АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Великий старец-святитель Зиновий


Посвящается 25-летию со дня преставления митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуга, в схиме Серафима)
08 марта 2010 г.

 «Так да светит свет ваш пред людьми,

чтобы они видели ваши добрые дела и

прославляли Отца вашего Небесного»

 (Мф. 5, 16).

Святитель Зиновий удивительным образом сочетал в себе и святительское служение, и благодать старческого послушания[1]. Он был одновременно и митрополитом, и аскетом. Все 35 лет своего служения в Тбилиси владыка Зиновий прожил в маленьком домике. «Митрополичьи покои» владыки состояли из двух маленьких комнат. Аскетический образ жизни старца чувствовался во всем. Даже в алтаре вместо епископского кресла у него стояла стасидия (специальное деревянное седалище для монахов, которое ставилось у стены)[2]. Владыка учил нестяжанию не только словом, но и делом. Старец-святитель Зиновий остался верен своим монашеским обетам до конца своих дней.

Митрополит Зиновий (в миру Захария Иоакимович Мажуга) родился 14 сентября 1896 года в г. Глухове Черниговской губернии (ныне Сумская область) в семье рабочего[3]. В Святом Крещении ему дали имя Захария. С самого детства ему пришлось испытать трудности и лишения.

В возрасте 3-х лет он лишился отца, а немного времени спустя, когда мальчику было всего 11, умерла его благочестивая мать Феодосия,  воспитавшая его в вере и любви к Богу[4].

В юном возрасте он поступил в Глинскую пустынь, где духовно окормлялся у старцев и перенял у них опыт духовного руководства. Монашеский постриг он принимает в этой святой обители в начале 20-х годов, прекрасно осознавая все трудности, с которыми мог столкнуться монах в то время. В июне 1920 года Захария был пострижен в рясофор, а в марте 1921 г. – в монашество[5] с именем Зиновий, в честь священномученика Зиновия, епископа Егейского. Даже после закрытия Глинской пустыни в 1922 году он не пожелал оставить выбранного пути, помня слова Священного Писания: взявшись за плуг не воротись вспять (Лк. 9, 62). Будущий старец направляет свои стопы на Кавказ, где в Драндовском Успенском монастыре близ Сухума был рукоположен во диакона, а позднее, в 1925 году, во иерея. С 1925 г. служит в Сухуме в храме Святителя Николая  до его закрытия в 1930 г. После этого верный служитель Христа Бога перебирается в горы Кавказа, где основывает монашескую общину. В то время в тех местах, как когда-то в египетской пустыне, был сосредоточен весь цвет старчества. «Укрывшись в расселинах камней, темных пещерах и тесных срубах, вдали от суетных земных попечений, они могли в полной мере ощущать себя сопричастными и близкими Богу»[6]. Тогда там подвизались не только Глинские старцы, но и старцы из Киево-Печерской, Почаевской и других обителей.

В 1936 году в Ростове-на-Дону Зиновия арестовывают и отправляют в ссылку на Урал на пять лет. Но даже в заключении он не оставлял пастырского служения: крестил, исповедовал и отпевал заключенных. Епитрахилью служило полотенце с начертанными углем по углам крестами[7]. Господь даровал будущему старцу  хорошую память, и он знал многие молитвословия и чинопоследования наизусть.

После освобождения Зиновий по Промыслу Божию попадает в Иверию, где ему было суждено остаться на всю оставшуюся жизнь и продолжить пастырское служение. Здесь же за свою кротость и смирение он удостаивается епископского сана и таким образом становится первым русским архиереем в Грузинской Православной Церкви на протяжении XX –  XXI веков. Владыка окормлял русские приходы в Грузии и Армении. Впоследствии он был удостоен многих церковных наград.

Зиновий был наделен от Бога даром прозрения как будущих, так и уже совершившихся событий, многое предвидел в судьбах своих духовных чад, предостерегал их от возможных неприятностей. От Бога старец имел дар видения внутреннего состояния человека и знал, каким путем вести каждую душу ко спасению.

Очень интересный случай, подтверждающий прозорливость владыки, приводит Протоиерей Георгий (Пильгуев): «Особенно потряс меня и мою семью случай, который произошел в 1965 году. Мне дали очередной летний отдых, и первую половину отпуска я с матушкой и детьми провёл, посещая святые места в Москве, Загорске и т.д. Возвратившись домой, мы взяли билет на поезд, чтобы проводить родную тётю в Туапсе. Я пошел за благословением к Владыке Зиновию, но ехать он мне не разрешил. Как я не доказывал, он был неумолим. А на следующий день в то время, когда я должен был быть в пути, случился сильнейший сердечный приступ. После того как врачами скорой помощи была сделана кардиограмма, мне сказали, что мое лечение – это покой и мое спасение, что все случилось дома. Вот тогда мы все поняли, почему Владыка Зиновий не благословил нас в путешествие. Мы были благодарны ему за такую прозорливость и дальновидность»[8].

Когда у старца-митрополита просили совета, он с пламенной молитвой обращался к Богу, дабы Господь открыл Его всеблагую волю о вопрошающем человеке. К нему приезжали за духовным окормлением тысячи людей не только из Грузии и из России, но и из других стран.

За 2 года до кончины Зиновий принял схиму с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. Предсказав день своей кончины, он собрал у себя всех живших в Грузии в то время монахов Глинской пустыни. Почил старец 8 марта 1985 года. После кончины владыки под его кроватью нашли чемодан, в котором было схимническое облачение и бумажка с надписью: «Имя моё Серафим». Отпевание согласно воле почившего было совершено по монашескому чину Католикосом-Патриархом Илией II. Его погребли в храме св. Александра Невского.

Митрополит Зиновий стал живым связующим звеном между дореволюционным старчеством и старчеством конца 20-го века. Глинские старцы поддерживали связь с обителью Преподобного Сергия. Келейник владыки Зиновия (ныне протоиерей Александр Чесноков) вспоминает: «Владыка Зиновий при посещении столицы и Лавры считал своим долгом повидаться с отцом Кириллом. В свою очередь архимандрит Кирилл, приезжая на Кавказ и в Закавказье, бывал у владыки Зиновия в городе Тбилиси. Моменты их встреч, бесед запечатлены на многочисленных фотоснимках, хранившихся у владыки Зиновия и у отца Кирилла». Был знаком владыка Зиновий и с архимандритом Серафимом (Тяпочкиным), и с многими другими старцами, жившими в одно время с ним. Основой подвижнической жизни является всеобъемлющая любовь к Богу и ближним, служение и милосердие. Богу посвящена без остатка вся жизнь старцев, а ради ближних они неустанно просят в своих молитвах Господа.

Люди любили владыку прежде всего за его безукоризненную монашескую жизнь. Они видели, что он был делателем непрестанной Иисусовой молитвы, и какой-то внутренний свет озарял его лицо[9]. Митрополит Зиновий был кротким и смиренным. Своим жизненным примером он учил других тому, как надо жить, как надо любить Бога, и люди, видя его простоту и смирение, стремились к этим добродетелям в своей жизни. Пастыри Церкви Христовой, видя духовность старца, старались следовать его примеру в своей пастырской деятельности. Протоиерей Михаил Диденко пишет: «Его простота, кротость и смирение стали и у меня нормой поведения. Та духовность, которую я почувствовал за первой его Литургией, во время моего знакомства, стала вырабатываться и в моем сознании во всей моей пастырской деятельности»[10].

У владыки было множество духовных чад, и собрать имена всех невозможно. Среди них были не только миряне и клирики, но и церковные иерархи. Духовным сыном старца-митрополита Зиновия был Патриарх Илия II, совершая монашеский постриг над которым, владыка предсказал его будущее Патриаршее служение в Грузии. В числе духовных чад владыки был и схиархимандрит Виталий (Сидренко), и протоиерей Александр (Чесноков), бывший келейником старца 13 лет, и клирик Александро-Невского храма протоиерей Георгий (Пильгуев)[11], и архимандрит Иннокентий (Просвирнин), и многие-многие другие служители Церкви Христовой.

Не стоит забывать, что долгие годы митрополит Зиновий был живой связью между Русской и Грузинской Церквями, служил в Грузии при пяти Патриархах, и у всех пользовался любовью и уважением. Также с почтением к нему относились Патриархи Русской Церкви Алексий I, а потом и Пимен.

На нем исполнились слова Господни: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). И примеров тому, что люди, встречавшиеся со старцем и видевшие его веру и добродетельную жизнь, прославляли Отца Небесного и стремились к духовому совершенствованию, великое множество.

25 марта 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви причислил к лику местночтимых святых схимитрополита Серафима. По постановлению Священного Синода его память совершается в день празднования Собора Святых Преподобных отцов Глинских – 9/22 сентября[12].

8 марта, по случаю 25-летия со дня кончины преподобного схимитрополита Серафима, пройдут большие торжества в Глинской Пустыни и в Грузии, в местах, где старец нес свое пастырское служение.

Преподобне отче Серафиме, моли бога о нас!



[1] Иларион (Алфеев), митрополит. Воспоминания о митрополите Зиновии и о том тяжелом времени, в которое жил Владыка. Сергиев Посад, 2009. Аудиозапись из архива автора.

[2] Рафаил (Карелин), архимандрит. На пути из времени в вечность. Воспоминания. Саратов, 2008. с. 190.

[3] Тихон (Емельянов), архимандрит, Диденко Михаил, протоиерей. Высокопреосвященный Зиновий, митрополит Тетрицкаройский // ЖМП. 1985. № 6.

[4] Чесноков Александр, протоиерей. Великий старец-святитель митрополит Тетрицкаройский Зиновий. Краснодар, 1998. С. 9.

[5] ГАКО, ф. 750, оп. 1, д. 266, л. 6. (Дело о проведении обряда посвящения в монашеский сан послушников Глинской пустыни 16-17 марта 1921 г.). В книге архиепископа Мануила "Каталог русских архиереев за последние 60 лет (1897-1957)". Чебоксары, 1959. Ч.III на с. 68 указано, что митрополит Зиновий принял постриг в монашество в 1917 г. В Православной Энциклопедии Т. 20. С. 157 написано, что он принял постриг на Благовещение 1917 года.

[6] Воспоминания о почаевском старце архимандрите Ахиле (в схиме Феодосии Орлове). Киев, 2006. С. 107.

[7] Зиновий (Мажуга), митр // Православная Энциклопедия., М.: Цнц «Православная Энциклопедия», 2009. - Т. 20, С. 158.

[8] Пильгуев Георгий, протоиерей. Воспоминания о Глинской пустыни и об их отцах. Ркп. / Чесноков Александр, священник «Глинская пустынь и пастырское служение ее иноков». Диссертация кандидата богословия. Приложение Т. 2, с. 65. – Загорск, 1990. Машинопись. Библиотека МДА.

[9] Рафаил (Карелин), архимандрит. На пути из времени в вечность. Воспоминания. Саратов, 2008. с. 186-187.

[10] Диденко Михаил, протоиерей, настоятель храма Александра Невского в г. Тбилиси. Мои воспоминания о Глинских отцах. Ркп. / Чесноков Александр, священник «Глинская пустынь и пастырское служение ее иноков». Диссертация кандидата богословия. Приложение Т. 2, с. 4-5. – Загорск, 1990. Машинопись. Библиотека МДА.

[11] Пильгуев Георгий, протоиерей. Воспоминания о Глинской пустыни и об их отцах. Ркп. / Чесноков Александр, священник «Глинская пустынь и пастырское служение ее иноков». Диссертация кандидата богословия. Приложение Т. 2, с. 64. – Загорск, 1990. Машинопись. Библиотека МДА.

[12] Журнал № 9 Заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 марта 2009 года / Архив Комиссии по канонизации Украинской Православной Церкви.

Владыка с духовенством
Владыка с духовенством
Владыка со своим келейником (ныне протоиереем Александром Чесноковым)
Владыка со своим келейником (ныне протоиереем Александром Чесноковым)
За богослужением
За богослужением
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.