АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Проповедь в Неделю святых жен-мироносиц


Проповедь произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной литургией в Неделю святых жен-мироносиц 18 апреля 2010 года.
18 апреля 2010 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Христос воскресе!

Нынешнее воскресенье – третье по Пасхе – посвящено воспоминанию тех святых людей, которые были свидетелями погребения Христова. Это жёны-мироносицы, а также праведные Иосиф Аримафейский и Никодим. Очевидно, что полагая это празднование в столь непосредственной близости к Христову Воскресению, Церковь спешит напомнить нам в эти радостные пасхальные дни что-то необычайно важное, а не только даёт повод поздравить окружающих нас женщин с «православным женским днём».

Как это ни прозвучит парадоксально, но сегодня Церковь прославляет мужество. Мужество тех, кто остался со Христом, когда ученики Его – то есть апостолы – испугались и убежали. Мужество Иосифа, члена Синедриона, посмевшего просить Тело Христа у Пилата, и не испугавшегося преследований иудеев. Иосиф отдаёт для погребения и свою собственную пещеру, тем самым свидетельствуя об исключительном отношении к Распятому. Мы также чтим мужество  и Никодима – и так находившегося под подозрением в следовании за Христом, который под пристальным взглядом фарисеев приносит благовония для погребения Распятого Господа. Мы также преклоняемся и перед мужественным поступком жён-мироносиц, которые посмели принести благовония к гробу Христову, прекрасно зная, что там их встретят вовсе не друзья Христовы, а военная охрана и запечатанный гроб. И самое главное: о том, что Христос воскреснет, пока  не знает никто.

Как часто, когда идёт речь о вере, мы рисуем доводами разума и яркими житейскими примерами достаточно узкий коридор, в который, как нам кажется, и должен войти наш собеседник, если только он не последний  злодей. И как бывает обидно, когда этот столь желанный нами шаг так и оказывается не сделан, с нашей точки зрения совершенно непонятно, почему. Таинство веры оказывается невзламываемым даже самым изощрённым верующим умом. Мы оказываемся в странном положении: Иосиф и Никодим, да и жёны, не знали, что Христос воскреснет, и шли бесстрашно к Его Распятому и Погребенному Телу – а мы, Воскресение Христово видевшие, не можем убедить других хотя бы раз переступить порог храма?

Была ли вера у мироносиц, когда они шли с уготованными ароматами? Ведь то, что произошло у них на глазах, было страшной трагедией – личной трагедией каждой из них, лишившихся в одно мгновение своего любимого Учителя. Да, они ревели от горя – и этот плач мы слышим сквозь песнопения Страстной седмицы – но никто, никто кроме Иуды, не отчаялся. Даже тот, кто трижды отрёкся. Даже те, кто не вынесли ужаса Голгофы и бежали. Если не отчаялись – значит, всё-таки надежда чем-то питалась.

Но действительно ли требовал Христос от Своих учеников веры? Ответ на этот казалось бы простой вопрос вовсе не очевиден. Да, Он действительно много говорил о вере в Него, но никогда эта вера не становилась вяжущим «обязательством» апостолов по отношению к Нему. Вера – всегда «условие», но не «обязательство». Веру бессмысленно навязывать: её можно только родить, родить самому, и зачастую рожать долго и мучительно.

Когда руки Никодима и Иосифа снимали бездыханное тело Учителя с Креста, когда пальцы мироносиц умащали его ароматами – они понимали всем своим существом, что всё это не может быть концом. Когда в один миг рушатся все надежды – открывается новый и чистый горизонт. Для каждого из тех, кто погребал Спасителя, этим горизонтом была готовность и дальше любить Его вопреки всему: вопреки тому, что Он – мёртв и бездыханен; вопреки торжествующей злобе и презрению иудеев; любить вопреки здравому смыслу и житейскому опыту. Ведь только любовь побеждает смерть. Именно эта любовь и гонит их сквозь предрассветную тьму ко гробу, эта любовь побеждает страх и недоумение, кто отвалит тяжёлый камень, и эта же любовь застилает слезами глаза и видит в Воскресшем Христе садовника.

В той любви, которая спасла мироносиц от безнадежности и стала фундаментом спасающей веры, ярко проступают две особенности: любовь всегда есть внимание – и любовь всегда есть память.

Каждого из нас Святая Церковь вооружила действенным средством против главных врагов нашей любви к Богу – безразличия и забвения. Когда святителю Феофану Затворнику жаловались на окамененное нечувствие и холодность к духовной жизни, он отвечал просто: «А ты потри-потри сердце искренней молитвой – оно и согреется!» Тот, кто любит – бережёт то, что ему дорого, в своём сердце: его мысли и чувства, даже будучи заняты чем-то другим, снова и снова возвращаются к самому главному и дорогому.  Кто любит Бога – тот помнит о Нём в своём сердце и постоянно внимает Ему: такое постоянное возвращение к сокровенному предстоянию перед Богом святитель Феофан называл «внутрь-пребыванием», той самой «клетью внутри» человека, куда можно укрыться из любой суеты и обстояния.

И пример мироносиц показывает нам, что нет ничего тверже и мужественнее этого мягкого сердца, исполненного состраданием и целиком поглощенного Любимым. Именно эта любовь и верность Любимому сделала мироносиц «апостолами апостолов» – ведь именно они принесли весть апостолам о Воскресении Христовом.

Будем же, дорогие братья и сёстры, и в эти пасхальные дни, когда уже нет ограничивающего нас поста, помнить о том, что мера любви нашего сердца равна мере нашего внимания и памяти о Боге и ближних!

Аминь.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.