АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Дети на приходе: опыт создания подросткового объединения


На вопросы отвечает: Евгений Мороз
Выход книги по работе с детьми всегда событие, а если автор — студент Московской духовной семинарии, то это событие вдвойне. В этом интервью мы с удовольствием представляем книгу студента 2 курса семинарии Евгения Мороза «Дети на приходе: опыт создания подросткового объединения».
12 ноября 2010 г.

Для кого написана ваша книга?

По сути, книга является обобщением опыта нескольких поколений православных педагогов, которые посвятили свою работу созданию детских, подростковых и молодежных объединений. Это не только профессиональные педагоги, но и активные родители, и сами дети, выросшие в подобных детских объединениях и продолжающие передавать свой опыт последующим поколениям. В книге мы специально употребляем слово «объединение», чтобы не ограничиваться какой-то одной формой работы с детьми. Поэтому наша книга адресована такому же широкому кругу читателей, как и сама методика, в ней описанная. Я бы сказал, всем, кому небезразличны дети – педагогам и приходским священникам, студентам и пенсионерам, преподавателям воскресных школ и руководителям различных клубов… Но в первую очередь – родителям, то есть людям, которые должны быть более других заинтересованы в собственных детях.

В чем отличие вашей книги от других изданий по православной педагогике?

Большинство выпускаемых сейчас изданий как бы естественным образом разделяются на литературу для профессионалов и для родителей. Одни книги написаны сложным педагогическим языком со всякими сугубо профессиональными словечками и цитатами из классических педагогов. Другие, более практические, чаще всего решают какую-то конкретную задачу. Например, недавно вышло сразу несколько книг по созданию театральных кружков, студий и даже кукольных театров... А третий разряд книг для педагогов — это учебные программы для преподавания Основ православной культуры или Закона Божьего. Таких программ разного качества издано в последнее время достаточно много.

На родителей ориентированы издания, в основном поднимающие достаточно узкие темы. Например, особенности детской веры, выбор школы, ребенок и компьютер, во что можно играть и т.д. В основном (и часто — в лучшем случае) в этих изданиях острые вопросы разрешаются с точки зрения возрастной психологии. Хотя случается, что авторы пытаются отвечать на них абстрактными «духовными советами». Бывает, что на вопрос родителей «что делать, если подросток перестал нам доверять, мы не понимаем его интересов или они нас не устраивают», такие советчики отвечают, что надо поститься, молиться и все пройдет...

Оба этих подхода, к сожалению, не системны, то есть не охватывают проблему возрастания ребенка в целом. А ведь это единый процесс, и «симптоматическим лечением», т.е. решением отдельных проблем, тут не ограничиться.

В книге «Дети на приходе» мы предлагаем самому обычному человеку своими силами создать собственную систему воспитания, используя уже апробированные методики и программы, собственные наработки и опираясь на базовые принципы, которые мы излагаем.

Может ли одна книга выполнить такую задачу?

Одной книгой здесь, конечно, не обойтись, поэтому к выходу готовится целая серия под названием «Библиотека Лесного городка». Она посвящена разным аспектам организации жизни детей и подростков в церковной общине силами самих прихожан.

Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой серии.

В первом, уже вышедшем томе, мы говорим о том, с чего начать работу с 10-15-летними подростками на приходе. Один из следующих томов будет посвящен продолжению этой работы — организации трехлетнего цикла жизни подросткового объединения. В издание будет включен полный цикл программ по различным направлениям деятельности, методика организации как самостоятельной работы в группах, так и движения ребят по индивидуальным образовательным траекториям. Постараемся дать побольше сопровождающих и вспомогательных материалов.

Кроме того, уже готовится к печати том «Малыши на приходе», который описывает организацию работы с детьми младшего возраста, то есть с 6 до 10 лет. В нем описаны принципы разработки годовых программ, цикловых образовательных игр, устройство и программа летнего лагеря, подходящего для этой возрастной группы, система испытаний, творческих начинаний и т.д.

В четвертом томе будет подробнее описана методика организации детского православного палаточного лагеря. Причем мы намеренно берем палаточный, а не стационарный лагерь, как, пожалуй, самую сложную из возможных форм проведения летнего отдыха. И такой лагерь должен стать для наших ребят не просто праздным отдыхом, а важным событием, к которому можно и нужно готовиться в течение года. В книге будет описана организация такого лагеря что называется «с нуля», для того чтобы его смогли провести любые родители, в том числе и не имеющие профессионального туристического опыта.

Еще один том будет посвящен тому, как полноценно, насыщенно и интересно организовать работу приходского молодежного клуба. Здесь речь пойдет о юношах и девушках с 16 лет и старше. Сейчас много таких клубов, только в одной Москве и ближнем Подмосковье насчитывается более ста православных молодежных объединений разного калибра. Кто-то успешно работает, кто-то — не очень. Но все так или иначе задаются вопросом: «Вот мы собрались, хорошо, а что дальше? Что бы нам сделать, чем мы можем быть полезны?» И вопрос справедливый. Мы постараемся дать ответ — с чего начинать и как продолжать такую работу. В конечном итоге, как привести молодежь в храм и не потерять тех, кто с детства туда ходит.

То есть книжная серия имеет практическую направленность?

Да, несомненно. И это одна из основных наших задач — не просто описать проведенные нами или кем-то еще программы или курсы, а систематизировать накопленный опыт и сделать его понятным самому обычному читателю. Фактически, каждая книга должна стать не просто учебным пособием, в котором последовательно изложены принципы и подходы правильной организации деятельности, но и справочником, к которому при необходимости смогут обращаться практикующие педагоги или родители.

На какой опыт вы опираетесь при подготовке изданий?

В качестве практического центра, апробирующего предложенные методики, выступает, с одной стороны, Детский исторический клуб при храме сщмч. Антипы на Колымажном дворе города Москвы, с другой — православный палаточный лагерь «Лесной городок», который мы проводим с 2004 года. Также мы опираемся на опыт работы наиболее успешных детских и молодежных объединений, работавших на поприще православного воспитания детей как минимум последние 60 лет.

Особенно ценным для нас является опыт работы с детьми в русской эмиграции. Там, в условиях иноязычной, инокультурной, инославной среды, русские люди старались воспитать своих детей в духе любви к Богу, далекому Отечеству и ближним. И делали это на протяжении нескольких поколений, подчас в тяжелейших условиях. Их положительный опыт, безусловно, актуален для нас, живущих в языческой по сути, перепаханной, исторически измученной стране, где православная вера для многих остается в лучшем случае неким приложением к народным традициям.

И здесь важно не просто заимствовать чьи-то наработки или реконструировать в подробностях исторические феномены, например, какие-нибудь пионерские организации или «потешных», актуальные исключительно для своего времени. Содержание наших занятий должно быть адекватным нашему времени. И я бы даже сказал не только занятий, а шире — содержание нашего общения с детьми — и в семье, и в школе, и в Церкви. При этом мы, конечно, должны опираться на опыт предыдущих поколений, чтобы не наступать на грабли, на которые до нас уже не раз наступали, и не изобретать велосипед, который давно уже изобрели.

Какие основные болевые точки обнаруживаются в работе с молодежью?

Прежде всего следует сказать, что даже в благополучных семьях многие вполне сознательные родители стремятся отдать своих детей в «хорошие руки» — в воскресную школу, кружки, секции, клубы, надеясь, что в этих заведениях кто-то будет за нас воспитывать наших ребят. Тем самым мы лишаем себя радостной и неповторимой возможности быть настоящими, полноценными родителями, воспитателями, друзьями для наших детей и, кроме того, перекладываем свои обязанности и трудности на плечи других.

Конечно, это не означает, что нужно запереть ребенка дома и контролировать каждый его шаг, что к определенному возрасту сделать просто не возможно. Да и занятость, усталость, отсутствие необходимых знаний и умений зачастую не позволяют в полной мере создать в семье ту необходимую питательную среду, в которой так нуждаются дети. Но в Церкви, на приходе мы можем собраться вместе и объединить усилия. И если даже самые занятые родители смогут посвятить 3-4 часа в месяц своим детям, а заодно тем, кто соберется вокруг, то положительный опыт общения с собственным чадом вне дома поможет наладить и внутрисемейные отношения. Таким образом, приложив даже небольшие усилия и потратив немного личного времени, мы можем добиться достойных результатов.

Если резюмировать, у родителей существует ряд воспитательных стереотипов, что у них нет времени, сил, умений, а воспитание вне дома невероятно сложно и доступно только профессиональным педагогам

Для преодоления этих стереотипов необходима помощь священника, который должен убедить людей в обратном, помочь прихожанам объединиться, найти координатора или, в крайнем случае, самому им стать, ведь он тоже является родителем.

Для многих, кто начинает подобную работу, трудности вызывает неумение правильно спланировать какое-либо дело и довести его до конца. Это, конечно, не означает, что у нас все такие бездарные. Просто в школах и во многих вузах этому не учат. А большинство людей с организаторскими талантами — уже при деле, например, ведут свой бизнес, и у них просто нет возможности координировать детскую и молодежную работу на приходе. Поэтому, рассчитывая на всецелое участие родителей, не стоит недооценивать роль молодых людей, студентов, которые могут стать хорошими координаторами. Эти и другие аспекты организации деятельности мы подробнее рассматриваем в книге. Но на нескольких общих проблемах я бы хотел заострить внимание.

Например, мы очень редко умеем трезво оценивать свои силы и возможности. Беремся за большое дело, обещая при этом много, а происходит обычно, как в футбольной поговорке, «разбег на рубль, удар на копейку». Поэтому не стоит создавать сразу что-либо грандиозное, а начать с небольшого количества детей, спокойно и постепенно нарабатывая опыт и воспитывая будущих помощников.

Наше нежелание меняться и развиваться часто обедняет и формализует занятия с детьми на приходе. Мы тратим на них много сил и личного времени, что приводит к особому ревностному отношению к делу. Поэтому когда нам предлагают что-то изменить или не дай Бог еще указывают на ошибки, мы принимаем это на свой личный счет и до глубины души обижаемся, чувствуя себя недооцененными.

Так, например, организаторы, которые 10 лет проводят какой-нибудь приходской детский лагерь и ограничились в его программе скудным набором пионерских забав, хозяйственных послушаний и бадминтона (не берем духовную сторону жизни) считают, что они разработали прямо какую-то «ноу-хау» методику. Они не подозревают о том, что, например, в русском зарубежье система летних детских лагерей была разработана практически в совершенстве. Эти лагеря были чуть ли не единственной возможностью для детей хотя бы неделю в году провести в православном русскоязычном обществе, где говорят только по-русски и поднимают каждый день российский флаг. Можно придумать массу отговорок, чтобы не принимать их опыт — обвинить в западничестве, военщине или еще в каких смертных грехах. Но причина в том, что мы очень дорожим своей уже созданной «епархией» и стараемся оградить ее от любых посягательств.

Здесь всплывают и материальные трудности. Ведь часто бывает, что люди, которые занимаются с детьми или работают в социальной сфере, не то что не получают должной материальной помощи, но и тратят свои средства.

Какие существуют варианты решения материальных проблем?

В социальной структуре общества сейчас нет ниши, которую могли бы занимать православные детские объединения, поэтому прямого финансирования из госбюджета ждать не приходится. Мы можем только вписываться в структуры бывших дворцов пионеров. Но даже при благоприятной обстановке и разрешении, как говорится, «вешать иконы» вряд ли будет уместно и удобно ходить между храмом и подобным учреждением. А о программе государственной поддержки частных детских объединений можно только мечтать, учитывая, что государство довольно сильно дистанцировано от воспитания своих граждан.

Поэтому многие не могут рассчитывать на серьезную поддержку из каких-либо источников, кроме собственных прихожан — тех самых заинтересованных родителей, о которых мы не раз говорили. Приходы по своему финансовому состоянию бывают разные, но в нашей книге мы постарались учесть даже самые скромные возможности и предложить выходы из сложных ситуаций, начиная с получения государственных и общественных грантов и заканчивая возможностью целевого заработка самим детским объединением.

Какие трудности могут возникнуть в процессе работы такого объединения?

Как известно, сейчас в церковной среде уделяется особое внимание работе с молодежью. Но в силу того, что приходов много, церковные власти не могут вникать в особенности молодежной работы в каждом храме. Поэтому требования, предъявляемые к молодежной работе, часто носят достаточно формальный характер. Например, храмы должны подавать отчеты о работе воскресных школ. Если же их работа ведется в иной форме, могут возникать как минимум вопросы, а то и вывод, что вообще ничего хорошего там нет.

Здесь надо понимать, что работа только ради отчета или как дань традиции обыкновенно добрых плодов не приносит. И если приход избрал какую-то другую эффективную форму работы с детьми и молодежью, то не надо бояться доказать право на существование своего детского объединения. Это сделать легче, если работа будет вестись настоящая, не из-под палки, а при желании добровольно, не за страх, а за совесть послужить ближним.

Будем надеяться, что в перспективе нам не придется ни стричь всех детей под одну пилотку, ни выдавать на-гора «пятилетку в четыре года», ни изображать из себя передовиков производства, прибавляя к нашим отчетам о молодежной работе по 10-15 детей в год. Хотя тенденции такие существуют.

«Обязаловку» наш народ за 70 лет научился обходить цинично и с легкостью. В Церкви в вопросах духовного воспитания мы обязаны не повторять этот печальный опыт советского прошлого. Поэтому молодежные отделы и ответственные лица должны не просто требовать, а скорее убеждать и помогать создавать общее поле для свободного и здорового развития детских и молодежных объединений разного плана и калибра. Прихожане же и священники призваны создавать и развивать эти объединения не для отчета, а, повторюсь, для своих же детей. В этом наша книга и должна им помочь.

Беседовал Олег Суханов

Пресс-служба МДА

См.также:
Дети на приходе [Издание] [23 июня 2011 г.]
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.