АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Красота скрытых шедевров иконописи Церковно-археологического кабинета. Временное экспонирование во Франции.


18 сентября 2013 г.

Выставка произведений иконописи XVI - XIX веков, представляющие древнюю православную часть культурного наследия России, открылась в пятницу в Ницце 26 июня – и продолжалась до 26 августа 2013 года.

 Уникальная выставка русских икон открылась в Ницце. Коллекция икон Церковно-археологического кабинета Троице-Сергиевой Лавры еще совсем недавно была недоступна широкой публике. Церковно-археологический кабинет Московской Духовной академии впервые за все существование музея вывез их для показа за границу (однако, не впервые за этот год, согласно договору от 24 апреля 2013 г.: Московская Православная Духовная Академия, в лице Ректора МПДА архиепископа Верейского Евгения (Решетникова) и заведующего Церковно-археологическим кабинетомпротодиакона Игоря Михайлова дает Церковно-археологическому кабинету разрешение на временный вывоз 10 икон из собрания Церковно-археологического кабинета Московской Православной Духовной Академии для экспонирования на выставке «Мерная икона: история и современность». I этап Выставки– по адресу: President Palace, San Antonio, Attard, Malta, с 22 мая по 22 июня 2013 г. (см. репортаж по телеканалу культура-tvkultura.ru/article/show/article_id/93011); II этап выставки – по адресу: Франция, г.Ницца, храме Святителя Николая Чудотворца (могло бы быть в Соборе Непорочного Зачатия, Княжество Монако), с 26 июля по 26 августа 2013 г. (см. репортаж новости культуры по телеканалу культура-tvkultura.ru/article/show/article_id/96384‎)).

Проект, организованный Клубом российских православных меценатов, знакомит европейскую публику с традиционными Образами Пресвятой Богородицы. Есть среди шедевров древнерусского искусства и такая редкость, как мерная икона. Мерные иконы – такой же высоты и ширины, в ту же меру, что и родившийся ребенок.  На Руси их заказывали к крещению.

На выставке – полная иконография образов Пресвятой Богородицы, начиная с XVII века, Которой молимся на все случаи жизни. В разных стилях – от европейского барокко до русского модерна.

Вспоминая Благовещение Пресвятой Богородицы молимся об утолении скорбей и утешении скорбящих. Покров Пресвятой Богородицы молитвы о защиты и покровительстве. Казанская икона Богоматери - в каждом храме, в каждой верующей семье можно увидеть этот образ. Казанской иконой благословляют к венцу молодых, перед ней молятся о семейном благополучии, а также спасает слепых и государства. Богоматерь «Споручница грешных»,верующие и просят о врачевании своих печалей и болезней. Образ Богоматери «Помощница в родах», само название иконы говорит о том, что перед ней молятся о даровании роженицам благополучных родов и о их безболезненности,  а также при серьёзных осложнениях, и о здоровье новорождённых, а так же исцеление отбесплодия. Икона Богоматери «Всех скорбящих радость» молятся об исцелении от различных болезней, особенно от болезней глаз, слепоты, головной и зубной боли, о помощи в скорбях и печалях, при вступлении в брак, чтобы брак был благодатным, о наставлении в православной вере. Феодоровская икона Богоматери покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах. Перед иконой Божией Матери «Владимирская» совершались многие важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, избрание всероссийских Патриархов.

Древние иконы экспонировались в историческом месте Ниццы. Ницца – французский курорт, полюбившийся царской семье после того, как в середине XIX века его посетила вдовствующая Императрица Александра Фёдоровна. С Романовыми там связано много исторических мест. В храме Святителя Николая Чудотворца Российский клуб православных меценатов организовал выставку образов XVI- XIX веков и новых мерных икон. Лазурный берег хранит воспоминания о русской истории и царской династии и русская речь на берегу Средиземного моря слышится везде. С 1859-го на улице Лоншан по инициативе Александры Федоровны, тогда уже вдовы Николая Первого, был построен первый во всей Западной Европе православный храм. Но это место одно из самых русских – здесь, в особняке Бермон, принадлежавшем Романовым, скончался царевич Николай, старший сын Александра Второго. После чего было решено разрушить дворец, усадьбу и на ней построить в неовизантийском стиле часовню в честь святителя Николая. Над входом висела надвратная икона Святителя Николая, которую он держал в руках при смерти, ныне образ, перенесенный в храм стал светлеть и почитаться как чудотворный. Здесь же старинная икона – снова святителя Николая, принадлежавшая Ивану Грозному. Рядом образ, сшитый руками Ксении, сестры Николая Второго. Пятиглавый, похожий чем-то на московский собор Василия Блаженного, один из самых красивых храмов Франции, в Ницце появился благодаря последнему российскому императору и его матери Марии Федоровне. Здесь же в честь 400-летия дома Романовых выставку икон открыл Пол Эдвард Куликовский-Романов, правнук великой княгини Ольги, сестры Николая Второго. Три (из четырех) Богородичные иконы, представленные на выставке из фондохранилища ЦАК МДА, по преданию, охраняют Россию по четырем сторонам света, создавая крест: Феодоровская икона Богоматери на севере,Владимирская- на юге, Казанская - на востоке, Тихвинская икона Богоматери на западе. Обратимся к их описанию: 

Корсунская икона Богоматери. Первая треть XIX в. Россия. Материал, техника: дерево, левкас, темпера, ковчег, две торцевые врезные шпонки и одна по середине врезная, тонировка. Размер: 37.5 х 30.0  см.;Инвентарный номер: И – I – а 282; 446; 186 ЦАК. Фондохранилище. Оклад съемный: Латунь, сплав металла, штамп, серебрение, золочение, литье, стилизованная зернь, гравировка, резьба, закреплен на гвозди, 20 удерживающих пластин (4 нимб, 16 картуши на полях) монтировка. Описание: Корсунская икона являлась списком с византийской чудотворной иконы Богоматери Умилениеи в 988 годубыла принесена святым равноапостольным князем Владимиром, сразу после его крещения,  из Корсуни (Херсонеса) в Киев. Позже икона была перенесена в Новгород, а оттуда — в Москву, в Кремлевский Успенский собор. Корсунская икона Богоматери относится к стилю ампир. Стиль ампир, рассматривающийся обычно как завершающая стадияклассицизма, определяет искусство первой трети XIX века. На иконном окладе отмечается достаточная самостоятельность композиционных приемов и трактовки элементов узора. Визуальная автономность отдельных частей оклада согласуется с поступательным развитием классицизма. Рама, как правило, дополнительно выделена легким наклоном внутрь. В ее пластической моделировке сказываются принципы раннего ампира, для которого орнаментация являлась второстепенной целью, а приоритеты отводились объемным и конструктивным задачам. Например, картинные рамы из золоченного багета могли быть сложно профилированными, но вовсе не иметь декора.         Рельефная рама на иконе оформлена с внешним краем покрывающим плотным узором из пальметт или схематизированных листьев, по внутреннему краю проходит орнаментированная полоска, средняя часть рамы представляет собой гладкую ленту полированного металла подобный композиционный прием имел широкое распространение.           В ампирных окладах довольно часто акцентировались углы рамы. Мы можем увидеть подобные решения на вещах последней трети XVIII в., где угол выделяется крупным цветком или с листиком. В  подобном варианте появились на иконных окладах «наугольники», получившие в дальнейшем широкое распространение. В центре средника - погрудное изображение Богоматери с Младенцем на руках, лик к лику. Личное написано по коричневому санкирю охрами с белильными высветлениями с подрумянкой.               Облачение Богоматери состоит из зеленой туники и вишневого мафория и красной, с декорировкой твареным золотом в виде полосок по кайме мафория и туники (горловина), поручам. Звезды твореным золотом на голове и (плечах) означающих Приснодевство. Левая рука указывает на Христа, правая  - обнимает за Христа за плечо, пальцы  - указательный и средний скрещены, мизинец полусогнут. Глаза миндалевидные, коричневого цвета. Нимб обведен золотой линией обводки по фону. Надписи твореным золотом (на доске иконы) над нимбом Богоматери по сторонам в верхних углах: «МР» «ΘУ» с титлами над буквами.             Христос одет в алое облачение с обильной ассистной твореным золотом разделкой складок. Волосы волнистые, светло - русые. В левой руке держит перевязанный золотой тонкой ленточкой белый свиток; правой рукой обнимает у шеи Богоматерь. Глаза коричневые. Нимб также обведен золотой линией обводки по фону. Надписи твореным золотом (на доске иконы) над нимбом теомонограммы Младенца Христа с левой стороны: « IC ХС» с титлами над буквами.Надписи твореным золотом в крестчатом нимбе: « WОN» с титлами над буквами.Крестчатый нимб Христа напоминает о крестной жертве, три греческие буквы на его концах означают «Аз, есмь сущий» - утверждение Его предвечного существования. Лузга обозначена твореным золотом. Опушь коричневая. Поля зеленые. Оборотная сторона окрашена коричневой краской (осыпалась почти вся). Оклад  - поля, фон и нимбы закрыты под штампованным окладом с растительно - листовым орнаментом. Открыты – контур фигур Божией Матери и Младенца Христа. Надписи гравированы над золоченым нимбом Богоматери по сторонам в верхних углах: «МР» «ΘУ»с титлами над буквами. Нимб Божией Матери декорирован в виде лучей солнечного сияния орнаментом с зернью, на кончиках сквозным орнаментом и восьмиконечными звездочками. Надписи в крестчатом золоченом нимбе Младенца Христа: «(W)О(N)».  Фон гладкий. Полязакреплены удерживающими пластинами в количестве четырех штук, декорированы цветочно - растительным орнаментом с обрамлением полуплоскими лузги и опуши со столизованной зернью. Торцы цельные с окладом. Картуши золоченые по углам, в количестве четырех штук, закреплены удерживающими пластинами.  На иконе: Потертости золота и красочного слоя. Царапины. Утраты гвоздей. Сколы. Выщерблены по кромкам и по углам. Гвозди и гвоздевые отверстия по торцам и лицевой стороне. Общее загрязнение. Шелушение и сколы левкаса, золота и красочного слоя. Многочисленные тонировки. Кракелюр. Пожелтение олифы. Вспучивания красочного слоя. Большие утраты в правом нижнем углу, слева по середине, на верхнем поле  две утраты в углу, справа по полю в центре. Трещины на стыке досок. Вмятины с реставрационными тонировками, три маленьких гвоздевых отверстия в нижней части иконы. На оборотной стороне:   Оборотная сторона и торцы  тонирована темной защитной краской от разрушений, практически обсыпавшейся. Общее загрязнение, гвоздевые отверстия. Потертости, сколы, выщерблины, загрязнения, вмятины, царапины древесины. Гвозди и гвоздевые отверстия. Две врезные встречные шпонки и по центру. В центре повесочная специализированная петля  существовала, - оставшиеся гвоздевые отверстия. Трещины на стыке досок. Потертости углов. Загрязнения. Царапины. В левом нижнем углу старый инвентарный номер белым пигментом: «ЦАК МДА // I – а 282». Черными чернилами и фиолетовыми на старой бумажной наклейке в правом верхнем углу старый инвентарный номер, «186 // ЦАК (Черными чернилами)».      На окладе: На нимбе четыре удерживающих пластины с оборотной стороны. Потертости золочения и серебрения. Царапины. Деформация оклада. Загрязнения в местах орнамента. Патина. Окисление. Загрязнение. Гвозди и гвоздевые отверстия. Немного окислился, боковые торцы вследствие демонтажа, по-видимому, неоднократного, слегка деформированы. Отдельные разрывы металла. Считается одной из икон, написанных святым евангелистом Лукой. Существуют два различных предания о появлении Корсунской иконы Пресвятой Богородицы на Руси. По одному – икону привёз в Киев из Корсуни святой равноапостольный князь Владимир. Другое предание гласит, что в Россию она была принесена в конце XII века полоцкой княжной Предиславой, в иночестве Евфросинею, которая получила её в подарок от греческого императора. Образ Корсунской иконы Божией Матери схож с Касперовской. В современной иконописи эти два образа практически неразличимы. Возможно, Касперовская икона Пресвятой Богородицы – это поздний список с Корсунской. Существуют множество списков Корсунской иконы в зеркальном изображении. Празднование — 26 декабря (8 января) и 14(27) апреля в день памяти трех литовских мучеников.

 Казанская икона Богоматери. Конец XIX в. Россия. Материал, техника: Дерево, левкас, темпера. Размер: 37.3х31.5х1 см.; Инвентарный номер: И-342. Фондохранилище. Казанская икона Богоматери повсеместно чтимая и самая популярная чудотворная икона Богоматери в России. Явлена в Казани в 1579 после присоединения ее к Московскому государству. Обстоятельства обретения Казанской иконы подробно описаны участником этого события будущим патриархом Гермогеном. Краткое сказание вместе с первой копией-списком Казанской иконы было послано царю Ивану Грозному; по его указу на месте явления основан женский Успенский монастырь. В 1594 Гермоген составил подробную повесть о явлении Казанской иконы; список повести конца 16 — начала 17 века украшен миниатюрами (Лицевое сказание). Казанская икона представляет собой погрудное изображение Одигитрии, в котором голова Богоматери склонена к Младенцу Христу, представленному в фас. Явленная икона была небольших размеров; Иван Грозный украсил ее драгоценным окладом. Первоначально она находилась в казанском Успенском монастыре, дальнейшая ее история неясна. В 19 — начале 20 века особо почитались три Казанские иконы, каждая из которых считалась подлинной чудотворной: в Успенском монастыре в Казани (вероятно, явленная в 1579; украдена и уничтожена (?) в 1904); в Казанской церкви на Красной площади в Москве, основанной после освобождении Москвы от поляков ополчением Д. Пожарского (эта икона — один из первых списков чудотворной Казанской, принесенная с ополчением, — не сохранилась); в Казанском соборе в Санкт-Петербурге (ныне во Владимирском соборе). Местночтимые списки Казанской иконы многочисленны; большинство из них имеет свои собственные сказания и историю почитания. Празднование Казанской иконы совершается 8 (21) июля — в память о явлении иконы в 1579 и 22 октября (4 ноября) — в память избавления Москвы и России от поляков в 1612. Описание: Иконография традиционная. Композиция иконы состоит из двух плоскостных фигур Богоматери и Богомладенца Христа. В центре средника - поясное изображение Богоматери с благословляющим правой рукой Младенцем на руках. Богородица представлена в трех – четвертном (¾) повороте влево ко Христу. Богоматерь облачена в синий хитон и чепец, вишневый мафорий с разделкой складок, украшенный золоченой каймой, горловиной в виде полос; Три золотых звезды Приснодевства на голове, на плечах.      Младенец Христос сидит на коленях Богоматери. Нимб золотой обведен двойной линией обводки по фону киноварной и белой. Надписи с монограммой киноварные над нимбом Богоматери по сторонам в верхних углах: «МР» «ΘУ» с титлами над буквами. С левой стороны над правым плечем Богородицы киноварная надпись: «КАЗАНСК IѦ(Я) // ПР●(ЕСВЯТЫЯ) Б(ОГОРОДИ)ЦЫ» с титлами над буквами. Нимб Божией Матери выходит на границу верхнего поля. Христос облачен  в  подпоясанный бирюзовый с черными вкраплениями геометрического рисунка хитон с аналавом и алый гиматий, с густой разделкой складок одежд золотым ассистом. Волосы волнистые, светло - русые. Надписи киноварные над нимбом теомонограммы Младенца Христа с правой стороны: « IC ХС» с титлами над буквами. Надписи киноварные в крестчатом нимбе: «( WО)N» с титлами над буквами. Фон зелено-коричневый. Поля зеленые. Нимбы золотые. Лузга с одной линией обводки киноварной. Опушь с двойной линией обводки зеленой и красной.          Сохранность: густой сетчатый кракелюр на личном, потёртости красочного слоя и золота, царапины, вмятины с реставрационными тонировками. После современной реставрации. Сильное коробление основы. Оборотная сторона: сильное коробление доски, доска неровно стёсана. Сверху и снизу доски две полосы холста, повесочное кольцо. 

Икона Богоматери «Споручница грешных», с предстоящими святыми на полях св. Капитоном, и Ермолаем. Вторая половина XIX в. Россия. Материал, техника: дерево, левкас, темпера, две встречные врезные шпонки. Размер: 30.0х23.0 см. Инвентарный номер: I а 648. Реставрирована. Фондохранилище. Впервые этот образ прославился чудесами в Николаевском Одрине мужском монастыре Орловской губернии в середине прошлого столетия. Древняя икона Богоматери "Споручница грешных" из-за ветхости своей не пользовалась должным почитанием и стояла в старой часовне у монастырских ворот. Но в 1843 году многим жителям в сновидениях было открыто, что икона эта наделена, по Божьему Промыслу, чудотворной силой. Икону торжественно перенесли в церковь. К ней начали стекаться верующие и просить о врачевании своих печалей и болезней.  Своё название икона получила по содержанию одного из свитков, расположенных в четырёх углах иконы: «Аз Споручница грешных к Моему Сыну». Споручница – означает Поручительница перед Иисусом Христом за согрешающих людей, неусыпная за них Ходатаица и Молитвенница. «Споручница грешных», чудотворная икона Божией Матери. Богоматерь изображена с Младенцем Христом на руках, сидящим справа; в углах иконы ленты с надписью: «Азъ споручница грешныхъ къ Сыну (Моему)...». Икона была написана в Одрин-Николаевском монастыре Орловской епархии; в 1844 от нее получил исцеление безнадежно больной ребенок. Икона стала почитаться чудотворной, особенно к ней прибегали в годы эпидемии холеры. Чтимые списки «Споручницы грешных» — в Москве в церкви Николая Чудотворца в Хамовниках (прославилась в 1848, почитается как чудотворная из Одрина монастыря) и в других городах. Празднование — 7 (20) марта и 29 мая (11 июня). Описание: В центре средника - поясное изображение Богоматери «Одигитрии» с Богомладенцем на руках. Богоматерь облачена в темно-синий хитон, и чепец, в бордовый  мафорий олифковым подкладом; поручи и горловина и кайма с бахромой орнаментально декорированы низанными жемчугом и камнями. Глаза каричнего-оливкового цвета. На правом и левом плече помещены звезды Приснодевства. Младенец облачен  в темно-зеленый хитон и алый гиматий. Волосы русые, короткие, волнистые. Глаза каричнего-оливкового цвета. На голове венцы с «жемчугом» и каменьями. Личное написано по коричневому санкирю охрами с белильными высветлениями и подрумянкой. Изображение Богоматери и Младенца как бы заключено картушами с надписями, в овал. В желтых картушах черные надписи: «Азъ спо/р Y(у)чница грѢешных къ Моему /СынY(у), // Сей далъ МнѢ(е)● за нихъ рY(у)цѢ(е) слышити МѦ(я) выну, // дати иже / радость выну, Мне приносѦ(я)тъ радоватися вечне чрезъ мене испро/сятъ». Надписи  черным справа:  «ОБРАЗ СПОР Y(У)ЧНИЦЫ ГРѢШНЫХ ПРЕ(СВЯ)ТЫЯ Б(ОГОРО)Д(И)ЦЫ.». Надписи с монограммой киноварные над нимбом Богоматери по сторонам в верхних углах: «МР» «ΘУ» с титлами над буквами. Слева от Богоматери шесть восьмиконечных золотых звезд, справа аналогично. Нимбы золотые с двойной линией обводки красной и белой. Фон золотой.  Поля коричневые нет. Лузга с двойной линией обводки красной и белой. Опушь с тройной линией обводки зеленой, голубой и красной. Предстоящие святые размещены на боковых полях иконы в килеобразных нишах на коричневом поземе с голубым фоном с золотыми нимбами с двойной линией обводки красной и белой. Слева на боковой поле иконы изображен святой Капитон, облаченный в архиерейское облачение, состоящее из подризника, ризу и большой омофор с красными крестами с благословляющим жестом правой рукой, в левой кодекс Священного Писания. Надписи  черным вверху:  «С. Капитонъ ». Справа на боковой поле иконы изображен святой Ермолай, облаченный в священническое облачение, состоящее из подризника, ризу и епитрахиль с благословляющим жестом правой рукой, в левой кодекс Священного Писания. Надписи  черным вверху:  «С. Ермолай». Сохранность: густой кракелюр, потёртости красочного слоя, реставрационные тонировки красочного слоя и золота, точечные утраты, небольшие царапины и вмятины красочного слоя.  После современной неквалифицированной  реставрации. Оборотная сторона: общее загрязнение. Утрачены две встречные шпонки. Коробление основы.

Икона Богоматери «Помощница в родах». XIX в. Материал, техника: Дерево, левкас, масло, две торцевые шпонки. Размер:  22.5х17.5 см. Инвентарный номер: Белым пигментом - I а 151 а.192. Фондохранилище. Описание: Образ Богоматери «Помощница в родах» прославилась в конце XVII века . Само название иконы говорит о том, что перед ней молятся о даровании роженицам благополучных родов и о их безболезненности,  а также при серьёзных осложнениях, и о здоровье новорождённых часто её помещают в их комнату, а так же исцеление от бесплодия. Происхождение иконы неизвестно. Существует два варианта изображения: 1. Богородица изображается стоящей в полный рост с молитвенно поднятыми вверх руками, на уровне груди изображается младенец Иисус. Иконографически образ несколько напоминает икону "Знамение". 2. Богородица изображается с непокрытой головой, распущенными волосами и скрещенными на груди пальцами рук ниже которых, изображён Богомладенец, благословляющий именословно. Местночтимое празднование иконы «Помощь в родах» 8 января (26 декабря по старому стилю). Относится к иконописным типам Иммакулата (безукоризненность). В центре средника - поясное прямоличное изображение Богоматери, с изображением Богомладенца, благословляющей правой рукой, в левой, держащий свернутый свиток.Всё изображение на голубом фоне помещается на полумесяц, заключенной в овал. Углу темно-коричневого цвета. Богоматерь облачена в алый хитон с жемчужной обнизью по горловине и поручам, и синий мафорий олифковым подкладом; Глаза каричнего-оливкового цвета. Уста алые. Взгляд опущен ниц, волнистые волосы на прямой пробор распущены по плечам. По сторонам от нимба Богоматери –  светло-голубые надписи: «МР.» «ОУ.».Над головой аналогичного цвета надпись: «ПОМОЩНИЦА ВЪ РОДАХЪ ПР.(ЕСВЯТЫЯ) Б(ОГОРОДИ)ЦЫ». Младенец облачен  в белый хитон и коричневый гиматий. Волосы русые, короткие, волнистые. Глаза каричнего-оливкового цвета. Личное написано по коричневому санкирю охрами с белильными высветлениями и подрумянкой. Над головой Младенца охристаая надпись: « IC. ХС», без крестчатого нимба. Нимбы, в виде исходящего сияния. Сохранность: потёртости красочного слоя, реставрационные тонировки красочного слоя, точечные утраты, горизонтальные царапины и вмятины красочного слоя, отдельные  пятна. После реставрации. Оборотная сторона: общее загрязнение, потёртости, отщепы, вмятины, гвоздевые отверстия на иконе и в месте повесочной петли. Две сквозные торцовые шпонки. Гвоздевые отверстия в местах металлического подвесочного кольца. На оборотной стороне - Белым пигментом по середине: «ЦАК МДА  // I а 151 а». На прямоугольной бумажной наклейке в красной рамке со скошенными верхними углами черными чернилами: «А1- // пас. 335 // инв. 1584».

Икона Богоматери «Всех скорбящих радость». Второй половины XIX в. Россия. Материал, техника: Дерево, левкас, темпера, ковчег, две встречные врезные фигурные шпонки. Размер:35.2 х 30.5 см.; Инвентарный номер: И-88. I а 270. 35 б. 222. Описание: На иконе изображена Богоматерь в окружении ангелов, которые совершают благодеяния от Её имени и заботятся о людях, обуреваемых недугами и скорбями. Над Богоматерью в верхнем поле иконы поясное изображение Христа Спасителя «Великого Архиерея» в облачном сегменте, в благословляющем жесте обе руки. Сегмент окружен канфарными облаками. У Спасителя нимб крестчатый с буквами « WON» в перекрестии с титлами над буквами.           В центре композиция на золотом фоне представлена Богоматерь в образе Царицы Небесной с двойной мондорлой, стоящая на зеленом поземе, с киноварной надписью по сторонам на верхнем поле: « WБРA(З) ПРЕ.(СВЯ)ТЫЯ Б(ОГОРО)Д(И)ЦЫ / ВСЕМ СКОРБЯЩIМ РАДОСТЬ..».  В верхних углах средника в облачном сегменте изображениесолнца и луны с надписями: «С(О)ЛНЦ(Е)» и «ЛУНА». Она изображена в рост фронтально с Христом на левой руке, правой указуя на Него. На ней царское облачение (синий чепец и далматик с золотыми передником  и подольником, декорированный низанным жемчужником, алый плащ, декорированный золотыми овальным рисунком  с красной подкладкой и алые сапожки. На голове золотая корона с камениями. В средней боковой части композиции представлены люди разного возраста и звания, нуждающиеся в помощи и утешении, к которым пришли на помощь два ангела над которыми киноварные надписи: «АНГЕЛИ/ Г(ОСПО)ДНИ». По сторонам от этой сцены, справа и слева – две группы людей. Слева изображены старцы и странники. Справа находятся плачущие и больные. Два ангела (по одному в каждой группе) оказывают им помощь и указывают на Богоматерь странникам. Люди в композиции представлены в самых разных позах и ракурсах. Ангелы облачены в киноварные туники и зеленые плащи. За спиной у них крылья с имитацией  птичьего оперения. В верху - попарно изображены  Св. Преп Сергий, Св. Епифаний (?); Св. муч. Евфимия, и Св. Священномученик Антипий. Справа изображен святой Антипий, облаченный в архиерейское облачение, состоящее из подризника, ризу и большой омофор с красными крестами с благословляющим жестом правой рукой, в левой кодекс Священного Писания. Надписи  черным вверху:  «С(ВЯ.ТЫЙ) СВЯЩ(ЕННОМУЧЕНИК) АНТИП IЙ». Под изображением в прямоугольном щитке помещен кондак он же является стихирой Богоматери «Всех скорбящих Радость»: «Не имамы иныя помощи не и//мамы иныя надежды разве // теб(Ѣ)е вл(а)д(ычи)це ты намъ помози // на тебе(Ѣ)сѨ(я) надеемъ тобоюсѨ(я) хвалимъ твои()бо есмь раби // дасѨ(я) дане посты//димъ». «Всемъ скорбящимъ радост(ь) и wбиди//мымъ предстател(ь)ница алчю//(щим)» / «питател(ь)нице ногимъ wдеянiе иже // злъ слепымъ wбуреваемымъ преста//». Слева: «нагимъ wдеян//iе подаждь д(е)во»; «вл(адычи)це хромымъ // хожденiе даруй»; «дево вла (дычи)це боле//знемъ нашимъ»; «даруй премененiе тихое // дево вл(а)д(ычи)це». Справа:- «алъчющихъ насъ// напитай Б(огороди)це»; «В старости//недугомъ на/» «шимъ подаждь// исцеленiе Б(огороди)це». Фон золотой, имитирующий светло-воздушную среду, свет небесный. Нимбы у Богоматери и Христа, ангелов и двух святых по сторонам золотые. 24. октября 10. 1688- 325- летие прославлениеиконы Богоматери «Всех скорбящих Радость».23.7. июля 1888. прославлениеиконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» с грошиками 125 - летие. Сохранность: Потертости по краям и углам. Густой сетчатый кракелюр, потёртости красочного слоя и золота, реставрационные тонировки красочного слоя, точечные утраты, царапины и вмятины красочного слоя, отдельные пятна. Пигментные беловатые пятна. Общее загрязнение. Восковые пятна. Одна из самых популярных и широко почитаемых в императорской России чудотворных икон Богоматери, имеющая целый ряд значительно отличающихся один от другого иконографических вариантов. Согласно преданию, первое чудо от иконы с названием «Всех скорбящих Радость» произошло в 1688: благодаря молебну у образа Богоматери в храме Преображения на Большой Ордынке в Москве излечилась от тяжелой болезни родная сестра патриарха Иоакима. В память об этом было установлено празднование иконы, а храм получил наименование чудотворного образа. Икона «Всех скорбящих Радость» из этого храма почитается как древняя чудотворная. На этом образе в центре иконы изображена Богоматерь с Младенцем Христом на руках, Ее окружают люди, жаждущие исцеления и заступничества, вверху — утешающие людей ангелы и святые; на лентах — тексты с молитвенными наименованиями благодатной помощи от Богоматери, вошедшие в тропарь  (он же стихира) («помощница обидимых», «алчущих кормилица», «больных исцеление» и т. п.). На сокращенных копиях-списках и репликах чудотворного образа Богоматерь изображается без Младенца. Особое почитание Богоматерь «Всех скорбящих Радость» получила в Санкт-Петербурге, куда царевной Натальей Алексеевной в 1711 был перенесен список московской святыни. Икона стала одной из главнейших святынь Санкт-Петербурга и почиталась как чудотворная; с нее делали многочисленные списки и упрощенные реплики, одна из которых прославилась в 1888 в бедной часовне на Стеклянном заводе (во время сильной грозы к иконе прикипели 12 медных грошей из разбитой кружки для подаяний, от иконы стали происходить исцеления и другие чудеса). В 18-19 веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Икона «Всех скорбящих Радость» из одноименного храма при Доме милосердия в Харбине на Дальнем Востоке была вывезена в США и стала святыней Русской Православной Зарубежной Церкви. Иногда образ называют «Всем скорбящим Радость». Празднование — 6 ноября (24 октября по старому стилю).

Покров Пресвятой Богородицы. Компиляция. Венчик, басма - XVII в. Золото, живопись– XIX в, оклад – XIX в.(?) или старая компиляция. Россия (Москва). Материал, техника: Дерево, левкас, темпера, низкопробное серебро, бирюза, парча, басма, золочение, скань, чеканка, гравировка, стилизованная зернь, однашпонка врезная.   Размер: 31.0х24.0 см.; Инвентарный номер: 3519. Из собрания Постникова. Покупка XII/1963 г. Клеймо неизвестного мастера. Подарок из коллекции Николая Рериха. Фондохранилище. Описание: В 910 году при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, Византия вела войну с племенами русов, и Константинополю угрожала опасность. В воскресный день 1 октября во время всенощного бдения, когда Влахернский храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый и его друг Епифаний (Андрей, созерцавший данное видение, был славянин, в молодости попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту) в четвёртом часу ночи, подняв глаза к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окружённую ангелами и сонмом святых. Богородица стоит в воздухе и держит над присутствующими покров (омофор — длинное и узкое тканое покрывало) в знак своей защиты и покровительства.
   На иконе обычно Богоматерь изображается на фоне храма или внутренней стены алтаря (иногда — на облаке), руки Ее раскинуты в стороны и держат красный покров (иногда покров придерживают ангелы). Внизу — апостолы, мученики, святители, толпа молящихся, а также обнаженный до пояса блаженный Андрей и его ученик Епифаний.   “Покров Пресвятой Богородицы” празднуется 14 (1) октября.
На Руси храмы в честь Покрова Божией Матери появились в 12 веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году князем Андреем Боголюбским, которым и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зверинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова на Рву, известный как храм Василия Блаженного. Сохранность:          На иконе: Потертости золота и красочного слоя. Небольшие утраты красочного слоя по линии кракелюра. Царапины. Кракелюр. Утраты гвоздей. Сколы. Гвозди и гвоздевые отверстия по торцам и лицевой стороне. Общее загрязнение. Шелушение и сколы левкаса, золота и красочного слоя. Пожелтение олифы. Вспучивания красочного слоя. На оборотной стороне:   Оборотная сторона и торцы  тонирована темной защитной краской. Общее загрязнение, гвоздевые отверстия. Потертости, сколы, выщерблины, загрязнения, вмятины, царапины древесины. Гвозди и гвоздевые отверстия. Одна врезная шпонка по центру. Потертости углов. В центре вверху повесочная не специализированная петля. Загрязнения. Царапины. Разрывы ткани. Утраты и разрывы парчовой рубашки. Парчовая рубашка сильно изношена, с крупными прорывами по рёбрам доски, с утратой крупного куска в левом верхнем углу. В левом нижнем углу старый инвентарный номер не сохранился: «ЦАК МДА // I – а».Фиолетовыми чернилами на старой бумажной наклейке в левом верхнем углу старый инвентарный номер, « 3519 // ЦАК». Карандашная надпись: «Покупка XII/(19)63 г. ». На старой бумажной наклейке по середине: «из собрания Постникова// Покров Пресвятой Богородицы// Москва// позже несколько прописан // серебряный оклад /клеймо сб./ // подарена Н. М. Рерихом// из коллекц. № 20/с.». Карандашная надпись: «№ 300». На окладе: Утрата камня в нимбе Богоматери. Сильная потёртость и деформация басмы. Потертости золочения. Царапины. Общая деформация оклада. Загрязнения в местах орнамента. Патина. Окисление. Загрязнение. Гвозди и гвоздевые отверстия. Немного окислился, боковые торцы вследствие демонтажа, по-видимому, неоднократного, слегка деформированы. Отдельные разрывы металла. Клеймо слева боковое в круглом щитке: «К// ЛК»не идентифицировано.                                                    1. Постникова – Лосева. 1983. С. 232. Фото- Постников А.М. Из записной книжки А.П. Бахрушина. Москва, Бухгейм Л.Э. 1916. Успенский В.И., Успенский М.И. Древние иконы из собрания А.М. Постникова. 2 кн. – СПб., 1898-1899. Переводы с древних икон из собрания А. М. Постникова. Примечание: Постников Андрей Михайлович (2-ая четверть 19 в. — ?), русский купец, основатель фабрики золотых, серебряных и бронзовых изделий в 1868. В 1870 при фабрике открыта специальная школа по подготовке мастеров-ювелиров. В 1877 фирма получила почетное звание Придворного поставщика Высочайшего двора, Двора Великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны, а также английского королевского дома. С 1870 фирма участник Всероссийских и международных выставок. В 1886 на базе фирмы А. М. Постникова было организовано «Товарищество фабрики металлических изделий А. М. Постникова», просуществовавшее до 1917. Из главы седьмой. Музеи, частные собрания и выставки-Местонахождение отдельных постниковских икон в существующих музеях дает возможность установить общий хронологический и качественный уровень его собрания. Двухтомный каталог Третьяковской галереи, в котором не зафиксированы произведения XVIII и XIX веков, учитывает пятнадцать икон из бывшего собрания Н. М. Постникова: две иконы датированы XV веком, восемь XVI и пять XVII. И нет ни одной старше XV столетия! Из двух постниковских икон в частном музее П. Д. Корина, ныне филиале Третьяковской галереи, одна икона датирована концом XVI, а другая началом XIX века. Аналогичная картина наблюдается и в других собраниях. Все это означает, что большинство постниковских икон восходило, вероятно, к позднейшей эпохе истории русского искусства. С коллекцией Николая Михайловича Постникова нередко смешивают собрание его брата Андрея Михайловича. Такая ошибка допущена составителями каталога Третьяковской галереи, которые приписали первому Постникову две иконы, идущие из коллекции второго. По сведениям А. П. Бахрушина, второй Постников занимался изготовлением серебряной и бронзовой церковной утвари и был «якобы собиратель древних икон». Словечко «якобы» продиктовано здесь явно недоброжелательным отношением А. П. Бахрушина к Андрею Михайловичу; известно, что младший из Постниковых действительно собирал иконы. Собрание составлялось долго, около полувека, но было небольшим: оно насчитывало 211 номеров, причем наряду с древними иконами («истинниками») сюда входили и новые, написанные в XIX веке «в древнем стиле». О ценности коллекции одобрительно отзывались А. Е. Сорокин и горячо интересовавшийся в это время старой русской живописью писатель Н. С. Лесков. В апреле — сентябре 1892 года А. М. Постников, считая, по-видимому, свою коллекцию законченной и рассчитывая, в связи с торжественно отмечавшимся 500-летием со дня кончины преподобного Сергия Радонежского, на щедрость церковных властей, неоднократно предлагал свои иконы за 25 тысяч рублей музею при Московской духовной академии. Для ознакомления с «товаром» постниковский магазин посетили московский митрополит Леонтий и уже знакомый нам архиепископ тверской и кашинский Савва, которые долго рассматривали коллекцию, но посещение которых не увенчалось официальным решением Синода о покупке. Дальнейшая судьба этого малоизвестного собрания не совсем ясна. Похоже, что оно частично перешло в Петербург и было куплено для царской семьи, поскольку одна из лучших вещей А. М. Постникова — новгородская икона XV века «Богоматерь с младенцем и Власий» (в собрании владельца датировалась XII веком) — нашлась после революции в императорском дворце в Гатчине, откуда в свою очередь она поступила в Русский музей. Другие же иконы, как мы знаем, оказались в Историческом музее и Третьяковской галерее в Москве. Все это дает основание полагать, что коллекция А. М. Постникова не была сохранена в целом виде, а распродана по частям. Оба Постникова, и прежде всего Николай Михайлович, коллекции которых, как показало время, представляли не только художественную ценность, но и капитал, оказали сильное влияние на других собирателей конца XIX века.

Свод чудотворных икон Богоматери в 161 клейме с праздниками. 1848-1849 гг. Россия. П. Медианов. Материал, техника: Дерево, левкас, масло. Размер: 71.5х60.9 см.; Инвентарный номер: I а 1192. И-46. Описание: Отличительной особенностью искусства Нового времени становится появление икон-сводов множества богородичных иконографий, почитавшихся во всем православном мире. Иконография подобных памятников восходит к крупноразмерным гравюрам, которые получили распространение в первой половине XVIII века и включали различное число клейм. Одним из таких иконописных памятников служит икона на единой доске из собрания Музея середины XIX столетия со 161 образами чудотворных Богородичных икон. Икона подписная и была создана купцом П. П. Медиановым в 1848-1849 годах. В центре средника икона Богоматери Неопалимая купина с 161 -й иконой Богоматери, расположенных в 5 рядов по 13 икон над и под Ней (итого-130) и по10 икон в 3 ряда. На полях – праздники, заключенные вовалы, с заоваленным навершием, квадратах и квадрат со скошенными наугольниками: на верхнем поле-Рождество Пресвятой Богородицы, Вход во храм Пресвятой Богородицы, Воскресение Христово, Благовещение Пресвятой Богородице, Рождество Христово, Крещение Господне, Вход Господень во Иерусалим, Воздвижение Креста Господня, Успение Пресвятой Богородицы, Архангел Гавриил с п редстоящими святыми - Св. вел. Муч. Ириной и св. Алексием человеком Божиим*,  Святая Троица, Вознесение Господне, Преображение Господне, Сретение Господне. Отдаленная аналогия: В Покровском храме МДА (на южной стороне) похожая киотная икона с 83-мя иконами Богоматери, более близкая в частном музее Русской иконы *. 1 ряд – Елецкiя, Египетскiя, Ватопетскiя, Утоли моя печал(и), Елецкiя Черниг:(овская), Сицилийскiя,  ВзысканиIе погибш(их), Огневидныя, Иверскiя, Долинскiя, Венскiя во Уграхъ,  Далматскiя, Сокольскiя. 2 ряд - Межетскiя, Девпетерувскiя, Воспитанiе, Ченстоховскiя, Слово плоть Бысть, Святоильинскiя, Римскiя, Молдавскiя, Феодоровскiя, Умиленiе Смол(енскiя), Боголюбскiя, Неувядаемый Цв(ет):, Византiйскiя. 3 ряд – Гишпанскiя, Цесарскiя, Муромскiя, Виленскiя, Тамбовскiя, Ильинскiя Черниг(овская), Максимовскiя, Кипяжскiя, Кипрскiя, Молченскiя, Цареградскiя, Византiйскiя, Путивльскiя. 4 ряд – Вутиванскiя, Яскинскiя, Печерскiя, Старорусскiя, Любечскiя, Жировскiя, Братскiя-Кiе:(вская), Теребинскiя, Оранскiя, Антiохiйскiя, Никейскiя, Мателикiйскiя, Пименовскiя. 5 ряд – Ярославскiя, Коломненскiя, Абульскiя, Заоникiевскiя, Тихвинскiя, Семiезерскiя, Лидскiя, Троеручицы, Влахернскiя, Ахтырскiя, Федотьевскiя, Галатскiя, Тобольскiя. 6 ряд - Абалацкiя, Оковицскiя, Устюжскiя, Колочскiя, Кипрскiя,  Коневскiя, Ржевсскiя, Шуйскiя, Псковскiя, Святогорскiя. 7 ряд – Абалацскiя, Смоленскiя, Гребневскiя, Игрицскiя, Югскiя, Силуанскiя, Толскiя, Страстныя, Овиновскiя, Семигородная. 8 ряд - Псково-Печерскiя, Гупичевскiя, Амартiйскiя, Свенскiя, Донскiя, Грузинскiя, Петровскiя, Владимирскiя, Положенiе ... Мiасинскiя. 9 ряд – Александрiйскiя, Калужскiя, Писiйскiя, Аравiйскiя, Братскiя, Исаковскiя, Домницкiя, Сямскiя, Почаевскiя, Курскiя- Корен(ная),  Лорецкiя, Новониктскiя, Призаенiе на Смирен(ние).10 ряд – Цареградскiя, Словенскiя, Мирожскiя, Покровъ, Псково-Покровская,  Псково-Печерская, Корсунскiя, Iерусалимскiя Ярос(лавская), Смоленскiя, Руденскiя, Филормскiя, Ерманснскiя, Яхроскiя.11 ряд – Казанскiя, Скорбящихъ радо:(стей), Взыгранiе, Милостивныя, Ипатменскiя, Купятицкiя, Знаменiе новгор(одскiя)), Пахромскiя, Дамаскискiя, Селигерскiя, Новгородскiя, Бегство в Египет.12 ряд – Дек:- Байбузскiя, Дек:- Барловскiя, Похвалы Богород(ицы), Живоносный источн(ик):, Сохомскiя, Благоуханный цветъ, Умягченiе злых сердецъ, Прежде рождества Дево, Что Тя наречемъ, Численскiя, Яноборскiя, Трех Радостей, От бедъ страждущих.13 ряд - Живодательнiца, Выдропусскiя, Дектоурскiя, Умиление на Черной Горе, Малытинскiя, Мати Дево, Болитинскiя, Исцелиительницы, Руно Орошенное, Нечаемая Радость, Моденскiя, Поручницы, Кипрскiя что в Усп(енском) Соб.(оре). Сохранность: Мелкий кракелюр, потёртости красочного слоя, реставрационные тонировки красочного слоя, точечные утраты, царапины и вмятины красочного слоя, отдельные  пятна. По краю доски отдельные сколы красочного слоя с левкасом. В идеальной сохранности. Оборотная сторона: общее загрязнение, потёртости. Две не специализированные повесочные петли. Гвоздевые отверстия в местах металлического подвесочного кольца и других местах. Две не сквозные врезные фигурные шпонки. На оборотной стороне - Белым пигментом по середине: «ЦАК МДА  // I а 1192». Напрямоугольной бумажной наклейке в красной рамке со скошенными углами черными чернилами: в правом нижнем углу «А1- // пас. 319 // инв. 1518». Напрямоугольной бумажной наклейке  в правом нижнем углу фиолетовыми чернилами старый инвентарный номер: «И-46». На прямоугольной бумажной наклейке  по центру: «товарный ярлык № 75650. МОССКУППРОМТОРГ// БАЗА ГОСФОНДОВ…». На оборотной стороне авторская надпись черным - «Сiе Священнейшее изображенiе 161 го явленiй // Пресвятыя, Пречистыя и Приблагословенныя // Владычицы нашея Богородицы и Присно-девы// Марiи, и празднуемыхъ Православною, Греко-восто-//чною Церковiю дванадесяти Праздниковъ, сделано // чистейшимъ усердiемъ и сердечною верою,// истиннымъ Христiаниномъ, Коммерцiи Совет-//никомъ, Почетнымъ Гражданиномъ и Московскимъ // первой гильдiи Купцомъ Алексеемъ Гавриловичемъ // Костаринымъ, на его иждивенiе. Талантомъ же // Художника живописи Московскаго купца Петра // Петровича Медiанова, въ теченiи двухъ // летъ 1848 и 1849 -го отъ // Рождества Христова.». На нижнем поле по цетральному клейму белым авторская надпись: «Писанъ Петромъ Мед iановымъ // Iюнь 28 / 1849 г.». Не исключено, что род Медиановых был дворянских кровей, потому как в алфавитном списке, внесённых в родословную книгу дворянских родов Московской губернии* Медиановы числятся. ([].*Список дворян Московской губернии — официальное печатное издание Московского дворянского депутатского собрания, которое содержит список дворянских фамилий и лиц, время причисления их к дворянству с указанием их предков. Эти данные приводятся на основании многотомной Родословной книги дворян Московской губернии, которая велась предводителями дворянства по годам и алфавиту с 1785 г8огда). В 2007 г. Н. И. Комашко и Е. М. Саенкова – описывает образ пермского иконописца Петра Медианова 1851 г. публикуются иконы (поздние), так же как и нашей, с житием Алексия человека Божия с 12 сюжетами (ПГХГ)[…]. (… Комашко Н., Саенкова Е. Русская житийная икона. – М., 2007. – С.196-201). ((н: Лит-ра: Реставрационный паспорт. КП. ВХНРЦ. № 3613. НА. МИХМ. Описание иконы сост. Л. А. Сложеникиной. Толстая T. B. Алексий, человек Божий. Иконография // Православная энциклопедия. – М., 2001. – Том II. – С. 8–12.)). Из Сообщения Муромского музея- 2011 вторая часть- в статье О. А. Суховой. ПРОЧТЕНИЕ ЖИТИЯ АЛЕКСИЯ ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ МУРОМСКИМ ИКОНОПИСЦЕМ СЕРЕДИНЫ XVII ВЕКА.

Икона «Благовещение Пресвятой Богородице», с предстоящими святыми на полях св. Антипием и вмч. Варварой. XIX в. Калька  с XVI-XVII в. Россия. Материал, техника: Дерево, левкас, темпера, ковчег. Две встречные врезные фигурные шпонки. Размер: 31.5х26.8 см.; Инвентарный номер: Iа 530. Описание: Благовещение — это добрая, радостная весть. Событие Благовещения описано единственным евангелистом — апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи, Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшьЕму имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». Композиция иконы состоит из двух плоскостных фигур Богоматери и Архангела. Богородица представлена в трех – четвертном повороте влево к Архангелу. Богоматерьоблачена в темно-зеленый хитон и чепец, вишневый мафорий с разделкой складок, украшенный золоченой каймой, горловиной алые сапожки; Три золотых звезды Приснодевства на голове, на плечах. Архангел облачен в темно-зеленый хитон и алый гиматий. Нимбы золотые обведены киноварной линией обводки по фону. На иконах изображается явление архангела Гавриила Деве Марии — он сообщает Ей радостную весть о том, что Она станет Матерью Бога. Обычно на иконах этого сюжета слева изображается архангел Гавриил, а справа, на фоне дома, стоящая Мария с веретеном в руках (иногда сидящая, иногда — без рукоделия). Бывает другая композиция — Богоматерь, черпая воду из колодца (источника), оборачивается к летящему с ветвью архангелу. Предстоящие святые размещены на боковых полях иконы в килеобразных нишах на коричнево-зеленом поземе с киноварным фоном с золотыми нимбами. Надписи  киноварью вверху:  «С(вятой) Д(ух)». Слева на боковом поле иконы изображен в рост святой Антипий, облаченный в архиерейское облачение, состоящее из подризника, ризу и большой омофор с красными крестами с благословляющим жестом правой рукой, в левой кодекс Священного Писания. Надписи  черным вверху по красному фону:  «С(ВЯ.ТЫЙ) СВЯЩ(ЕННОМУЧЕНИК) АНТИП IЙ». Справа на боковом поле иконы изображена святая великомученица Варвара, облаченная в придворное облачение, состоящее из далматика, туники, плаща, закрепленного фибулой и короны на голове с 8-ми конечным крестом в правой руке. Надписи  черным вверху:  «С (ВЯ).ТАЯ ВАРВАРА». Фон охристый. Поля зеленые. Нимбы золотые. Лузга с одной линией обводки киноварной. Опушь с двойной линией обводки зеленой и красной. На оборотной стороне - Белым пигментом в левом нижнем углу: «ЦАК МДА  // I а 530 а». Напрямоугольной бумажной наклейке в зелной рамке со скошенными верхними углами черными чернилами: «А1- // пас. 109 // инв. 1109».В правом верхнем углу фиолетовыми чернилами: «1453 ЦАК». Надпись золотом: «Благовещение Пре(святы) Б(огороди)цы». Сохранность: кракелюр, пожухлости и потёртости красочного слоя и золота, реставрационные тонировки красочного слоя и золота, точечные утраты, небольшие царапины и вмятины красочного слоя, сколы левкаса по краям доски. После современной реставрации. Оборотная сторона: общее загрязнение. Трещины, сколы древесины, гвоздевые отверстия. Примечание: Святой Антипий почти повсеместно считается целителем от недугов особенно от зубных болезней. Также Священномученик Антипа считается Покровителем стоматологов. История его такова: Священномученик Антипа - ученик святого апостола Иоанна Богослова (память 26 сентября), был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона. Святой мученик Антипий жил в конце III - начале IV в., во времена римского императора [Диоклетиана] "царя современника святыхъ апостолъ", когда [Иоанн Богослов] был изгнан на остров Патм. Упоминается святой мученик Антипий в "Откровении" Иоанна Богослова: "и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа" (Откр.II.13). По житию, которое вошло во вторую половину печатного Пролога, изданного Московским печатным двором в 1643 г., Антипий был поставлен архиереем в церкви города Пергама, расположенного на северо-западе Малой Азии. Прославился святой своими проповедями, после которых многие жители города обращались в христианство. Однажды был он приведен к игемону, который утверждал, что старейшая религия более правильная, нежели новая. Подразумевал правитель под старейшей религией, конечно, язычество и идолопоклонство, которое существовало неисчислимое количество веков, а под новой - христианскую, по его словам, лишь вчера начавшуюся. Антипий же на это отвечал: "Каин тоже старшим братом был, а Авель меньшим, но Бог принял Авелевы жертвы, а на Каиновы же и не поглядел". Услышав такие слова игемон приказал "волъ медянъ скован вельми разжечше" и вверг туда святого. В печи же помолившись Богу и "великую его силу воспевъ", отошел к Богу святой мученик Антипий. Похоронен был в церкви Пергамской, от мощей святого по преданию мир источался и чудеса непрестанно совершались. 

Икона Богоматери Владимирская, с циклом сказания в 12-ти клеймах «Повести на сретение иконы Богоматери Владимирской». Конец XVIII – начало XIX века. XIX в. Россия. Материал, техника: Дерево, левкас, темпера. Две встречные врезные фигурные шпонки. Размер: 54.1х44.8 см.; Инвентарный номер:  I а 283. 295. Владимирская икона Богоматери – одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви. На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок князю Юрию Долгорукому от Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга. Князь Андрей Боголюбский  в 1169 году перевез Владимирскую икону из женского Богородичного монастыря Вышгорода, недалеко от Киева, во Владимир, где она хранилась в Успенском соборе. Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенка. Образ прославился бесчисленным множеством чудес. Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе: в память спасения от ордынского царя Ахмата в 1480 году; от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице. Иконе  ЦАКа - празднование совершается-8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – празднует Сретение чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, праздник, установленный в честь встречи Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву и последовавшего за ним чудесного избавления от нашествия Темир-Аксака (Тамерлана) в 1395 году. Пред Владимирской иконой Матери Божией свершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы - Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова - первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.). В день празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена - 21 мая/3 июня 1971 г. Описание: Большие иконы выполнялись специально для монастыря СТСЛ, маленькие являются вкладными для городских и сельских храмов и келейными троицких иноков.Иконы с клеймами сказания о Владимирской иконе появились в кон. XVI — 1-й пол. XVIII в. миниатюры «Повести на сретение Владимирской иконы» широко использовались для написания икон с клеймами сказания. Изображение иконы в большинстве клейм крупное. Составитель иконографической программы точно следовал тексту сказания XVI в., за основу брал миниатюры лицевой повести, но выбирал сюжеты, в которых представлено почитание святыни, и по-своему изображал их. В клейме 4 показано принесение иконы в дар кн. Юрию Долгорукому купцом Пирогощей из Царьграда — сюжет, возникший в XVI в. В композициях и деталях отражены впечатления иконописца от торжественных крестных ходов со святыней в дни ее празднований. На полях рамы напротив клейм расположены пространные пояснительные надписи из текста сказания. В клейме 7изображение иконы Богоматери чудесно стоящей на воздухе в церкви. Владимирская икона Божией Матери (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг. (ЦАК)), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Древней Руси, одна из великих святынь России. История ее почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью событий церковной и государственной жизни. По сказанию XV в., Владимирская икона написана ап. Лукой. Композиция традиционная. Изображение Богоматери поясное, Младенец Христос на Ее левой руке (слева); ноги Младенца закрыты хитоном, видны лишь ступня правой ноги, слегка согнутой в колене и поставленной параллельно иконной плоскости, немного заходящей на нижнее поле и подошва правой ноги. В. и. принадлежит к иконографическому типу, получившему название «Умиление» («Ласкающая»), и представляет тот его вариант, в котором Младенец Христос, прильнув щекой к склоненному лику Матери, обнимает Ее левой рукой за шею (под мафорием), а правую руку простирает к Ее плечу; Богородица поддерживает Сына правой рукой, Ее левая рука поднята и молитвенно обращена к Христу. Лик Богоматери выполнен по коричневато-оливковому санкирю прозрачными слоями светлых охр и розово-красной подрумянки. Все красочные слои сплавлены, тональные переходы незаметны. На освещенных частях лежат мазки белил, в тенях и по контурам - красные и коричневые описи. В утонченных чертах лика воедино слились греческий тип образа и вневременной духовный идеал православной культуры, выраженные языком византийской художественной традиции кон. XI - нач. XII в. Очертания тонкого носа переходят в длинные спрямленные линии бровей. На переносице санкирная тень образует скорбную складку, усиленную тенями под бровями и нижними веками миндалевидных глаз с темными, поднятыми кверху зрачками. Плотно сомкнутые уста розово-охристые. Лик Богомладенца выполнен аналогичным приемом, но санкирь более светлый, в живописных мазках светлых охр много белил. Так же моделирована и кисть руки Младенца на шее Матери. Голова Богоматери, покрытая мафорием, и чепцом низко закрывающего лоб. Края вишнево-карего мафория и поручи темно-зеленого хитона с темно-охристой каймой, украшенной золотыми и низанными жемчужной обнизью линиями. Одежды Христа красные, с золотым ассистом; Фон, поля, нимбы и разделка драпировки одежд золотые. В иконографии представлено соединение земного и небесного, выраженное сопряжением нимбов и взаимоприкосновением двух ликов — Божией Матери и Богомладенца. Это символическое изображение Христа и Церкви Христовой. Так как Божия Матерь являет нам пример полного обожения рожденного на земле от земных родителей человека, то есть конечную цель существования Церкви, то в богословии иконы именно Богородица символизирует Церковь Христову. Надпись белильная в крестчатом нимбе: «WОN». Около нимба киноварная по правой стороне с теомонограммой Христа: «IC» «ХС» с титлами над буквами. По сторонам головы Богородицы монограмма киноварью : «МР» «ОУ» с титлами над надписью. У левого плеча Богородицы киноварная надпись : «Владимирския Пре//(свя)тыя Б(огороди)цы». Сохранность: кракелюр, пожухлости и потёртости красочного слоя и золота, реставрационные тонировки красочного слоя и золота, точечные утраты, небольшие царапины и вмятины красочного слоя, трещина в левой части доски до средника, сколы левкаса по краям доски. После современной реставрации. Следы механического повреждения по краям, дефекты с неровностью поверхности и утратами материала. Значительная  потертость, Царапины. Патина. Деформация. Общее загрязнение. Трещины. Микроцарапины. Оборотная сторона: общее загрязнение. Трещины вертикальные древесины по центру  и с правой части доски, гвоздевые отверстия. Отставание левкаса на верхнем торце справа. Восковые и пигментные пятна. Гвоздевые отверстия в местах размещения повесочной петли. 295. В клеймах рамы подробно иллюстрированы основные сюжеты cказания от написания иконы евангелистом Лукой (клеймо 1) до пришествия св. князя Василия Дмитровича в Москву (клеймо 12). Описание клейм публикуемой иконы – Рис. 1. Клеймо 1. Евангелист Лука пишет образ Богородицы. Киноварные надписи на полях иконы: «С(вя)ты(й) Богосл(о)вiсны(й) евангилiстъ  лYка Написася самови // Дно зря ИстенYю Б(огоро)дицY При животе еѨ». Рис. 2. Клеймо 2.  Богоматерь благословляют образ, написанный ап. ев. Лукой. « СовѢршивши же ева(н)гил(и)стъ лYка ИконY  Пре(свя)тыя Б(огороди)цы // И к самой принесѢ(е) wна же  Свои wчи// возвестише милостi». Рис. 3. Клеймо 3. Поставление образа в Богородичный монастырь города Вышгорода, недалеко от Киева. «ПоставѢнъ бысть wбразъ Пре(свя)ты(я) Б(огороди)цы Б(о)говитескиi монiстырь Выше граде».Рис. 4. Клеймо 4. Показано принесение иконы в дар кн. Юрию Долгорукому купцом Пирогощей из Царьграда. « ПринесѢнъ бысть wбразъ Пре(свя)ты(я) Б(огороди)цы Ис Царя града //в Киевъ ВеликомY князю Геwргию владимерочY пирYчYщею ( Пирогощей )кYпцемъ преснее». Рис. 5. Клеймо 5. «Умыслишаже // кнѨзь Васи//л(и)й С кнѨзмиi // своими Послати // по иконе Во градъ // Владимеръ Пре(свя)тыя Б(огороди)цы». Рис. 6. Клеймо 6. «кнѨзь Васил(и)й // возвести бого//любезное Свое // размышление // кнѨземъ свои//мъ и борярамъ (боярам)». Рис. 7. Клеймо 7. Икона Богоматери чудесно стоит на воздухе в церкви. «Видешаже кр//ирилицы wбразъ // Пре(свя)тыя Б(огороди)цы сошетша С м // еста своего // Сташа ср(е)Ѣди // церкви на воздyс(е)Ѣ». Рис. 8. Клеймо 8. Взяли священники висевшую во св. алтаре поставили за престолом в трапезной. «Взятша ею св//Ѩщеницы Ви // есошаю Во свѨ//ты(й) wртарь и по//ставише за пр//естоломъ пре тр//апезою». Рис. 9. Клеймо 9. «ВидѢвшаже чY//(до)творнYю iконY // Пре(свя)тYю Б(огороди)цY Wбра //тившYюся ли//цемъ Во wртарь кр(..)и лицы же бе Пря//щасѨ како хоще // Во wртарь стоѨ//ти». Рис. 10. Клеймо 10. «Боголюбимы(й) кнѨзь андрейi ПрийдѢ в В(/)церковь● // ПомолитисѨ Со(/)страхо(м) Пре(свя)тей Б(огороди)це wдержимъ// Страхомъ моляся со(/)слезамиi». Рис. 11. Клеймо 11. ● СрѢтение Пре(свя)т(ы)Ѩ Б(огороди)цы С(/)москвы егдаже // БожественаѨ Икона принесѢна близлизъ града Москвы ● изыдоша ВсрѢтение той иконы КиприѨнъ митрополитъ совсѢмъ // церковнымъ соборомъ». Рис. 12. Клеймо 12. «Великаго wПр//ишествй С(вя)//таго кнѨзя Васи//лия дѢмитри // вича на(/)мос // (к)ве». 

Фото - Махонина Надежда.

Перечень приложенных файлов: 

1.     Корсунская икона Богоматери в окладе.

 2.     Корсунская икона Богоматери.

3.     Оклад Корсунской иконы Богоматери. Лицевая сторона.

 4.     Оклад Корсунской иконы Богоматери. Оборотная сторона.

 5.     Казанская икона Богоматери. Лицевая сторона.

 6.     Казанская икона Богоматери. Оборотная сторона.

 7.     Икона Богоматери «Споручница грешных», с предстоящими святыми на полях св. Капитоном, и Ермолаем. Лицевая сторона.

 8.     Икона Богоматери «Споручница грешных», с предстоящими святыми на полях св. Капитоном, и Ермолаем. Оборотная сторона.

 9.     Икона Богоматери «Помощница в родах». Лицевая сторона.

 10. Икона Богоматери «Помощница в родах». Оборотная сторона.

 11. Икона Богоматери «Всех скорбящих радость». Лицевая сторона.

 12. Икона Богоматери «Всех скорбящих радость». Оборотная сторона.

 13. Покров Пресвятой Богородицы. Лицевая сторона.

 14. Покров Пресвятой Богородицы. Оборотная сторона.

 15. Свод чудотворных икон Богоматери в 161 клейме с праздниками. Лицевая сторона.

 16. Свод чудотворных икон Богоматери в 161 клейме с праздниками. Оборотная сторона.

 17. Икона «Благовещение Пресвятой Богородице», с предстоящими святыми на полях св. Антипием и вмч. Варварой. Лицевая сторона.

 18. Икона «Благовещение Пресвятой Богородице», с предстоящими святыми на полях св. Антипием и вмч. Варварой. Оборотная сторона.

 19. Икона Богоматери Владимирская, с циклом сказания в 12-ти клеймах «Повести на сретение иконы Богоматери Владимирской». Лицевая сторона.

 20. Икона Богоматери Владимирская, с циклом сказания в 12-ти клеймах «Повести на сретение иконы Богоматери Владимирской». Оборотная сторона.

 21. Феодоровская икона Богоматери с избранными святыми. Лицевая сторона.

 22. Феодоровская икона Богоматери с избранными святыми. Оборотная сторона.

 23. Портрет Постникова Андрея Михайловича. Русский купец, основатель фабрики золотых, серебряных и бронзовых изделий в 1868. 

Корсунская икона Богоматери в окладе.
Корсунская икона Богоматери в окладе.
Корсунская икона Богоматери.
Корсунская икона Богоматери.
Оклад Корсунской иконы Богоматери.
Оклад Корсунской иконы Богоматери.
Оклад Корсунской иконы Богоматери. Оборотная сторона.
Оклад Корсунской иконы Богоматери. Оборотная сторона.
Казанская икона Богоматери. Лицевая сторона.
Казанская икона Богоматери. Лицевая сторона.
6.	Казанская икона Богоматери. Оборотная сторона.
6. Казанская икона Богоматери. Оборотная сторона.
7.	Икона Богоматери «Споручница грешных», с предстоящими святыми на полях св. Капитоном, и Ермолаем. Лицевая сторона.
7. Икона Богоматери «Споручница грешных», с предстоящими святыми на полях св. Капитоном, и Ермолаем. Лицевая сторона.
8.	Икона Богоматери «Споручница грешных», с предстоящими святыми на полях св. Капитоном, и Ермолаем. Оборотная сторона.
8. Икона Богоматери «Споручница грешных», с предстоящими святыми на полях св. Капитоном, и Ермолаем. Оборотная сторона.
9.	Икона Богоматери «Помощница в родах». Лицевая сторона.
9. Икона Богоматери «Помощница в родах». Лицевая сторона.
10.	Икона Богоматери «Помощница в родах». Оборотная сторона.
10. Икона Богоматери «Помощница в родах». Оборотная сторона.
11.	Икона Богоматери «Всех скорбящих радость». Лицевая сторона.
11. Икона Богоматери «Всех скорбящих радость». Лицевая сторона.
12.	Икона Богоматери «Всех скорбящих радость». Оборотная сторона.
12. Икона Богоматери «Всех скорбящих радость». Оборотная сторона.
13.	Покров Пресвятой Богородицы. Лицевая сторона.
13. Покров Пресвятой Богородицы. Лицевая сторона.
14.	Покров Пресвятой Богородицы. Оборотная сторона.
14. Покров Пресвятой Богородицы. Оборотная сторона.
Покров Пресвятой Богородицы. Оборотная сторона.
Покров Пресвятой Богородицы. Оборотная сторона.
15.	Свод чудотворных икон Богоматери в 161 клейме с праздниками. Лицевая сторона.
15. Свод чудотворных икон Богоматери в 161 клейме с праздниками. Лицевая сторона.
17.	Икона «Благовещение Пресвятой Богородице», с предстоящими святыми на полях св. Антипием и вмч. Варварой. Лицевая сторона.
17. Икона «Благовещение Пресвятой Богородице», с предстоящими святыми на полях св. Антипием и вмч. Варварой. Лицевая сторона.
18.	Икона «Благовещение Пресвятой Богородице», с предстоящими святыми на полях св. Антипием и вмч. Варварой. Оборотная сторона.
18. Икона «Благовещение Пресвятой Богородице», с предстоящими святыми на полях св. Антипием и вмч. Варварой. Оборотная сторона.
19.	Икона Богоматери Владимирская, с циклом сказания в 12-ти клеймах «Повести на сретение иконы Богоматери Владимирской». Лицевая сторона.
19. Икона Богоматери Владимирская, с циклом сказания в 12-ти клеймах «Повести на сретение иконы Богоматери Владимирской». Лицевая сторона.
20.	Икона Богоматери Владимирская, с циклом сказания в 12-ти клеймах «Повести на сретение иконы Богоматери Владимирской». Оборотная сторона.
20. Икона Богоматери Владимирская, с циклом сказания в 12-ти клеймах «Повести на сретение иконы Богоматери Владимирской». Оборотная сторона.
21.	Феодоровская икона Богоматери с избранными святыми. Лицевая сторона.
21. Феодоровская икона Богоматери с избранными святыми. Лицевая сторона.
22.	Феодоровская икона Богоматери с избранными святыми. Оборотная сторона.
22. Феодоровская икона Богоматери с избранными святыми. Оборотная сторона.
23.	Портрет Постникова Андрея Михайловича. Русский купец, основатель фабрики золотых, серебряных и бронзовых изделий в 1868.
23. Портрет Постникова Андрея Михайловича. Русский купец, основатель фабрики золотых, серебряных и бронзовых изделий в 1868.
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.