АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Два брата Христовой семьи


Проповедь произнесенная на Всенощном Бдении в Покровском академическом храме 9 октября 2010 года.
09 октября 2010 г.

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Вновь собрались мы, дорогие братья и сестры, под единым куполом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Еще теплится в сердце лампада, зажженная аввой Сергием, еще разливается колокольный звон торжества, еще лаврская площадь полна многочисленными паломниками, а между тем академический храм вместил нас, дабы мы прославили покровителя богословско-духовной школы – возлюбленного ученика Христова. Как некогда св. Иоанн Богослов вошел во гроб воскресшего Спасителя вслед за апостолом Петром, хотя и прибежал к пещере первым[1], так и теперь он входит в наше церковное собрание вслед за преподобным Сергием, хотя и жил задолго прежде него.

Пламя Божией Любви, молния Божественного Слова, сын громов[2] призывает восходить на святую гору Божию по огненным камням веры[3] и преподавателей, и студентов, и образованных, и безграмотных, и сильных, и немощных. Однако можем ли мы восходить в единодушии, составлять одно тело Христово[4], когда у одного в уме сильный ветер, раздирающий горы, у другого в сердце землетрясение, у третьего – испепеляющий огонь[5]?

Ответ на этот вопрос давайте поищем в нынешнем церковном празднике, одновременно воспоминая преставление апостола Иоанна Богослова и прославление Всероссийского Патриарха Тихона. Казалось бы, между этими святыми нет ничего общего: их разделяют и время, и пространство, и социально-культурная среда… Но есть нечто соединяющее и века, и расстояния – это любовь Божия. Они с одинаковой решимостью, с одинаковым усердием, с одинаковой жертвенностью возжелали послужить Богу, так что мы можем назвать их братьями единой Христовой семьи. Подойдем же к младшему, а вместе высочайшему из апостолов и попросим у него наставления. Богослов воскликнет: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога»[6]. Давайте же спросим и святителя Тихона. В ответ прольется едва слышная молитва: «Согрей сердце мое, Боже, любовью к чадам Церкви Твоей и расшири его, да не тесно будет им вмещаться во мне»[7]. Братья Христовой семьи говорят об одном и том же – о любви Божией. Возникает вопрос: что такое любовь? Однако можно ли дать какое-нибудь определение, если Сам беспредельный Бог называется Любовью[8]? Но мы спросим: каким же образом проявлялась эта любовь в жизни воспоминаемых ныне святых?

Бог есть Любовь – и вы с дерзновением и решимостью последовали за Ним, внимая словам Христа: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал»[9]. Как часто мы, дорогие братья и сестры, слышим эти слова! Господь избрал и тех, кто сегодня впервые переступил порог храма, и тех, в ком еще некрепка вера и живо сомнение, и тех, кто уже много лет вспахивает ниву Христову. Означает ли это избрание нашу личную святость, дает ли оно право строить заборы от внешнего мира, гарантирует ли оно некое привилегированное положение? Свт. Василий Великий, выступая против такого искаженного понимания избранничества, спрашивает каждого из нас: «Не высоко ли ты мудрствуешь, из-за того что тебе оказана честь, и не воспринимаешь ли милость как повод к гордыне?» Святитель заключает: «Не ты постиг Христа через добродетель, но Христос постиг тебя пришествием»[10]. Не как награду и почесть, а как вверенное Богом сокровище, за обладание которым предстоит ответить, воспринимали свое избрание прославляемые сегодня святые. Ты, пламенный Иоанн, по живому порыву юношеского сердца откликнулся на призыв Божий, став возлюбленным учеником Мессии[11]! И ты, смиренный Тихон, с младых лет последовав за Христом, не старался ли каждому оказать посильную помощь, не со всеми ли искал только мира[12], не всех ли ободрял и вдохновлял?!

Бог есть Любовь – и вы приобщились к Нему путем сосредоточения всех своих способностей в одном лишь благе, путем непрестанных трудов и восхождения к Свету, внимая словам Христа: «Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него»[13]. Громогласная труба, апостол Иоанн, исполнившись Святого Духа в Сионской горнице[14], ты богословствуешь теперь и у жертвенника Артемиды, и перед правителем языческого Ефеса, и на отдаленных островах, загнанный морским ветром[15]. И ты, неутомимый в подвигах святитель Тихон, неусыпно миссионерствуешь и в Холмской епархии, и на далекой Аляске, и в Вильнюсе, борясь за церковное единство и чистоту веры. Так и мы с вами, дорогие братья и сестры, порой стремимся послужить Богу всем своим существом, однако часто выискиваем кажущееся противоречие в Писании вместо воплощения Евангелия в свою жизнь, вчитываемся в состав продукта, постный ли он, вместо поиска мира со всеми, гоняемся за тысячей прозорливцев вместо того, чтобы вслушиваться в Слово Божие. В итоге, мы погружаемся в бессмысленно замкнутую погоню за временным, тленным, мирским. А «мир, – по слову святителя Филарета, митрополита Московского, – это коловратный круг, душа же наша – образ Троичного Божественного единства. Круг, положенный в треугольник, не может занять всего пространства, так и целый мир не наполнит души человеческой»[16]. Значит, никакое земное благо неспособно дать успокоение, радость, счастье, а потому следует предать себя неиссякаемому Источнику Жизни – Господу.

Бог есть Любовь – и вы, прославляемые ныне святые угодники Божии, пожертвовали собственной жизнью, на личном опыте усвоив слова Христа: «Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее»[17]. О, неувядаемый страдалец за Истину апостол Иоанн! Мы обратимся к тебе вместе со святителем Григорием Паламой, удивляясь твоему долготерпению: «Одну ли смерть ты претерпел за свидетельство об Иисусе? Нет, но в течение всей жизни ты предавал себя на смерть. Сколько раз ты был осмеян? Сколько раз был избиваем? Сколько раз тебя забрасывали камнями? Сколько предстоял тиранам и князьям, подвергаясь допросу?»[18] Теперь спрошу и тебя, новый великомученик Тихон: «Не разрывалось ли твое сердце, когда ты, находясь в заключении, узнавал, как враги Христовы разрывают святую Церковь? Не лился ли град слез в твоих молитвах за Русь и народ наш в годину гонений? Не ты ли желал, чтоб погибло имя твое в истории, – лишь бы Церкви была польза?»

Если мы хотим быть с Богом, то необходимо уподобиться Ему. Каким же образом? Преодолеть ту преграду, которая нас с Ним разделяет, – то есть побороть грех. Чтобы погасить греховные страсти, необходим постоянный труд, который, в случае искреннего доверия Господу, и будет проявляться в ежедневной жертвенности. Как часто мы пытаемся самоотверженно послужить Богу и ближнему, однако наши усилия порой подрывает чувство тоски, уныния, богооставленности. В связи с этим примечательна следующая притча. Один человек увидел песчаный берег, где виднелись цепочки следов: одни были – Божии, а другие – его собственные, а на небе мелькали картины из его жизни. Вдруг он увидел, что в самые тяжелые времена его жизни тянулась только одна линия следов. Тогда он сильно опечалился и взмолился к Богу: «Господи, Ты обещал быть со мною во все дни жизни моей, если я буду следовать стопам Твоим! Почему же в самые несчастные дни моей жизни я вижу лишь одну цепочку следов?» И Бог ответил: «Милое Мое чадо! Я никогда не покидал тебя и не покину…, а в самые тяжелые и невыносимые дни твоей жизни Я нес тебя на вот этих пропятых руках»[19]. Вот, как безгранична, жива и близка к нам любовь нашего Господа, нашего Отца, нашего высочайшего Друга – Бога.

Дорогие братья и сестры! Когда любовь Божия станет горящим маяком в ночи нашего житейского плавания, тогда мы озаримся Божественным Светом и станем едины во Христе и едины друг с другом, преодолевая разделение, гнездящееся в нашей гордыне, трудолюбиво служа Богу и полагая души свои ради Него за своих ближних[20]. Когда любовь Божия станет путеводной звездой нашего бытия, тогда утихнет в уме сильный ветер, успокоится в сердце землетрясение, потухнет в душе огонь, – и внутри каждого из нас будет глас хлада тонка, в котором Господь[21]. Когда любовь Божия станет сердцевиной всей нашей жизни, тогда мы, независимо ни от личного духовного опыта, ни от интеллектуального развития, ни от различного социального статуса, характера, объема талантов, воистину станем братьями и сестрами единой Христовой семьи, по примеру святых апостола Иоанна Богослова и святителя Тихона, Патриарха Всероссийского; пусть будут незабвенны слова Спасителя Бога: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»[22]. Аминь.



[1] См. об этом евангельском событии: Ин. 21, 3–8.

[2] Мк. 3, 17.

[3] Ср.: Иез. 28, 14 (Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней).

[4] Ср.: Еф. 1, 23; Еф. 1, 18.

[5] Ср. боговидение пророку Илии: 3 Цар. 19, 11–12.

[6] 1 Иоан. 4, 7.

[7] См. полный текст: Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России. Джорданвиль, 1965. С. 13.

[8] Ср.: 1 Иоан. 4, 16.

[9] Ин. 15, 16.

[10] Ср. греч. оригинал: «… ὅτι τετίμησαι, μέγα φρονεῖς, καὶ τὸν ἔλεον πρόφασιν ὑπερηφανίας λαμβάνεις; <…> Οὐ σὺ Χριστὸν κατείληφας διὰ τῆςἀρετῆς, ἀλλὰ Χριστός σε διὰ τῆς παρουσίας κατείληφε» (Basilius Caesariensis. Homilia 20 (de humilitate), 4. PG 31, 532С:1–2, В:7–9).

[11] См., например: Ин. 19, 26 (Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил).

[12] Ср.: Евр. 12, 14 (Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа).

[13] Лк. 16, 16.

[14] См.: Деян. 2, 4 (И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать).

[15] См. подробнее о миссионерской деятельности апостола апокрифический памятник: Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, написанные Прохором, учеником его.

[16] Слово в день Рождества Богородицы // Свт. Филарет, митр. Московский. Слова и речи. Т. 1. С. 47.

[17] Мк. 8, 35.

[18] Ср. греч. подлинник: «Θάνατον δὲ οὐχ ἕνα μόνον ὑπέμεινε διὰ τὴν μαρτυρίαν Ἰησοῦ καὶ τὴν ἡμῶν ὠφέλειαν, ταὐτὸ δὲ εἰπεῖν διὰ τὴν πρὸς Θεὸν καὶ τοὺς ἀνθρώπους ἀγάπην, ἀλλὰ διὰ παντὸς τοῦ βίου εἰς θάνατον ἑαυτὸν παρεδίδου. Ποσάκις ἐνεπαίχθη, ποσάκις ἐρραπίσθη, ποσάκις ἐλιθάσθη, πόσοις παρέστη τυράννοις καὶ ἄρχουσι λόγον ὑπέχων καὶ κατάδικος ὢν» (Gregorius Palamas. Homilia 44, 6:18–24 / Ed. P. K. Chrestou. Vol. 11. Thessalonica, 1986 [Ἕλληνες Πατέρες τῆς Ἐκκλησίας 79]).

[19] Ср. полную версию этой истории на сайте «Притчи.ру» в разделе «Христианские притчи. Следы на песке»: http://pritchi.ru/id_437.

[20] Ср.: 1 Иоан. 3, 16.

[21] Ср.: 3 Цар. 19, 11–12.

[22] Ин. 13, 35.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.