АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Духовная расслабленность как причина болезней тела и начало отхождения от Бога


Чтец Кирилл Мерзляков (I курс магистратуры)
Проповедь произнесена в Покровском академическом храме за Божественной литургией 29 апреля 2018 года.
30 апреля 2018 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Христос воскресе!

Сегодня четвертая Неделя по Пасхе и она посвящена воспоминанию об  исцелении Господом Иисусом Христом расслабленного у Овчей купели в Иерусалиме (Ин.5:1-15). Слышанное сегодня Евангельское чтение знакомо многим, и на первый взгляд, а тем более для человека, воспринимающего Евангелие не более как череду чудесного, не представляет из себя чего-то особенного. Христос в очередной раз исцелил тяжелобольного. Чудо, и чудо, сколько их в Евангелии описано?! Но это поверхностное впечатление. Ведь не просто так Церковь акцентирует внимание на этом событии, называя им третье воскресение после праздника Пасхи.

 У купели, в которую периодически сходил Ангел Господень, и в которой совершались исцеления, находилось всегда много больных и жаждущих чудесного выздоровления людей. Можно только представить какая картина человеческого горя и страдания открывалась здесь, скольких надежды и разочарований, веры и ропота была свидетелем обустроенная территория этого водного источника. И среди них на протяжении 38 лет находился никому ненужный расслабленный мужчина. Поразительны вера и упование этого больного на милость Божию. Каждый раз на протяжении 38 лет он не успевал войти в воды купели сразу же по освящении этой воды Ангелом, но он ждал и твердым был в своей надежде на чудо. И оно произошло - к нему пришел Сам Господь и исцелил его одним Своим животворным словом. Столько лет никто не позаботился о нем, а он все ждал доброго человека-помощника, и об этом свидетельствуют слова, сказанные им Христу: «Не имею человека, который опустил бы меня в купальню» (Ин.5:7). В этих словах много горя, печали, пролитых слез и воззваний к Богу, и, наверное, сейчас он смотрит на подошедшего к нему с одной лишь мыслью – «будь этим человеком, сжалься над моими многолетними страданиями». Как это нам должно быть знакомо?! Когда хочется кричать – помогите, и кричишь, но остаешься неуслышанным. Чувство разочарования в людях, в жизни накрывает так, что свет не мил, и сколько тех, кто не выдерживал, и уходил из этой жизни по своей воле. А здесь человек ждет и еще бы ждал, но его долготерпение вознаградилось: «Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел...” (Ин.5:8-9). Исцеление произошло, но возникает вопрос о причине столь долгой болезни, и Господь открывает эту причину, когда обращается к исцеленному при их следующей встрече в храме: “Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже” (Ин.5:14). Значит, тяжелая болезнь стала следствием греховной жизни этого человека, но в то же время и продолжительным процессом, приведшим к духовному выздоровлению. Как видим духовное расслабление привело к телесному, и напротив, духовное бодровствование выработало иммунитет к греховной заразе.

К плохим последствиям для человека приводит состояние расслабленного духа. Человек начинает многое себе позволять – от послаблений в малом до потворства различным страстям. Склонность к греху приводит к большой трагедии – отрыву от Бога, от благодати Духа Святого. А отдаляясь от света и все больше привыкая жить во мраке греха, мы становимся слепыми – темнеют духовные очи нашего сердца, хромыми – слепота не дает идти путем правды, и шатает человека от добра ко злу, иссохшими – от того, что как бы не стремились достичь многих житейских благ, все равно не достигаем, злимся на эту жизнь, отчаиваемся, так как не знаем истинной радости, ее источника – Господа нашего Иисуса Христа[1]. Не зная радости во Христе, не можем принести радости окружающим во имя Христово. В таком состоянии человек погружается в пучину своего эгоизма, зацикливаясь на себе и своих проблемах, становится равнодушным к чужому горю и  никогда не пожертвует собой ради того, чтобы благо пришло сначала кому-то другому, а потом уже ему. Ведь именно из-за этого расслабленный пролежал у купели в Иерусалиме почти сорок лет.

Братия и сестры, видим, как губительно состояние расслабленности, не может в таком состоянии человек стяжать крепкую веру, добродетели, а главное – любовь. Протопресвитер Александр Шмеман во время проповеди говорил: «все христианство — в прорыве сквозь страшную твердыню эгоизма, в прорыве к любви»[2]. Уповая на милость Божию и укрепляемые Им, будем стремиться исполнить призыв Христа: «Встань… и ходи» (Ин.5:8), чтобы нам ходить путями правыми пред лицом Божиим. Аминь.

 


[1] Свенцицкий В., протоиерей. Проповеди. М.: Отчий дом, 2013. С.79.

[2] Шмеман А., протопресвитер. Проповеди и беседы. М.,2014. С.123.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.