АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Новоспасский монастырь в царствование Михаила Феодоровича


27 января 2015 г.

Новоспасский монастырь – древнейший в Москве. В XIII в. его основал святой князь Даниил Московский (1263-1303), назвав Спасским[1]. В 1330 г., при князе Иване Калите (1325-1340), он был перемещен на Боровицкий холм и стал придворной иноческой обителью[2]. В 1490 г., по воле великого князя Иоанна III (1462-1505), для монастыря было избрано новое место расположения[3], которое подарило ему имя «Новоспасский» или «Спаса на Новом», здесь обитель стоит и поныне.

 

Точные и проникновенные строки посвятил Новоспасскому монастырю один из его первых историографов, И.М. Снегирев: «Монастырь сей ровесник Москве… Сооруженный Рюриковым поколением среди монголо-татарской истомы в недрах Московского Кремля, им же переставлен на новое место в самую эпоху освобождения России от ига монгольскаго. С возрождением России, вверившей жребий свой Дому Романовых, он восстановлен и украшен ими. Как на старом месте он именовался дворцовым, великокняжеским, так и на новом – пресловутою, великою, царскою и первостепенною обителью»[4].

Действительно, главная особенность Новоспасского монастыря заключается в том, что он неразрывно связан с царским родом Романовых[5]. Он стал родовой усыпальницей основателей и представителей царствующей династии. Монастырские храмы создавались по царским указам, обитель часто посещалась представителями дома Романовых, она хранила множество памятных и драгоценных вкладов, преподнесенных великими князьями, царями и императорами.

Воцарение Романовых в 1613 г. возвысило Новоспасскую обитель, которая с этого времени становится усыпальницей предков царствующего рода. Как точно подметил И.Д. Дмитриев, «со времени вступления на престол царя Михаила Феодоровича Романова начинается новая эпоха в истории монастыря, которую можно назвать временем его процветания»[6].

В Новоспасском монастыре располагался обширный некрополь представителей боярского, а впоследствии царского рода Романовых, живших в XV-XVII вв. К концу XVIII в. в нем насчитывалось около семидесяти погребений, после разорениям монастыря наполеоновскими войсками в 1812 г. их осталось менее тридцати[7]. Под Преображенским храмом находились захоронения основателя родовой фамилии Романа Юрьевича Захарьина[8]; его сыновей Никиты, Далмата и Даниила; жены Даниила – Анны и жены Никиты – Варвары; жен сына Никиты, Александра – Евдокии и Иулиании; дочерей Никиты – Ирины и Анны; матери царя Михаила Феодоровича – Ксении, в иночестве Марфы; дочери царя Михаила Феодоровича – Ирины; дочери Федора (Филарета) Никитича – Татьяны и его малолетних детей: Бориса, Никиты, Льва, Иоанна; дочери и сына Иоанна Никитича – Параскевы и Иоанна; дочери Даниила Никитича – Фотинии; супруги Иоанна Никитича – Иулиании и других. Под Знаменской церковью располагались захоронения братьев патриарха Филарета – Александра, Василия, Михаила и Иоанна. На монастырском кладбище была погребена принцесса Августа Тараканова, в иночестве Досифея[9].

В XVII в., с воцарением царя Михаила Феодоровича, Новоспасский монастырь становится традиционным местом царского богомолья. Судя по «Дворцовым разрядам», в 1614 г. сюда молодой царь прибыл отметить Пасху: «На святой неделе у Государя стол был у Спаса на Новом»[10].

Используя данные В.В. Зверинского и опираясь на «Дворцовые разряды», мы отчасти восстановили хронологию царских посещений Новоспасского монастыря царем Михаилом Романовым[11]:

1614 г., светлая пасхальная седмица – у царя Михаила Феодоровича «стол был у Спаса на Новом».

1619 г. – «ходил Государь молиться в монастырь».

1622 г., 28 апреля – «был у Государя стол в монастыре».

1623 г., 6 мая – «был у Государя стол в монастыре».

1624 г., 18 апреля, 25 апреля – посещение царем монастыря[12].

1629 г., 12 мая – царское посещение монастыря.

1633 г., 2 марта – прибытие государя в обитель.

1635 г., 29 января, апрель – посещение царем монастыря, служение панихиды.

1636 г., 20 и 27 января, 26 февраля, 23 мая – прибытие государя в монастырь, служение панихид.

1637 г., 27 января, 13 мая – посещение царем монастыря, служение панихиды.

1638 г., 22 января, 3 февраля – прибытие государя в обитель, служение панихид.

1639 г., 24 и 27 января – царское посещение монастыря, служение панихид.

1640 г., 24 и 27 января, 14 февраля – прибытие царя в монастырь, служение панихид.

1641 г., 26 января – прибытие государя в обитель, служение панихиды.

1642 г., 23 января – царское посещение монастыря, служение панихиды [13].

1647 г., 19 сентября – прибытие царя Алексея Михайловича в монастырь на освящение Преображенского собора.

1649 г., 31 января – посещение царем монастыря.

1666 г., 21 февраля, 29 апреля, 25 мая – прибытие государя в обитель, служение панихид.

1667 г., 19 декабря – приезд государя, служение панихиды.

1668 г., 3 апреля – прибытие царя, служение панихиды.

1674 г., 4 сентября – царское посещение, служение обедни.

1675 г., на масленицу, 26 февраля – посещение царем монастыря, служение панихиды[14].

Как видим, наиболее предпочтительным временем посещения царями Новоспасского монастыря был зимний сезон, особенно – конец января, когда служились панихиды по погребенному в обители Никите Романову, деду царя Михаила Феодоровича и отцу патриарха Филарета. Датировки царских посещений позволяют сделать следующий вывод. После кончины патриарха Филарета (†1633), январские посещения Новоспасского монастыря стали для царя Михаила обязательными. Тем самым, он принял на себя долг отправления панихид над гробом своего дела. В целом же, Михаил Феодорович приезжал в Новоспасский монастырь чаще, чем его сын Алексей Михайлович. Показательным примером может служить тот факт, что только в первой половине 1636 г. Михаил Романов четыре раза побывал здесь. И хотя представленная выше хронология «царских выездов» в обитель пока не полна, она достаточно репрезентативна и в полной мере свидетельствует об уважении и приоритетном внимании, которые оказывались русскими правителями этому монастырю.

Царь Михаил немало содействовал тому, чтобы Новоспасский монастырь получил прочную материальную основу своего существования. В пользу обители он щедро жертвовал вотчины, мельницы, рыбные ловли.

Первый вклад подобного рода юный царь Михаил осуществил в конце лета 1614 г.: «Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Руси пожаловал в дом ко Всемилостивому Спасу в Московском уезде под своим Государевым дворцовым селом Быковским мельничное место со всеми угодьи, с лесом, и с лугом, и с рыбною ловлею, что к той мельнице преж сего было. И на то мельничное место со всеми угодьи дана Государева [жалованная] грамота 7122 [1614] года августа в 30 день»[15].

Впоследствии, судя по Вкладной книге, на протяжении нескольких лет царь ежегодно одаривал Новоспасский монастырь. Так, 12 июля 1615 г. царской милостью обители была подарена вотчина в Ряжском уезде «в Добринском городище, да в селе Ратчине, да в селе Каликине». Спустя две недели, 31 июля – отданы рыбные ловли в Поморье, в Варзуской волости Холмогорского уезда. В апреле 1616 г. монастырь получил два перевоза на Москве-реке – Кожевников и Котельников, с тем чтобы «имать перевозу с приезжих торговых людей», в июне того же года – участки пашни и огородов, располагавшиеся в окрестностях монастыря[16].

Царские пожалования земель и доходных статей были существенным подспорьем для обеспечения материального благосостояния монастыря.

Нам кажется особенно важным то обстоятельство, что в отдельных формулярах жалованных статей Вкладной книги зафиксированы причины, по которым царь Михаил осуществлял вклады в Новоспасскую обитель: «для своего Царскаго многолетнаго здоровья, и по своих Царских родителях», «по своих праведных родителях»[17]. Данные выражения четко определяют «поминальную» направленность царских пожертвований.

По тем же причинам в монастырские храмы царем Михаилом Феодоровичем преподносились иконы под ценными окладами, дорогая церковная утварь, колокола. Например: «Лета 7125 [1616] ноября в 5 день колокол большой, весом в 129 пуд 29 фунтов», или «Вседневной благовестной колокол, на нем подписано: «Божиею милостию, повелением Великаго Государя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Русии Самодержца и благословением отца его, Государева, Великаго Государя Святейшаго Патриарха Филарета Никитича, Московскаго и всея Русии, слит сей колокол в монастырь к Спасу на Новое лета 7139 [1631] мая 29 день»[18].

Важным событием первых лет царствования Михаила Феодоровича явилось возвращение из польского пленения его отца, митрополита Филарета (Романова), возглавлявшего до того Ростовскую архиерейскую кафедру. Летом 1619 г. он был провозглашен патриархом и стал царским соправителем[19]. Будучи регентом царя, он официально именовался «великим государем и патриархом», как бы соединяя в одном лице верховную светскую и духовную власть, освященную к тому же авторитетом царского родителя.

Патриарх Филарет часто посещал Новоспасский монастырь — место, где были похоронены его родители и братья, служил панихиды. Нередко он совершал здесь литургии. В дни его посещений новоспасская братия щедро оделялась патриаршей милостыней.

Сохранились следующие документальные свидетельства о «патриарших выходах» в обитель, совершенных им в последние годы жизни:

«136 [1628] г., февраля 21, великий государь святейший патриарх Филарет Никитич ходил молиться в Спасской монастырь на Новое, и пожаловал государь дати попом на молебен полтину, да ручныя милостыни архимандриту Лаврентью полтина, келарю старцу Аникею полтина, да 72 братом 7 руб. 2 гривны».

«138 [1630] г., февраля 7, великий государь святейший патриарх ездил на масляной недели в пятницу в Спасской монастырь, на Новое, и пожаловал на молебен полтину, да ручныя милостыни архимандриту да келарю по полтине, да 81 брату по гривне человеку».

1631 г. «Февраля 9, великий государь святейший патриарх ходил в Спасский монастырь, на Новое, и указал дати архимандриту и братии молебные милостинные деньги против прошлаго 138 года, на молебен полтину, да ручныя милостыни архимандриту да келарю по полтине, да рядовым 81 брату … по гривне человеку».

1631 г. «Апреля 26, великий государь святейший патриарх ходил молиться к Спасу на Новое после Светлыя недели, на третьей недели в среду, и пожаловал, велел дати на молебен милостыни против прошлаго 138 года, архимандриту и попом на молебен полтину, да ручныя милостыни архимандриту и келарю по полтине, да рядовым старцом 60 братом … по гривне человеку»[20].

По распоряжению патриарха Филарета и на его пожертвования в Новоспасском монастыре появляются два каменных сооружения. Первым стал келейный корпус – патриаршая резиденция в обители. Это было просторное одноэтажное здание (16 х 9 саженей) под высокой двускатной крышей. На его строительство патриарх «пожаловал в дом ко всемилостивому Спасу на келейное строение денег сто рублей»[21].

Главным патриаршим пожертвованием монастырю стала каменная шатровая церковь «под колоколы» – сооружение, совмещавшее в себе храм и колокольню. Она была освящена 28 августа 1622 г. Приведем выписку из монастырской Вкладной книги, которая особенно ценна тем, что не только описывает новое здание, но и свидетельствует о его устроителях: «Он же великий Государь [патриарх Филарет] в дому Всемилостиваго Спаса на Новом устроил своею Государевою Патриаршею казною колокольню каменную шатровую, а по углам с среднева пояса столпы круглые тощие, на той же колокольне часы боевые, ко оным колокол боевой, да два колокола перечасные, около той же колокольни под верхом кругом обведено в лист белого железа, с надписью: «Божиею милостию, повелением Великаго Государя, Святейшаго Патриарха Филарета царствующаго града Москвы и всея Великия России, при Державе Благовернаго и Благороднаго и Христолюбиваго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца: Владимирскаго, Московскаго, Новгородскаго, Царя Казанскаго, Царя Астраханскаго и многих государств обладателя, в десятое лето Государства Его, в четвертое лето Патриаршества Великаго Государя Святейшаго Филарета Никитича Патриарха Московскаго и всея Русии, сделана быстъ и совершена сия колокольня 7130 [1622], августа в 28 день». А всяких запасов на колокольное строение по цене изошло и каменщикам за дело дано всего три тысящи рублев. Великий Государь Святейший Филарет Никитич, Патриарх Московский и всея Руси, изволил устроить на оной колокольне под колоколы церковь преподобнаго отца Саввы Освященнаго, и оную церковь иконами и лампадами украсил по чину, в лето 7131 [1622]»[22].

Освящение храма в честь Саввы Освященного имело важное памятное и символическое значение – 5 декабря 1618 г. митрополит Филарет был освобожден из польского плена, что совпало с днем памяти именно этого святого[23].

Сохранились документальные подтверждения того, что патриарх Филарет вкладывал в Новоспасских монастырь книги. Так, в 1630 г. он подарил обители книгу Шестодневец, в 1633 г. – преподнес Предисловие Евангелия Матфея и Толковую псалтирь. Отметим, что стоимость двух последних книг составляла 30 руб. – большую по тем временам сумму денег[24].

В первой половине 1640-х годов по настоянию и, во многом, на средства царя Михаила Феодоровича и других представителей царствующего рода, Новоспасский монастырь заново отстраивается в камне. В 1640-1642 гг. возводится новая каменная ограда, протяженность которой составила 650 м. Высота массивных каменных стен достигала 7,5 м, толщина в основании – 2 м. Вслед за оградными монастырскими стенами строятся новые каменные келейные корпуса. «Все келейное и оградное здание строено коштом Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, Отца Его Святейшего Патриарха Филарета Никитича и Матери Его Великия Старицы инокини Марфы Иоанновны»[25].

Прямую связь с воцарением Дома Романовых имело появление в Новоспасском монастыре в 1630-х годах Знаменской церкви. Ее посвящение не случайно – известно, что образ Знамения Пресвятой Богородицы служил родовой иконой Захарьиных-Юрьевых-Романовых[26]. Подтверждением тому служит следующий факт: в 1631 г. в Москве, в Зарядье, на месте усадьбы Никиты Романовича Юрьева, «освободившейся» после переселения Романовых в Кремль, Михаилом Феодоровичем был основан мужской Знаменский монастырь[27].

Монастырский Знаменский храм был построен к северо-западу от Преображенского собора, над захоронениями Александра, Василия и Михаила Никитичей, которые приходились дядями царю Михаилу Феодоровичу и были родными братьями патриарха Филарета. «Царский» Знаменский храм простоял в Новоспасском монастыре более 150 лет – до конца XVIII столетия, когда его разобрали по причине ветхости. На его месте, на средства графа Николая Петровича Шереметева, была построена новая Знаменская церковь[28]. Она также стала усыпальницей, в ней были сохранены «романовские» погребения.

В архивном фонде Новоспасского монастыря был выявлен уникальный исторический источник – описание надгробий, находящихся в Знаменском храме Новоспасской обители, составленное в середине XIX в.[29] Оно содержит указание на места расположения надгробий, характеристику внешнего вида памятников и приводит тексты имеющихся на них надписей. Особое значение имеет описание склепа над погребениями Романовых: «С южной стороны за олтарною стеною оной церкви находится склеп, в коем выложено из кирпича возвышение и один на манер гроба, на дверях при входе // в склеп прибита надпись «Здесь погребены тела знаменитых изгнанников фамилии Романовых, родных четырех братьев Святейшаго Патриарха Филарета Никитича, родителя царя Михаила Феодоровича, царем Борисом Годуновым в разныя страны Российской империи в заточение сосланных по дальним темницам и там нуждыми смертьми скончашихся в царствование Его, из которых первой Василий Никитич 1601-го года февраля в 15-й день в заточении в Сибирском городе на линии в Нерпу удавлен, вторый Александр Никитич 1606 года марта в 12 день в новгородском Кирилове монастыре в вотчине на Луде удавлен, третий Михаил Никитич 1606-го года марта в 18 день в Перми заключенный в темницу и вскоре там удавлен же, четвертый Иван Никитич 1640 года июля в 18 день в заточении в Сибири в городе Пелым скончался, которые по смерти сего царя перевезены в сей монастырь 1606-м году и в прежде бывшей на сем же месте Знамения Божия Матери Церкви гробы их с телами положены»[30].

В приведенном фрагменте имеются фактические ошибки, связанные с датами кончины трех братьев Романовых: Василия, Александра и Михаила. Василий скончался в 1602 г.[31], а Александр и Михаил были убиты в царствование Бориса Годунова (†5 апреля 1605 г.), в марте 1606 г. их тела были привезены в Новоспасский монастырь[32]. Также в тексте неверно указаны обстоятельства смерти Ивана Романова. Он действительно находился в ссылке в Пелыме, вместе с братом Василием, но был освобожден. Он умер 18 июля 1640 г. и был похоронен в Новоспасском монастыре, рядом с могилами своих братьев[33]. Между тем, данные несоответствия не умаляют значения документа, свидетельствующего о сохранении исторической памяти о погребении в Новоспасском монастыре предков царствующей династии.

В 1645 г. старый монастырский Преображенский собор, сильно пострадавший в Смутное время, а к середине XVII в ставший тесным для возвысившейся обители – был разобран, и на его месте заложен новый, гораздо более обширный храм. По данным монастырской Вкладной книги: «Во 153 [1645] годе по Государеву Цареву и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Руси указу, в дому Всемилостивого Спаса прежнюю соборную церковь до подошвы разобрали при архимандрите Ионе-же, да при келаре [старце] Ефреме Квашнине. И того ж 153 [1645] года вновь церкви Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа подошва заведена»[34].

Этот собор, несомненно, должен был стать самым значительным памятником Новоспасского монастыря времени царствования Михаила Феодоровича. «Сей благочестивый родоначальник царственнаго дома Романовых в последний год своей жизни, разобрав до подошвы старый храм, заложил над гробами предков нынешний собор» – так зафиксировано в описи Новоспасского монастыря 1853 г.[35] Важно, что здесь сказано о главной побудительной причине – царь намеревался возвести новый храм «над гробами предков».

Однако построить собор царю Михаилу помешала его смерть, последовавшая в июле того же 1645 г. Храм возводил и украшал его сын – царь Алексей Михайлович.

Итак, при царе Михаиле Феодоровиче и патриархе Филарете начинается процветание и возвышение Новоспасского монастыря. Он становится известен, как место царского и патриаршего богомолья. В короткий срок и, в значительной мере, на средства государевой казны сооружается новый монастырский ансамбль: строятся палаты патриарха, колокольня с храмом Саввы Освященного, Знаменский храм, ограда и келейные корпуса, осуществляется закладка нового монастырского собора.

 


[1] Первоначальное место расположения Спасского монастыря находилось там, где сейчас стоит Данилов монастырь.

[2] ПСРЛ. Т. ХII. Патриаршая или Никоновская летопись. – М., 1965. – С. 203-204. К 1330 г. относится первое документально подтвержденное свидетельство о Спасском монастыре.

[3] ПСРЛ. Т. ХХII. Русский хронограф. – СПб., 1911. – С. 462.

[4] Снегирев И.М. Новоспасский монастырь. – М., 1843. – С. 5-6.

[5] Студенкин Г.И. Романовы-Юрьевы-Захарьины с XIII в. до 1633 г. // «Русская Старина». – 1878; Селифонтов Н.Н. Сборник материалов по истории предков царя Михаила Феодоровича Романова. – СПб., 1898; Лобашкова, T.A. Династия Романовых: биобиблиографический указатель. – М.: 2007; Коняев Н.М. Подлинная история Дома Романовых. – М., 2009.

[6] Дмитриев И.Д. Московский первоклассный Новоспасский ставропигиальный монастырь в его прошлом и настоящем. Историко-археологические очерк. – М., 1909. – С. 13.

[7] Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне существующих … мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. – М., 1908. – С. 397-398.

[8] По имени Романа Захарьина род получил фамилию «Романовы».

[9] Подробнее некрополе Романовых в Новоспасском монастыре см.: Царские прародители, погребенные в обители Всемилостивого Спаса на Новом. – М., 1912; Москва. Новоспасский монастырь. Усыпальница Дома Романовых // Известия императорской археологической комиссии. – Вып. 50. – СПб., 1913. – С. 27-29; Усыпальница прародителей царского Дома Романовых в Московском ставропигиальном Новоспасском монастыре / Сост. Т.В. Пасхалова, А.К. Станюкович. – М.: Изд. Новоспасского монастыря, 1997.

[10] Дворцовые разряды. T. I. – СПб., 1850. Ст. 130.

[11] Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. В 3-х т. – М., 1890–1897. – Т. II. – С. 249.

[12] Дворцовые разряды. T. I … С. 130, 391, 508, 554, 613, 614.

[13] Дворцовые разряды. T. II. – СПб., 1851. С. 69, 321, 412, 454, 490, 494, 509, 528, 538, 561, 597, 622, 623, 648, 673.

[14] Дворцовые разряды. T. III. – СПб., 1855. С. 112, 608, 615, 623, 703, 736, 656, 1228, 1254.

[15] Леонид, архимандрит. Вкладная книга московского Новоспасского монастыря. – СПб., 1883. – С. 7-8.

[16] Леонид, архимандрит. Вкладная книга московского Новоспасского монастыря …– С. 8.

[17] Леонид, архимандрит. Вкладная книга московского Новоспасского монастыря… – С. 8-10.

[18] Леонид, архимандрит. Вкладная книга московского Новоспасского монастыря …– С. 11-13.

[19] Дополнения к актам историческим Т. II. 1613-1645 гг. СПб., 1846.  №76. Чин наречения 1619 г. Филарета Никитича Романова на патриаршество см.: Собрание государственных грамот и договоров. Т. III. № 45.

[20] Холмогоровы В.И. и Г.И. Материалы для истории, археологии и статистики Московских церквей. – М., 1884. – Ст. 840.

[21] Новоспасский монастырь. М.: Новоспасский монастырь. – 2013. С. 28.

[22] Леонид, архимандрит. Вкладная книга московского Новоспасского монастыря … – С. 117-119.

[23] Новоспасский монастырь … – С. 29-30.

[24] Иванов П.И. Описание государственного архива старых дел. М., 1850. С. 283, 291.

[25] Круглик А. История Московского Новоспасского монастыря. Канд. дисс. на соиск. уч. ст. канд. богословия. МДА. – Сергиев-Посад, 1999. – С. 34.

[26] «Побуждением же для царя Михаила Феодоровича соорудить храм именно в честь Знамения Богоматери явилось то обстоятельство, что икона Знамения Богоматери была родовою в семействе бояр Романовых». (Дмитриев И.Д. Московский первоклассный Новоспасский ставропигиальный монастырь … – С. 47).

[27] Макарий (Булгаков), митрополит. История русской церкви. Кн. 6. – М., 1996. – С. 381.

[28] [Ювеналий (Воейков), игум.] Описание состоящего в Московском ставропигиальном Новоспасском монастыре храма Знамения Пресвятой Богородицы. – М., 1803.  – С. XI-XII.

[29] РГАДА. Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1465. Л. 17-22 об.

[30] РГАДА. Ф. 1197. Оп. 1. Д. 1465. Л. 19 об-20.

[31] Селифонтов Н.Н. Сборник материалов по истории предков царя Михаила Феодоровича Романова. Родословная рода Захарьиных-Юрьевых-Романовых. Ч. II. СПб., 1898. – С. 85.

[32] Донской Г.Г. Роль надписей на надгробиях Александра, Михаила и Василия Никитичей Романовых в политической борьбе начала XVII века // Русский исторический сборник. Т. II. М., 2010. С. 269-279; Селифонтов Н.Н. Сборник материалов … – С. 83-84.

[33] Селифонтов Н.Н. Сборник материалов … – С. 85; Снегирев И.М. Новоспасский монастырь … – С. 113.

[34] Леонид, архимандрит. Вкладная книга московского Новоспасского монастыря … – С. 15.

[35] РГАДА. Ф. 1197. Оп. 2. Д. 278. Л. 1.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.