АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Великий старец-святитель Зиновий


Посвящается 25-летию со дня преставления митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуга, в схиме Серафима)
08 марта 2010 г.

 «Так да светит свет ваш пред людьми,

чтобы они видели ваши добрые дела и

прославляли Отца вашего Небесного»

 (Мф. 5, 16).

Святитель Зиновий удивительным образом сочетал в себе и святительское служение, и благодать старческого послушания[1]. Он был одновременно и митрополитом, и аскетом. Все 35 лет своего служения в Тбилиси владыка Зиновий прожил в маленьком домике. «Митрополичьи покои» владыки состояли из двух маленьких комнат. Аскетический образ жизни старца чувствовался во всем. Даже в алтаре вместо епископского кресла у него стояла стасидия (специальное деревянное седалище для монахов, которое ставилось у стены)[2]. Владыка учил нестяжанию не только словом, но и делом. Старец-святитель Зиновий остался верен своим монашеским обетам до конца своих дней.

Митрополит Зиновий (в миру Захария Иоакимович Мажуга) родился 14 сентября 1896 года в г. Глухове Черниговской губернии (ныне Сумская область) в семье рабочего[3]. В Святом Крещении ему дали имя Захария. С самого детства ему пришлось испытать трудности и лишения.

В возрасте 3-х лет он лишился отца, а немного времени спустя, когда мальчику было всего 11, умерла его благочестивая мать Феодосия,  воспитавшая его в вере и любви к Богу[4].

В юном возрасте он поступил в Глинскую пустынь, где духовно окормлялся у старцев и перенял у них опыт духовного руководства. Монашеский постриг он принимает в этой святой обители в начале 20-х годов, прекрасно осознавая все трудности, с которыми мог столкнуться монах в то время. В июне 1920 года Захария был пострижен в рясофор, а в марте 1921 г. – в монашество[5] с именем Зиновий, в честь священномученика Зиновия, епископа Егейского. Даже после закрытия Глинской пустыни в 1922 году он не пожелал оставить выбранного пути, помня слова Священного Писания: взявшись за плуг не воротись вспять (Лк. 9, 62). Будущий старец направляет свои стопы на Кавказ, где в Драндовском Успенском монастыре близ Сухума был рукоположен во диакона, а позднее, в 1925 году, во иерея. С 1925 г. служит в Сухуме в храме Святителя Николая  до его закрытия в 1930 г. После этого верный служитель Христа Бога перебирается в горы Кавказа, где основывает монашескую общину. В то время в тех местах, как когда-то в египетской пустыне, был сосредоточен весь цвет старчества. «Укрывшись в расселинах камней, темных пещерах и тесных срубах, вдали от суетных земных попечений, они могли в полной мере ощущать себя сопричастными и близкими Богу»[6]. Тогда там подвизались не только Глинские старцы, но и старцы из Киево-Печерской, Почаевской и других обителей.

В 1936 году в Ростове-на-Дону Зиновия арестовывают и отправляют в ссылку на Урал на пять лет. Но даже в заключении он не оставлял пастырского служения: крестил, исповедовал и отпевал заключенных. Епитрахилью служило полотенце с начертанными углем по углам крестами[7]. Господь даровал будущему старцу  хорошую память, и он знал многие молитвословия и чинопоследования наизусть.

После освобождения Зиновий по Промыслу Божию попадает в Иверию, где ему было суждено остаться на всю оставшуюся жизнь и продолжить пастырское служение. Здесь же за свою кротость и смирение он удостаивается епископского сана и таким образом становится первым русским архиереем в Грузинской Православной Церкви на протяжении XX –  XXI веков. Владыка окормлял русские приходы в Грузии и Армении. Впоследствии он был удостоен многих церковных наград.

Зиновий был наделен от Бога даром прозрения как будущих, так и уже совершившихся событий, многое предвидел в судьбах своих духовных чад, предостерегал их от возможных неприятностей. От Бога старец имел дар видения внутреннего состояния человека и знал, каким путем вести каждую душу ко спасению.

Очень интересный случай, подтверждающий прозорливость владыки, приводит Протоиерей Георгий (Пильгуев): «Особенно потряс меня и мою семью случай, который произошел в 1965 году. Мне дали очередной летний отдых, и первую половину отпуска я с матушкой и детьми провёл, посещая святые места в Москве, Загорске и т.д. Возвратившись домой, мы взяли билет на поезд, чтобы проводить родную тётю в Туапсе. Я пошел за благословением к Владыке Зиновию, но ехать он мне не разрешил. Как я не доказывал, он был неумолим. А на следующий день в то время, когда я должен был быть в пути, случился сильнейший сердечный приступ. После того как врачами скорой помощи была сделана кардиограмма, мне сказали, что мое лечение – это покой и мое спасение, что все случилось дома. Вот тогда мы все поняли, почему Владыка Зиновий не благословил нас в путешествие. Мы были благодарны ему за такую прозорливость и дальновидность»[8].

Когда у старца-митрополита просили совета, он с пламенной молитвой обращался к Богу, дабы Господь открыл Его всеблагую волю о вопрошающем человеке. К нему приезжали за духовным окормлением тысячи людей не только из Грузии и из России, но и из других стран.

За 2 года до кончины Зиновий принял схиму с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. Предсказав день своей кончины, он собрал у себя всех живших в Грузии в то время монахов Глинской пустыни. Почил старец 8 марта 1985 года. После кончины владыки под его кроватью нашли чемодан, в котором было схимническое облачение и бумажка с надписью: «Имя моё Серафим». Отпевание согласно воле почившего было совершено по монашескому чину Католикосом-Патриархом Илией II. Его погребли в храме св. Александра Невского.

Митрополит Зиновий стал живым связующим звеном между дореволюционным старчеством и старчеством конца 20-го века. Глинские старцы поддерживали связь с обителью Преподобного Сергия. Келейник владыки Зиновия (ныне протоиерей Александр Чесноков) вспоминает: «Владыка Зиновий при посещении столицы и Лавры считал своим долгом повидаться с отцом Кириллом. В свою очередь архимандрит Кирилл, приезжая на Кавказ и в Закавказье, бывал у владыки Зиновия в городе Тбилиси. Моменты их встреч, бесед запечатлены на многочисленных фотоснимках, хранившихся у владыки Зиновия и у отца Кирилла». Был знаком владыка Зиновий и с архимандритом Серафимом (Тяпочкиным), и с многими другими старцами, жившими в одно время с ним. Основой подвижнической жизни является всеобъемлющая любовь к Богу и ближним, служение и милосердие. Богу посвящена без остатка вся жизнь старцев, а ради ближних они неустанно просят в своих молитвах Господа.

Люди любили владыку прежде всего за его безукоризненную монашескую жизнь. Они видели, что он был делателем непрестанной Иисусовой молитвы, и какой-то внутренний свет озарял его лицо[9]. Митрополит Зиновий был кротким и смиренным. Своим жизненным примером он учил других тому, как надо жить, как надо любить Бога, и люди, видя его простоту и смирение, стремились к этим добродетелям в своей жизни. Пастыри Церкви Христовой, видя духовность старца, старались следовать его примеру в своей пастырской деятельности. Протоиерей Михаил Диденко пишет: «Его простота, кротость и смирение стали и у меня нормой поведения. Та духовность, которую я почувствовал за первой его Литургией, во время моего знакомства, стала вырабатываться и в моем сознании во всей моей пастырской деятельности»[10].

У владыки было множество духовных чад, и собрать имена всех невозможно. Среди них были не только миряне и клирики, но и церковные иерархи. Духовным сыном старца-митрополита Зиновия был Патриарх Илия II, совершая монашеский постриг над которым, владыка предсказал его будущее Патриаршее служение в Грузии. В числе духовных чад владыки был и схиархимандрит Виталий (Сидренко), и протоиерей Александр (Чесноков), бывший келейником старца 13 лет, и клирик Александро-Невского храма протоиерей Георгий (Пильгуев)[11], и архимандрит Иннокентий (Просвирнин), и многие-многие другие служители Церкви Христовой.

Не стоит забывать, что долгие годы митрополит Зиновий был живой связью между Русской и Грузинской Церквями, служил в Грузии при пяти Патриархах, и у всех пользовался любовью и уважением. Также с почтением к нему относились Патриархи Русской Церкви Алексий I, а потом и Пимен.

На нем исполнились слова Господни: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). И примеров тому, что люди, встречавшиеся со старцем и видевшие его веру и добродетельную жизнь, прославляли Отца Небесного и стремились к духовому совершенствованию, великое множество.

25 марта 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви причислил к лику местночтимых святых схимитрополита Серафима. По постановлению Священного Синода его память совершается в день празднования Собора Святых Преподобных отцов Глинских – 9/22 сентября[12].

8 марта, по случаю 25-летия со дня кончины преподобного схимитрополита Серафима, пройдут большие торжества в Глинской Пустыни и в Грузии, в местах, где старец нес свое пастырское служение.

Преподобне отче Серафиме, моли бога о нас!



[1] Иларион (Алфеев), митрополит. Воспоминания о митрополите Зиновии и о том тяжелом времени, в которое жил Владыка. Сергиев Посад, 2009. Аудиозапись из архива автора.

[2] Рафаил (Карелин), архимандрит. На пути из времени в вечность. Воспоминания. Саратов, 2008. с. 190.

[3] Тихон (Емельянов), архимандрит, Диденко Михаил, протоиерей. Высокопреосвященный Зиновий, митрополит Тетрицкаройский // ЖМП. 1985. № 6.

[4] Чесноков Александр, протоиерей. Великий старец-святитель митрополит Тетрицкаройский Зиновий. Краснодар, 1998. С. 9.

[5] ГАКО, ф. 750, оп. 1, д. 266, л. 6. (Дело о проведении обряда посвящения в монашеский сан послушников Глинской пустыни 16-17 марта 1921 г.). В книге архиепископа Мануила "Каталог русских архиереев за последние 60 лет (1897-1957)". Чебоксары, 1959. Ч.III на с. 68 указано, что митрополит Зиновий принял постриг в монашество в 1917 г. В Православной Энциклопедии Т. 20. С. 157 написано, что он принял постриг на Благовещение 1917 года.

[6] Воспоминания о почаевском старце архимандрите Ахиле (в схиме Феодосии Орлове). Киев, 2006. С. 107.

[7] Зиновий (Мажуга), митр // Православная Энциклопедия., М.: Цнц «Православная Энциклопедия», 2009. - Т. 20, С. 158.

[8] Пильгуев Георгий, протоиерей. Воспоминания о Глинской пустыни и об их отцах. Ркп. / Чесноков Александр, священник «Глинская пустынь и пастырское служение ее иноков». Диссертация кандидата богословия. Приложение Т. 2, с. 65. – Загорск, 1990. Машинопись. Библиотека МДА.

[9] Рафаил (Карелин), архимандрит. На пути из времени в вечность. Воспоминания. Саратов, 2008. с. 186-187.

[10] Диденко Михаил, протоиерей, настоятель храма Александра Невского в г. Тбилиси. Мои воспоминания о Глинских отцах. Ркп. / Чесноков Александр, священник «Глинская пустынь и пастырское служение ее иноков». Диссертация кандидата богословия. Приложение Т. 2, с. 4-5. – Загорск, 1990. Машинопись. Библиотека МДА.

[11] Пильгуев Георгий, протоиерей. Воспоминания о Глинской пустыни и об их отцах. Ркп. / Чесноков Александр, священник «Глинская пустынь и пастырское служение ее иноков». Диссертация кандидата богословия. Приложение Т. 2, с. 64. – Загорск, 1990. Машинопись. Библиотека МДА.

[12] Журнал № 9 Заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 марта 2009 года / Архив Комиссии по канонизации Украинской Православной Церкви.

Владыка с духовенством
Владыка с духовенством
Владыка со своим келейником (ныне протоиереем Александром Чесноковым)
Владыка со своим келейником (ныне протоиереем Александром Чесноковым)
За богослужением
За богослужением
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.