АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Интервью с заведующим Иконописной школой при МДА


О том, насколько трудно поступить в Иконописную школу не имея художественного образования, и что готовят ее студенты к юбилею Московской духовной академии, рассказал корреспонденту пресс-службы академии заведующий ИШ архимандрит Лука (Головков).
05 октября 2010 г.

Отец Лука, закончились вступительные экзамены в Московскую духовную академию и семинарию. Как Вы можете охарактеризовать сегодняшний уровень абитуриента?

В этом году абитуриенты, поступавшие в Иконописную школу, были достаточно подготовленные. Мужская группа даже была подготовлена лучше, чем обычно, поэтому на первый курс было набрано больше студентов. В школе стабильный конкурс и пока никаких тенденций к изменению этой ситуации нет.

Кого бы Вы хотели видеть на первом курсе Иконописной школы?

В связи с высоким уровнем подготовки поступающих, мы ориентируемся на то, что поступать будут к нам в первую очередь выпускники художественных училищ или художественных студий, имеющие уровень близкий по подготовке тем, кто заканчивал училища. Это оптимальный вариант абитуриента, который достаточно много умеет и ему не нужно объяснять какие-то азы работы с композицией, с рисунком, а нужно лишь изучать особенности иконописания, особенности канонической живописи, особенности технологии работы с материалом — весь спектр проблем живописи православной, канонической. Конечно, могут быть и более подготовленными учащиеся — выпускники ВУЗов. Если говорить о юношах, то таких в школе совсем не много, среди девушек — больше (имеются ввиду выпускницы художественных ВУЗов, конечно). Если говорить о другом образовании, не художественном – уровень подготовки абитуриентов разный. Достаточно часто встречаются и с высшим образованием, но относительно получаемых в школе знаний, это параллельное образование.

Тяжело ли поступить в Иконописную школу не имея художественного образования?

Кто-то поступает с первого раза, кто-то не с первого раза. Мы советуем тем, кто недостаточно подготовлен позаниматься с художниками, может быть поучиться в художественной школе или в училище. И это помогает. Те, кто при первом поступлении не имел реальных шансов, при второй попытке часто кардинально меняется. У нас достаточно много поступивших из числа поступавших повторно.

Художественную составляющую приемная комиссия оценивает по двум параметрам. Абитуриенты выполняют за шесть часов фрагмент иконы. Так же педагоги просматривают домашние работы. И то и другое важно. Здесь педсовет видит, как поступающий работает, что он выполняет, какой результат у него получился за шесть часов, как он понимает икону на сегодняшний день, насколько может ее воспринять. А с другой стороны просмотр домашних работ, в том числе и светских, дает понимание художественного уровня абитуриента: как он работает с композицией, с цветом, насколько интересный он художник, насколько красиво он работает с цветом, он приобрел какие-то навыки или глубоко художественно мыслит. Оба экзамена важны для того, чтобы увидеть перспективного и талантливого иконописца и принять его в школу.

Не мешает ли учащимся их художественное образование, не нужно ли их переучивать?

Крайне редко возникает с этим проблема. Хотя примеры были. И это в большей степени касается ребят. Юноши и поступают с высшим художественным образованием реже. Те, кто хочет заниматься иконой имея высшее художественное образование, обычно, самостоятельно или работая в бригаде иконописцев изучают икону и крайне редко поступают к нам. Но был случай, когда действительно один из учащихся не смог перестроиться и ушел из школы. Потому что этим багажом знаний нужно еще владеть, а может, в каком-то смысле, отказаться от него. Конечно же, знания помогают, они убыстряют процесс усвоения техники иконописания, но в тоже время нужно понять, что икона — это несколько другое искусство. У него есть особенности, которые можно понять, принять, прочувствовать. И не всегда это сразу получается. Подобных примеров с девушками у нас не было, может быть связано с особенностью характера. Они легче перестраиваются. Конечно, некоторым студентам нужно преодолевать что-то в специфике понимания, но все-таки это рабочие моменты, которые большими проблемами не являлись, по крайней мере, у нас в школе.

Это может быть проблемой для иконописца, который и не пытается учиться у профессионалов, не пытается воспринять традицию, а с точки зрения своего образования пробует сам понять икону. Достаточно часто можно видеть, что художник недопонимает древнюю икону, делает ее материальнее, объемнее, тяжелее. Те, кто поступает к нам в школу, понимает, и преподаватели, конечно, помогают ему в этом — прочувствовать и глубину, и высоту, и профессионализм иконописцев древности.

Уделяется ли внимание воцерковленности абитуриента?

Безусловно, это вторая важная составляющая для абитуриента. Конечно же, должен быть поступающий и будущий иконописец подготовленным художественно, но очень важно, что бы он был и человеком церковным, работающим на собой, который будет примером для окружающих и христианской жизни. Он должен быть помощником священника во всех отношениях, в том числе и как добрый пример христианина. И на это обращается очень серьезное внимание. Был случай, когда на приемных экзаменах девушка показала очень хорошие работы. Преподаватели оценили ее домашние художественные работы лучше, чем кого бы то ни было в том году, но ее не взяли, потому что пока ее шаги в Церкви были очень не уверенные. Вера была, но шаги в Церкви были самые первые.

Существуют ли какие-то курсы при Иконописной школе?

Подготовительных курсов у нас нет, и в ближайшие годы они не предвидятся. Самое большое, что может школа для поступающих — это разовая консультация. Что-то подсказать, какие-то пожелания дать по работам.

Для тех, кто может или не собирается поступать, но уже работает иконописцем при епархиальных, монастырских мастерских, может быть даже, преподает иконописание в училищах, школах мы проводим стажировки, но они индивидуального плана. Это даже не группа, а индивидуальная работа. Такие стажировки проводятся по согласованию правящего архиерея и ректора Московской духовной академии. После официального запроса, когда ректор в письме видит реальную просьбу епархиального архиерея и потребность епархии и видит то, что этот человек, может быть, будет действительно полезным епархии, тогда принимается решение о том, чтобы провести стажировку этого человека. Далее, со школой согласовывается срок пребывания, потому что у нас возможности по помещениям ограничены. Стажировки в школе проходят регулярно в течение года. Вот сейчас приехала монахиня из Иерусалима из русского Горненского монастыря. Там организуется иконописная мастерская. Она в миру была художником и имела небольшой иконописный опыт. Чтобы становление мастерской было более профессиональным, насельница обители проходит стажировку.

Преподаватели, студенты и сотрудники Московских духовных школ готовятся к торжествам, посвященным 325-летию академии. Какое участие примут студенты Иконописной школы?

В связи с юбилеем у нас проходит ряд мероприятий. Во-первых, мы будем праздновать не только 325-летний юбилей МДА, но и 20-летний юбилей Иконописной школы. В связи с этим готовится и альбом работ школы. К Покрову он должен выйти. Если говорить о юбилее академии, то в мастерской Иконописной школы пишется икона святых учивших и учившихся в Московской духовной академии. Работа большая, но надеюсь, что она будет завершена к празднику. На этой иконе 65 святых изображаются на фоне Лавры, академии.

Если говорить о других моментах подготовки, то в течение весны, лета этого года проходил ремонт в Покровском академическом храме: замена отопления и электрики. После этого ремонта в храме участки росписей необходимо было поправить. Нижний ярус росписей студенты где-то промывали, местами тонировали. Завершали учащиеся работы по написанию композиций святых на верхней площадке перед входом в храм. Кроме того, под руководством реставраторов учащиеся промыли всю позолоту иконостаса и киотов в храме, были ликвидированы утраты фона и он обновлен. Всю эту работу в течение весенней практики проделывала Иконописная школа. Сейчас продолжается ремонт и школа должна завершать работы в Покровском храме к юбилею.

Ваши пожелания студентам Иконописной школы.

Нужно быть достойными этих стен, в которых великие подвижники учились, с любовью прибегали к преподобному Сергию, к опыту жизни в обители преподобного Сергия, его учеников. Пример их жизни должен вдохновлять на подражание, как и, конечно же, пример иконописцев трудившихся в Лавре и в первую очередь монахини Иулиании, подвижницы, всю жизнь отдавшую Христу, Церкви, иконописанию, служению Господу, Церкви и служению, Лавре и академии.

Беседовала Анастасия Ширяева

Пресс-служба МДА

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.