АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 25 августа 2016 года


26 августа 2016 г.

25 августа 2016 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со вступительным словом. В выступлении он уделил особое внимание вопрсам образования и науки.

Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета. По традиции я хотел бы сказать несколько вступительных слов и прежде всего подчеркнуть важность того обстоятельства, что вопросы богословского, религиозного образования, как и образования вообще, являются сквозной темой заседаний Высшего Церковного Совета. Пожалуй, ни одну другую тему мы не исследуем так тщательно и систематично, как тему образования. Это связано, в первую очередь, с тем, что в Русской Православной Церкви проходит очень глубокая реформа богословского образования, реформа духовной школы, но также и с тем, какое большое значение Церковь сегодня уделяет образованию, и не только в конфессиональных рамках. Поэтому хотелось бы произнести несколько слов о том, как мне видятся отношения Церкви и светской школы, Церкви и науки, Церкви и образования.

К сожалению, уже более 25 лет многие у нас продолжают мыслить об отношениях Церкви и образования, Церкви и науки, опираясь на старые идеологические стереотипы, сформированные в общественном сознании декретом об отделении школы от Церкви, другими документами и практикой, сложившейся после революционных событий 1917 года. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что сегодня стереотипы постепенно преодолеваются. Немного расскажу вам о недавней встрече с учеными в Сарове и вообще о своих контактах и беседах с представителями научного сообщества. На основании этого опыта я могу судить о том, как мало-помалу, но реально меняется отношение научного сообщества к Церкви, как складываются достаточно полезные взаимоотношения, в том числе в сфере образования.

В связи с этим хотел бы еще раз подчеркнуть важность признания государством теологии как научной специальности и создания экспертного совета ВАК по теологии. Это, конечно, прогресс в российском образовании и в российской науке, и очень важно, что он обусловлен деидеологизацией нашего образования и науки. Идеологизация этих важных сфер общественной жизни принесла много бед, — достаточно вспомнить все то, что происходило вокруг кибернетики, генетики и прочих важных отраслей знания, которые не признавались таковыми именно по идеологическим причинам. По тем же идеологическим причинам и такая важная отрасль человеческих знаний, как теология, была вынесена за поля общественного внимания и исключена из перечня научных дисциплин, в отличие от того, что происходило и происходит в ведущих высших учебных заведениях мира. И вот сегодня и Церковь освободилась от этих оков прошлого, и общество наше, несомненно, деидеологизируется, что приводит, в том числе, к переменам в отношениях между школой и Церковью.

Школа не может быть инструментом принудительной миссии со стороны какой бы то ни было религиозной традиции, но вместе с тем она не должна быть закрыта для передачи знаний о религии. Без этих знаний «Троица» Андрея Рублева, как и вообще православная икона, останется для очень многих зрителей малопонятным символическим изображением, лишенным всякого смысла. Казалось бы, сколько замечательных научных книг написано об иконе, как много говорится о важности иконографии в истории искусства, но по-прежнему далеко не все понимают икону, прежде всего потому, что нет элементарных знаний о той сфере бытия, которая отражается прежде всего через иконопись. То же самое можно сказать и о «Давиде» Микеланджело, как и о недавних спорах, совершенно странных для просвещенного культурного общества. Это опять-таки недостаток образования, в том числе в религиозной сфере, в области истории религии, истории искусства, и поэтому еще есть куда двигаться и есть что развивать.

Конечно, Церковь сегодня обеспокоена далеко не только вопросом признания государством теологии в качестве научной специальности или преподаванием «Основ православной культуры» в общеобразовательных школах. Вопрос развития отечественного образования касается всех, в равной мере верующих и неверующих, если мы хотим видеть в молодежи не Иванов, не помнящих родства, неучей, накачанных идеологическими постулатами того или иного толка, а людей, способных трезво рассуждать о литературе, истории, философии, религии. Ведь все, что касается религии, — это составная часть общегуманитарных знаний, без которых не может быть образованного человека. Кажется, что это так ясно и понятно. Возьмите всеобщую историю или историю нашего государства — все переплетено с религиозным фактором, и если в нем не разбираться, невозможно понять многое из того, что происходило в прошлом. Поэтому мы должны всеми силами содействовать преодолению кризиса гуманитарного знания в нашем обществе и участвовать в разрешении проблем в сфере образования.

На встрече с учеными в Сарове я напомнил, что Церковь стремится к тому, чтобы образование и наука в нашем государстве находились на достойном уровне. В вопросах образования и науки Церковь является союзником научного и преподавательского сообщества. Встреча в Сарове произвела на меня очень глубокое положительное впечатление. Доклады, которые были представлены, и особенно состоявшаяся дискуссия совершенно ясно высветили общие озабоченности представителей Церкви и научного сообщества, а также общую основу для совместного осмысления того, что происходит сегодня, в том числе в сфере науки, образования и культуры.

В каком-то смысле все то, о чем мы сейчас говорим, связано и с принятым мною решением возглавить по предложению Президента нашей страны Владимира Владимировича Путина Общество русской словесности. Убежден, что это Общество может содействовать преодолению кризисных явлений как в культуре, так и в отечественной школе, особенно в области преподавания русского языка и русской литературы.

Антиклерикальная мифология, которая доминирует в некоторых секторах нашего общества, увы, создает опасный диссонанс при восприятии реалий общественно-политической жизни. Консолидация общества весьма затруднена, когда отдельные сферы общественной жизни оказываются под влиянием той или иной идеологии. Церковь приветствует приход в сферу науки и образования высокопрофессиональных верующих специалистов, настроенных на серьезную работу по улучшению положения научного и преподавательского сообщества, и мы приветствуем их появление не только потому, что они верующие, но прежде всего потому, что они высококлассные специалисты. В этом смысле уровень профессионализма человека более значим для Церкви, чем его вера, и странно, что вера рассматривается некоторыми как препятствие для работы в научной или образовательной сферах. Это рудименты глубокой идеологизации, которой было подвергнуто наше общество, и настало время, когда мы должны все эти рудименты разрушать и развивать новые взгляды, в том числе на участие верующих людей во всех сферах общественной жизни.

Еще раз хочу подчеркнуть, что остановился на теме образования и науки, поскольку данная тема является сквозной для работы Высшего Церковного Совета. Сегодня мы с вами рассмотрим целый ряд важных документов, касающихся образования, а также точки зрения Церкви на исторические процессы, которые происходили в нашей стране и в нашем обществе, особенно в связи с приближающимся 2017 годом — столетием радикального поворота в жизни нашего Отечества.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.