АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Святые праотцы – образец ревности о богоугождении


Проповедь, произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной литургией 25 декабря 2011 года.
29 декабря 2011 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры, приближается Рождество Христово, и сегодня мы молитвенно чтим память ветхозаветных праведников, которые явились предками нашего Господа по плоти и удостоились именоваться Его праотцами. Этот сонм включает всех праведников, живших от Адама до Христа, которые своей праведностью сделали возможным, чтобы в человеческом роде явилась Пренепорочная Дева и чтобы люди через пример их жизни не забыли Бога совершенно, но могли бы принять спасение, даруемое родившимся на земле Господом. Через неделю мы будем праздновать память святых отцов, под которыми преимущественно разумеются те праведники, которые жили в богоизбранном Израильском народе и явились ближайшими предками по плоти Господа Иисуса Христа[1].

Люди в лице избранного Богом Израильского народа постепенно приготовлялись к тому, чтобы от них самих по плоти родился Бог. Израиль, хоть часто и отступал от Бога, но в нем все время были ревнители Божьего Закона, в чем и уверил Бог пророка Илию: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его»[2]. Каждый из этих праведников жил в непростое время и выделялся своей праведностью из окружавшего его общества. О них пишет апостол Павел в Послании к Евреям: и Ной, и Авраам, и Иосиф, и Самуил, и другие праведники, «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих»[3], – все они жили среди людей, отступивших от Бога. Поэтому особенно удивителен их подвиг, удивительно, как они сохраняли веру и чистоту жизни в таких условиях. Тем более что тогда еще не пришел Христос, тогда о Нем предвозвещалось только в туманных прообразах и пророчествах. Эти праведники жили еще только верой в Его пришествие, и их вера была настолько тверда, что ради нее они готовы были всю жизнь переносить скорби и поругания, как, например, все пророки. Тогда еще не было новозаветной благодати, а они возвышались до новозаветной праведности: так пророк Илия сохранял девство, а пророк Давид проявлял любовь к своему врагу – Саулу. Поэтому Бог оправдал их ради их веры, так что они своей верой послужили созданию новозаветной Церкви, в которую призваны не только иудеи, но и оправданные через веру язычники. Эта мысль выражена и в тропаре, который мы только что слышали: «Верою праотцы оправдал еси, от язык теми предобручивый Церковь»[4]. Так, постепенно, из рода в род, эти праведники, храня веру и в сердце, и в жизни своей, усовершались, пока наконец от них не произошла Пресвятая Дева, в Которой вся праведность человеческая обрела свою полноту, так что Она даже несравненно превзошла всех праведных людей, и о Ней сказано: «Из корене израстши Иессеева, Дево, уставы прешла еси человеческаго существа»[5]. Поэтому праотцы, наконец, обрели утешение и возрадовались, когда увидели, что из их рода произошла Матерь Божия: «Хвалятся в славе святии, яко от семене их есть плод благославен, без семене Рождшая Тя»[6], – слышим мы в продолжении тропаря. Они ныне радуются во славе, видя обетования Божии исполненными, потому что произошедший от них по плоти Господь Иисус Христос воскрес из мертвых и возвел нас от врат смертных: «Днесь Адам ликует, и радуется Ева, вкупе же и пророцы с патриархи воспевают непрестанно божественную державу власти Твоея»[7]. Они ныне хвалятся в славе, потому что получают награду и упокоение от Бога за свою жизнь, проведенную в скорбях и в противостоянии греху.

Давайте задумаемся, почему им удавалось так чисто соблюдать заповеди Божии среди развращенного народа, тогда как нам это кажется очень трудным, ведь и мы живем в обществе, по большей части неверующем, среди многих соблазнов и равнодушия ко всему духовному. Праотцы еще не имели благодати святого Крещения и других таинств, не имели Евангелия и многого другого, что имеем мы, – так что же помогало им не уклоняться с пути Божьего и стойко пребывать в праведности? Они горели божественной любовью, но что поддерживало в них этот огонь? Попытаемся найти ответ на этот вопрос в богослужении этого дня. Так, мы слышим, что эти праведники имели ревность о богоугождении. О праведном Сифе написано: «Поется в мире Сифово к Зиждителю разжжение, ибо в непорочнем жительстве и душевней любви тому истинно угоди»[8]. Особенно же восхваляется ревность святых трех отроков, которым сегодня посвящен даже особый канон: «Украсися, о дети! паче камене сапфира, ваше совокупление, яко заря златая, благочестия ревностию распальшеся, ходяще радостно в пещи, и собирающе ликование всемирное»[9]. Когда Израиль оставил Бога и поклонялся идолам, пророк Илия говорил: «Ревнуя поревновах по Господе (Бозе) Вседержители, яко оставиша Тя сынове Израилевы»[10]. Он горел духом и горячо болезновал о своем народе. Пророк Иеремия сильно сокрушался о гибели своего народа за его нечестие:«Утроба моя! утроба моя! скорблю во глубине сердца моего, волнуется во мне сердце мое, не могу молчать»[11]. Перед нами яркий пример ветхозаветных праведников. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что «Слушание повествований о подвигах и добродетелях духовных отцов ум и душу возбуждает к ревности»[12]. Немалое значение в жизни верного раба Божьего имеет ревность. С ее помощью кажущийся непосильным подвиг становится преодолимым. Об этой добродетели много говорили святые отцы. Очень ясно и многосторонне учит о ней преподобный Исаак Сирин: он говорит, что «за всякою мыслию доброго желания, в начале его движения, последует некая ревность, горячностию своею уподобляющаяся огненным углям; и она обыкновенно ограждает сию мысль и не допускает, чтобы приблизились к ней какое-либо сопротивление, препятствие и преграда, потому что ревность сия приобретает великую крепость и несказанную силу ограждать душу от расслабления или от боязни при устремлениях на нее всякого рода стеснительных обстоятельств»[13]. Эта ревность естественна человеку и дана нам Богом, чтобы мы могли беспрепятственно исполнять свои желания, согласные с волей Божией[14]. Преподобный Исаак Сирин решительно говорит о необходимости ревности: «Это есть добродетель, без которой не производится доброе»[15]. И это вполне понятно, потому что, как каждый сам по себе знает, что никакое дело не может быть хорошо исполнено без усердия, а естественная ревность необходима для усердия, подобно тому, как топливо – для огня: «Когда ревность приводит в действие свою силу, – пишет прп. Исаак, – то придает душе крепость непреодолимую»[16], – при такой крепости человек может не соглашаться с грехом и противостоять ему. Всякий раз, когда мы видим себя ослабевшими духом от греховного напора, не будем побеждаться нерадением и  нечувствием, но будем вспоминать то время, когда мы были усердны, как советует прп. Исаак: «Во время своего поражения, расслабления и лености, связуемый и содержимый врагом в мучительном томлении и в тяжком деле греха, представляй в сердце своем прежнее время рачительности своей, как был ты заботлив о всем даже до малости, какой показал подвиг, как с ревностью противился желавшим воспрепятствовать твоему шествию»[17]. А преподобный Иоанн Лествичник говорит, что «душа, бывшая прежде мужественной и ослабевши, воспоминанием прежней ревности, как острым орудием, бывает возбуждаема, посему многократно некоторые воздвигали себя таким образом (от расслабления)»[18]. Ведь нечувствие – крайнее зло, как знает по себе всякий и как говорят, предостерегая от него, святые отцы, ведь оно делает человека как бы мертвым, и тогда он грешит, не задумываясь, легко переступая через свою совесть. Но, к сожалению, нечувствие в той или иной мере обладает нами, и оно тем губительнее, что оно не заметно и человек не может увидеть своего бедствия. Послушаем пример, который нам являет человек, очень чуткий к духовному и чуждый нечувствия – преподобный Симеон Благоговейный, наставник преподобного Симеона Нового Богослова. Он советует братьям, чтобы они старались не причащаться без слез[19]. Этим его словам многие посмеивались, считая, что они неудобоисполнимы и безмерно строги. Преподобный Симеон Новый Богослов решительно обличал дерзость и нечувствие говорящих так. А нам самим не кажется ли слишком строгим совет не причащаться без слез? Если мы неискусны в добре, или если в нас недостает любви к ближним, то это непорядок, и не должно с этим мириться, но надобно понуждать себя сокрушаться сердцем о своих недостатках и так возбуждать в себе желание добра и ревность о нем. Так мы привлечем к себе милосердие и помощь Божию. Ведь во внешнем мы все в основном более или менее исправны, а в сердце – далеко неисправны. Нам полезен совет святителя Феофана Затворника: «Кто, не нарушая заповедей явно, хотя ведет исправную жизнь, но о том, чтобы хранить для Господа сердце чисто, и для того быть с собою в борьбе и в пособие к ней держать себя в подвигах самоотвержения, никакой заботы не имеет и потому ни в каких утехах и удовольствиях, возможных на земле и введенных духом века сего в порядки жизни, себе не отказывает, не считая их противными кресту Христову, который нести обязан всякий христианин, того правила жизни и дела непрочны. Они – сено, тростник, хворост»[20]. Но вспомним, что если наши дела – сено, тростник и хворост, они непременно подвергнутся испытанию огнем на Последнем Суде: «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть»[21].

Ревность помогает в противостоянии греху, так как она пробуждает душу от греховного нерадения и ободряет ее: «Во время нерадения трезвись и возбуждай в себе понемногу ревность, потому что она сильно пробуждает сердце и согревает душевные мысли»[22]. Преподобный Исаак Сирин, описывая образ действия ревности и причины ее возгорания и охлаждения, уподобляет ее псу, стерегущему дом добродетелей. Он говорит, что этот пес пробуждается и укрепляется на охранение дома от двух причин: во-первых, – когда человек боится потерять то благо, которое он приобрел или имеет в виду приобрести: «Когда возбужден в естестве этот страх, тогда ревность, названная у нас псом, день и ночь разгорается, как пылающая печь, и пробуждает естество. И, подобно Херувимам, человек пробуждается и ежечасно внимает тому, что окрест его, и… если проходит птица около него, приходит в движение и лает с самою быстрою и несказанною стремительностью»[23]. Вторая причина воспламенения ревности – это вожделение добродетели, «ибо в какой мере возрастает в душе вожделение, в такой же воспламеняется и этот пес, то есть естественная ревность к добродетели»[24]. Охлаждается же ревность, и человек приходит в леность и нерадение по следующим причинам: во-первых, – «когда самое вожделение уменьшится и прекратится в душе»[25], и, во-вторых, – когда в душу войдет помысл самонадеянности и отважности и утвердится в ней. Тогда «человек станет надеяться, думать и держаться той мысли, что нет ему причины бояться потерпеть вред от какой-нибудь силы; и потому слагает он с себя оружие ревности и бывает как дом без стражи; пес засыпает и надолго оставляет стражу… Весьма многие мысленные домы бывают окрадены сим помыслом»[26]. Т.е. ревность охладевает, когда человека оставляет благодать Божия по причине самого тонкого помысла гордыни.

При всем вышесказанном и притом, что и апостол Павел наставляет: «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите»[27], – обратим внимание и на предупреждение святого Иоанна Лествичника о том, что «ревностные наиболее должны внимать себе, чтобы за осуждение ленивых не повергнуться самим еще большему осуждению. И Лот, – по мнению преподобного Иоанна, – потому оправдался, что, живя посреди таких людей, никогда их не осуждал»[28].

Дорогие отцы, братья и сестры, святые праотцы были людьми, подобострастными нам, имели тело, подверженное немощам, жили среди неверующих своих соплеменников, испытывали различные искушения и находились в более сложных условиях, чем мы, как жившие до Благодати, а иные – еще и до Закона. Поэтому-то их доблестный подвиг и их праведная жизнь и являются для нас ободрением, так как если они смогли угодить Богу и даже так просиять добродетелью, то тем более это возможно для нас, живущих в Благодати, которая явилась с пришествием нашего Господа Иисуса Христа, пришествие Которого мы будем переживать и праздновать вот уже очень скоро. Преподобный Исаак Сирин убеждает нас иметь в душе столько же ревности против диавола, сколько имели Маккавеи, святые пророки и все праведные, потому что их учение «соблюдается для нашего наставления и укрепления, как свидетельствует[29] Апостол»[30]. И, конечно, если мы последуем примеру святых праотцев и возревнуем доброй ревностью о своем спасении, то Христос не преминет избавить нас от искушений и утвердит нас в добре и Его благодатью мы будем спасены. Ему, пришедшему к нам ради нашего спасения, да будет слава со Отцем и Святым Духом во веки веков.

Аминь.

Список литературы

1. Библия. М., РБО, 2008.

2. Библия на церковнославянском языке. М., 1993.

3. Минея. Декабрь. Киево-Печерская Лавра, 1893. – 622 с.

4. Октоих, ч. 1. СТСЛ, 2008. – 355 л.

5. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. М., 2004. – 368 с.

6. Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. М., 1993. – 435+X+87 с.

7. Симеон Новый Богослов, преподобный. Слово 75 (http://otechnik.narod.ru/simeon_n_bog_slovo75.htm).

8. Феофан Затворник, святитель. Толкование на Первое Послание к Коринфянам святого апостола Павла (http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=korinfena).

 


[1] Так утверждает преподаватель литургики МДАиС протоиерей Василий Воронцов (об этом я узнал с его слов).

[2] 3Цар. 19, 18.

[3] Евр. 11, 33-34.

[4] Минея. Декабрь. Киево-Печерская Лавра, 1893. – с. 187 (11-й день, отпуст. тропарь).

[5] Там же, с. 510 (25-й день, песнь 4 (2-й канон), тропарь 3).

[6] Там же, с. 187 (11-й день, отпуст. тропарь).

[7] Октоих, ч. 1. СТСЛ, 2008. – л. 185 (кондак воскресный, глас 3).

[8] Там же, с. 189 (11-й день, песнь 3 (2-й канон), тропарь 1).

[9] Там же, с. 192 (песнь 5 (канон 1), тропарь 3).

[10] 3Цар. 19, 10 (эта цитата приведена по-церковнославянски, т. к. по-церковнославянски речь пророка представлена более выразительно).

[11] Иер. 4, 19.

[12] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. М., 2004. – с. 198 (глава 26, п. 135).

[13] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. М., 1993. – с. 143 (слово 32).

[14] Ср.: и как самая первая мысль есть сила святого желания, от природы насажденная в естестве души, так ревность сия есть мысль, движимая раздражительною в душе силою, данная нам Богом на пользу, для соблюдения естественного предела, для выражения понятия о своей свободе исполнением естественного желания, находящегося в душе» (там же).

[15] Там же.

[16] Там же, с. 223 (слово 49). Ср.: «усердие называться порождением ревности» (там же).

[17] Там же, с. 9 (слово 2).

[18] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица (указ. изд.). – с. 17 (глава 1, п. 11).

[19] Симеон Новый Богослов, преподобный. Слово 75 (http://otechnik.narod.ru/simeon_n_bog_slovo75.htm).

[20] Феофан Затворник, святитель. Толкование на Первое Послание к Коринфянам святого апостола Павла (http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=korinfena).

[21] 1Кор.3,13.

[22] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические (указ. изд.). – с. 168 (слово 40).

[23] Там же, с. 144 (слово 32).

[24] Там же, с. 145 (слово 32).

[25] Там же.

[26] Там же.

[27] Рим. 12, 11.

[28] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица (указ. изд.). – с. 57 (глава 4, п. 100).

[29] «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим. 15, 4).

[30] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические (указ. изд.). – с. 32 (слово 6).

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.