АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Церковь святого благоверного князя Александра Невского в селе Сахаровке Воловского района Тульской области


11 ноября 2010 г.

История освоения земель Воловского края в первой половине XVII века связана с именем дворян Сахаровых. Так, в 1628 году Богдан Юрьевич Сахаров царем Михаилом Федоровичем был пожалован землей в Диком поле, по реке Красивая Меча и речке Турдей, где находились пустоши Дикое Поле, Дубровка, Заречная. Освоение земель Б.Ю. Сахаровым началось с размещения своего имения при слиянии реки Красивая Меча и речки Турдейки. Это дало начало поселению под названием Турдей. Сахаровыми-Рождественскими было основано село Рождествено, в котором в 1770 году была построена церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В это село к надворному советнику Стратонику Ивановичу Сахарову часто наезжал Андрей Тимофеевич Болотов. С. И. Сахаров на своих землях обосновал еще одно селение – деревню Сахаровка. Деревня быстро росла, заселялась приезжими людьми,  и уже в 1857 году в ней проживало 390 человек.

В конце XIX века деревня Сахаровка была куплена дворянином Николаем Чижовым для своей дочери — Марии, единственной наследницы богатого достояния. Она никогда не выходила замуж. А в 1891 году начала строительство церкви в Сахаровке. У местных старожилов остались о Марии Николаевне только хорошие воспоминания, и они дошли до наших дней через поколения. Она очень по-доброму относилась к своим слугам. Староста, кучер обедали с ней за одним столом. Не отказывалась быть крестной матерью у их детей. Помогала беднякам, давала в долг, а долги не взыскивала, построила в селе богадельню. Период управления Марии Николаевны Чижовой стал временем расцвета села Сахаровки.

Каменная церковь святого благоверного князя Александра Невского с колокольней в селе Сахаровке была построена в 1903 году тщанием местной помещицы из дворянского сословия Марии Николаевны Чижовой. В начале XX века церковь была покрыта железом и окрашена медянкой. Престольный праздник в селе отмечался 30 августа по старому стилю (12 сентября по новому стилю). В приходе церкви святого благоверного князя Александра Невского состояли следующие селения: с. Сахаровка, д. Александровка, д. Банные Выселки, д. Озерки, д. Таушева, д. Соболевка, д. Сухие Плоты.

По штатному расписанию при церкви был псаломщик и священник. Жалования они не получали, а содержались за счет кружечных доходов, которых в 1916 году было до 450 рублей. При церкви была усадебная земля вместе с погостом церковным площадью 2 десятины 720 квадратных саженей, пахотная земля — 32 десятины 980 квадратных саженей, сенокосная — 473 квадратных сажени, мелкого леса — 2 десятины 947 квадратных саженей на расстоянии полуверсты от церкви, всего — 37 десятин. Церковь с земель получала в среднем ежегодно до 7 рублей дохода. На церковной усадебной земле располагались деревянные дома для священнослужителей и церковнослужителей, причем к дому священника была пристроена кирпичная кухня, — все эти строения были построены в 1906 году на средства помещицы М. Н. Чижовой. При церкви располагалась также церковная караулка, построенная в 1909 году.

В приходе церкви находились три земские школы: 1) школа в селе Сахаровке, помещавшаяся в здании помещицы М. Н. Чижовой; 2) в деревне Озерки, в наемном доме крестьянина и 3) в деревне Банных Выселках, в наемном доме крестьянина. Церковно-приходской школы при церкви не было.

С 1903 года в земской школе села Сахаровки преподавала дочь священника села Солодилова Манефа Сергеевна Троицкая, в 1898 году окончившая Тульское епархиальное женское училище; ранее, с 1898 года, она два года преподавала церковно-приходской школе села Мещерское Чернского уезда, один год в деревне Могучине Богородицкого уезда, один год в частном доме купца Чухрова и один год в Ефремовском уезде у помещика Кудрявцева.

С 1916 года в земской школе деревни Банных Выселок учительницей была крестьянка Екатерина Михайловна Полторыхина, в 1914 году окончившая курс Богородицкой женской гимназии; до 1916 года она преподавала в селе Кузовке Богородицкого уезда.

С 1911 года в земской школе деревни Озерки учительствовала крестьянка Елизавета Ивановна Пчеликова, в 1905 году окончившая Ефремовскую прогимназию; до 1911 года она три года преподавала в Морковщинской сельской школе и два года при станции Караси Сызрано-Вяземской железной дороги.

В 1916 году настоятелем церкви был священник Иоанн Васильевич Щеглов. Он родился в 1864 году в семье священника. В 1879 году окончил Веневское духовное училище. С 1885 года состоял учителем в церковно-приходских школах и был еще псаломщиком при Казанской церкви села Богородицкого Богородицкого уезда (с 1895 года), диаконом при Михаило-Архангельской церкви села Черняевка Богородицкого уезда (с 1 января 1898 года). С 1906 по 1916 год был законоучителем в Сахаровской, Озерской и Соболевской земских школах. В 1896 году отец Иоанн за труды по народному образованию был награжден серебряной медалью с надписью «За усердие» для ношения на Александровской ленте. Среди его наград — серебряная медаль в память 25-летия церковно-приходских школ, нагрудный знак и светло-бронзовая медаль в память 300-летия Царствования в России Дома Романовых. В семействе у него были: жена Анна Иоанновна (р. 13 января 1874 года) и дети — Любовь (р. 11 сентября 1898 года; в 1916 году обучалась в Белевском епархиальном женском училище), Павел (р. 1 октября 1900 года; в 1916 году обучался в Тульской духовной семинарии), Алексий (р. 10 февраля 1903 года; в 1916 году обучался в Белевском духовном училище), Олимпиада (р. 28 апреля 1905 года; в 1916 году обучалась в Белевском епархиальном женском училище), Надежда (р. 25 августа 1909 года), Валентина (р. 27 июня 1912 года).

При церкви служил псаломщик Александр Михайлович Никольский. Он родился в 1880 году в семье личного почетного гражданина. В 1897 году окончил курс Епифанского уездного училища. В 1903 году определением епархиального начальства был допущен к исполнению псаломщической должности при церкви села Сретенского-Любашевки Ефремовского уезда. в 1909 году, согласно прошению, был допущен к исполнению должности псаломщика к церкви села Сахаровки. В 1912 году был утвержден в должности псаломщика. 13 мая 1914 года был посвящен в стихарь. 27 сентября 1916 года был взят на военную службу. В семействе у него были: жена Антонина Петровна и дети — Николай (р. в феврале 1910 года), Анатолий (р. 15 февраля 1913 года) и Лидия (р. 31 декабря 1914 года).

С 1906 по 1916 год старостой при церкви был крестьянин деревни Таушева Григорий Димитриевич Матюхин (р. в 1853 году; его жена Татьяна Титова, 1854 г. р.).

В 1916 году в селе Сахаровке было 77 домов, 214 душ мужского пола и 314 душ женского пола; в деревне Банных Выселках — 42 дома, 248 душ мужского пола и 173 души женского пола; в Озерках — 39 домов, 135 душ мужского пола и 161 душа женского пола; в Таушеве — 33 дома, 117 душ мужского пола и 126 душ женского пола.

В годы революции и гражданской войны, в годы массовых репрессий верующих и разрушений храмов коренным образом изменилась жизнь села. Мария Николаевна Чижова была вынуждена покинуть свое поместье, уехала ночью, как говорят, с одним чемоданчиком. А церковь и верующие пережили все ужасы гонений 1920–1930-х годов. О том, когда была закрыта церковь, точных данных нет. Но старожилы вспоминают: кто родился в 1930 году, был крещен в сахаровской церкви, рождённых же в 1931 году крестили уже в других церквях. Можно предположить, что храм закрыли в 1931 году. После закрытия храм подвергся окончательному разграблению. В годы коммунистического режима в церкви находилась школа, потом — клуб, а затем — склад. Москвич Михаил Юрьевич Богатырёв в память о своих предках, проживавших в Сахаровке, построил часовню, которая была открыта и освящена 17 октября 2009 года. «Сейчас здание церкви стоит пустое, разрушенное и никому не нужное, как и сама Сахаровка. И вместе они доживают свой век…», — с сожалением и переживанием за судьбу села пишет учащаяся 8-го класса Сухоплотавской школы Олеся Садонина в мини-исследовании «История села Сахаровка и церкви святого благоверного князя Александра Невского». Сейчас в селе проживают 25 человек, большинство из которых — старики, колхозные здания разрушены, а жилье — ветхое.

При подготовке статьи использованы: Государственный архив Тульской области. Ф. 3. Оп. 17. Д. 268; Малицкий П. И. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895; Садонина О. История села Сахаровка и церкви святого благоверного князя Александра Невского. Сухие Плоты, 2009.

Прекрасной иллюстрацией к истории села Сахаровка и церкви святого благоверного князя Александра Невского стала работа учащейся 8-го класса Сухоплотавской школы Олеси Садониной, занявшая в 2009 году на ежегодном Тульском областном краеведческом конкурсе «Тульский край — Земля Православная», посвященном 900-летию памяти просветителя вятичей — святого Кукши, 2-е место в конкурсе творческих письменных работ. Это мини-исследование — задушевный фоторассказ о судьбе российской провинции. Оно проникнуто любовью к Родине, печалью о современном состоянии села и верой и надеждой на его возрождение.

 Мини-исследование учащейся 8-го класса МОУ «Сухоплотавская ООШ» Олеси Садониной «История села Сахаровка и церкви святого благоверного князя Александра Невского»

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.