АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Интервью с автором издания «Священноисповедник протоиерей Сергий Касимовский»


На вопросы отвечает: Чтец Сергий Осокин
28 марта 2013 г.

Как зародилась идея издать такую книгу?

Изначально никакой идеи издания книги не было. В некоторых журналах, таких как «Рязанский вестник», «Киприановский источник» и других, иногда появлялись расшифрованные мной проповеди священноисповедника Сергия. В итоге их набралось достаточно большое количество, и тут протоиерей Сергий Правдолюбов (настоятель храма Троицы в Голенищево) предложил все проповеди святого Сергия издать отдельно. С моей стороны, конечно, возражений не было, я с энтузиазмом взялся за это дело. Нужно было собрать воедино имеющиеся материалы, отредактировать их, определенным образом упорядочить. Это кропотливая работа, которая была проделана благодаря отцу Сергию. И вот в итоге в феврале 2012 года появился макет будущей книги, а ровно через год она вышла в свет.

Какова биография и история прославления священноисповедника протоиерея Сергия Касимовского?

Священноисповедник Сергий Правдолюбов – удивительный святой. Вся жизнь его была направлена на служение Церкви. Он был истинным пастырем, ревностным проповедником и великим тружеником на ниве Святого Православия. Какой период его жизни ни возьми – это будет примером для всех: и для священников, и для мирян. Родился он в 1890 году в Касимове Рязанской губернии. Закончил с выдающимися успехами Касимовское духовное училище, после Рязанскую семинарию и по окончании ее поступил в Киевскую духовную академию. Из Академии вышел кандидатом богословия. Кстати, почти в это же время в Академии учился его брат – мученик Владимир Правдолюбов. Сначала будущий священноисповедник Сергий служил псаломщиком в одном из храмов Киева. В 1919 году его рукоположили, после чего он служил в городе Советске, а спустя пять лет вернулся в родной Касимов и был назначен настоятелем Троицкой церкви. Св. Сергий прославился как яркий апологет и проповедник. Не раз к нему обращались рязанские архипастыри с приглашениями для участия в религиозных диспутах.

Незаурядный проповеднический дар и стал причиной гонений со стороны советской власти. В 1935 году протоиерея Сергия вместе с братом священником Николаем (ныне прославлен в лике священномучеников) и сыном Анатолием сослали на Соловки. Но даже в тяжелых лагерных условиях о. Сергий не оставлял пастырского служения: наставлял обреченных на смерть, поддерживал их, исповедовал, принимая исповедь даже у тех, кто равнодушно относился к Церкви (см. воспоминания сына – прот. Анатолия Правдолюбова – «Соловецкие рассказы»). Сохранилась епитрахиль, которой пользовался священноисповедник в лагере; с ней связана следующая история. Уже будучи на Соловках о. Сергий просил родственников прислать ему епитрахиль; естественно, посылка с таким содержимым рисковала быть задержанной. Однако спасло невежество проверявших: они приняли епитрахиль за полотенце и пропустили. В 1940 году священноисповедник вернулся из концлагеря в Касимов, но ненадолго: спустя три года последовала ссылка на каменоломни в Малеево на четыре года. Здесь, несмотря на очень слабое здоровье, батюшка безропотно трудился. По возвращении из ссылки о. Сергия отправили в Спасск и через короткий срок – в Лебедянь (Липецкая область), где он и скончался 18 декабря 1950 года. В сильный зимний мороз о. Сергий отправился причастить одного больного, опасно заболел и через несколько дней скончался. Отпевали их вместе.

Протоиерей Сергий прославлен решением Архиерейского собора 2000 года в лике священноисповедников. 26 апреля 2001 года на праздничной Божественной литургии, возглавляемой митрополитом  Рязанским и Касимовским Симоном, в Никольском храме г. Касимова это решение было оглашено и состоялось прославление священноисповедника. По благословению Святейшего Патриарха Алексия 4 октября 2001 г. состоялось обретение мощей святого Сергия в г. Лебедяни, а на следующий день мощи были перевезены в Спасский храм с. Сынтул для подготовки ко всеобщему почитанию. С 15 сентября 2002 г. святые мощи священноисповедника Сергия находятся в Троицком храме Касимова — место его служения в родном городе.

 

Что послужило источником для данного издания? Расскажите поподробнее.

История проповедей очень интересна. От священноисповедника Сергия остались четыре большие тетради большого формата, в которых находились написанные им проповеди. Эти тетради хранились у его матушки Лидии Дмитриевны. Старший сын о. Сергия, прот. Анатолий, в детстве всегда внимательно слушал проповеди своего отца; он позже, в 1974 году, ощущая ненадежность существования и хранения их, потратил немало времени и сил на то, чтобы прочесть отцовские тетради вслух и записать на магнитофон. Спустя некоторое время эти тетради исчезли. Через тридцать лет правнук священноисповедника Сергия, диакон Сергий Михайлович Правдолюбов, спас разрушающиеся старые магнитофонные ленты, переписав их на диски.

Для меня о. Сергий Правдолюбов – особенный святой: он мой земляк. Когда я учился на четвертом курсе семинарии, то решил познакомиться с его проповедями. В конце концов, это знакомство вылилось в дипломную работу по гомилетике. Преподаватель, ныне епископ Душанбинский Питирим, одобрил мое начинание и взялся за научное руководство; я очень благодарен ему за помощь. Мне пришлось расшифровывать аудиозаписи проповедей – именно расшифровывать, так как запись была довольно плохого качества. На это ушло два года.

Что лично Вас связывает с этой темой?

Профессор МДА священномученик Александр (Туберовский) при погребении профессора Александра Павловича Шостьина в надгробной похвальной речи сказал такие слова: «Не от Академии или общества – не как благодарный питомец или младший сослуживец, но как «земляк», чувствую я потребность сказать свое слово…» Я уже говорил, что священноисповедник Сергий, как и я, из Рязанской области. Поэтому он просто по-человечески близок мне, в моем отношении к нему есть много сугубо личного. Это и послужило главным стимулом к изучению гомилетического наследия прот. Сергия.

Какова цель Вашей работы?

Основная цель уже достигнута: вновь зазвучало слово священноисповедника Сергия благодаря этому изданию. Кроме того, эта книга – мой отклик на указ Святейшего Патриарха «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших».

В издании указано: «Первая тетрадь…» Вы планируйте продолжение?

Продолжение, я думаю, осуществится благодаря протоиерею Сергию Правдолюбову. Это великий труженик. Моя задача состояла по большей части в публикации освоенного мною гомилетического наследия священноисповедника Сергия. В ближайшее время отец Сергий планирует издание второй расшифрованной части проповедей и конспектов священноисповедника Сергия. В нее войдет вторая, третья и четвертая тетрадь. В итоге все это должно составить отдельный том – «Corpus gomilium sancti confessori Sergii».

В чем ценность Вашего издания?

Это живое слово священноисповедника ХХ века. Новейший период в области русской православной проповеди мало изучен. Проповедей этого периода почти нет. Общее представление у большинства православных о советском периоде века довольно ограниченное: гонение на Церковь. Но можно пойти дальше и задать встречный вопрос: а за что уничтожали священников и мирян? И ответ напрашивается сам собой: за проповедь Христова учения. Значит, священнослужители не молчали, а продолжали громогласно возвещать Предтечевы слова: «Покайтесь!» Наша книга дает представление о такой проповеди во времена антирелигиозной власти.

Еще одно свойство издания, составляющее его ценность, состоит в том, что здесь представлены конспекты проповедей. Священноисповедник Сергий часто записывал свои слова именно в таком кратком виде. Сейчас конспекты эти могут иметь важное практическое применение: их можно использовать священникам и семинаристам как подручный материал для подготовки к проповеди. Для такой цели конспект – идеальный вариант. А в данном случае в качестве конспекта предстает пастырское слово одного из выдающихся проповедников прошедшего столетия.

Подготовила Анастасия Ширяева

См.также:
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.