АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Интервью о книге «Старец и митрополит»


Студент Московской духовной академии Зиновий Чесноков поделился воспоминаниями о работе над книгой «Старец и митрополит. О жизни святителя Зиновия (Мажуга), в схиме Серафима» с корреспондентом пресс-службы МДА.
06 июня 2011 г.

Здравствуйте, Зиновий. Не так давно была издана Ваша книга «Старец и митрополит. О жизни святителя Зиновия (Мажуга), в схиме Серафима». Почему Вы решили писать работу именно об этом святителе?

Мой отец 13 лет был келейником Владыки Зиновия, и досмотрел его до блаженной кончины. В честь Владыки родители меня назвали Зиновий. Когда я поступал в семинарию, то знал, что буду писать работу именно о святителе Зиновии. Эта тема мне была очень интересна в первую очередь потому, что это был человек, в честь которого меня назвали.

22 августа 2010 года в монастыре Глинской пустыни состоялось прославление трех подвижников благочестия XX века святителя Зиновия, в схиме Серафима (Мажуга), схиархимандрита Серафима (Романцова) и схиархимандрита Андроника (Лукаш). Святитель Зиновий стал связующим звеном между старчеством дореволюционным, и старчеством конца ХХ века. Он принял монашеский постриг еще в Глинской пустыни, после закрытия обители подвизался в горах Кавказа, был арестован в 30-е годы в Ростове и 5 лет провел в заключении. По промыслу Божию, он попал в Грузию, где подвизался и нес свое пастырское служение до конца своих дней.

Как строилась работа над книгой? Сколько времени Вам понадобилось, чтобы собрать материал?

Книга написана на основе моей дипломной работы. Я начал собирать материал начиная со второго курса семинарии. Это были интервью с разными церковными иерархами или людьми, знавшими святителя Зиновия. К пятому курсу у меня было написана большая часть работы. Но, к сожалению, большинство источников, которые я использовал, в основном были Российские. Хотя у меня были определенные контакты с людьми из Грузинской Патриархии, но так получалось, что не было ответа с их стороны.

Как-то в один из дней дежурный помощник проректора по воспитательной работе попросил меня провести экскурсию для его друзей из Грузии. Он сказал, что возможно гости помогут мне в написании моей работы о святителе Зиновии. Я подумал тогда, что это маловероятно, так как были у меня контакты более серьезные, но результата они не принесли.

После того, как провел эту экскурсию, я рассказал, что пишу работу о духовнике Патриарха Илии. Тогда одна женщина, ее звали Марина Тотладзе, позвонила в Грузию своему духовнику, и он пообещал ей достать материалы из архива Грузинской Патриархии. Меня это очень обрадовало. Через неделю позвонил Марине (в это время начался Великий пост, до защиты оставалось меньше двух месяцев), она сказала, что так как началась первая седмица Великого поста ее духовник, который живет за 300 км от Тбилиси, не имел никакой возможности туда съездить.

Прошло еще два дня и Марина мне звонит в полдвенадцатого ночи и говорит: «А ты знаешь, что 8 марта (а это был конец февраля) будет 25 лет со дня кончины Владыки Зиновия?». Я сказал: «Знаю!». Тогда Марина говорит, что нужно ехать к этому дню в Грузию, а все расходы она берет на себя. Узнав, что мой отец был келейником Владыки Зиновия, Марина и его пригласила в поездку.

С этой поездкой в Грузию связана интересная история. В назначенный день с отцом, протоиереем Александром, который прилетел из Краснодара, я встретился в Шереметьево, и мы вместе стали ждать Марину. Наш самолет должен был вылететь в пять, в четыре часа мы ей позвонили (оставалось всего 20 минут до конца регистрации). Марина сказала, что стоит в пробке на Тверской, и не успевает на этот самолет. «У вас электронные билеты, просто с паспортами подойдите к стойке регистрации. Вы сейчас улетите, а я полечу ближайшим рейсом либо через Белоруссию, либо через Ереван», - сказала она.

Когда мы подошли к стойке регистрации, нам сказали, что наш самолет улетел еще пять часов назад. Как выяснилось, Марине передали электронные билеты, которые все лежали одном файле, и она не посмотрела, что первый ее билет, был на самолет, который улетал позже нашего, как раз на этот рейс. Через час Марина приехала и позвонила тем, кому заказывала билеты. Когда мы снова подошли со своими паспортами на регистрацию, то на каждого из нас было по два билета на этот рейс. Так мы попали в самолет.

Полный самолет (было только три сводных места для нас) стоял и ждал уже час. Во время полета Марина рассказала: «Стою я в пробке на Тверской и взмолилась Владыке Зиновию - неслучайно мы так познакомились, не случайно я согласилась помочь, Владыка Зиновий, а сможешь ты самолет на час остановить?» И оказалось - смог.

В Грузии чудесным образом мне удалось не один раз встретиться со Святейшим Патриархом Илией, записать его воспоминания, помолиться за богослужением, которое он возглавлял. Кроме того, удалось записать воспоминания очень многих людей, хорошо знавших Владыку. Вот эти интервью, в частности Святейшего Патриарха Илии, и воспоминания некоторых духовных и светских лиц, собранные в Грузии, вошли в эту книгу. В этой книге, благодаря автобиографии Владыки Зиновия, найденной в архиве Грузинской Патриархии, в котором мы работали по благословению святейшего Патриарха Илии, удалось уточнить и время его ссылки, и другие неясные моменты из биографии Владыки.

Что было для Вас самым интересным в работе над книгой?

Самым интересным было то, что мне приходилось общаться с разными иерархами, которые знали святителя Зиновия и которые делились своими впечатлениями об этом, на самом деле, великом старце ХХ века. Было очень интересно потому, что многие из них рассказывали не только о знакомстве с Владыкой Зиновием, а о том, насколько изменилась их жизнь после этого знакомства.

Было большое число интервью с людьми, которые на протяжении многих лет находились рядом с Владыкой Зиновием. Воспоминания, записанные в России, в основном были воспоминаниями людей, которые приезжали к Владыке Зиновию. Хоть они приезжали неоднократно, но это были довольно редкие встречи по сравнению с теми людьми, которые постоянно служили со святителем и виделись с ним каждый день. Удалось записать воспоминания отца Павла Косач, который был секретарем Владыки 35 лет. Он умер полгода назад, поэтому эти воспоминания очень ценны.

Почему Вы назвали книгу «Старец и митрополит»?

Книга называется «Старец и митрополит» неслучайно. Владыка Зиновий был человеком, который был и старцем и митрополитом. Не каждый митрополит может быть старцем и не каждый старец может стать митрополитом. Когда Владыка первый раз после его архиерейской хиротонии приехал в Глинскую пустынь, то монахи очень сильно удивлялись, как такой смиренный и простой человек смог стать архиереем. Многие, из тех, с кем я говорил о Владыке, отмечали, что келья Владыки была очень маленькой. Когда слышишь слова «очень маленькая» у всех создаются разные впечатления. Я был в этой келье, которая была размером два на три метра. Келья митрополита! Несмотря на то, что ему построили специальное здание, он отказался. В этом здании жили другие священнослужители, а он жил вот в этой скромной келье. В ней помещалась кровать, рабочий стол, вешалка для подрясников и больше ничего.

Какие у Вас творческие планы на будущее?

Поскольку материалов, которые удалось собрать, было очень много, я думаю, через год-два будет переиздание книги, которое будет дополнено новыми воспоминаниями и архивными материалами.

Благодарю за интервью.
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.