АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

«...В темнице был, и вы пришли ко Мне». (Мф. 25:36)


15 июля 2014 г.

Всеблагой, непостижимый Промысел всемогущего Бога довлеет[i] над жизнью каждого отдельно взятого человека и судьбами всего мироздания в целом. Именно Божественной всемогущей дланью[ii] возникают и иссыхают моря, рождаются и гибнут цивилизации. И каждый, даже самый малый, эпизод нашего жития не в силах укрыться от Его Отеческого взора[iii]. Каждое событие, которое происходит, казалось бы, благодаря свободной воле и произволу[iv] человека, на самом деле имеет силу осуществиться только в силу попущения Бога[v] Вседержителя.

11 июля 2014 г. Миссионерская группа из Московской духовной академии во главе с иереем Иоанном Корешковымпосетила Исправительную Колонию №2 г. Рыбинска, где в тюремном храме была совершена Божественная литургия. После Литургии все приложились к привезенному кресту-мощевику, подаренному академии бывшим ее выпускником.

Посещение наших братьев во Христе, в заключении сущих, оставило после себя светлое впечатление. Небеса радуются «о единем грешнице кающемся»[vi], а в колонии их сотни. И этим людям даровал избавление Христос: «людие, сидящие во тьме, видеша свет велий; и сидящим во стране и сени смертней, свет возсия им».[vii]

Каждый из нас в жизни совершал какие-либо грехи, и лишь мера беззакония отличает нас (людей граждански честных) от них (осужденных). Но кто знает, окажись мы, одержимые нашими страстями, в подобных им обстоятельствах, не пали ли бы мы  куда больше? Потому очень радостно, когда видишь, что каждого – и их и нас – Господь зовет ко спасению[viii].

Все искренне кающиеся получают прощение[ix], и могут от всего сердца воскликнуть: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»[x]. Это удивительная милость Божия. Если бы не спас нас Господь, то все мы достойно шли бы во ад[xi]: как уголовники, так и «честные люди». Несмотря на то, что многие не совершали преступлений, наказуемых законом, и выглядят благочестивыми, но в душе, к сожалению, преисполнены всякого греха, и лишь в силу обстоятельств не имеют возможности его совершить.[xii] И идут в ад кажущиеся «хорошими» люди, отвергающие Христа[xiii].

Среди заключенных поразительно отличались лица, глаза – церковных, кающихся людей и нераскаянных безбожников[xiv], стоявших в стороне и лишь издали наблюдавших за происходящим у храма. Как тут не вспомнить двух разбойников? [xv] иеромонах Никодим (Шматько) в своих семинарах по тюремному служению рассказывал[xvi], что вырваться из «черной иерархии», круговой поруки, и больше не участвовать в делах тьмы (и при этом остаться в живых), можно только действуя ради двух целей: Бога и матери. И тех, которые не испугались и пошли за Христом[xvii], Господь преображает — как их самих, так и все окружение. Такие заключенные сами вешают на стены иконы. Приходя в Церковь (в тюремном храме ежедневно заключенные совершают общие молитвы), они обретают истинную свободу[xviii], которую у них никто не может отнять[xix]. Заключенные становятся свободнее тех, кто, хотя и находится вне тюрьмы, но, живя во грехе, скован его тяжким ярмом.[xx]

Тюремное служение нелегко, и немногие занимаются им.[xxi] Каково это — общаться с людьми, впадшими в тяжкие грехи? Наверное нигде, кроме тюрьмы, мы не сможем найти такого пламенного покаяния[xxii], преображения души и искренней молитвы, которая в скорбях особенно сильна[xxiii]: «О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды….Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею Благодатию»[xxiv] — каждое слово «звенит» в тюремной церкви, чувствуется от всей души мольба ко Творцу, которая, конечно, не может быть отвернута[xxv].

Все мы, православные христиане, — кающиеся грешники.[xxvi] Всех нас Господь собрал во единую Церковь по Своему неизреченному человеколюбию, видя нас во грехах погибающих. Он не отверг нас, смилостивившись над нашим покаянием.[xxvii] Поэтому и всем нам, православным христианам, подобает навещать собратьев по вере, в заключении сущих, страждущих, плененных. Таково дело христианской любви[xxviii], и многие святые и праведные усердно совершали его.

Всем, кто вступил на путь покаяния, нужна духовная поддержка. Враг, страшно разъяренный тем, что его добыча ускользнула, всячески старается отомстить[xxix].  Подобное происходит и на войне: находящийся в плену медленно погибает, вырвавшийся же из плена и взявший в руки оружие, сталкивается уже с ожесточенным сопротивлением врага[xxx].

Не будем оставлять тех, к кому Господь нам заповедовал придти[xxxi]. Будем также возвещать[xxxii] свет Евангелия тем, кто еще не обратился к покаянию; тем, чья жизнь все еще омрачена игом греха и страданий; тем, кто еще не изведал светлой радости Воскресения Христова, и кто еще так и не знает, сколь благ Господь.[xxxiii]

 


[i] Довлеет (церковно-слав.) = господствует

[ii] Длань (церковно-слав.) = рука

[iii] «Тебе, Господи, Сущаго по всей твари,  грешнии камо бежим;  на Небеси Сам живеши,  во аде попрал еси смерть.  Во глубины морския;  тамо рука Твоя, Владыко» (Воскресная стихира 6 гласа)

«Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо - Ты тамо еси, аще сниду во ад - тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря -  и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя»(Пс 138:7-10)

[iv] Произволу (устар.) = произволению

[v]  «…у вас и волосы на голове все сочтены» (Лк 12:7)

[vi]« Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии … сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15:7,32)

[vii] Мф 4:16

[viii] «Иже на всякое время и на всякий час на небеси и на земле поклоняемый и славимый, Христе Боже, долготерпеливе, многомилостиве, многоблагоутробне, Иже праведныя любяй, и грешныя милуяй, Иже вся зовый ко спасению» (Молитва службы Часов)

[ix] «Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как вóлну убелю.» (Ис1:18)

[x] Возглас перед Великим Славословием на Утрене, по старопечатным книгам – припев к хвалительным псалмам.

[xi] «если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.» (1Кор15:17)

[xii] «лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф 23:27)

«Умякнуша словеса их паче елея, и та суть стрелы» (Пс 54:22)

«такая…, хотя бы никого не уязвила …, подвергнется величайшему наказанию. Она уже приготовила отраву, растворила яд, но только никому не успела поднести отравленной чаши, или вернее, - она уже и подносила эту смертоносную чашу, но только не нашелся желающий выпить ее» (Златоуст.Беседа 17)

[xiii] «Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.» (Пс 72:27)

« те же, которые вне Церкви… гибнут безвозвратно".  (прп. Варсонофий Оптинский)

[xiv] «это печать греха…на лицах нераскаянных душ» (Кондак 12 акафиста «Слава Богу за Все» митр. Трифона (Туркестанова), редкая редакция)

[xv] « Посреде двою разбойнику,  мерило праведное обретеся Крест Твой:  овому убо низводиму во ад тяготою хуления,  другому же легчащуся от прегрешений к познанию Богословия.  Христе Боже, слава Тебе.» (Кондак на «Славу» 9-го часа)

[xvi] иеромонах Никодим (Шматько), семинары по тюремному служению (http://www.mpda.ru/missioner/news/text/650741.html)

[xvii]   «…те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел» (Откр14:4)

[xviii] «…познаете истину, и истина сделает вас свободными.» (Ин8:32)

[xix] «…радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин16:22)

«…ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.» (Рим8:38-39)

[xx] «…истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34)

[xxi] «…тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.» (Мф7:14)

[xxii] « Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать.» (Рим5:20)

[xxiii] «Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой.» (Пс129:1)

«Что касается тюремной истории отца Иоанна (Крестьянкина- прим.), то меня всегда поражало, как он отзывался о времени, проведенном в лагерях. Батюшка говорил, что это были самые счастливые годы его жизни. «Потому что Бог был рядом!» — с восторгом объяснял батюшка»…«Почему-то не помню ничего плохого, — говорил он о лагере. — Только помню: небо отверсто, и ангелы поют в небесах! Сейчас такой молитвы у меня нет» (архим. Тихон Шевкунов о архим. Иоанне Крестьянкине, цит. по газете «Известия»,http://www.hram-evenkya.ru/novosti/otets-ioann-krestyankin-nazyival-vremya-provedennoe-v-lageryah-samyim-schastlivyim-v-ego-zhizni)

[xxiv] Последование Литургии, Великая ектиния.

[xxv] «проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете» (Лк11:9)

«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф18:19-20)

[xxvi] «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.» (Мк 2:17, Мф 9:13, Лк 5:32)

[xxvii] « Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.» (Пс 50:13)

[xxviii] «… истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» (Мф 25:40)

[xxix] «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого.» (Лк 11:24, Мф 12:43)

[xxx] «(Один) бывший кришнаит… когда он был кришнаит …– у него постоянный пост был: очень мало пищи и много работы. У него не было никаких плотских позывов! А когда он перешел в Православие, на него все это вдруг

обрушилось! … (Архим. Кирилл Павлов) сказал, что когда (он) был кришнаитом, бил в барабан и прославлял этого синего Кришну… его целомудрие оберегали бесы!» (Прот. Олег Стеняев, Беседы на кн. прор. Даниила, лекция 9)

[xxxi] « Благо ходити в дом плача, нежели ходити в домъ пира» (Еккл.7:2)

…в темнице был, и вы пришли ко Мне.(Мф 25:36)

[xxxii] «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.» (Иак 5:20)

[xxxiii]«Вкусите и видите ,  яко благ Господь» (Пс 33:9)

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.