АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Ректор Московской Духовной Академии протоиерей Сергей Константинович Смирнов


25 мая 2006 г.

Смирнов Сергей (Сергий) Константинович, протоиерей (5.09.1818. Москва – 16.02.1889. Сергиев Посад). Крупный церковный историк. Ректор Московской Духовной Академии (1878-1886). Член-корреспондент Императорской Академии наук.

Сергей Константинович Смирнов родился в семье московского священника. Его отец  до своего рукоположения в священный сан преподавал в Вифанской Духовной Семинарии.

Сергей Константинович получил традиционное для детей духовенства образование – в Духовном училище и Духовной Семинарии. После окончания в 1840 году Московской Духовной Семинарии он поступил в  Московскую Духовную Академию, которую окончил в 1844 году. В этом же году началась его продолжительная  42-х летняя преподавательская деятельность в Академии.  Смирнов получил должность  баккалавра по кафедрам русской гражданской истории и греческого языка. С 1855 года он преподавал также историю русского раскола и полемику против него. К составлению лекций Сергей Константинович относился с большой тщательностью. Преподавание всех трех предметов, порученных ему, Смирнов поднял на новую высоту. Им составлен солидный по объему курс русской гражданской истории и не менее значительный курс лекций по истории и обличению раскола старообрядчества (остались в рукописи). По новому он построил преподавание греческого языка. Вместо случайных переводов Смирнов стал читать студентам Академии тщательно продуманный курс греческой литературы, а также лекции по новогреческому языку.

В 1845 году Сергей Константинович был удостоен степени магистра богословия за труд «Предъизображение Господа нашего Иисуса Христа и Церкви Его в Ветхом Завете». В 1854 году Смирнов назначен секретарем комитета по изданию «Творений святых отцов в русском переводе» с выходящими в качестве журнала «Приложениями» к ним. Эту должность он занимал до 1871 года. В 1857 году Сергей Константинович становится экстраординарным, а в 1859 году – ординарным профессором. В 1870 году произошло преобразование Московской Духовной Академии по Уставу 1869 года. Новый Устав запрещал совмещение одним преподавателем разных предметов. Сергей Константинович по собственному желанию избрал кафедру греческого языка. В том же году он избран инспектором Академии. В 1873 году  С.К. Смирнов защитил диссертацию на тему «Филологические замечания о языке новозаветном  в сличении с классическим при чтении послания Апостола Павла к Ефесянам» и был удостоен степени доктора богословия. В 1874 году избран помощником ректора по церковно-практическому отделению. В 1875 году удостоен звания заслуженного ординарного профессора. В 1878 году  Сергей Константинович рукоположен в священный сан и назначен ректором Академии с возведением в сан протоиерея. Должность помощника ректора по церковно-практическому отделению осталась за о. Сергием  до ее упразднения в 1884 году. В 1884 году был принят новый Устав Духовных Академий. Согласно этому Уставу, ректор Академии должен был преподавать один из богословских предметов. Поэтому о. Сергий оставил преподавание греческого языка и принял кафедру Священного Писания Нового Завета. Во время управления прот. С.К. Смирновым  Московской Духовной Академией при ней было открыто в 1880 году Братство преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Академии. В том же году по предложению  о. Сергия при Академии открылся  Церковно-археологический музей. Наконец, в том же 1880 году возобновлено издание  Академией «Творений святых отцов в русском переводе» с «Прибавлениями», прекращенное в 1872 году. О. Сергий до конца своего ректорства являлся редактором этого издания.

В 1886 году о. Сергий подал прошение об увольнении со службы. Здоровье его к тому времени  ухудшилось. Кроме того, его уход с должности ректора был желателен К.П. Победоносцеву, который взял курс на замещение административных должностей в Духовных Академиях монашествующими. Определением Святейшего Синода от 30 июля протоиерей Сергий Смирнов был освобожден от должностей ректора и профессора Академии. 1 октября того же года Московская Духовная Академия избрала его своим почетным членом. Последние годы жизни о. Сергий провел в семейном кругу, продолжая заниматься научными трудами. К слову,  он был отцом многочисленного семейства (семь дочерей и один сын). Одна из дочерей была замужем за известным историком и политическим деятелем П.Н. Милюковым. Скончался протоиерей С.К. Смирнов после быстротекущей тяжелой болезни. Погребли его на кладбище Московской Духовной Академии, на выбранном им самим месте, возле могилы протоиерея Александра Горского.

Печатное наследие протоиерея Сергия Смирнова весьма велико. Славу ему как историку принесли труды по истории духовного образования. Первым капитальным трудом Смирнова в этой области стала «История  Московской славяно-греко-латинской Академии». Инициатива написания этого труда принадлежала А.В. Горскому. Он же указал Смирнову источники для работы над ним. Труд, проделанный Смирновым, вызывает уважение уже своим объемом. Как пишет биограф С.К. Смирнова профессор М.Д. Муретов: «Этот небольшой по внешнему объему (428 страниц крупной и разгонистой печати), но громадный по своему содержанию и значению труд составлен на основании тщательного изучения не только многочисленных печатных первоисточников на языках русском, немецком…, французском…, греческом и латинском…,  но главным образом рукописных: Московской Духовной Академии, Вифанской Семинарии, Главного Архива Министерства Иностранных Дел, Московской Синодальной Библиотеки, Архива Оружейной Палаты, Императорской Публичной Библиотеки, Новгородской Софийской, Хутынского и Чудовского монастырей, Архивов Московской Консистории, Заиконоспаского монастыря, Святейшего Синода, Московского Сенатского, Демидовской Библиотеки, графа Муравьева и других некоторых. Изумительна настойчивость, с какою Сергей Константинович отовсюду собирает материал для истории Славяно-Греко-Латинской Академии: он не оставил без внимания, кажется, ни одного тогда известного, даже частного архива, и таким образом осуществил классический пример пчелы в высшей степени» (Муретов.  С. 172).

«История» печаталась начиная с 1852 года  в сокращенном варианте в академическом журнале «Прибавления к творениям святых отцов». В 1855 году «История» была издана отдельной книгой и вызвала весьма благожелательные отзывы. Автору было объявлено Высочайшее благоволение от имени императора. Императорская Академия наук по отзыву архиепископа Филарета (Гумилевского) удостоила его Демидовской премии. Следующий труд С.К. Смирнова - «История Троицкой Лаврской Семинарии». Этот исследование также первоначально печаталось в ПТСО (в 1861-1864 гг.), а в 1867 году вышло отдельной книгой. Оно встретило столь же теплый прием, как и предыдущее. По высочайшему повелению автору была пожалована денежная сумма, а Академия наук присудила ему Уваровскую премию. Оба труда перед выходом в печать были прочитаны святителем Филаретом и изданы с учетом его замечаний. В 1864 году праздновалось 50-летие существования Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой Лавре. С. подготовил к юбилею «Историческую записку о Московской Духовной Академии по случаю празднования ее 50-летия». Записка перед публикацией также  редактировалась святителем Филаретом. В сокращенном виде она была прочитана автором на юбилейном торжественном акте. Третий капитальный труд С.К. Смирнова – «История Московской Духовной Академии до ее преобразования (1814-1870)» посвящен автором памяти святителя Филарета. Издана эта книга в 1879 году. Исследование имеет значение не только для истории Московской Духовной Академии, но и как материал для характеристики жизни и деятельности митрополита Филарета. За этот труд автору была объявлена Высочайшая благодарность, а Академия наук вторично присудила ему Уваровскую премию.

С.К. Смирновым написано и издано большое количество менее значительных произведений в области истории – церковной и гражданской. Из их числа можно выделить описания ряда монастырей и святых мест и путеводители по ним. Стоит также отметить написанные прот С.К. Смирновым воспоминания о церковных ученых и их некрологи. Особенную ценность имеют воспоминания о протоиерее Александре Горском. Смирновым изданы с собственными примечаниями дневник прот. Александра Горского, письма Филарета (Гумилевского) к прот.   А.В. Горскому, письма митрополита Филарета Московского к Филарету (Гумилевскому) и наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Афанасию, четыре письма святителя Димитрия Ростовского в переводе с латинского, письма митрополита Платона (Левшина) к преосвященным Амвросию (Подобедову) и Августину (Виноградскому), письма к митрополиту Платону императора Павла и других Высочайших особ. Протоиерей С.К. Смирнов вел обширную переписку с духовными и светскими лицами. Некоторые его письма опубликованы. Это, в частности, письма к архиепископу Савве (Тихомирову), вошедшие в состав его знаменитого мемуарного труда  «Хроника моей жизни».

С.К. Смирновым написаны и опубликованы  ряд трудов в области патристики, греческой филологии и философии, истории старообрядческого раскола и сектантства, большое количество проповедей и статьи на актуальные темы. Немало он потрудился и в деле перевода на русский язык творений святых отцов. Им сделаны и опубликованы также переводы некоторых иностранных источников по истории России.

Среди литературного наследия протоиерея С.К. Смирнова имеются также и стихотворные произведения. Им написаны стихотворения на день прибытия в Троице-Сергиеву Лавру в 1841 году наследника престола великого князя Александра Николаевича (впоследствии император Александр II) и его супруги. В 1856 году Александр II с супругой короновались в Москве и вновь посетили Лавру. С.К. Смирнов написал по этому поводу стихотворение «На пришествие в Троице-Сергиеву Лавру их Величеств после коронования». Наконец, в 1871 году С.К. Смирнов написал и произнес стихотворение, посвященное 40-летию служения в должности наместника Лавры архимандрита Антония (Медведева).  

За свои ученые заслуги С.К. Смирнов неоднократно награждался. Среди его наград орден Св. Анны I степени. В 1883 году прот. Сергий Смирнов принимал в качестве священнослужителя участие в коронации императора Александра III. Он был в числе награжденных по случаю этого события – удостоен права ношения палицы и митры. С.К. Смирнов являлся членом ряда научных обществ. В  1851 году он был избран действительным членом Императорского Общества истории и древностей российских при Московском Университете. С 1871 г. он являлся действительным, а с 1879 г. почетным членом Общества любителей духовного просвещения. В 1874 году С.К. Смирнов избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук по отделению русского языка и словесности. С 1879 года он являлся непременным членом Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском Университете.

Личный архив протоиерея С.К. Смирнова находится в Центральном Государственном Историческом Архиве города Москвы (фонд 1869, 193 единицы хранения). В его состав входят рукописи лекций, а также весьма многочисленная переписка  С.К.Смирнова.

Основные церковно-исторические труды:

История Московской Духовной Академии до ее преобразования (1814-1870). – М., 1879. – 632, XVIс.

История Московской Славяно-греко-латинской Академии. – М., 1855. – 428, IIIс.

История Троицкой Лаврской Семинарии. – М., 1867. – 586с.

Библейское богословие и патристика.

Предъизображение Господа нашего Иисуса Христа и Церкви Его в Ветхом Завете. – М., 1852.

Святой Иустин, мученик и философ. // Душеполезное чтение. – 1888. - № 6-7.

Филологические труды.

Константин Экономос и сочинение его о сродстве славянорусского языка с еллинским. / Годичный акт в Московской Духовной Академии 1 октября 1873 года. – М., 1873.

Особенности греческого языка новозаветного. // ПТСО. -  1886. – ч.38. – с. 153-156.

Терминология Отцов Церкви в учении о Боге. // ПТСО. – ч.35. – с. 537-574.

Филологические замечания о языке новозаветном в сличении с классческим при чтении послания Апостола Павла к Ефесянам. – М., 1873.

Описания  монастырей, путеводители по святым местам.

Историческое описание Махрищского монастыря. – М., 1851.

Историческое описание Саввино-Сторожевского монастыря. – М., 1846; М., 1877.

О  чудотворной иконе Черниговской Богоматери в пещерном храме Гефсиманского скита. – несколько изданий в 1870-е годы.

Покровский Хотьков девичий монастырь. – М., 1854; М., 1875.

Путеводитель от Москвы до Троице-Сергиевой Лавры. –М., 1882.

Спасо- Вифанский монастырь. – М., 1869; М., 1889.

        Указатель к обозрению Гефсиманского скита. – 7 изданий с 1866 по 1874 гг.

Церковно-исторический месяцеслов Троицкой Лавры. – М., 1850; М., 1854.

Малые произведения по истории церковной и гражданской.

Биографический очерк протоиерея Ф.А. Голубинского. – М., 1855.

Биография князя Дмитрия Михайловича Пожарского. – М., 1852.

Воспоминания о протоиерее А.В. Горском. / Годичный акт в Московской Духовной Академии 1 октября 1876 года. – М., 1877.

Дела благотворительности Троицкой Лавры. // Московские ведомости. –1852. - №39.

Древний русский взгляд на турок и Царьград. // Московские ведомости. -1854. - №33.

Иноземные врачи в России при царе Михаиле Феодоровиче. // Московские ведомости. – 1849. - № 140—141.

Историческая записка о Московской Духовной Академии по случаю празднования ее 50-летия. - М., 1864.

Краткий очерк истории Московской Синодальной типографии. // Московские ведомости. – 1853. - № 152-153.

Нравственный характер и образ жизни русских XV и XVI века. // Московские ведомости. – 1849. - № 88 – 89.

О посольстве Ильи Данилова Милославского и дьяка Леонтия Лазаревского в Турцию в 1643 году. / Временник  Общества истории и древностей. – Т. VI.

О предисловии к житию преподобного Сергия, писанном келарем Симоном Азарьиным.  / Временник Общества истории и древностей. – Т. X.

Отзывы иностранцев XVI и XVII  века о Троицкой Сергиевой Лавре. // Московские Ведомости. – 1849. - № 88-89.

Открытие древних надгробных надписей  в Троицкой Сергиевой Лавре. / Труды Первого Археологического съезда в Москве. – М., 1871. – Т. 2.

Посещения Троицкой Сергиевой Лавры Императрицей Елизаветой Петровной. // Московские ведомости. – 1861. - № 99.

Преподобный Сильвестр Обнорский. – М., 1884.

Протоиерей А.В. Горский: Некролог. // Московские ведомости. – 1875. - № 265-266.

Профессор Московской Духовной Академии И.Д. Мансветов. Некролог. // ПТСО. – 1886. – ч. – XXXVII.

Профессор Московской Духовной Академии протоиерей П.С. Делицын. // ПТСО. – 1863. – ч. XII.

Сказания русских летописцев  о начале Москвы и свидетельства иностранных писателей XV и XVI века о ее состоянии. //  Московские ведомости. – 1848. - № 124-125.

Слово в день воспоминания 100-летней годовщины рождения Филарета, митрополита Московского: Речь о деятельности Московского митрополита Филарета по отношению к Московской Духовной Академии, произнесенная на акте 9 января 1883 года. // ПТСО. – 1883. – ч. 31. – с. 273-295.

Ученики преподобного Сергия Радонежского. // Душеполезное чтение. – 1885. - № 5.

Переводы святоотеческих творений и указатели к ним.

Святитель Василий Великий. Беседы 19, 20 и 21 и письма 47-68..

Письма святителя Григория Богослова.

Святитель Афанасий Александрийский. Апология против ариан и толкования на псалмы 104-118.

Святитель Григорий Нисский. 9 глав из второй книги на Псалмы – о надписаниях псалмов.

Святитель Кирилл Иерусалимский. 7-10 огласительные слова.

Преподобный Ефрем Сирин. Подражание притчам (перевод с греческого языка), толкование на пророка Иеремию и на книгу Бытия (с латинского языка).

Преподобный Макарий Египетский. Беседы 23-27.

Преподобный Нил Синайский. 153 главы о молитве, мысли и письма.

Преподобный Исаак Сирин. Слова 7, 8, 34, 36, 38, 39, 71, 86, 87, 89, 90.

Преподобный Исидор Пелусиот. Письма 96-171.

Блаженный Феодорит. 64 вопроса из толкования на книгу Бытия, толкования на псалмы 55-57 и 119-135, на малых пророков с 8 главы пророка Осии до 2 главы пророка Иоиля, десять глав о промысле, толкование на пророка Иезекииля с 32 главы до конца, толкования на послания апостола Павла к Филиппийцам и Колоссянам.

Лавсаик (исправление перевода).

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

Указатель к творениям святителя Григория Богослова.

Указатель ко второму изданию творений преподобного Исаака Сирина.

Указатель к творениям святителя Василия Великого.

Более подробный перечень опубликованных произведений С. можно найти в изданной без указания имени автора брошюре профессора  И.Н. Корсунского «Протоиерей Сергий Константинович Смирнов, бывший ректор Московской Духовной Академии». – М., 1889 и в статье М.Д. Муретова «Протоиерей Сергий Константинович Смирнов» в сборнике «Памяти почивших наставников. Издание Императорской Московской духовной Академии ко дню ее столетнего юбилея». – Сергиев Посад, 1914.

Литература о прот. С.К. Смирнове.

Каптерев П. Письма к профессору и ректору Московской духовной Академии С.К. Смирнову разных лиц. / У Троицы в Академии: 1814-1914 гг. – М., с. 90-292.

К. (Корсунский И.Н.) Прот. Сергий Константинович  Смирнов, бывший ректор Московской Духовной Академии. – М., 1889.

Корсунский И.Н.  Прот. С.К. Смирнов (Некролог). // Прибавление к творениям святых отцов в русском переводе, 1889. – ч.43.

Муретов М.Д. Протоиерей Сергий Константинович Смирнов. /Памяти почивших наставников. /Изд. МДА. – Сергиев Посад, 1914. – с. 139-274.

Соколов В.А. Речь при гробе протоиерея С.К. Смирнова. // ПТСО. – 1889. – ч. 44. – с. 214-219.

Экономцев И., свящ. Историческая школа Московской Духовной Академии. // Вестник русского Западноевропейского Патриаршего экзархата. - № 115. -  Paris, 1987. – с. 107-208.
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.