АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Путешествие в Константинополь. День 2


Инокиня Василисса (Певцова), студент 1-го курса (Отделение истории церковного искусства)
27 марта 2014 г.

Второй день нашего путешествия по Константинополю начался с посещения церкви свв. Сергия и Вакха, которая была построена в первой половине VI в. при святом императоре Юстиниане Великом. Сейчас это мечеть. Другое ее название - малая София, так как новые архитектурные приемы храма Святой Софии прежде были «проверены» в чуть более ранней постройке – церкви свв. Сергия и Вакха. Когда-то здесь, почти на берегу Мраморного моря был монастырь.

Здание выглядит величественным, хотя оно не очень большого размера. Это впечатление усиливается благодаря неоштукатуренной поверхности стен, напоминающих крепость. Архитектура церкви очень необычная. То, что мы видим снаружи, совсем не дает понимания внутренних конструкций. Внешне это в плане  квадратное здание с сильно выступающей алтарной частью и возвышающимся почти плоским куполом, а внутри аркады образуют восьмилепестковый цветок, обнесенный галерей и перекрытый полукуполами. Когда-то этот храм был украшен драгоценными мозаиками (может быть они скрыты под слоем штукатурки?). Но и в теперешнем виде интерьер поражает гармонией и непревзойденной красотой архитектурных форм. От убранства византийского времени сохранились колонны зеленоватого и красноватого мрамора с ажурными резными капителями. Всего их двадцать восемь, они поддерживают украшенный кружевной резьбой антаблемент с рельефной надписью на греческом языке. Галерея вокруг подкупольного пространства в два этажа.

Как бы хотелось среди многих новостроящихся наших храмов увидеть церковь, подобную этой! Мы залюбовались красотой этого воплощения византийского гения и только стремление увидеть другие «осколки Византии» заставило нас поторопиться.

Пройдя несколько переулков, мы оказались около Музея Мозаик. Он расположен на месте, где когда-то находились помещения Большого императорского дворца. Дворец занимал весьма значительное пространство. Раньше это был комплекс зданий, от которых сохранилась только крошечная часть -  мозаичные полы V - VII вв. Письменные источники того времени свидетельствуют об украшении мозаиками полов и стен дворца. На светлом фоне, выложенном особенным узором, преобладают изображения охотящихся животных, некоторые композиции невозможно понять без знания мифов, во множестве присутствуют бытовые сцены. Все эти изображения создают изысканный по сочетанию сдержанных, поразительно сгармонированных тонов, ковер, обрамленный широкой полосой витиеватых орнаментов. Еще более восхищает чувство композиции византийских мозаичистов.

Далее мы направились к храму святой Ирины. К счастью, эта церковь никогда не была мечетью, сейчас здесь музей и концертный зал. Святая Ирина старше Святой Софии и до 360 года была патриаршим храмом. Впоследствии эти два собора имели общую ограду. Если София названа в честь Божественной Мудрости, то Ирина - в честь Божественного Мира. С мая по июль 381 года в храме св. Ирины проходили заседания II Вселенского собора.

Святая Ирина, как и святая София, сгорела во время восстания Ника и была отстроена заново императором Юстинианом к 537 году. К этому времени относится нижняя часть храма, а все, что от галереи и выше здесь достроено около 753 года (храм пострадал во время пожара и землетрясения). То есть, перед нами редкий пример архитектуры иконоборческого периода. В Святой Ирине сохранился уникальный раннехристианский синтрон.

Апсиду, пятиугольную снаружи и полукруглую внутри, украшает огромный мозаичный крест, исполненный черными контурами по золотому фону. Он утвержден на пьедестале в самом центре двойного зеленого позема, развернутого по всему основанию конхи, то есть, как бы посреди всей земли. Это пример иконоборческого убранства храма. Крест изображен так, что его линии производят впечатление прямых, хотя на вогнутой поверхности апсиды сделать это было совсем непросто. В нартексе (притворе) кое-где можно рассмотреть мозаичные фрагменты с геометрическими орнаментами и аканфа. В этом храме сохранился атриум, что было традиционно для того времени, но в редких случаях дошло до наших дней. В этом дворике находятся два порфировых императорских саркофага.

инокиня Василисса

Затем, пройдя через парк, мы оказались на территории Археологического музея, представляющего собой комплекс из 3-х зданий. Музейные экспозиции обширны по территории и насчитывают колоссальное количество экспонатов, некоторые из которых не нашли пока места в экспозиционных залах и стоят неатрибутированные под открытым небом — ждут своего часа.
Особенно печально смотреть на саркофаги, выстроенные вдоль фасадной стены здания музея. Своим видом они невольно заставляют задуматься над скоротечностью и суетностью жизни. Ведь в подобных саркофагах хоронили людей, обладающих властью и богатствами, им подчинялись народы, они решали судьбы других людей, жили в роскоши и устраивали пышные приемы, сейчас же их неопознанные останки «бесславны и безобразны» в каменных саркофагах стоят обдуваемые ветрами, опаляемые солнцем и разрушаемые осадками.
В завершении дня мы посетили необычное сооружение – Цистерну Базилику. Это одно из роскошных исторических сооружений Стамбула на юго-западе от храма Св. Софии. Водохранилище было построено по распоряжению императора Юстиниана Ι в 6 в. До того, как было построено водохранилище, на этом месте была базилика – отсюда и название этого строения. Из рекламных проспектов мы смогли узнать точные размеры этого гигантского сооружения – длина 140 м и ширина 70 м. Водохранилище, занимающее общую площадь около 10 тыс. кв.м, было способно вместить примерно 100 тыс. тонн воды. Девятиметровые колонны расположены в 12 рядов по 28 колонн в каждом ряду. В общей сложности 336 колонн, подсвеченные снизу фонарями, создают впечатление сказочного дворца. Большинство колонн были собраны из остатков развалин еще более древних строений, поэтому отличаются друг от друга сортом мрамора и видом обработки. В качестве постаментов для двух колонн в северо-западном углу водохранилища используются изображения голов Медуз, являющихся шедевром скульптурного искусства Римского периода. Неизвестно откуда были привезены и какому древнему сооружению принадлежали ранее установленные здесь головы Медуз, как правило, вызывающие у посетителей водохранилища наибольший интерес. По мнению исследователей, предполагается, что привезены они сюда только с целью применения в качестве постамента (базы) для колонн водохранилища. Однако это мнение не послужило помехой для возникновения местных легенд и преданий о голове Медузы. Как известно из греческой мифологии, подземное чудовище Медуза Горгона со змеями вместо волос отличалась среди трех сестер своим умением превращать в камень тех, на кого падал ее взгляд. Поэтому существует гипотеза, что рисунки и скульптурные изображения Медузы Горгоны наносили на крупные сооружения для их защиты. Посетители водохранилища в сопровождении плавающих в воде рыб и приятной на слух музыки теряются из виду среди колонн для того, чтобы увидеть голову Медузы.

Так завершился второй день нашего путешествия. Набравшись впечатлений, мы отправились в гостевой дом, чтобы отдохнуть и на следующее утро продолжить осматривать интересные объекты Константинополя.

Ирина

 

 

 

См.также:
Путешествие в Константинополь. День 2 [Фоторепортаж] [27 марта 2014 г.]
Путешествие в Константинополь. День 1 [Фоторепортаж] [09 марта 2014 г.]
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.