Печоры, Псковская область, РФ).

Методология диссертационного исследования

Основной теоретической парадигмой диссертации является комплексный анализ, исходящий из принципов междисциплинарного подхода. В связи с этим в работе тесно переплетаются несколько дисциплин: история, пастырское богословие, патрология, аскетика и др. Использованы также источниковедческий, историко-критический, сравнительно-сопоставительный методы исследования. Качественный анализ опубликованных сведений позволил привлечь метод реконструкции для воссоздания единой историографической картины из массы разрозненных, но дополняющих друг друга фактов, а также прояснить спорные вопросы и выявить новые факты с привлечением новой источниковой базы. 

Источники

Основным источником для написания настоящей кандидатской диссертации стали архивные материалы Финляндского Ново-Валаамского монастыря. Очень важно, что «валаамский архив хранит не только материалы по монастырской истории, но и духовный опыт многовекового монашеского подвижничества»[3].

Использованы также материалы архива Спасо-Преображенского Валаамского монастыря (по преимуществу копии, сделанные в архиве Нового Валаама в Финляндии), а также опубликованные и неопубликованные источники из других архивных и библиотечных фондов. Работа с источниками основывалась на принципах критического анализа, а также целостности и комплексности.

Историография вопроса

Относящиеся к проблематике нашего исследования  работы по характеру методологических подходов и специфике научных оценок мы условно классифицируем на несколько категорий и определим значимость в написании настоящей диссертации.

Дореволюционная литература

В основном все дореволюционные издания о Валаамском монастыре, изданные иждивением самого монастыря, были выпущены при игумене Дамаскине (Кононове) (1795-1881). Он лично рассылал запросы в Кирилло-Белозерский монастырь, Казанскую Духовную Академию; вел переписку с профессорами С.В. Соловьевым и А.Х. Востоковым. Однако, серьезных научных работ выпустить так и не удалось[4]. Издавались произведения «Валаамского иеромонаха[5] по благословению Валаамского настоятеля, о. игумена Дамаскина»[6] о пустыньках, некоторых подвижниках[7], внутреннем укладе жизни и традиционной истории обители. Для нас все эти работы имеют косвенное значение, помогая лишь частично сформировать представление о подвижничестве на Валааме в предшествующую нашему периоду эпоху.

Среди научных работ этого периода можно выделить труды И. Шляпкина[8] и Н.П. Паялина[9], которые сделали первые попытки источниковедческого анализа известных в их время валаамских рукописей. Комплексное исследование библиотеки Валаама начала XX в. было написано М.Б. Виднесом. Труд знакомит с печатными и рукописными (архивными) фондами, сформированными архивариусами Валаамского монастыря к началу XX в.[10] Внимание истории жизни и старчества валаамских подвижников в этих работах не уделяется.

Чтобы понять исторический процесс преемства валаамского старчества, необходимо знать, как оно зарождалось и сохранялось на протяжении двух столетий. В решении этого вопроса нам помогли труды иеромонаха Авеля о Саровской пустыни[11], иеромонаха Серафима об общежительном монастырском уставе[12], жизнеописания иеросхимонаха Антипы Афонского[13], Агапия (Молодяшина)[14], брошюры «Валаамское слово о Валаамском монастыре, исторический очерк»[15], «Ильинский скит на Валааме»[16] и др.

Духовное наследие валаамских подвижников первой половины ХХ столетия мы старались рассматривать через призму классического святоотеческого учения, применяя сравнительный анализ, для чего были привлечены творения[17] следующих Отцов Церкви: святителей Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника, преподобных Антония Великого, Макария Египетского, Ефрема Сирина, Исаака Сирина, Иоанна Кассиана Римлянина, Нила Синайского, Марка Подвижника, Иоанна Синайского, аввы Дорофея, Никодима Святогорца, Петра Дамаскина, Амвросия Оптинского, блаженного Феодорита Кирского, праведного Иоанна Кронштадтского. Также использовались «Древний патерик»[18], «Добротолюбие»[19], «Отечник»[20], составленный свт. Игнатием (Брянчаниновым), «Митерикон»[21].

Образы некоторых старцев и вообще старчества в целом помогают воссоздать паломнические очерки священника А. Ваучского[22], студента В. Федченкова[23], будущего митрополита Вениамина, Н. Рункевича[24] и др.

Завершая обзор литературы касаемо нашей темы, констатируем, что выше перечисленные труды и сочинения имеют вспомогательное значение при написании диссертационного исследования, научных же дореволюционных работ по истории валаамского старчества в начале ХХ столетия не было[25].

Литература советского периода

После революции в России в декабре 1917 г. Финляндия провозгласила свою независимость, и Валаам вместе с островами Ладожского озера перешел к новому государству. Монастырю было позволено остаться в прежнем статусе православной обители. В 1921 г. Финляндская Православная Церковь (далее – ФПЦ) получила автономию от Святейшего патриарха Тихона. Впоследствии, в 1923 г. ФПЦ под давлением правительства Финляндии переходит в каноническую юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Начинается насильственное введение в православных приходах Финляндии и монастырях нового григорианского стиля, вследствие чего на Валааме произошел раскол. А в 1939–1940 гг., уже после «зимней» советско-финской войны, в результате которой граница между двумя государствами была отодвинута с Карельского перешейка на запад, монахи с монастырским имуществом[26] эвакуировались вглубь Финляндии, где основали Новый Валаам[27].

В СССР о Валааме писали в соответствии с идеологическими требованиями. Так, доктор филологических наук, член Союза писателей СССР Л.Я. Резников в своем труде «Валаам: кризис аскетизма», настаивает, что «история обители на  Валааме – это конкретное и выразительное проявление общехристианского кризиса аскетизма в ХХ в…, когда в 20-ых годах в связи с календарным расколом произошла духовная кончина монастыря, а зимой 1939–1940 гг. в связи с эвакуацией в Финляндию – физическая»[28]. Очень жаль, что автор этих строк не может познакомиться с нашим исследованием, которое свидетельствует, что подвижничество и старчество процветало среди братии даже после их переселения на Новый Валаам, а трудности и искушения не расхолаживали, а духовно укрепляли насельников монастыря. Подобно Резникову рассуждают в своих очерках Е.Н. Стромилова и Ю.В. Родионов[29], С. Миляев[30].

Особую ценность представляют для нас труды, написанные о Валаамском старчестве за границей: работы М. Янсона «Валаамские старцы»[31] и С. Большакова «На высотах духа»[32]. Первая содержит хороший биографический материал, вторая раскрывает понимание некоторыми старцами фундаментальных вопросов православной аскетики. Важно отметить также воспоминания[33] архимандрита Афанасия (Нечаева) (1886-1943), во многом благодаря которым стало возможным воссоздание образа того или иного подвижника, с которыми ещё будучи послушником на Валааме общался о. Афанасий.

В это же время были опубликованы работы игумена Харитона (Дунаева)[34], используемые нами в качестве дополнительного материала.

В 1926–1939 гг. при поддержке Валаамского монастыря в Финляндии выходила церковная газета «Утренняя заря»[35], в которой иногда печатались жизнеописания некоторых старцев или воспоминания паломников о валаамских духовниках.

Особого внимания заслуживают литературные произведения писателей А.Н. Муравьева[36], И.С. Шмелева[37], Б.К. Зайцева[38], И. Савина[39], К.Е. Аренского[40], которые, конечно же, не являются научными, но помогают более верно сформировать образы тех подвижников, с которыми они лично встречались.

Современные работы

В последние годы появилось достаточно много трудов, посвященных Валаамской обители, которые в большей или меньшей степени можно назвать научными. К ним относятся монография Охотиной-Линд[41], посвященная раннему периоду истории монастыря; книга иеродиакона Онуфрия (Маханова)[42], в которой сделана попытка изложить историю обители от её основания до наших дней на основании архивных источников; исследования Х. Киркинена[43], где автор преимущественно рассматривает вопрос истории основания Валаамского монастыря; труды О.А. Ярового и И.А. Смирновой[44], посвященные истории Православной Церкви в Финляндии в 1880–1930 гг. и выявлению «большого значения конфессионального фактора в общественном развитии страны и русско-финских отношениях»[45], где особое место отводится Валаамской обители; а также публикации М.В. Шкаровского[46], В.В. Антонова[47] и др. Следует заметить, что данные работы имеют обширную источниковедческую базу, отличаются аналитическим подходом к исследуемому материалу, но содержат минимум информации по истории старчества в 1900–1940 гг. Множество исследовательских работ посвящены архитектуре, природе, произведениям художественной литературы и живописи о Валааме, среди которых известны труды Б.Е. Казанкова[48], С.Е. Большаковой[49], А.А. Медведевой[50]. Непосредственно истории старчества интересующего нас периода посвящены некоторые сочинения митрополита Пантелеимона (Сарко)[51], работа Н.В. Корниловой[52] и публикации Т.И. Шевченко[53]

В 2010 г. вышел труд «Любовь покрывает всё: жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца валаамского и псково-печерского»[54], который, хотя и нельзя, на наш взгляд, назвать серьезной научной работой, по причине тенденциозности взгляда в вопросах «календарной смуты» в монастыре, имеет хорошую источниковедческую базу, позволившую достаточно полно реконструировать жизнь и служение старца Михаила.

Особо следует отметить работу Т.И. Шевченко, посвященную жизненному пути схиигумена Харитона (Дунаева), изданную в 2011 г.[55] Автор исследует сложный период истории Валаамского монастыря, оказавшегося за пределами России после революции 1917 г. В книге использованы архивные материалы Ново-Валаамского и Валаамского монастырей, Государственного архива Российской Федерации, Национального архива Республики Карелия, большая часть из которых опубликована впервые. Труд Шевченко помог четко сформировать историческую картину событий в монастыре в период жизни схиигумена Харитона, а также исследовать личность подвижника.

Труды «Валаам Христовой Руси»[56], «Валаамский патерик»[57], «У “пещер Богом зданных”»[58], многочисленные публикации в журнале Валаамского общества Америки «Русский паломник»[59] представляют нам жизнеописания старцев, подвизающихся на Валааме в исследуемый нами период. Однако, материалы, представленные в указанных трудах, во многом нуждаются в исправлении и переработке на основании архивных документов Ново-Валаамского монастыря. Кроме этого, все перечисленные издания лишены критического и аналитического подхода к описанию личностей, тех или иных событий и носят повествовательный характер[60].

В 1995 г. Валаамский монастырь издал книгу трудов архивариуса монаха Иувиана (Краснопёрова) «Валаамский летописец»[61]. О. Иувиан был ревностным собирателем сведений о валаамских подвижниках. Однако в сборник вошли уже ранее опубликованные рукописи, из которых для нас представляет ценность статья «Пустыньки и пещеры Валаамских подвижников и их жизнеописания»[62].

Одним из наиболее полных описаний Валаамского монастыря на сегодняшний день является книга «Валаамский монастырь и его подвижники», вышедшая в 2005 г[63], а затем в 2011 г.[64] со значительными исправлениями и дополнениями[65]. В основу труда легло последнее дореволюционное описание монастыря в 1903 г.[66], подвергнутое значительной переработке. История монастыря  в ХХ в. воссоздана на основании архивных источников. О старчестве же первой половины интересующего нас столетия материала представлено очень мало, хотя и сделаны попытки составления жизнеописаний некоторых подвижников[67] интересующего нас периода.

Интерес представляет сборник, изданный в 2006 г. «Старый Валаам: воспоминания о монастыре 1914–1943 гг.»[68], содержащий подборку воспоминаний паломников и насельников, летописные повествования, очерки, ряд из которых были опубликованы впервые.

Следует отметить ещё одну работу – кандидатскую диссертацию Д. Шатова, защищённую в МДА в 2008 г., на тему: «Старчество Валаамских подвижников в XVIII–XIX вв.»[69]. Труд отличается новизной материала, почерпнутого в изобилии в архиве Финляндского Ново-Валаамского монастыря и аналитическо-критическим подходом в методах исследования. Труд Шатова позволил отчетливо понять процесс формирования и утверждения традиций подвижничества и старческого служения в Валаамском монастыре, продолжившийся и в первой половине ХХ в. Однако, на наш взгляд, используя имеющиеся у автора архивные материалы, полезно было бы более подробно исследовать не только старчество валаамских подвижников, но и историю их жизни, которая неразрывно связана с их старческим служением.

Завершая обзор русскоязычной литературы, отметим, что к исследованию также привлечены многочисленные энциклопедии, словари, справочники, периодические издания, как дореволюционные, так и изданные в советское и настоящее время.

Литература на иностранных языках

При подготовке к написанию нашего исследования мы не нашли научных работ на иностранных языках, которые могли бы стать важными источниками. Однако в Ново-Валаамском монастыре Финляндии мы познакомились с брошюрой «Новый Валаам» на английском языке[70], в которой представлены не только немногие исторические данные об обители, но также описана духовная связь Старого и Нового Валаама, отмечена аскетическая традиция, которая и сегодня существует в Финляндском монастыре благодаря трудам валаамского старца схиигумена Харитона (Дунаева).

Для исследования интерес представляют воспоминания архиепископа Финляндского Павла (Олмари-Гусева)[71] «О последних днях Валаама в 1939–1940 гг.»[72], переведенные с финского на русский язык для издания Спасо-Преображенского Валаамского монастыря «Старый Валаам: воспоминания о монастыре 1914–1943 гг.», в которых особое место отводится описанию образов валаамских подвижников.

Произведение на финском языке «Валаамская хроника»[73] кратко излагает основные события истории Валаамского монастыря с комментариями и биографическими сведениями о валаамских подвижниках XIX в., поэтому нами использоваться не будет.

На финский язык переведены и изданы многие письма схиигумена Иоанна (Алексеева), а также труды схиигумена Харитона (Дунаева), известные нам на русском языке. 

В заключение обзорного рассмотрения литературы, касающейся в разной степени нашей диссертации, отметим, что тема истории валаамского старчества в ХХ в. изучена мало, серьезные научные исследования в этой области на сегодняшний день отсутствуют. Таким образом, своевременность нашего исследования очевидна.

Научная новизна исследования

1. Работа основана на источниках архива Финляндского Валаамского монастыря, большая часть из которых не была опубликована.

2. Жизнеописания валаамских старцев дополнены новыми историческими фактами, многие  биографические ошибки исправлены, некоторые жизнеописания составлены вообще впервые (например, монаха Иосифа (Шорина), инока Василия (Печенкина)).

3. В научный оборот введены ранее неопубликованные материалы: часть эпистолярного наследия, келейные записки схиигумена Иоанна (Алексеева), монаха Иосифа (Шорина), иеромонаха Иоиля (Волынина), иеромонаха Иустиниана (Серебрякова), иеромонаха Памвы (Игнатьева), а также других интересующих нас валаамских старцев.

4. В научный оборот также введены ряд неизвестных архивных документов и неопубликованных источников (фонды РГИА, ЦГИА СПб, НА РК, АВМ; материалы из архива Свято-Казанского скита в Калифорнии (Our Lady of Kazan Skete, Santa Rosa, California, USA), а также личных архивов протоиерея Олега Тэора (Псков) и Елены Матвеевой (Таллин, Эстония)).

Положения, выносимые на защиту

1. Несмотря на сложные для монастыря времена, когда «нелегкая историческая судьба была уготована Промыслом Божиим Валаамской обители»[74], старчество в 1900­–1940 гг. на Валааме не только не угасло, но продолжало процветать.

2. Характерной чертой старческого служения на Валааме в 1900–1940 гг. является афонская традиция «умного делания», зародившаяся в данной обители в XIX в.[75]

3. Традиция старчества, зародившаяся на Валааме с приходом преподобного Назария[76] и сформированная под влиянием старчества преподобного Паисия (Величковского) и его учеников, продолжалась в обители и в первой половине ХХ столетия.

Научно-практическая значимость исследования

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в качестве пособия по истории русского православного монашества первой половины XX в., истории русской культуры, пастырскому богословию, патрологии, аскетике.  Рассматриваемое нами письменное наследие валаамских подвижников, их поучения и наставления целесообразно использовать для составления проповедей, а также как непосредственное руководство к духовной жизни. Кроме этого, выводы настоящей работы могут стать началом для будущих исследований по истории и духовному наследию Валаамского монастыря.

Апробация результатов исследования

Результаты исследования были представлены в ряде докладов и выступлений автора на различных конференциях: Санкт-Петербург, 20-21 апреля 2010 г. (II Научно-богословская конференция в Санкт-Петербургской Духовной Академии, доклад «Жизнь и духовное наследие подвижника Валаамского монастыря монаха Иосифа (Шорина)»); Калуга, 9 октября 2010 г. (акт в день престольного праздника Калужской духовной семинарии, доклад «Схиигумен Иоанн (Алексеев) как учитель исихазма»);  Ярославль, 6 марта 2011 (доклад на торжественном акте, посвященном Дню рождения Ярославской духовной семинарии «Слава Ярославской земли: валаамские старцы схиигумен Маврикий (Баранов), схиигумен Лука (Земсков), схиигумен Феодор (Пошехов), схимонах Сисой (Тепленев)». Автор также выступал с лекциями о жизни и служении валаамских подвижников в Калужском Государственном Университете им. К.Э. Циолковского; на Оптинском форуме в г. Калуге 21 мая 2011 г. (доклад «История Валаамского старчества в ХХ вв.»). Материалы по теме диссертации были опубликованы в статье в студенческом сборнике научных работ Московской Духовной Академии, журнале Калужской епархии «Православный христианин», а также на православном научном портале «Богослов. Ру»[77].

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, трех разделов основной части, заключения и библиографического списка, насчитывающего 281 наименование и 190 архивных источников. Каждый из разделов делится на главы, последние в свою очередь – на параграфы. 

В каждом разделе главы расположены в хронологическом порядке, согласно датам кончины подвижников[78].

Диссертация имеет 20 приложений, в которых представлены как текстовые, так и фотоматериалы[79], дополняющие основную тему исследования.

Объем работы без приложений составляет 252 страницы (более 612 тысяч печатных знаков).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность и своевременность исследуемой темы, выявляется степень её разработанности, формулируются цели, задачи, методы исследования. Указывается его научная новизна и положения, выносимые на защиту. Там же дана краткая характеристика старчества в целом, старчества валаамского и проведён сравнительный анализ последнего с афонской традицией старчества, которая оказала существенное влияние на формирование таковой традиции на Валааме.

Раздел I «Валаамское старчество на Старом Валааме» посвящен подвижникам Валаама, завершивших свой земной путь до 1940 г. Всего содержит восемь глав, каждая из которых делится на параграфы.

В главе 1послевведения (1.1) исследуется жизнь (1.2) и старчество (1.3) схиигумена Маврикия (Баранова) (1838-1918), продолжателя традиции игумена Назария (Кондратьева), который был не только прекрасным администратором, строителем, но и духовным наставником, вошедшим в историю обители как «великий праведник»[80].

Глава 2 посвящена библиотекарю монастыря, исполнявшему послушание старчества, – монаху Иосифу (Шорину) (1851-1931). После краткого введения (2.1) следует составленное впервые его жизнеописание (2.2). Благодаря сохранившимся в АФВМ двадцати дневникам старца, мы имели возможность исследовать и его духовное наследие (2.3).

В 3 главе после введения (3.1) также впервые исследуется жизнь рясофорного монаха Василия (Печенкина) (1881-1912), который не оставил богатого письменного наследия, не имел высокого сана и положения в монастыре, но за свою короткую по земным меркам жизнь показал пример подвижничества (3.2).

4 глава посвящена пустыннику схимонаху Сисою (Тепленеву) (1855-1931), имевшему послушание обучать недавно поступивших в обитель монашеской жизни и умной молитве (4.1).

В главе 5 после небольшого введения (5.1) рассмотрена личность иеросхимонаха Михаила (Попова) (1871-1934) (5.2) и его служение как духовника Валаамского монастыря, единогласно избранного братией на эту должность (5.3) и оставившего её в 1926 г. в связи с календарной смутой (5.4).

Глава 6 посвящена отшельнику схиигумену Феодору (Пошехову) (1863-1937), жившему на Порфирьевском островке и отличавшемуся особым трудолюбием (6.1).

В 7 главе рассмотрено жизнеописание иеромонаха Иоиля (Волынина) (1873-1937) – «хозяина сада»[81], ученика схиигумена Феодора (7.1). В АФВМ сохранились «Келейные записи <…> о. Иоиля», которым посвящен параграф 7.2.

Завершается раздел 8 главой – исследованием жизни и подвига схимонаха Анастасия (Алексеева) (1867-1939), делателя молитвы Иисусовой, которого сравнивали с преподобным Серафимом Саровским (8.1).         

Раздел II «Валаамское старчество на Старом и Новом Валааме» посвящен валаамским подвижникам, которые, начав старческое служение ещё на Старом Валааме, продолжили его и после переселения на Новый Валаам в Финляндии, где и завершили свой земной путь. Раздел содержит восемь глав.

В 1 главе после введения (1.1) анализируются жизнь и старчество (1.2) схимонаха Пиония (Афонина) (1862-1945), которого на Валааме называли «проповедником любви и великим молитвенником», ученика подвижника конца XIX столетия схимонаха Никиты (Филина).

2 глава посвящена иеросхимонаху Ефрему (Хробостову) (1871-1947) – духовнику Валаамского монастыря, а также духовному наставнику членов императорской фамилии и множества мирян. После обзора имеющихся источников и литературы касаемо личности старца, описанного во введении (2.1), исследованы его личность и служение (2.2).

В 3 главе после краткого предисловия (3.1) рассмотрена жизнь и служение (3.2) схимонаха Николая (Толстова) (1864-1947), называемого по образу подвига пустынником и молчальником.

Глава 4 посвящена схиигумену Харитону (Дунаеву) (1872-1947). Вводная часть (4.1) повествует, что при написании настоящей главы использованы преимущественно архивные материалы, часть из которых вводится в научный оборот впервые. В параграфе 4.2 исследуется личность подвижника, а в 4.3 – анализируются его труды и старческое служение, предпосылки которого можно видеть ещё в начале монашеского пути о. Харитона.

Глава 5 представляет собой исследование жизни и эпистолярного наследия схиигумена Иоанна (Алексеева) (1873-1958). Начинается глава введением (5.1), затем следуют параграфы «Личность схиигумена Иоанна» (5.2); «Жизнь на Новом Валааме в Финляндии» (5.3); «Эпистолярное наследие» (5.4), где анализируются как опубликованные, так и неопубликованные письма подвижника духовным чадам, актуальные для каждого христианина и сегодня. В качестве отдельной темы выделен параграф 5.5 «Учение старца об Иисусовой молитве» по причине обилия материала указанной тематики. В завершение речь идет о последних годах жизни схиигумена (5.6) и делается вывод (5.7) о том, что в непростые для Валаамского монастыря годы в обители подвизался человек, который с достоинством продолжил плеяду великих валаамских старцев-подвижников ХVIII, XIX и начала XX вв. Восприняв полноту святоотеческого наследия и афонскую практику исихазма, о. Иоанн оставил бесценное сокровище – свои письма, ценность которых «для современного христианина настолько самоочевидна, что не требует каких-либо авторитетных подтверждений»[82].

Глава 6 посвящена иеромонаху Памве (Игнатьеву) (1877-1965). Во введении (6.1) отмечено, что, исследуя личность (6.2) и старчество (6.3) иеромонаха Памвы, мы преимущественно будем опираться на сведения неопубликованного дневника, который на протяжении многих лет вел старец, хранящийся ныне в НА РК. Это поистине уникальный труд, изучив который, представляется возможным составить не только жизнеописание о. Памвы, анализировать его духовные стремления, но и узнать о трагических событиях раскола на Валааме, эвакуации монастыря в Финляндию, внутренней жизни братии на Старом и Новом Валааме.

В 7 главе , опираясь на уникальные документы, хранящиеся в архивах Валаамского и Ново-Валаамского монастырей, а также архиве Казанского скита в Калифорнии, исследованы жизнь (7.1) и старческое служение (7.2) иеромонаха Иустиниана (Серебрякова) (1884-1966), духовного сына старца Михаила (Попова).

Заключительная 8 глава раздела посвящена иеромонаху Евлогию (Федорову) (1876-1969). В исследовании его личности (8.1) подчеркнуто, что он «был великан духа, муж огромного терпения и Христовой кротости»[83]. Любимым делом подвижника была переписка с духовными чадами. Анализу его писем посвящен параграф 8.2.

Раздел III «Валаамское старчество на Старом, Новом Валааме и в Псково-Печерском монастыре» представляет собой исследование жизни и духовного наследия подвижников, которые жили и осуществляли своё служение на Старом, Новом Валааме и в Псково-Печерской обители, куда они переехали из Финляндии в 1957 г. Раздел содержит три главы.

В 1 главе после введения (1.1) проведено исследование личности (1.2) иеросхимонаха Михаила (Питкевича) (1877-1962), стремившегося в годы пребывания на Новом Валааме в Финляндии вернуться на Родину и окончившего свой земной путь в Псково-Печерской обители. Его старческое служение (1.3) началось ещё на Старом Валааме. Уже в то время к о. Тимону (имя до принятия великой схимы – авт.) обращались за советом его собратья-монахи, приезжие священнослужители и миряне. Завершается глава параграфом 1.4, повествующим о последних днях жизни и кончине старца.

Подобным последнему был жизненный путь схиигумена Луки (Земскова) (1880-1968), личности (2.1) и старчеству (2.2) которого посвящена 2 глава. Об обстоятельствах кончины подвижника узнаем из параграфа 2.3.

Раздел заканчивается (3 глава) исследованием личности (3.2) и старчества (3.3) схимонаха Николая (Монахова) (1876-1969). Предваряется глава традиционно введением (3.1), а завершается повествованием о последних днях подвижника (3.4).

В заключении автор подводит итоги исследования, а также обращает внимание на вопросы, тематически связанные с данной диссертацией, которые требуют дополнительного обсуждения.

Выводы диссертации: ХХ в., несмотря на сложность исторических обстоятельств, принес миру целую плеяду валаамских подвижников – «в самые трудные и суровые времена Русская Церковь не угасила в себе духа Христова»[84]. Валаамские старцы стали продолжателями той традиции, которая сформировалась на Валааме благодаря их предшественникам в ХVIII–ХIХ вв. Они сохранили духовное преемство, передавая  от старца к ученику опыт аскетической мудрости и молитвенного делания. Старцем на Валааме мог быть и настоятель (схиигумены Маврикий и Харитон), и человек, не имеющий священного сана (схимонахи Анастасий и Пионий), житель собственно монастыря (схиигумен Лука, иеромонахи Иустиниан и Памва) и насельник скита (схиигумен Иоанн, иеросхимонах Ефрем), пустынник (схиигумен Феодор, схимонахи Сисой и Николай), человек престарелый (монах Иосиф) и сравнительно молодой (инок Василий).

К концу рассматриваемого периода, а особенно с переселением на Новый Валаам, старчество открывает себя миру: валаамские подвижники становятся духовниками многих мирских лиц, посещающих обитель, ведут с ними обширную переписку. Таковыми были схиигумен Харитон (Дунаев), схиигумен Иоанн (Алексеев), иеросхимонах Ефрем (Хробостов), иеромонах Евлогий Федоров, иеросхимонах Михаил (Питкевич), схиигумен Лука (Земсков), иеромонах Памва (Игнатьев).

Валаамские старцы в ХХ в. сохранили в своем монастыре традицию исихазма, практикуя её в духовной жизни и описывая практику совершения «умного делания» в своих трудах. Схиигумены Феодор (Пошехов), Харитон (Дунаев), Иоанн (Алексеев), иеросхимонахи Михаил (Попов) и Михаил (Питкевич), схимонахи Сисой (Тепленев) и Николай (Монахов), монах Иосиф (Шорин) имели дар непрестанной сердечной молитвы и призывали своих учеников к «добродетельному преуспеянию, которое приводит к совершенному богоугождению»[85]

Проведенное исследование позволило также выявить ряд тем, нуждающихся в дальнейшем изучении. К их числу относятся:

1. История Валаамского монастыря в 1900–1923 гг. (до «календарного раскола»);

2. История Ново-Валаамского монастыря в Финляндии – от создания до наших дней;

3. Жизнь и труды архивариуса Валаамского монастыря монаха Иувиана (Красноперова);

4. История подворий Спасо-Преображенского Валаамского монастыря в ХХ в.;

5. Эпистолярное наследие схиигумена  Иоанна (Алексеева);

6. Православное учение о спасении по неопубликованным дневникам монаха Иосифа (Шорина);

7. Мистицизм в православии: по неопубликованным тетрадям видений иеромонаха Иоиля (Волынина);

8. Учение об исихазме в трудах и наставлениях валаамских подвижников и др.

Публикации по теме диссертации

1.  Третьяков С.В., диак. Подвижник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря монах Иосиф (Шорин) и его духовное наследие // Сборник студенческих научных работ / Под ред. А.К. Светозарского. Сергиев Посад, 2010. С. 122-135.

2. Третьяков С.В., диак. Подвижник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря схиигумен Иоанн (Алексеев) и его духовное наследие // Православный христианин. Калуга, 2010. № 2. С. 21-28.

3. Третьяков С.В., диак. Подвижник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря иеромонах Иоиль (Волынин) // Православный христианин. Калуга, 2010. № 3. С. 23-27.

4. Третьяков С.В., диак. Подвижник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря монах Иосиф (Шорин) // Православный христианин. Калуга, 2010. № 4. С. 24-28.

5. Третьяков С.В., диак. Подвижник Валаамского монастыря иеросхимонах Михаил (Попов) и его старческое служение // Православный христианин. Калуга, 2010. № 5. С. 24-29.

6. Третьяков С.В., иерей. Схиигумен Маврикий (Баранов) // Православный христианин. Калуга, 2010. № 6. С. 23-28.

7. Третьяков С.В., иерей. Иеромонах Иустиниан (Серебряков) // Православный христианин. Калуга, 2010. № 7. С. 26-30.

8. Третьяков С.В., иерей. Иеромонах Памва (Игнатьев) // Православный христианин. Калуга, 2010. № 8. С. 20-23.

9. Третьяков С.В., иерей. Иеросхимонах Михаил (Питкевич) // Православный христианин. Калуга, 2011. № 2. С. 28-31.

10. Третьяков С.В., иерей. Схиигумен Лука (Земсков) // Православный христианин. Калуга, 2011. № 4. С. 17-20.

11. Третьяков С., диак. Подвижник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря монах Иосиф (Шорин) и его духовное наследие // Богослов. Ру. http://www.bogoslov.ru/text/1091817.html


[1]Шевченко Т.И. Письма Нового Валаама. Труд иноков // Альфа и Омега. № 3 (53). М., 2008. С. 245.

[2]Бобров А.Г. Вступление // Охотина-Линд Н.А. Сказания о Валаамском монастыре. СПб.: Глагол, 1996. С. V.

[3] Алексий II, патриарх. Приветственное слово участникам научной конференции «Архив Валаамского монастыря» // Журнал Московской Патриархии (далее – ЖМП). 1999. № 2. С. 59.

[4] По этому поводу Охотина-Линд замечает более категорично: «Его (игум. Дамаскина – авт.) поиски результатов не дали» (Охотина-Линд Н.А. Сказания о Валаамском монастыре. СПб.: Глагол, 1996. С 15).

[5] Сегодня известно имя этого валаамского иеромонаха, внесшего основной вклад в написание истории обители – о. Пимен (Гаврилов) (1828–1910). Его имя указано на рукописи, хранящейся в архиве Ново-Валаамского монастыря (см. об этом подробнее: Валаамский монастырь и его подвижники. Изд. 5, испр. и доп. СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2011. С. 6-9).

[6] Приведем следующие примеры: Валаамские подвижники. Биографический очерк с критическим взглядом на реформаторов Лютера и Кальвина. СПб.: Валаамский монастырь, 1872; Путешествие на Валаам, во святую обитель, и подробное обозрение всех его достопримечательностей. СПб.: Валаамский монастырь, 1896; Валаамский монастырь и его святыни в период расцвета и благосостояния обители. СПб.: Государственный Русский музей – Фонд возрождения Ленинграда, 1990; Пустынька игумена Назария на Валааме и священные её окрестности. СПб.: Валаамский монастырь, 1890 и мн. др.

[7] Рогозянский А., автор статьи о жизни валаамского игумена Гавриила (Гаврилова), возглавлявшего монастырь на рубеже ХIХ и ХХ столетий, считает, что в трудах ХIХ в. «большое внимание уделено валаамскому старчеству» (Рогозянский А. Жизнь и свершения Валаамского игумена Гавриила (Гаврилова) // ЖМП. 2002. № 12. С. 53). На самом деле трудов, посвященных именно валаамскому старчеству как феномену нет, и, тем более, нет научных исследований. Рогозянский мог сделать такой вывод, исходя из наличия изданных некоторых жизнеописаний старцев-подвижников ХVIII–XIX вв. В архиве Нового Валаама имеется патерик, составленный в начале ХХ в., который так и не был издан в то время: Архив Финляндского Валаамского монастыря (далее – АФВМ). Материалы по истории Валаамского монастыря № 10. Д. 8120. Валаамский патерик или сокровенная жизнь иноков на Валааме. Л. 1–113. 

[8] См. Шляпкин И. Рукописи Валаамского монастыря // Библиограф. Вестник литературы, науки и искусства. СПб., 1889. № 10–11. С. 195–200.

[9] См. Паялин Н.П. Материалы для составления истории Валаамского монастыря. Выборг, 1916. С. 8–14.

[10] АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 27. Виднес М.Б. Современное подробное описание рукописного наследия Валаамского монастыря. [машинопись]. Л. 1–53об. 

[11] Авель, иером. Общежительная Саровская Пустынь и достопамятные иноки в ней подвизавшиеся. М., 1853.

[12] Серафим, иером. Монастырский мужской общежительный устав. М., 1910.

[13] Духовник иеросхимонах Антипа (Молдованин) // Антоний Святогорец, иером. Жизнеописания Афонских подвижников благочестия XIX в. Джорданвилл: Свято-Троицкий мужской монастырь, 1988; Замечательная жизнь иеросхимонаха Антипы. СПб., 1893.

[14] Жизнеописание Валаамского подвижника схимонаха Агапия (Молодяшина). СПб., 1910.

[15] Валаамское слово о Валаамском монастыре, исторический очерк. СПб., 1875.

[16] Ильинский скит на Валааме и житие святого славного пророка Илии. СПб.: Валаамский монастырь, 1902.

[17] Ссылки на творения каждого из авторов см. в основной части диссертации.

[18] Древний патерик, изложенный по главам. М.: Правило веры, 2003.

[19] Добротолюбие. Т. I. М., 1883.

[20] Отечник. Рассказы о жизни святых подвижников / сост. Игнатий (Брянчанинов), свт. М.: ДАРЪ, 2005.

[21] Митерикон. М., 1908.

[22] Ваучский А., свящ. Поездка на Валаам: впечатления и воспоминания о Коневской и Валаамской обителях. Новгород, 1909.

[23] Ф[едченков В.А.] На «Северный Афон» // Странник. СПб., 1906. Т. II. Ч. 1.

[24] Рункевич Н.Я. На Валаам // Странник. СПб., 1904. Т. I. Ч. 1.

[25] Более того, составленный на Валааме сборник-патерик, в котором имелся биографический материал о старцах начала ХХ в., был издан в переработанном виде и с дополнениями только в 2003 г.

[26] Монахи вывезли большую часть библиотеки (более 30 тыс. томов) и архив монастыря (отчетную документацию, переписку монастыря с Финляндским Церковным управлением и Учебным министерством, переписку монахов и игумена с адресатами из-за границы, архиереями, протоколы заседаний Церковного суда, заявления в Церковный суд от братии монастыря, отзывы в прессе того периода, а также личные записи и переписку насельников монастыря). Охотина-Линд замечает, что библиотека «оказалась разрозненной, и какое-то время валаамские книги переходили из одного хранилища в другое. Сейчас они хранятся в двух местах: в библиотеке Ново-Валаамского монастыря и в Православном церковном музее г. Куопио» (Охотина-Линд Н.А. Сказания о Валаамском монастыре. СПб.: Глагол, 1996. С. 118). В новом издании «Валаамский монастырь и его подвижники» (Изд. 5, испр. и доп. СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2011. С. 197) указано ещё одно место, где хранится часть валаамской библиотеки: Славянская библиотека Хельсинского университета.

[27] Об этих событиях замечательно повествуют исторические труды: Цыпин В., прот. История Русской Церкви 1917–1997 гг. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1997. С. 218; Мусаев В.И. Православная Церковь в независимой Финляндии (1918–1930-е гг.) // Вестник Церковной истории. М., 2006. № 4. С. 202–208, а также: Берташ А., диак. Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный монастырь // Компайченко С. Валаамский монастырь: 15 лет возрождения. СПб., 2004. С. 17–18; Комаров Е.Валаам Старый и Новый // ЖМП. 1991. № 2. С. 22.

[28]Резников Л.Я. Валаам: кризис аскетизма. Лениздат, 1986. С. 5, 109. Еще одна работа этого автора, формально посвященная Ново-Валаамской библиотеке, содержит в основном атеистическую пропаганду: Резников Л.Я. Валаамская библиотека // Памятники культуры и мировоззрение: атеистические очерки. Петрозаводск, 1985. С. 72–86.

[29] Стромилова Е.Н., Родионов Ю.В. Вступление // Валаам. Петрозаводск: Карелия, 1970. С. 3–14.

[30] Миляев С. Бывший очаг мракобесия и шпионажа. Из истории Валаамского монастыря // Безбожник. 1941. № 2.

[31] Янсон М. Валаамские старцы. Изд. 2, испр. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994 (первое изд. – Берлин, 1938).

[32] Большаков С. На высотах духа. Брюссель, 1971.

[33] Афанасий (Нечаев), архим. Старый Валаам // Север. 1991. № 9; Афанасий (Нечаев), архим. Старый Валаам // Старый Валаам: воспоминания о монастыре 1914–1943 гг. СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2006; Афанасий (Нечаев), архим. Старый Валаам: воспоминания // Русский Паломник. 1990. № 1; Афанасий (Нечаев), архим. Старый Валаам: воспоминания // Русский паломник. 1990. № 2.

[34] Харитон, иером . Введение нового стиля в Финляндской Православной Церкви и причины нестроений в монастырях: по документам и записям иноков. Финляндия: Валаамский монастырь, 1927; Харитон (Дунаев), игум. Аскетизм и монашество. Sortavala, 1943; Сборник о молитве Иисусовой / сост. Харитон (Дунаев), игум. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994 (первое изд. – 1936 г.).

[35] Это был русскоязычный вариант газеты «Aamun koitto», издававшейся братством святых Сергия и Германа Валаамских с конца ХIХ в. См. об этом подробнее: Яровой О.А., Смирнова И.А. Валаамский монастырь и Православная церковь в Финляндии: 1880–1930-е гг. Петрозаводск, 1997. С.145–146.

[36] Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. М., 1990. [репринт – М.: 1846].

[37] Шмелев И. Старый Валаам. М.: Артос-Медиа, 2007.

[38] Зайцев Б.К. Валаам // Зайцев Б.К. Сочинения в 3-х томах. Т. II. М.: Терра, 1993.

[39] Савин И. Святой остров. Путевые заметки // Новая книга России. 2000. № 4.

[40] Аренский К.Е. Валаам // Возрождение. Литературно-политические тетради. Париж, 1970. № 225.

[41] Охотина-Линд Н.А. Сказания о Валаамском монастыре. СПб.: Глагол, 1996.

[42] Онуфрий (Маханов), иерод. Причал молитв уединенных. Валаамский монастырь и его небесные покровители преподобные Сергий и Герман. СПб.: Царское дело, 2005 (далее – Онуфрий (Маханов), иерод. Причал молитв…).

[43] Киркинен Х., проф. Основание Валаамского монастыря // Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура. СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Сатисъ, Держава, 2004. С. 28–53.

[44] Яровой О.А., Смирнова И.А. Валаамский монастырь и Православная церковь в Финляндии: 1880–1930-е гг. Петрозаводск, 1997; Смирнова И.А., Яровой О.А. Валаам: под флагом Финляндии. Петрозаводск, 2001. Последний труд является популярным переложением текста монографии «Валаамский монастырь и Православная церковь в Финляндии: 1880–1930-е гг.», дополненный новыми фактами из истории Валаама и посвящен непосредственно Валаамскому монастырю финляндского периода.

[45] Яровой О.А., Смирнова И.А. Валаамский монастырь и Православная церковь в Финляндии: 1880–1930-е гг. Петрозаводск, 1997. С. 3.

[46] Шкаровский М.В. Подворья Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в Петрограде (Ленинграде) в советский период // Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура. СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Сатисъ, Держава, 2004. С. 144–149.

[47] Антонов В.В. Валаамские подворья в Петербурге (дореволюционный период) // Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура. СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Сатисъ, Держава, 2004. С. 149–155.

[48] Казанков Б.Е. Судьба библиотеки Валаамского монастыря // История библиотек: исследования, материалы, документы. Вып. 3. СПб., 2000.

[49] Большакова С.Е. История создания и проблемы воссоздания монументальной живописи памятников Валаамского монастыря // Православие и культура: Материалы научно-практической конференции «Православная Русь». СПб., 1997; Художники Валаамского монастыря // Русь Православная: история и современность: сб. ст. / СПб., 2000.

[50] Медведева А.А. Садово-парковое искусство островных монастырей Северо-запада России. Соловки, Валаам, Коневец // Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство: Материалы историко-теоретической конференции. Вып. 2. СПб., 1997.

[51] Прежде всего это: Пантелеимон (Сарко), архим. Валаамский патерик. Хельсинки, 1989. [пер. с финского]; Пантелеимон (Сарко), архим. Отец Иоанн: жизнь валаамского старца (1873–1958). Новый Валаам, 1992. Другие его сочинения имеют отношение более к ХIХ в., чем к ХХ: Пантелеимон (Сарко), иером. Игумен Валаамского монастыря Дамаскин (1795 – 1881 гг.) и его эпистолярное наследие: курсовое сочинение студента IV курса. Л., 1977. [машинопись]; Пантелеимон (Сарко), иером.Епископ Игнатий (Брянчанинов) и Валаамский монастырь: курсовое сочинение. Л., 1984. [машинопись]; Пантелеимон (Сарко), архим. Настоятель Валаамского монастыря игумен Гавриил. Хельсинки, 1988. [пер. с финского].           

[52] Корнилова Н.Б. Валаамская традиция старчества // Памятники Отечества. М., 1991. № 2. С. 114–121.

[53] Шевченко Т.И. Письма Нового Валаама // Альфа и Омега. № 1 (54). М., 2009. С. 270–290; Шевченко Т.И. Письма Нового Валаама // Альфа и Омега. № 2 (55). М., 2009. С. 256–268; Шевченко Т.И. Письма Нового Валаама. Труд иноков // Альфа и Омега. М., 2008.  № 3 (53). С. 238–252.

[54] Любовь покрывает все: жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца валаамского и псково-печерского / авт.-сост. Малков Г., диак., Малков П.Ю. М.: Сретенский монастырь, 2010.

[55] Шевченко Т.И. Игумен Харитон. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь; ИПО «У Никитских ворот», 2011.

[56] Книга посвящена «последним инокам Православной России, оказавшимся волею судеб Божиих на Новом Валааме в Финляндии и в рассеянии сущим». См. Валаам Христовой Руси. М.: Хризостом, 2000.

[57] Валаамский патерик. Т. I. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь: Паломник, 2001; Валаамский патерик. Т. II. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь: Паломник, 2003.

[58] У «пещер Богом зданных»: Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ века / сост. Малков Ю.Г., Малков П.Ю. М.: Правило веры, 1999.

[59] Далее – РП. Считаем здесь нецелесообразным приводить все использованные нами публикации журнала. Познакомиться с наименованиями использованных статей можно в библиографическом списке или сносочном аппарате основной части диссертационного исследования.

[60] Заметим, что авторы, например, публикаций в «Русском паломнике», не считают свои статьи серьезными научными исследованиями и просят «прощения за неискусность изложения», но радуются, что «жития выходят в свет», что является особенно полезным «для молодого поколения, вообще чуждого знания христианства и неискусного в деле духовной жизни» (Полный Валаамский патерик: иеромонах Иустиниан // РП. 1993. №7. С. 51–52).

[61] Валаамский летописец: труды монаха Иувиана (Красноперова). М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1995.

[62] Опубликовано ранее: Пустыньки и пещеры Валаамских подвижников и их жизнеописания / сост. Иувиан (Красноперов), мон.; Гавриил (Калугин), мон. // РП. 1994. № 10.

[63] Валаамский монастырь и его подвижники. Изд. 4, испр. и доп. СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2005.

[64] Валаамский монастырь и его подвижники. Изд. 5, испр. и доп. СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2011.

[65] По сравнению с изданием 2005 г. в этом труде изменена структура книги, дополнена современная история монастыря, уточнены исторические сведения по древнему периоду жизни обители, расширен раздел жизнеописаний подвижников благочестия.

[66] Валаамский монастырь и его подвижники. Изд. 3. СПб., 1903.

[67] Речь идет о схиигумене Иоанне (Алексееве), иеросхимонахе Ефреме (Хробостове), схиигумене Феодоре (Пошехове), схимонахе Николае (Толстове), иеромонахе Иоиле (Волынине)  и др.

[68] Старый Валаам: воспоминания о монастыре 1914–1943 гг. СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2006. В сборник вошли воспоминания патриарха Алексия II, архивариуса монаха Иувиана (Красноперова), архимандрита Афанасия (Нечаева) и др.

[69] Шатов Д. Старчество Валаамских подвижников в XVIII–XIX вв.: дис. канд. богословия. Сергиев Посад, 2008. [машинопись].

[70] Брошюра издана также и на финском языке.

[71] Возглавлял ФПЦ с 1960 по 1988 гг.

[72] Valamo ja sen sanoma. Julkaisija ja kustantaja VALAMO-SEURA ry. Helsinki. 1982.

[73] Valamon kronikka.Valamon Luostari. Hainavesi.1991.

[74] Алексий (Ридигер), патриарх Московский и всея Руси. Обращение к участникам Второй международной научной конференции «Спасо-Преображенский Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура» // Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура. Матариалы Второй международной научной конференции 29 сентября – 1 октября 2003 г. СПб.: Сатисъ, 2004. С. 5.

[75] Расцвет афонской традиции «умного делания» как таковой на Валааме связан с личностью прп. Антипы Афонского, хотя начало было положено в первой половине XIX в. учениками прп. Паисия Величковского. Ярким представителем исихазма был также схимонах Агапий (Молодяшин).

[76] Основной принцип духовной жизни старца Назария состоял в том, что «каждый из братии монастыря, а равно и трудники-богомольцы, имеют каждый своего старца, то есть руководителя в их духовной жизни и, по отношению к старцам носят название учеников. Ученики обязаны открывать старцу все свои помыслы, сообщать душевные движения и поступки, просить его советов и указаний во всех обстоятельствах монастырской жизни, с покорностью принимать налагаемые на него наказания и вообще оказывать ему полное послушание и повиновение. Старцами назначаются, по усмотрению настоятеля, иеромонахи и монахи, известные добрым подвижничеством и опытностью в духовной жизни» (Жизнеописание Валаамского подвижника схимонаха Агапия. СПб., 1910. С. 19).

[77] Библиографическое описание публикаций см. на последней странице автореферата.

[78] Исключение составляет третья глава первого раздела «Рясофорный монах Василий (Печенкин)». По дате кончины (1912 г.) исследование его жизни и подвига следовало бы поместить в первой главе. Однако мы сочли более верным начать раздел с исследования личностей схиигумена Маврикия, настоятеля Валаамской обители (глава 1) и монаха Иосифа (Шорина) (глава 2), родившихся гораздо ранее инока Василия.

[79] Все современные фотографии сделаны автором.

[80] НА РК. Ф. 762. Оп. 2. Д. 16. Дневник иеромонаха Памвы. Л. 45.

[81] АФВМ. № 7298. Келейные записи Иеромонаха Валаамского монастыря о. Иоиля, скончавшегося в декабре 1937 г. на Порфирьевском острове. Л. 1 об.

[82] Осипов А. Предисловие // Носители духа святителя Игнатия: духовные советы современным христианам. М., 2009. С. 17.

[83] Валаам уходящей России: иеромонах Евлогий // Валаам Христовой Руси. С. 516.

[84] Светозарский А.К. Митрополит Вениамин: встреча со святыми // Вениамин (Федченков), митр. Божии люди. М.: Отчий дом, 2004. С. 6.

[85] Сборник о молитве Иисусовой / сост. Харитон (Дунаев), игум. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994. С. 11.

См.также:
23 марта 2017 г.
Вот уже на протяжении шести лет при Московской духовной академии существует Спортивно-туристический клуб в честь пророка Божия Илии. Основная цель Клуба – создать пространство для искреннего и неформального общения между преподавателями, студентами Академии, а также их близкими.
17 августа 2016 г.
Подборка составлена редакцией  портала Предание.ру на основе опыта многолетнего сотрудничества
27 мая 2016 г.
В Московской духовной академии прошло занятие по теме «Дистанционный контроль. Возможности по сбору и анализу информации об учебном процессе».
30 марта 2016 г.
В рамках обеспечения дистанционного контроля выпускных экзаменов и защит квалификационных работ прошло подготовительное занятие.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.