АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Зрителю – доброе кино!


В кинематографе и в советское время, и в эпоху демократических перемен доброму кино уделялось особое внимание. Эпоха конца 1980-х – 1990-х гг., несмотря на информационную агрессию против нравственных начал в жизни человека и общества, стала для кинематографа временем поиска идеалов святости, добра и красоты. В условиях этой страшной информационной вакханалии постепенно стал возрастать интерес к доброму кино – кино, созидающему личность, семью, общество и наше государство на общечеловеческих и религиозных ценностях. Ситуацию, в которой оказался кинематограф в этом отношении, можно назвать муками рождения. Проведение таких кинофестивалей, как «Лучезарный Ангел», стало уже повсеместным, и это – свидетельство того, что проблемы создания доброго кино стали всеобщими, что есть уже некоторый опыт в их разрешении, есть, наконец, само кино и есть над чем еще надо усиленно и вдумчиво работать. О необходимости и проблемах создания доброго кино мы беседуем с членом жюри кинофестиваля «Лучезарный Ангел», участником Духовного экспертного совета, преподавателем Московской духовной академии игуменом Герасимом (Дьячковым).
24 января 2011 г.
Отец Герасим, что такое, на ваш взгляд, доброе кино?

Девиз кинофестиваля «Лучезарный Ангел» – «Доброе кино возвращается». Слово «кино» в переводе с греческого означает «двигаю», то есть движение. Движение совершается не только на экране. Доброе кино должно пробуждать в зрителе добрые чувства и мысли, неослабно и постоянно давать импульс к деланию добра, к созиданию личной, семейной и общественной жизни на основе непреходящих общечеловеческих и христианских ценностей.

Часто режиссеры склонны оценивать свой труд как служение, иногда чуть ли не сопоставляя его с духовным поприщем. Возможно ли, на ваш взгляд, такое отождествление?

Это, действительно, духовное поприще, если речь идет о создании художественного или документального кино, в котором отражена и раскрыта суть духовной жизни. Сделать это можно только при личном опытном знании того, что такое покаяние, смирение, любовь, терпение, милосердие, трудолюбие и другие добродетели, а это знание приобретается лишь при нахождении в традиции, в данном случае – православной, церковной. Приобретение личного опыта – всегда труд, причем нелегкий. Кино призвано помочь человеку обрести эти добродетели, призвано сориентировать жизнь человека на воплощение идеала совершенства, заповеданного Спасителем: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Есть два вида служения – Богу или мамоне, но двум служить нельзя. Создатель фильма должен задуматься, кому он служит. Надо иметь мужество и твердость, чтобы, когда публика просит хлеба и зрелищ, обратить внимание на сферу духовной деятельности, ведь «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). А это не всегда выгодно создателям фильмов в финансовом отношении. Вот такой труд и есть настоящее служение, духовное поприще.

Насколько аудиовизуальная, в частности художественно организованная, информация, воспринимаемая человеком, влияет на его духовный мир?

Любая информация влияет на внутренний мир человека, тем более такое явление, как кино. Оно серьезнейшим образом влияет на формирование системы ценностей и моделирует поведение человека. Если культивируются общечеловеческие, христианские ценности, то преображается и внутренний мир человека, а если – страсти, пороки, недостойное отношение к окружающему миру, то, заражая этими началами, кино ввергает человека, а порой и все общество, в процесс духовной энтропии, духовного разложения и деградации, негатив становится неотъемлемой составляющей человеческого существования. Кино, оперируя моделями поведения, культивирует ценности, расставляя при этом акценты. Смещение акцентов приводит к изменению ценностей. Так, показанное в фильме капризное поведение ребенка по отношению к окружающим, например родителям, на которое делается положительный акцент, может восприниматься как должное, и вот вам, пожалуйста, – модель поведения и оправдание детских капризов. Такому же влиянию подвержены и взрослые. Но многое зависит от самого человека, он может принять или не принять точку зрения, элементы поведения – здесь уже все зависит от степени его духовной зрелости и стойкости.

Каких соблазнов стоит остерегаться людям искусства?

Соблазнов множество, и плохо, тяжело и горестно миру от соблазнов, неважно каких. Велика ответственность, перед которой стоят режиссеры и актеры, создатели произведений литературы и любого другого вида искусства. Ведь они создают моду на определенный тип поведения, на образ взаимоотношений. Известно, что люди часто позиционируют себя в жизни, соотнося свое поведение с поведением полюбившегося героя. Это хорошо, если герой являет собой сочетание добродетелей. Но если герой сочетает в себе пороки, преследует злые цели, то проецирование в свою жизнь такого поведения преступно, а творцу фильма, соблазнившему зрителя, – великое горе.

Существуют ли опасности духовного плана в профессиональной деятельности режиссеров и актеров?

Опасности и риски духовного плана присущи любой сфере человеческой деятельности, и человек, который живет духовной жизнью, знает и видит их. Тот же, кто не живет христианской жизнью и не ведет духовной брани, просто не замечает этих опасностей; браться такому человеку за создание фильмов на духовные темы небезопасно. Стоит порассуждать еще и о том, а может ли актер безопасно для себя играть роль, например, сатаны. Вопрос очень непростой, так как часто актеры вживаются в образ. Здесь необходима совместная работа создателей фильма с духовенством, психологами, нельзя исключать и консультации психиатра.

Насколько поддается фиксации в кадре такая тонкая сфера, как духовный опыт?

Очень важно и в то же время сложно передать духовный опыт в кадре. Опыт духовной жизни святых отцов передан нам через их писания. Читая святоотеческое творение, мы осознаем, что что-то понимаем, а что-то нам не доступно. Поэтому святитель Игнатий Брянчанинов советует новоначальным читать творения одних отцов, усовершившимся – других, а совершенным – третьих. Кино тоже призвано представить очам зрителя духовный опыт человека, и тут задача создателей картины – понять, насколько глубоко этот опыт можно раскрыть и правильно преподнести, чтобы вместо пользы не нанести вреда.

Почему иногда лучшими произведениями называют те, в которых ни слова не говорится на религиозную тему или отведено ей самое малое внимание?

Да, такие картины встречаются. Они содержат общечеловеческие нравственные ценности, заложенные Богом и присущие каждому человеку. В книге Деяний святых Апостолов говорится, что «во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:35). Так же можно рассуждать и в отношении кинокартины.

Какой, на ваш взгляд, может быть идеальная художественная проповедь?

Художественной проповедью можно считать и Евангелие, и икону, и картину, и окружающий мир, и всю вселенную… и кинематограф. Нужно только правильно осмыслить и передать зрителю прочитанное, услышанное, увиденное, пережитое. Идеальная художественная проповедь – та, которая раскрывает человеку реалии духовной жизни, приобщает его к жизни Божественной, заставляет изменить свое отношение к Богу, человеку, окружающему миру и к самому себе.

Какие бы слова вы посоветовали в качестве девиза современного кинематографа?

Зрителю – доброе кино!

Беседовал студент МДА Роман Смирнов

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.