АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

О необходимости пребывать в Православной вере


Проповедь, произнесенная в храме СИЗО Сергиева Посада 10 марта 2012 года.
15 марта 2012 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Поздравляю вас, братья, с тем, что вам довелось посетить храм Божий. Поздравляю вас с заупокойной субботой. Поздравляю вас с прошедшим праздником Торжества Православия, который мы отмечали в минувшее воскресенье, и с наступающим праздником святителя Григория Паламы, который мы будем праздновать завтра. Сейчас продолжается Великий Пост, и в начале его Церковь установила праздники, связанные с вероучением Церкви. Праздник Торжества Православия был установлен в IX веке в честь того, что Церковь восторжествовала над всеми ересями, когда победила страшную иконоборческую ересь, долгое время смущавшую Церковь. Тогда было подтверждено церковное вероучение, сформулированное в прежние века. Так сбылись слова Христовы: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). И в прошлое воскресение мы, вспоминая это событие, благодарили Бога за то, что мы принадлежим к Православной Церкви. В следующее воскресенье, то есть завтра, – память свт. Григория Паламы, и эти два праздника, несомненно, имеют между собою связь, так как свт. Григорий Палама явился великим учителем Церкви и, можно сказать, ее столпом. Он жил в XIV веке, и в его время из Римской церкви в Византийской империи явились еретики смущавшие верующий народ и говорившие, что невозможно человеку приобщиться к Богу, невозможно богообщение и будто бы благодать Божия является не тем, что приводит к соединению человека с Богом. Святитель Григорий Палама боролся с этой ересью, и с его помощью она была обличена и осуждена. Таким образом, он явился учителем того, что человек может и должен трудиться, чтобы достигать богообщения. Его память неслучайно приходится на первое время Великого Поста, потому что это особое время для покаяния и духовного подвига, с помощью которого мы надеемся приблизиться к Богу.

Еще сегодня мы слышали чтения из Священного Писания, то есть из Библии: в одном из них апостол Павел увещевает, чтобы мы не отпали от веры. Он пишет: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр. 3, 12-14). Мы, принадлежащие к Православной вере, должны быть благодарны Богу за это, потому что сегодня многие люди, которые ищут Бога, которые не удовлетворяются поиском земного счастья, впадают в различные лжеучения. Ведь ереси во все времена смущали Христову Церковь, смущают они ее и сейчас, когда в постсоветское время в России, издревле бывшей православной, открылся простор для различных религий, для конфессий, называющих себя христианскими, для сект и расколов. И сейчас люди в большом множестве по своему неведению попадаются в сети этих лжеучений, вместо того, чтобы идти в Православную Церковь. Проповедники лжеучений, маскирующиеся под христианство, приходят и в тюрьмы и предлагают заключенным материальную помощь, чтобы таким образом получить расположение к себе, а сами проповедуют чуждое христианству учение. Многие бывают обольщаемы ими и предают отеческую веру. Мы же должны ценить то, что мы в Православной Церкви, потому что мы некогда бывшие безбожниками и, не имея надежды, получили ее (ср. Еф. 2, 12). Ведь большое утешение содержится в том, что мы, «бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» (Еф. 2, 13), – и теперь, пишет апостол Павел, – «вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 19, 22). Для всякого очевидно, какое утешение имеет каждый христианин из этих слов апостола Павла: мы, будучи некогда отчуждены от Бога и не имея никакой надежды, вдруг стали так близки к Богу, что нас следовало бы называть согражданами святым и своими Богу. О приближении к Богу говорит и святитель Григорий Палама. Такая близость к Богу возможна только в Церкви, как и апостол Павел говорит: «быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем…». Ведь если мы знаем, что Бог любит людей и все делает, чтобы каждого из нас спасти, то не может быть, чтобы Он не оставил на земле никакого учреждения, в котором люди могли бы обрести полноту истины, а не какую-то ее часть. Таким учреждением и является Православная Церковь, в которой нет, и не может быть ни малейшей тени заблуждения или лжи, но все истинно и все служит для спасения человека. И это несмотря на грехи людей, составляющих Церковь, потому что она является учреждением Божественным, а не человеческим, и свята в силу освящения ее Богом.

Конечно, можно говорить, что важно не столько то, во что верует человек, сколько то, как он живет, и что легко правильно веровать и при этом грешить. Но грешник рано или поздно может одуматься и, зная, что от него требуется, может покаяться, а еретик, если и делает, как ему кажется, добро, не имеет благодати, а его добро перед Богом не имеет цены, потому что он возложил надежду на самого себя, отстранил себя от Бога и находится в опасности окончательно погибнуть в своей гордыне. Так, об одном древнем подвижнике – авве Агафоне – рассказывается, что однажды к нему пришли некоторые монахи с целью проверить его на незлобие и стали говорить ему: «Отец, мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец». – «Да, – отвечал старец, – это правда». Тогда они продолжали: «Мы слышали о тебе, Агафон, что ты клеветник и пустослов». – Старец смиренно согласился и с этим. Тогда они сказали: «Ты, Агафон, еретик». – На это авва Агафон ответил им, что он не еретик. Искушающие, конечно, удивились, почему авва готов был признать себя виновным в остальных грехах, но не в ереси. Они спросили его об этом, на что авва Агафон ответил им, что признание за собой тех грехов полезно для его души, ибо ведет его к смирению, но ересь отлучает человека от Бога, а отлученным от Бога авва Агафон быть не хотел. Кроме того, нетрудно заметить, что все грехи в основном происходят у нас от слабости воли, от немощи и от трудности изменить себя к лучшему (здесь человек, являясь рабом своих страстей, как бы подневолен), ересь же является грехом ума и происходит от человеческого упорства, и сам еретик вполне свободно и непринужденно делает свой выбор, отказываясь от Бога.

Поэтому будем благодарны Богу за то, что мы в Церкви, за то, что в ней мы имеем благодать, имеем радость и легкость от чувства прощения наших грехов и имеем надежду на спасение, получить которое я желаю всем нам.

Аминь.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.