АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Свобода в обращении с ближними. По наставлениям прпп. Варсонофия Великого и Иоанна пророка


18 февраля 2011 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Светильницы пресветлии истины Христовы, мир просветисте учением вашим, отцы богоглаголивии… яко угодницы Христовы всех просвещаете»[1], — говорится в службе преподобным отцам. Просвещают они всех не только благодатной молитвенной помощью, но и светом своей праведной жизни и своих добрых дел, а благодаря их учению, которое они оставили нам, мы можем не только удивляться их добродетелям, но и умудряться в духовной жизни. Память таких преподобных отцов Церковь празднует ныне. Это преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, которые оставили нам книгу своих наставлений, пользовавшуюся авторитетом с давнего времени.

Прп. Варсонофий родился в Египте в VI в., в правление императора Юстиниана Великого. С юного возраста он желал вести подвижническую жизнь. Придя в Палестину, он стал жить затворником в устроенной им малой келье недалеко от обители аввы Серида. В затворе он трудился более 50 лет, подвизаясь в сердечном плаче, и с течением времени совершенно очистил свое сердце от телесных и душевных страстей, и его келья, по его же словам, сделалась для него гробницей, в которой он почил от всех страстей и совершенно умер греху[2]. Так он стал жилищем Божиим и обогатился совершенным и богодарованным смирением, через которое сподобился большего из всех даров — рассуждения, а через него — прозорливости и пророчества. Пламенея любовью к ближним, он день и ночь молился о своих чадах, чтобы Бог соделал их богоносными[3]. Ради такого преизбытка любви к ближнему ему дана была от Бога власть прощать грехи, что составляет совершенство дарований, по словам самого Варсонофия[4]. Он имел такое дерзновение к Богу, что был одним из трех подвижников своего времени, которые могли умолить Бога о неисчетном множестве людей, чтобы Он «не вдруг истребил весь мир»[5]. Но пришел он в такую меру лишь после того, как претерпел необычайно тяжкие искушения, о которых, по его словам, едва ли кто сможет даже выслушать[6]. Его ученик преподобный Иоанн Пророк проходил такое же безмолвное житие, как и его учитель. Он безмолвствовал в келье великого Варсонофия в течение 18 лет до самой своей кончины. О его происхождении никаких сведений не сохранилось. Во всем он был подобен своему отцу и учителю, по свидетельству самого св. Варсонофия. Ради богатого дара пророчества его стали называть Иоанном пророком.

Претерпев столь тяжелые искушения, что и слух не может их понести, прп. Варсонофий, очевидно, имел твердую веру в Бога и надежду на Его помощь, а на людей он не возлагал тщетной надежды и не имел к ним пристрастия. Этому он поучал и приходящих к нему: «Если мы странники, то странники и будем… Более же всего старайся умереть для всякого человека, и спасешься»[7]. Часто прпп. Варсонофий и Иоанн предохраняют своих чад от свободы в обращении с ближними как от привычки, легко переходящей в дерзость и являющейся грехом против любви. Свободу в обращении с ближними они называют причиной всех зол в человеке[8] и матерью всех страстей[9]; это их утверждение поддерживают и другие святые отцы[10]. Противоположная ей добродетель — благоговение, состоящее в осмотрительном и скромном обращении с ближним и в почтении к нему. Заповеданная Богом любовь к ближнему приобретается при отказе от многословия, пустословия и неуместно близкого знакомства, потому что все это вредит ему[11]. Такое отношение к людям приобретается твердостью[12] и происходит из скромного мнения о себе, потому что верно сознающий свое место не позволит себе превозноситься ни перед кем и говорить с кем-либо чрезмерно свободно, будь то младший или равный по положению. Необходимо для этого также искренне желать добра ближнему, чтобы неосторожным словом не оскорбить и не соблазнить его. Впрочем, прп. Иоанн говорит, что должно беречься от свободного обращения, происходящего от бесстыдства, но некоторая вольность и пристойный смех, происходящие от веселости, допустимы[13], т. к. всякий «беседующий с другими должен показывать им лицо и слово веселое»[14]. Только при этом должно быть осторожным, чтобы не превзойти меры[15], помня назидание Апостола: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф.4:29), — а также: «Сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам» (Еф.5:4). Держа себя осторожно при доброжелательности к ближнему, мы можем научиться благоговению и избегать празднословия, пересудов, дерзости и неуместных шуток. Для этого нужно все время следить за собой, чтобы не произнести лишнего и пустого слова, и хранить свое сердце (ср. Притч.4:23), потому что «от избытка сердца говорят уста» (Мф.12:34), и прп. Варсонофий говорит: «Храни уста твои от праздного слова и пустословия, и да не навыкает сердце твое злым словам»[16]. И необходимо часто обращаться к Богу за помощью, потому что человеку свойственно забвение.

Всем нам, живущим в общежитии и находящимся в постоянном общении друг с другом, важно быть внимательными, чтобы не вредить друг другу празднословием и не считать этого зла малым, потому что это грех против ближнего. Потрудившись в сохранении этой нетрудной заповеди, мы преуспеем в любви друг к другу. Прибегнем с верой к молитвенной помощи преподобных отцов, чтобы и мы, последуя им в добродетели, могли сказать слова из службы им: «Мы чада ваша и овцы словесных ваших учений»[17]. Аминь.



[1] Служба общая преподобным, седален по 1-м стихословии. Минея Общая. М., 2002. — л. 75.

[2] Преподобных отцев Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. Ответ 73 (с. 81). М., 2002.

[3] Там же. Ответ 109 (с. 101).

[4] Там же. Ответ 211 (с. 186).

[5] Там же. Ответ 566 (с. 396).

[6] Там же. Ответ 13 (с. 31-32).

[7] Там же. Ответ 55 (с. 63), ср. также ответ 550 (с. 388).

[8] Там же, ответ 256 (с. 225).

[9] Там же, ответ 258 (с. 226).

[10] «Нет страсти более лютой, как дерзость: она родительница всех страстей» (Алфавитный патерик и Достопамятные сказания (цит. по кн. свт. Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству» (М., 2003), с. 27. правила наружного поведения для новоначальных иноков, заключение)). «Уклоняйся от вольности в речах, как от смерти» (Святого Исаака Сирина, Слово 9; цит. по тому же изданию, с. 27).

[11] См. свт. Игнатий (Брянчанинов), Приношение современному монашеству. М., 2003. — с. 79.

[12] Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, указ. изд., с. 225.

[13] Там же, ответ 456 (с. 333-334).

[14] Там же, с. 334.

[15] Там же.

[16] Там же, ответ 495 (с. 358).

[17] Служба общая преподобным, вечерня, на стиховне, слава. Минея Общая. М., 2002. — л. 75.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.