АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

«Сретение» как начало богообщения


Проповедь, произнесенная за Божественной литургией в праздник Сретения Господня в семинарском храме преп. Иоанна Лествичника.
18 февраля 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сретение ныне! Богомладенец Христос приносится ныне Пречистой Богородицей по закону в храм и полагается на руки праведного и  благочестивого Симеона, чающего «утешения Израилева» (Лк. 2:25) и дождавшегося, наконец, этой благословенной встречи! «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко» (Лк. 2:29) – звучит из его уст исповедание Младенца Богом – Господом жизни и смерти![1]

«Это событие, – говорит в своём слове к молодёжи Святейший Патриарх Кирилл, – кроме своего исторического значения имеет еще и значение символическое: в свершившемся мы можем узреть таинственную встречу Творца со Своим творением, личную встречу человека с Богом».[2]

Жизнь человека, хочет он этого или нет, проходит всегда перед очами вездеприсутствующего Бога. Но бывают особые моменты жизни, когда Господь особенно близок к нам. Это, во-первых, участие в святых Таинствах: Крещении, Покаянии, Причащении и других, в которых особенным образом действует благодать Божия. Но действует она, конечно, не сама по себе, а при личном непосредственном нашем участии, и это – второе условие близости к нам Бога.

Таким образом, чтобы состоялась встреча с Богом, необходимо, во-первых, наличие инициативной стороны, во-вторых, наличие ответного желания поддержать эту встречу. При отсутствии одного из двух этих условий встреча может и не состоятся, впрочем, как и при любой встрече в жизни. Что касается инициативной стороны, то, в данном случае это Сам Господь, Которыйкак любящий Отец, всегда желает общения с нами: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).

Господь непрестанно стоит у дверей нашего сердца и стучит в них, ожидая, когда мы откроем Ему, говоря: «Сын мой! отдай сердце твое» (Прит. 23:26) Но часто бывает так, что двери нашего сердца бывают закрыты для Бога. Это происходит тогда, когда мы не желаем вступать с Ним в богообщение  или  исполнять Егосвятую волю о сохранении заповедей, когда мы отворачиваемся от нашего ближнего или поступаем с ним резко и грубо, не желая помочь, когда ставим по гордости своё эгоистическое и самолюбивое «я» на первое место, на последнее отодвигая волю Божию и просьбы ближних, словом тогда, когда мы совершаем грех, который является, как бы, замком, запирающим наши двери перед Господом. И чем дольше эта дверь нашего сердца остаётся закрытой, тем труднее и труднее будет её отрывать. Как и в жизни:дверь, которой долгое время не пользовались, рассыхается, ее петли и замки ржавеют и с трудом и скрипом поддаются воздействию. Таким же образом действует и грех на человеческое естество – душа, не открывающаяся Своему Господу и Творцу костенеет во грехе и, в конечном итоге, погибает.

Но разве смерти беззаконника хочет Господь Бог? «Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив»? (Иез.18:23). Поэтому Любящий Отец всегда оставался и будет оставаться Той самой инициативной стороной, желающей встречи с наминашего ради спасения. Нам же, по слову священномученика Фаддея (Успенского), необходимо понуждать себя к тому, например, чтобы пребывать в молитве, побарывая,хотя бы с трудом и усилием,страсти, погашающие любовь ко Христу в нашем сердце. Необходимо, указывает он, постоянно пребывать в послушании воле Божией, «ходить в законе Господнем», в правилах жизни, способствующих охранению и развитию любви ко Христу в нашем сердце.[3]

Для того чтобы нам принять Христа Спасителя в объятия своего сердца, оно должно смириться и ощутить нищету духовною (ср. Мф. 5:3),как, например, смирилось сердце покаявшегося блудного сына, который считал себя недостойным взирать на небо и молил принять его хотя бы в число наемников в доме отчем. Такое смирение, по мысли свщмч. Фаддея, открывает нам «объятия Отча», так же как и старец Симеон смог заключить в свои объятия Христа, очистившись подвигами многолетней праведной жизни, стенаниями многими души, пока не узрел Христа. Вот почему святая Церковь внушает нам в день Сретения Господня молить Христа такими словами:[4] «О Христе, всех Царю! подаждь ми слезы теплы, да плачу мою душу, юже зле погубих!»[5]

В идеале, а именно к нему призывает нас Господь: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»(Мф.5:48) в жизни нашей должна быть одна встреча с Богом, которая должна изменить наше сердце, сделав его непрестанным домом Божиим, поскольку «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21). Иными словами, жизнь наша должна состоять не из кратковременных встреч с Господом, а должна являться непрестанным богообщением,по слову Апостола: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16-18). А жить так может только та душа, которая держит двери сердца своего всегда отрытыми для Господа.

Вот, следовательно, о каком «сретении» Христа Бога напоминает нам нынешнее светлое празднество Сретения Господня. Ведь вся наша жизнь, если она проходит в богообщении, является ничем иным, как подготовкой к самой главной и конечной встречес Богом «лицом к лицу» (Иез. 20:35), либо в момент нашего перехода в вечность, либо, по слову Апостола, в день Второго славного пришествия Христа Спасителя, когда мы «восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:17), то есть, в непрестанном богообщении. Ожиданием этого сретения Христа мы только и должны жить, подобно тому, как святой праведный Симеон только и жил чаянием встретить «утешения Израилева» (Лк. 2:25). Аминь!


[1]Феофилакт (Болгарский), блж. Толкование на Святое Евангелие. Т. II. Толкование на Евангелие от Луки. Глава 2. Сибирская Благозвонница, М., 2008. С. 43-44.

[2]Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси. Послание по случаю празднования Дня православной молодежи. Ресурс Интернета:http://www.patriarchia.ru/db/text/2793479.html (дата обращения: 14.02.2012 г.)

[3] Фаддей (Успенский), свщмч. Творения. Кн. 1. Проповеди. Слово 38-е в день Сретения Господня. Тверь, 2002.  С. 107.

[4] Там же. С. 111.

[5] Канон праздника Сретение, припев 9-й песни.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.