АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Неделя Ваий, Вход Господень во Иерусалим


Проповедь, произнесенная в Покровском академическом храме на Всенощном бдении 7 апреля 2012 года.
08 апреля 2012 г.

Во имя Отца, Сына и Святого Духа!

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы!»(1Кор.3:16,17).

Празднуя сегодня Вход Господень в Иерусалим, не можем мы не вспомнить, дорогие братья и сестры, что Храм Иерусалимский и Иерусалим вообще есть прообраз души человеческой, и преимущественно души христианской. Ибо, что Иерусалим между городами земли, то и христианин между людьми в этом мире. Иерусалим был построен как город священный, в котором должна была приноситься ежедневная жертва Богу, в котором должны были непрестанно возноситься молитвы, в котором должна была содержаться истина Божия; содержаться как в знании Закона, так и в исполнении его. Не те же ли задачи стоят перед каждым из нас, дорогие братья и сестры? Не мы ли призваны быть «солью земли», «светом миру», городом, который не может укрыться, потому что стоит на верху горы добрых дел (Мф. 5:13,14)?!

Равным образом и все взаимоотношения Господа и Иерусалима, изображенные в Священном Писании, отражают в каком-то смысле историю отношений души человеческой и ее Творца: посещения Господом Иерусалима – посещения души человеческой; действия Его в Иерусалиме – таинственные действия в душе человеческой; пророчества об Иерусалиме – пророчества о душе человеческой.

В таком свете, о чем может рассказать нам нынешнее посещение Господом Иерусалима; посещение, которое мы с вами собрались праздновать сегодня? Святой Иннокентий Херсонский прямо проводит параллель между этим событием, и тем, когда мы приступаем к причащению Святых Христовых Тайн[1]. Нельзя не согласиться со святителем: и здесь и там ликование, и здесь и там ожидание чего-то великого. Царь царствующих и Господь господствующих приходит посетить Свое творение. Там ризы постилаются пред Господом, здесь мы сами вместе с ризами повергаемся пред Чашей. Там кричат: «Осанна!»; здесь мы с сокрушением повторяем: «Верую, Господи, и исповедую…».

Но что же дальше? Святитель Николай Сербский, (Велимирович) справедливо заметил: «Таково Божественное свойство Господа Иисуса Христа: где бы Он, Бог в человеческом теле, ни появлялся, люди разделялись, вставая по правую Его сторону и по левую …И до сего дня, когда в мирском обществе заходит разговор о Господе, люди расходятся направо и налево» [2].Разделение это происходит в любом человеческом обществе, будь то государство, или просто компания, или даже семья. Господь наш – Истина, Свет; Он неоднократно в Писании называется Имеющим острый меч (Ис.49:2; Откр.19:15) – в Его присутствии не может быть никакой полуправды или полу-лжи, но правда четко отделяется ото лжи, добро четко отделяется от зла, свет ясно отделяется от тьмы.

И это справедливо для прошлого, справедливо в настоящем, справедливо и для будущего. Ибо разделение произошло в Иерусалиме, когда Господь пришел туда; разделение произойдет в человечестве в День Страшного Суда, когда станут одесную Господа овцы, а ошуюю – козлища (Мф.25:33); происходит оно и ныне – в твоей душе, человек! Ибо когда посещает тебя Господь, то не можешь ты уже остаться таким как был: немного христианином, немного «обычным человеком». Господь остро поставит перед тобой вопрос: ты со Мной или против Меня? И здесь нужно быть готовым оставить все и последовать за Господом (Мф.16:24).

Потому что когда входит Господь, испытующий сердца, и в нашей душе точно так же происходит разделение на два лагеря: властных фарисеев, хитрых книжников, равнодушного Пилата с одной стороны, и преданных апостолов с другой; Иуду-предателя с одной стороны, и кающегося Петра с другой. Сами в себе можем найти мы как оцет для Господа, так и благовонное миро милосердия для Него; можем принести чистую плащаницу с Никодимом, а можем бросить жребий о Его одежде вместе с римскими воинами. Сами в себе видим мы противостояние добра и зла. И здесь от нас требуется выбор, требуется борьба.

Если хотите, это есть прообраз Страшного Суда в нас, когда пшеница Божия будет отделена от плевел, и отнесут ее в житницу Божию, а плевелы ввергнут в печь огненную; где будет плач и скрежет зубов(Матф.13:37-50). Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю – говорит Господь. – Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих(Втор.30:19,20).

Сколь же милосерд Господь наш! Долготерпелив и многомилостив (Пс.102:8). Даже если мы предаем Его, распинаем, Он с Креста просит о нас: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают (Лк.23:34). Что же мы принесем Ему, нашему Господу? Вот, дорогие братья и сестры, наступают дни, когда предан будет Господь в руки язычников, и надругаются над Ним, и распнут Его (Лк.18:31-33). Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною (Мф.26:38) – обращается Господь к Своим ученикам. Придем же и мы в эти дни в святой храм Божий, придем не только телом, но и душой! Проведем Страстную Седмицу рядом с Господом нашим! Пусть и предали мы Его грехами, но придем сюда и оплачем свое падение вместе с Петром! Пусть будет клонить нас сон – и апостолы, мы знаем, уснули в Гефсиманском саду – побудем здесь, пусть и со спящими, но с учениками Христовыми! Постоим у Креста вместе с Иоанном и Пречистой Богородицей, потому что именно у Креста совершается усыновление Ей: Жено! се, сын Твой – скажет Господь. И после нам: се, Матерь твоя! (Ин.19:26,27). Зайдя перед работой в храм, мы уподобимся Симону Киринейскому, который помог Господу нести Крест. Смиренным вниманием ко всему, что происходит в Церкви в эти дни, соткем плащаницу для нашего Господа, и упокоим Его в сердцах своих! Именно в сердцах, потому что где мы Его погребем, там Он и воскреснет. Если вне града, что нам в том пользы? – не останется от нас камня на камне, как произошло это с Иерусалимом! Если же в сердцах наших, то Господь в День всеобщего воскресения восстановит и нас для вечной жизни вместе с Собой по великой Своей милости. Аминь!

 


[1]Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонскаго и Таврическаго. Том.1, С 299-322

[2] Николай (Велимирович), свт. Неделя шестая Великого поста, ваий (цветоносная). http://www.pravoslavie.ru/put/45953.htm

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.