АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

"Расположить к благочестию и благонравию" (страницы истории народного образования в Сергиевом Посаде)


25 июля 2011 г.

Сергиево-Посадский физико-математический лицей расположен в двухэтажном здании из красного кирпича на улице Карла Маркса. Несмотря на молодой возраст — двадцать лет по историческим меркам срок незначительный, — это учебное заведение прославило наш край многочисленными победами на престижных международных, всероссийских и региональных конкурсах и олимпиадах. Выпускники лицея уверенно чувствуют себя в самых лучших высших вузах страны, становятся высокопрофессиональными специалистами.

Отрадно, что лицей гордится не только своими достижениями в области образования, но и хранит историю старинного здания на бывшей Александровской улице. Об историческом прошлом и предшественниках лицея читайте очерк Константина Филимонова.

 

Едва ли ошибемся, предположив, что традиции народного образования в нашем крае насчитывают столько же лет, сколько лет самому городу. Преподобный Сергий был первым учителем на территории будущего Посада: учителем и наставником монашествующих и мирян, приходивших для исповеди, беседы и совета.

Неоспоримое свидетельство успешной воспитательной деятельности Сергия — сама Троицкая лавра. Со временем она превратилась в значительный центр народного образования в выросшем вокруг нее Сергиевском Посаде.

Здесь мы обратимся к малоизвестной до сих пор истории народных училищ Лавры, основанных ею в 30-х и 60-х годах XIX века. Но прежде обрисуем состояние народного образования в самом Посаде того времени.

Предшественники

Отметим сразу, что к началу 1830-х годов учреждений народного образования в Посаде не было вовсе. Их отсутствие восполнялось обучением детей самими родителями или учителями частных или "вольных" школ. Ими были приказные служители Лавры, писцы посадской ратуши и служители приходских церквей. Подобное образование, преобладавшее не только у нас, но и повсеместно, было чрезвычайно ограниченным и сводилось к обучению навыкам чтения и письма и, редко, арифметике и Закону Божию.

Нельзя сказать, чтобы попытки завести в Посаде народное училище не предпринимались. Еще в 1785 году московский Приказ общественного призрения распорядился открыть в уездных городах губернии малые двухклассные народные училища для преподавания катехизиса и священной истории, обучения чтению, письму, арифметике и, главное, внушения правил "о должностях человека и гражданина" в отношении к себе, обществу и государству.

В декабре 1785 года такое училище было открыто и в Посаде, однако местные купцы и мещане посылали туда своих детей с крайней неохотой. Во-первых, они рассматривали его как еще одну повинность. Во-вторых, общеобразовательный характер училища был им непонятен, а двухлетнее обучение противоречило желанию родителей "заблаговременно приучать детей к познаниям в домашних делах и для купечества и для мещанства нужностях". В результате, училище просуществовало не более 15 лет, и в XIX столетие Сергиевский Посад вошел, не имея каких-либо учреждений народного образования.

Училище для мальчиков

Так продолжалось до осени 1838 года, когда жителей Посада оповестили об открытии "Первоначального Троице-Сергиевой лавры народного училища" для мальчиков. Первое слово в его названии следует понимать, как "начальное", так назывались двухклассные училища в уездных городах. Основанием для его открытия послужило секретное распоряжение Синода о заведении при монастырях и архиерейских домах "первоначального обучения детей" в качестве одной из мер, служащей "к уменьшению расколов".

Митрополит Филарет (Дроздов) как глава Московской епархии и священно-архимандрит Лавры отослал копию распоряжения Синода в Троицкую обитель, приказав представить "соображения о заведении первоначального обучения детей служительских и обывательских". Присланные бумаги были доработаны и оформлены им самим в виде отдельного Положения, которое было утверждено в Синоде и стадо руководящим документом училища.

Народное училище при Лавре в целом должно было соответствовать начальным народным училищам уездных городов по содержанию учебной программы и продолжительности обучения (два года). От городских училищ лаврское должно было отличаться большим объемом преподавания церковных предметов и, что немаловажно, предоставлением питания для бедных и даже полного содержания (пансиона) для двенадцати "самобеднейших" детей (сирот).

Училищу был отведен нижний этаж так называемого Донского (Варваринского) келейного корпуса, расположенного в подножии холма Маковец, у Пятницкой башни. Корпус был построен в 1640 году и перестроен в 1827 году для мужской странноприимной больницы "на 20 болящих, с приличными службами". Исходя из расположения училища, надзор за ним был поручен смотрителю странноприимной больницы иеродиакону Матфею.

Училище открылось I ноября 1838 года. Это событие вызвало живой интерес среди граждан, а городской голова выразил большую радость в связи с желанием Лавры "разлить свет просвещения и на жителей Посада".

Детей, наукам вовсе не обученным, собрали в первое отделение. Тех, кто знал хотя бы азы грамоты, зачислили во второе. Впрочем, оба отделения (далее — классы) вплоть до конца 1838 года размещались в одном помещении, чтобы одни ученики могли помогать другим. С первых же дней в училище было введено по пять-шесть уроков в неделю. Лишь по субботам было всего четыре занятия.

К концу 1838 года в училище обучалось 134 ребенка; в следующем году поступило еще 36 детей. В течение 1839 года родители 12 учеников сочли, что их дети "приобрели желаемые знания в чтении и чистописании" и забрали их из училища; еще 10 учеников были исключены "по безуспешности от слабости дарований" и, наконец, 12 учеников умерли (по современным меркам число невообразимое). К началу 1840 года оставалось 140 учеников; все они пользовались монастырскими учебниками, книгами и предметами, необходимыми для чистописания и рисования. Монастырской пищей, одеждой и обувью пользовалось 16 детей из беднейших семей или отдаленных от Посада селений.

Методы обучения

Обучение начиналось в низшем классе, где учителя "занимали учеников приобучением" к чтению и письму. Начинали с помощью особых таблиц, затем переходили к чтению по книгам. Навыки письма разрабатывались так: сначала дети учились выводить правильные буквы "по песку" деревянными перьями. Добившиеся успеха получали преимущество писать обыкновенным пером на бумаге. Обучали также "начаткам рисования". В среднем классе дети учили катехизис и знакомились с историей России (оба предмета преподавались в сокращенном виде), читали Священное писание, церковную и гражданскую печать, занимались чистописанием. В высшем классе учились понимать Божественную литургию, обучались арифметике и краткой российской грамматике, слушали курс краткой священной истории и изучали пространный катехизис.

Успехи оценивались не в привычной для нас пятибалльной шкале, а более подробно и тщательно. Смотритель училища, иеродиакон Матфей, нашел целых 14 определений поведения учеников: препохвальное, достохвальное, примерно хорошее, отлично хорошее, весьма хорошее, очень хорошее, хорошее, довольно хорошее, похвальное, изрядное, очень скромное, скромное, смирное, тихое. Поведение двух учеников он охарактеризовал как благонадежное и надежное. Интересно, что отрицательные характеристики отсутствовали.

Еще более разнообразные определения были подобраны к оценке способностей: счастливые, превосходные, отличные, очень изрядные, изрядные, очень хорошие, довольно хорошие, хорошие, не так хорошие, похвальные, порядочные, очень довольные, довольные, очень достаточные, достаточные, средственные, небогатые, нехудые, малые, слабые, и, наконец, быстрые. Всего 20 определений.

К сказанному добавим, что ученики сидели на лавках, поставленных вдоль столов. Вместо больших школьных досок употреблялись малые доски для письма и счета. Имелось также собрание карт, картин из священной и естественной и российской истории, портретов "достопамятных мужей Российской Церкви" и другие учебные пособия, как, например, счеты (ныне почти забытые), два глобуса и даже заводная "органная машина" с запасом металлических дисков.

Важные изменения в народном училище произошли в 1847 году, после ревизии его иеромонахом Амфилохием. Отметив старание учителей, он предложил "исправить или вовсе отменить некоторые мелочные и ненужные вопросы". Ученики, по отзыву ревизора, заслуживали "одобрения по успехам и благонравию" и подавали "добрую о себе надежду", а училище в целом находилось "в добром положении".

Тем не менее Положение 1838 года было дополнено новыми параграфами. Они уточняли цель и задачи учебного курса, определяли число детей из неимущих семей, подлежащих обязательному приему, более точно оговаривали требования к дисциплине и наказания за ее нарушение.

Училище для девочек

Значительным событием в истории народного образования Посада следует признать учреждение в стенах лаврского женского дома призрения Филаретовского приюта-училища для малолетних девиц-сирот. Создание этого благотворительно-образовательного заведения имело некоторую предысторию.

В отличие от училища для мальчиков, созданного по указу Синода, училище для девочек образовалось, можно сказать, естественным образом из детей, остававшихся без попечения и приюта после смерти приходивших на богомолье родителей. Сироты, родственников которых найти не удавалось, помещались в больницу дома призрения. Уже в 1864 году здесь под "руководством образованной девицы" 12 девочек-сирот обучались "Закону Божию, Священной истории, молитвам с изъяснением их, читать, писать и рукоделью".

В 1865 году начальница Дома призрения Е. С. Кроткова обратилась к митрополиту Филарету с предложением оставить сирот под ее попечением, чтобы они не погибли нравственно, "сделавшись уличными нищими". Митрополит благословил "в виде опыта начать обучать сирот девиц при Доме призрения" грамоте, Закону Божию и простому рукоделью. В училище также разрешили брать девочек, "бегающих по Лавре за милостынею", у которых есть родители, чтобы кормить их обедом и обучать, а после ученья отпускать домой.

В 1865 году при доме призрения, "в особом отделении", обучались 24 девочки, половина которых жила на полном содержании, остальные же приходили на учебу. Все ученицы пользовались "книгами, бумагою и прочим от Лавры безвозмездно".

Некоторое время фактически открывшееся училище называлось "особым отделением" женского дома призрения и формально его как бы не существовало. Вероятно, митрополит Филарет намеренно избегал слова "училище", опасаясь исполнения многочисленных формальностей, необходимых для получения разрешения на открытие подобного заведения. В 1867 году он пожертвовал на обучение малолетних девочек-сирот 1000 рублей серебром, что не замедлило вызвать соревнование других благотворителей.

Лишь в июле 1869 года в документах Лавры впервые указан "Филаретовский приют-училище девиц-сирот малолетних, живущих и приходящих обучаться". Разместилось это благотворительное заведение в небольшом двухэтажном каменном флигеле при главном здании дома призрения на Александровской (ныне Карла Маркса) улице.

В 1869 году в Филаретовском приюте-училище насчитывалось 40 воспитанниц, половина из которых жила на полном обеспечении Лавры. Их обучением занимались смотрительница дома призрения и две взрослые образованные девицы. Программа была проще, чем в соседнем училище мальчиков, исчерпываясь изучением Закона Божия, Символа веры, Господних заповедей, основных молитв, объяснением Божественной литургии, грамоты, навыков письма, трех правил арифметики, умением пользоваться счетами и, наконец, обучением простому шитью и рукодельям. Кроме того, малолетних воспитанниц, смотря по их силам, обучали уходу за престарелыми и больными женщинами в странноприимной женской больнице. В праздничные дни воспитанницы вместе с мальчиками соседнего училища обязаны были присутствовать на всенощной и литургии в храме при доме призрения.

Под Высочайшее покровительство

Приведем один эпизод из истории Филаретовского приюта-училища, относящийся к 1868 году, когда Лавру посетила супруга императора Александра II императрица Мария Александровна с детьми. В этом визите необычным стало неожиданное пожелание пятнадцатилетней великой княгини Марии Александровны посетить женский дом призрения. Окруженная фрейлинами, юная великая княгиня была приятно удивлена обширностью и чистотой палат. Осмотрела она и Филаретовский приют-училище, где спрашивала самых малолетних воспитанниц о Символе веры и Заповедях Господних, причем замечено было "видимое удовольствие Ее Высочества" ответами детей.

В этот момент наместник Лавры архимандрит Антоний, вероятно, полушутя предложил великой княгине стать попечительницей приюта. Высокая гостья ответила согласием, но выполнение обещания затянулось на целых 11 лет.

Превращение бывшего женского дома призрения Лавры в отдельное от обители благотворительное учреждение состоялось в 1879 году. Это событие отразилось на состоянии входивших в его состав детских училищ. Главная перемена заключалась в приведении курса обучения в соответствие с учебным курсом уездных училищ и, следовательно, в более светском, чем прежде, характере образования. Особенно заметной, надо полагать, эта перемена была в мужском народном училище, ведь на протяжении 40 лет здесь преподавателями и воспитателями были исключительно монахи и послушники Лавры.

Показателен отказ смотрителя лаврского мужского народного училища иеромонаха Анатолия остаться при Александро-Мариинском доме призрения в должности инспектора. Он нашел для себя "неприличным находиться под председательством, а тем более под начальством женщины (начальницы дома Е. С. Кротковой. — Ред.), считая сие несовместным с монашеским званием".

В соответствии с курсом уездных училищ в программу обучения вошли Закон Божий, русский язык, арифметика с начальными основаниями геометрии, русская и всеобщая история, чистописание, пение и рисование. Был сохранен двухгодичный курс обучения и образованы по два "нормальных" класса и по одному приготовительному. В "нормальных" классах ежедневно проводилось по пять часовых уроков, в приготовительных — по четыре.

Учащиеся снабжены были книгами и учебными пособиями из числа одобренных Министерством просвещения или Синодом. Руководство дома озаботилось тем, чтобы живущие в доме мальчики и девочки имели платье одного цвета и одного покроя для каждого училища, а платье приходящих учеников, по возможности, не отличалось в этом отношении от остальных.

Новые корпуса

Важные перемены произошли и в благоустройстве училищных зданий. В 1891 году взамен маленького флигеля, в котором ютилось Филаретовское училище, было выстроено значительное даже по сегодняшним меркам каменное двухэтажное здание с полуподвалом. В 1893 году — полностью перестроено здание мужского училища. Новые здания, поставленные вдоль Александровской (ныне Карла Маркса) улицы, были несравненно удобнее старых и позволили принять значительно больше учеников: их число выросло с 67 до 146 девочек и с 96 до 152 мальчиков.

Сравнительно с другими посадскими учебными заведениями, училища Александро-Мариинского дома призрения имели два неоспоримых преимущества. Первое заключалось в предоставлении призреваемым ученикам дома полноценного отдыха во время летних каникул, о чем подавляющее число детей Посада и мечтать не могло. Начиная с 1894 года девочки, а позднее и мальчики ежегодно проводили летнее время в принадлежащем дому призрения лесном имении Царь-дар, в семи верстах юго-восточнее Лавры. Едва ли преувеличим, отметив, что детский отдых в имении Царь-дар — один из ранних примеров общественного движения по организации летнего детского отдыха в России.

Второе преимущество заключалось в устройстве судеб воспитанников. Руководство дома старалось пристроить воспитанников из числа сирот в ремесленные или иные учебные заведения с более широким учебным курсом и правами. Известно немало примеров поступления из мужского училища в Вифанскую семинарию, военно-фельдшерскую школу Москвы, в почтово-телеграфное ведомство, в торговые конторы, магазины; двое поступили в Строгановское училище, один — в Московскую духовную академию.

 

Такова в общих чертах история двух народных училищ Троице-Сергиевой лавры. Основанные в XIX веке как детские учебно-благотворительные учреждения, они успешно действовали вплоть до известных событий 1917 года. Их учебная база стала основой для образовательных заведений советского образца. В наши дни здание бывшего Филаретовского приюта-училища занимает Физико-математический лицей — достойный преемник училищ бывшего Александро-Мариинского дома призрения.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.