АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Сорок мучеников Севастийских


Проповедь, произнесенная в день памяти сорока мучеников Севастийских 22 марта 2012 года.
23 марта 2012 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Православная Церковь чествует сорок Севастийских мучеников. Согласно Типикону, в будничные дни Великого Поста только дважды совершаются полиелейные богослужения – это 1-е и 2-е обретение главы Иоанна Предтечи и память сорока мучеников. Про Своего Предтечу Господь Сам засвидетельствовал, что он «больше всех рожденных женами» (Мф.11,11). Но чем отличились сорок воинов, проходивших свое служение на окраине Римской империи, в далекой Армении? Почему Церковь, по прошествии 17 веков, хранит память о них столь ясной, как будто они только вчера просияли в лике мучеников?

Святитель Василий Великий говорит об этой славной сорокачисленной дружине, что у них «в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали они терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы»[1]. Действительно, мужество, стойкость, терпение, пламенная вера и верность Богу, которые имели  Севастийские мученики, достойны самой восторженной похвалы. Но всеми этими качествами обладали и другие святые. Более того – мужество и терпение закаленных в воинских упражнениях и боевых сражениях воинов не вызывают такого удивления, как те же мужество и терпение, которые проявляли мучимые за Христа женщины и дети. Но что-то было в подвиге этих славных воинов такое, что поставило их выше тех, кто так же пострадал за Христа. Чтобы приблизиться к пониманию этого «что-то», обратим свой взор на обычную жизнь любого воина. Проходят века, сменяются эпохи, совершенствуются воинские орудия, а служба  современного солдата или сержанта, как и жизнь простого гастата или принципа[2] в древнем Римском легионе, проходит в тех же воинских упражнениях, учениях и походах. Быт воина во все времена был суровым и аскетичным. А среди грубых воинских развлечений и утешений, пожалуй, самым невинным и приятным было после утомительного многодневного похода суровой зимой или во время ненастья принять хорошую баню, дать краткий отдых и приятное тепло телу, насладиться целительной силой водных процедур, вновь почувствовать бодрость, свежесть, веселие и крепость юности. И изощренные мучители изобретают для Севастийских мучеников самую коварную пытку: отправляют их в ледяное озеро, а на берегу растапливают баню для тех, кто, не выдержав соблазна, отречется от Христа. И один из них не выдержал, и хотя еще совсем недавно не поддался на обещания чинов и неведомых ему удовольствий и благ, но не смог отказаться от знакомого и привычного наслаждения. Блж. Августин говорит, что мы «должны пользоваться сим миром, а не наслаждаться им»[3]. Даже самые невинные и простые удовольствия могут оказаться губительными, если начинают обладать нами[4]. Человек, по замыслу Божию, создан наслаждаться Творцом и пользоваться творением, но с момента грехопадения он научился наслаждаться творением и пользоваться Творцом[5]. На примере сорока мучеников мы видим, что самым трудным для них оказалось испытание привычным для них наслаждением. Тот, кто не выдержал испытания, стал предателем. Привычка к наслаждению оказалась в нем настолько сильной, что на глазах своих товарищей он предает не только их, но и Христа, за Которого они все страдали. Он делает сначала один, неуверенный шаг, затем другой, а потом бежит, опаляемый взглядами в спину. Но, не получив наслаждения, обретает смерть. А на его место заступает другой, из числа стражи, чтобы восстановить полноту святой четыредесятницы мучеников.

Мы сейчас переживаем преполовение святой Четыредесятницы, когда Церковь установила поклонение честному Кресту Господню. Прп. Макарий Оптинский говорил, что «в кресте познается любовь Божия, а не в сладости утешения».  Постом мы отказываемся не только от греховных удовольствий – им мы должны сопротивляться в любое время, – но постом мы лишаем себя и невинных утешений, чтобы укреплять и тренировать волю. В это время мы испытываем себя: мы ли властвуем над своими страстями и пристрастиями, или они над нами? И если все свои стремления и желания мы направляем к Богу, только в Нем видим источник наслаждения, то нам нетрудно отказаться от других удовольствий. Но беда в том, что даже во время Великого поста мы позволяем себе множество маленьких послаблений и утешений, оправдываясь своей немощью и незначительностью преступлений. Все эти сорок дней поста мы, подобно сорока мученикам, поставлены, если не в ледяную воду, то в такие условия, когда нам необходимо отказаться от привычных утешений, не обязательно связанных с грехом. И вот именно невинность и привычность удовольствий становятся самым сильным искушением для тех, кто не научился властвовать над собой и наслаждение Творцом обращает в наслаждение творением. Святитель Василий Великий учит: « Ибо не тот терпелив, у кого нет необходимого, но тот, кто, не имея недостатка в наслаждении, продолжает терпеть бедствие»[6]. И современный м iр с его умножающимися каждый день соблазнами дает нам прекрасную возможность посреди моря самых разнообразных и доступных наслаждений показать терпение в пренебрежении к ним и засвидетельствовать верность Богу, принося Ему всю свою не растраченную на удовольствия любовь, чтобы в ответ получить неиссякаемый и неисчерпаемый источник божественной любви. Аминь.

 


[1]  http://krotov.info/library/03_v/vasiy_vel/2_229.html

[2] Гаста́ты   (от лат.  hastati   — букв. «копейщики», от  hasta    «гаста») — воины авангарда  тяжёлой пехоты римского легиона  в IV—II вв. до н. э. (совместно с принципами  и триариями  действовали ориентировочно с 350  до 107  гг. до н. э.). Принципы  (от лат. princeps - первый) — в армии Древнего Рима — воины второй линии тяжёлой пехоты римского  легиона

[3] Августин, блж., еп. Иппонский. Христианская наука. СПб., 2006. С.46.

[4] Ср.: 1Кор. 6,12.

[5] Ср.: «Грехопадение представляет собой неправильную направленность любви (воли): вместо того чтобы наслаждаться Творцом и пользоваться творением, человек пожелал наслаждаться творением и пользоваться Творцом». Прот. Павел Ходзинский.Митрополит Стефан Яворский и архиепископ Феофан Прокопович.(По следам диссертации Ю. Ф. Самарина). Статья для диска: Русское богословие. XVIII век. СПб., 2012.

[6] http://krotov.info/library/03_v/vasiy_vel/2_229.html

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.