АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Воспитание христианских добродетелей в наследии прп. Сергия Радонежского


Священник Иоанн Федоров (I курс аспирантуры МДА)
22 мая 2014 г.

Проблема духовно-нравственного становления личности является ключевой проблемой в воспитании семейном, а также на всех ступенях школьного образования. Особенно остро это стало видно на сломе образовательных и воспитательных традиций. Целью и объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека. В христианской традиции этому вопросу уделяется много внимания.[1]Поэтому важно опираться на опыт Церкви и ее подвижников.

Преподобный Сергий Радонежский, игумен земли Русской, явил собой свет истинно святой, подвижнической жизни. Его образ жизни, личный пример и заветы стали образцом для подражания не только для монахов, но и для всех последующих поколений русских людей.[2] Не оставив после себя ни одной строчки письменного наследия, преподобный Сергий оказал огромное влияние на становление русского самосознания и просвещения, особенно в аспекте духовно-нравственного становления. «Духовно-нравственные взгляды древнерусского подвижника нашли свое отражение в воззрениях Сергея Уварова, Константина Победоносцева, Ивана Киреевского, Алексея Хомякова, Константина Ушинского и других созидателей российской просветительской мысли».[3]

Как и древние подвижники, преподобный проводил свою жизнь в стяжании христианских добродетелей. Именно этому его наследию посвящен данный доклад.

Понятие «добродетель» (ἡ ἀρετή) появляется еще в античной философии, как категория ценных и положительных качеств, как внешних, так и внутренних (здоровье и сила, мужественность и доброта). Святые отцы и учители Церкви в античное понятие вложили новое, христианское содержание. В добродетели они видели,прежде всего, постоянное стремление человеческой души к исполнению заповедей Божиих при содействии благодати Божией.[4] Христианское учение о добродетелях раскрыто в трудах святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, преподобных Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Евагрия Понтийского и других. В своих трудах они подчеркивали, что стяжание добродетелей есть основная цель воспитания личности.[5] По мысли преподобного Ефрема Сирина «подобие Божие имеет в себе человек соразмерно с добродетелью».[6]Свободно выбирая добродетельную жизнь, человек уподобляется Богу, так как «добродетель произвольна, и добро делаем мы по собственному избранию и произволу, а не против воли и принужденно».[7]

Из жития преподобного Сергия мы знаем, что его жизнь уготовлялась еще в утробе благочестивой матери. «Заботливо храня носимый ею во чреве Божий дар, она желала, чрез свое воздержание дать телесному составу дитяти чистое и здравое питание, хорошо понимая добрым сердцем своим ту истину, что добродетель, сияющая в здравом и прекрасном теле, становится чрез то еще прекраснее».[8] Уже в отрочестве он преуспевал в добродетелях: «все поступки Варфоломея в течение всей его жизнипоказывали, что он был муж высокого разума и рассуждения духовного. Рассуждение – дар бесценный, и святые отцы почитают его выше всех добродетелей».[9] Добродетели помогали подвижнику в уединенном житии: «мысль его беседует с Богом; язык прославляет Владыку всех; его сердце – жилище всякой добродетели, а потому и Духа Святого»,[10] защищали в трудные минуты: «Чего не может сделать добродетель? – рассуждает святитель Платон. – Думаю, что дикие звери ныне стали свирепы от жестокости наших нравов, а любовь и добродетель могут эту свирепость преложить в кротость и покорность».[11]Добродетели же привлекали к преподобному всех ищущихистины и утешения. Ученики святого игумена говорят: «Твоя добродетель собрала нас сюда, она же пусть и управляет нами. Ты насадил виноград сей, ты и питай нас своим учением и плодами примера твоего».[12] Проводя жизнь в высшей степени добродетельную, и достигнув святости, преподобный Сергий показал пример для воспитания добродетелей.

Что же мы можем почерпнуть из примера преподобного Сергия? Для этого снова обратимся в его житию, и в первую очередь к завещанию преподобного своим ученикам перед смертью. Он заповедует последовать его пути, стяжать «венец добродетелей, которыми украшал себя сам Сергий и которые он, как бесценное сокровище, завещал своим возлюбленным ученикам».[13]

В наследии преподобного Сергия мы можем выделить основные педагогические идеи:

Прежде всего, воспитание добродетелей должно быть Православным. Должна быть опора на ясно сформулированное мировоззрение. Понятие добродетели в отрыве от духовной основы теряет всякий смысл. «Основанием всякого доброго дела, всякого доброго намерения, по учению слова Божия, должна быть вера: без веры угодить Богу невозможно. Но вера должна быть Православная, основанная на учении апостолов и святых отцов, чуждая высокомудрствования, которое часто ведет к маловерию и неверию и сбивает  с пути спасения».[14]

Следующее это непрерывность воспитательного процесса.[15] Весь процесс воспитания в семье, в школе, в коллективе должен проходить в едином духе и вести к единой цели. На примере преподобного Сергия мы видим, что с малых лет и до самой смерти  вся его жизнь была в служении Святой Троице. И сам строй монашеской жизни, устроенной преподобным в его обители, способствовала непрерывному восхождению инока к Богу и постоянному воспитанию добродетелей.

Так же мы можем отметить важность всестороннего развития человеческой личности. С точки зрения православной антропологии человектрехсоставен и все стороны его бытия нуждаются в развитии. Существуют добродетели как телесные (воздержание, целомудрие…), так и душевные (вера, послушание…).[16]

С точки зрения развития телесного преподобный Сергий был образцом трудолюбия, от учеников требовал что бы они овладевали каким-либо ремеслом и никогда не находились в праздности.[17] По свидетельствам Епифания Премудрого, подвижник был необычайно крепок: «сила у него была в теле, как у двух человек».[18]

Преподобный Сергий важную роль отводил воспитательной роли искусства, отправлялучеников в Византию, чтобы на лучших образцах учиться иконописному и литературному мастерству.[19] Так же он приветствовал учение книжное, способствовал переписыванию и распространению книг. Т. е. считал, что развитие интеллектуальное способствует духовно-нравственному развитию.

И конечно преподобный стремился к достижению высших духовных добродетелей, таких как молитва и смирение, терпение и доброта, правдолюбие и рассудительность…

Стоит так же отметить, что преподобный Сергий проводил жизнь не только в бескорыстном служении ближним, но и, будучи «мертвым» для мира, не раз выступал печальником и миротворцем в своем отечестве. Потому воспитание патриотизма является одной из педагогических идей в наследии игумена земли Русской.

В заключение хочется еще раз запечатлеть образ преподобного Сергия словами архимандрита Никона: «С раннего детства и до глубокой старости во всех его действиях мы видим прежде всего два прекрасных свойства его святой души: глубокое смирение и детскую простоту. Эти две добродетели составляют основные черты его нравственного облика; они окрашивают в свой цвет все прочие его добродетели: его благостное ко всем отношение, его голубиное незлобие, все его великие подвиги. В соединении с духовным рассуждением они образуют в нем тот цельный нравственный характер, красота которого невольно влечет к себе человеческое сердце».[20]

 


[1]Петракова Т.И. Цель и объект духовно-нравственного воспитания. Заметки о религиозном образовании. // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2(9). С. 40, 41.

[2]Игумен Адриан (Пашин).Преподобный Сергий и Русь: Наследие, современность, будущее.[Электронный ресурс]Доклад на пленарном заседании IV Межрегиональных Рождественских образовательных чтений.Большой зал ульяновского Дворца творчества детей и молодежи.13.01.2014 г. Режим доступа: http://www.mpda.ru/site_pub/2095709.html (дата обращения: 18.04.2014 г.)

[3]Карунин Е. А. Педагогическое наследие Сергия Радонежского (духовно-нравственный аспект воспитания): дис. ... канд. пед. наук :13.00.01 – М.: 2000. С. 82.

[4]Ярема Р., свящ. Учение преподобного Ефрема Сирина о добродетелях (по аскетическим творениям). – М.: 2006. С. 12.

[5]Киприан (Ященко), игум. Святоотеческая духовная традиция и духовно-нравственное становление личности (по творениям Василия Великого). // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 27.

[6] Творения преподобного Ефрема Сирина. Т. 3. Сергиев Посад. 1912. С. 395.

[7] Там же. С. 394.

[8]Никон (Рождественский), архиеп. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца.Изд. 5. Сергиев Посад. 1904. С. 7.

[9]Там же. С. 45.

[10]Там же. С. 53.

[11]Там же. С. 62.

[12]Там же. С. 78.

[13]Никон (Рождественский), архиеп.Указ. Соч.С. 209.

[14]Там же. С. 208.

[15]Карунин Е. А.Указ. Соч. С. 90.

[16]Ярема Р., свящ.Указ. Соч. С. 13, 14.

[17]Карунин Е. А.Указ. Соч. С. 88.

[18]Сергий Радонежский: сборник./Сост. В.А.Десятников. М. 1991.С. 44

[19]Карунин Е. А.Указ. Соч. С. 85.

[20]Никон (Рождественский), архиеп.Указ. Соч.С. 205.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.