АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Выставка к 200-летию со дня рождения старца Оптиной пустыни Преподобного Амвросия (Гренкова)


23 декабря 2012 г.

В декабре 2012 года в ЦАКе открылась временная экспозиция «Преподобный Амвросий (Гренков). 1812 - 1891», приуроченная к 200-летию со дня рождения старца, она освещает художественное и богословское наследие, связанного с одним из великихлюдей России. Состоялась она благодаря радению двух сторон: заведующих ЦАК и библиотекой МДА протодиакона Игоря Михайлова, игумена Дионисия (Шлёнова), идеи и её воплощению научного сотрудника ЦАК Надежды Махониной.

Иеромонах Амвросий Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков 21 или 23 ноября 1812 года - 10 октября 1891 года). Родился в семье пономаря М. Ф. Гренкова. Семья, в которой было 8 детей, жила в доме деда, священник Феодора, служившего в Троицком храме села Большая Липовица и бывшего благочинным. Детей воспитывали в строго православном духе.
Окончив Тамбовское духовное училище, прошёл курс в Духовной семинарии. В последнем классе семинарии перенёс опасную болезнь и дал обет постричься в монахи, если выздоровеет.
Мысль о неисполненном обете не оставляла Александра Гренкова, летом 1839 г. по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву лавру он вместе со своим другом П. С. Покровским (впоследствии Оптинский иеромонах Платон) посетил известного троекуровского затворника Илариона, который указал Александру: «Иди в Оптину, ты там нужен».

8 октября 1839 года прибыл в Оптину пустынь, где был ласково принят старцем Львом (Наголкиным), у которого стал келейником. Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Амвросия Медиоланского. (см. рукопись акафиста).

В ноябре 1840 г. переведен помощником повара в скит, где трудился в течение года. В январе 1840 г. Александр перешел жить в обитель, 2 апреля 1840 г. был принят в число братии;

С осени 1841 по 2 января 1846 г. Александр был келейником у преподобного Макария (Иванова) *(см. портрет ЦАК МДА 1848 год А. Копьев. Холст, масло. 85,5х69,5 см. ). Летом 1841 г. пострижен в рясофор, 29 ноября 1842 г.— в мантию с именем в честь свт. Амвросия Медиоланского; 4 февраля 1843 г. рукоположен во иеродиакона, 9 декабря 1845 г.— во иеромонаха. Во время поездки в Калугу для рукоположения Амвросий сильно простудился и заболел, иногда он бывал так слаб, что во время Божественной литургии, когда причащал богомольцев, не мог держать потир и возвращался в алтарь отдохнуть.

В марте 1848 г. Амвросий по состоянию здоровья вышел за штат и, вероятно, тогда же был келейно пострижен в великую схиму без изменения имени .

Иеромонах Амвросий начал помогать старцу Макарию (Иванову) в его трудах как духовник, принимал посетителей, участвовал в издании и переводах творений святых отцов и книг духовного содержания. После кончины старца иеросхимонаха Макария († 7 сентября 1860) преподобный Амвросий становится духовным наставником братии.

Опытность сердца, просвещенного любовью, мудрость ума, погруженного в сердце, умение пользоваться этой мудростью и опытом применительно к конкретным людям и обстоятельствам привлекали к Амвросию тысячи людей — аристократов и крестьян, богатых и бедных, образованных и неграмотных,— шедших к нему со своими бедами и немощами. Амвросий принимал горячо к сердцу нужды всех своих духовных детей. Его посещали представители высших классов, известные общественные деятели, писатели: вел. князь Константин Константинович, обер-прокурор Синода А. П. Толстой, Ф. М. Достоевский, Вл. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев, Л. Н. Толстой, М. П. Погодин, Н. Н. Страхов, П. Д. Юркевич и др. Амвросий стал связующим звеном между образованными классами, народом и Церковью в 60–80-х гг. XIX в., когда в русском обществе были чрезвычайно сильны антицерковные настроения.

По благословению старца в 1890 г. художником Д. М. Болотовым (впоследствии иеромонах Даниил) для обители была создана икона Божией Матери «Спорительница хлебов» , которая стояла в его кельи . 28 октября – день памяти иконы Божией Матери «Спорительница хлебов » [1].

Эта икона, написанная по благословению преподобного Амвросия, особо почитается в Оптиной Пустыни. Старец установил и дату ее празднования 15(28) октября, службу благословил править по общей Минее, читать обыкновенный Богородичный акафист с составленным им припевом: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое».Этот припев поется и в написанном уже в наши дни акафисте Пресвятой Богородице в честь иконы «Спорительница хлебов».

Святые мощи преп. Амвросия покоятся во Введенском соборе монастыря, в северном приделе, освященном в его честь. Около раки с мощами – образ Божией Матери «Спорительница хлебов».

Есть в Оптиной Пустыни и храм, освященный в 2000 году в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» на территории подсобного хозяйства монастыря. Это первый в России храм "Спорительнице".  «Спорительница хлебов» – икона с необычной, неизвестной ранее христианскому миру, иконографией. Исполненная глубокого духовного содержания, икона изображает Божию Матерь над созревшей хлебной нивой, молящейся за русскую землю. Внизу на узкой полоске земли – хлебное поле, часть которого уже сжата в снопы, лежащие тут же, а часть еще колосится среди цветов и травы. А над ним распростерла Свои руки восседающая на легком облаке Матерь Божия. Взгляд Ее, обращенный прямо на нас, и милостивый, и одновременно строгий. Старец установил празднование иконе 15(28) октября, после времени окончания жатвы и уборки урожая, и именно в этот день на следующий год тело старца было предано земле. Перед этим образом молятся об умножении плодов земных и небесных, просят благословения на труд. Создание в 12 верстах от Оптиной Пустыни, в деревне Шамордино, женской общины для таких женщин и явилось делом последних лет жизни любвеобильного старца Амвросия, которое протоиерей Сергий Четвериков назвал «последним подвигом любви старца о.Амвросия» .[2]. В это же время, в конце его земного пути, прозрением великого старца была написана икона Божией Матери «Спорительница хлебов», под покровом Которой была им оставлена любимая обитель. Обитель, оставленная старцем Амвросием под покровом Божией Матери, к началу XX века стала процветающим монастырем, где под духовным руководством оптинских старцев подвизалось более 800 сестер. Тяжело больной старец, находясь подолгу в Шамординской обители и будучи обеспокоенным ее судьбой, горячо молился Богоматери о покровительстве и заступничестве; тогда-то и возник замысел иконы.

С именем Амвросия связано устройство в 1884 г. Шамординского женского монастыря, в который в отличие от других монастырей принимали неимущих и больных женщин.
В Шамординской обители Амвросий провел последние полтора года своей жизни. 2 июня 1890 г. он по обыкновению выехал туда на лето, трижды пытался он вернуться в Оптину, но по причине нездоровья не мог уехать и скончался в Шамордине. Преставился 10 октября 1891 года. 15 октября 1891 г. св. мощи Амвросия были перенесены в Оптину пустынь и похоронены на юго-восточной стороне Введенского собора, рядом с преподобным Макарием. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22).

6 июня 1988 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви Амвросий был причислен к лику святых с установлением всероссийского почитания. Мощи Амвросия были обретены 10 июля 1998 г. вместе с мощами еще 6 оптинских преподобных и в настоящее время почивают в приделе во имя Амвросия, Введенского собора обители. К прославлению Амвросия были написаны тропарь (проект игумена Андроника (Трубачёва , преподавателя Экзегетики Священного Писания и Русской патрологии в МДА )) и кондак (проект архимандрита Иннокентия (Просвирнина ( 1940-1994) , насельника СТСЛ, преподавателя истории РПЦ, доцента МДА )), впоследствие — Служба с акафистом(проект протоиерея Вадима Смирнова, впоследствие игумен Никон, в прошломпреподаватель академии и семинарии, заведующий регентской и иконописной ныне настоятель Московского подворья афонского Свято-Пантелеимонова монастыря) .
Дни памяти: 27 июня, 10 октября, 11 октября (по юлианскому календарю).

В лике новопрославленных святых образ Амвросия Оптинского был помещен в 1989 г. в росписи алтарного интерьера Покровского храма МДАиС на северной стене. (Илл. 7,8 ).

На фреске Старец изображен в черной монашеской мантии, зеленой ряске. Поверх мантии голубой куколь(лат. капюшон) —верхнее облачение монаха великой схимы в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи; с изображением на нем крестов, без серафимов и текста трисвятого. Правая рука сложена в благословляющем жесте, левая держит развернутый свиток с надписью: «ПОДОБАЕТЪ / УБО НУ/ДИТИ СЯ / ВОЗРАСТАТИ  / В СМИРЕНIИ…».

 После канонизации появились иконы, на которых старец изображен благословляющим, в монашеском одеянии, в куколе или с непокрытой головой, часто с развернутым свитком в левой руке (напр., с надписью: «Потребно нам более всего иметь смирение искреннее пред Б[о]гом и пред людьми» - на иконе 1990 работы Л. Шеховцовой) или в епитрахили и скуфье, с палочкой-посохом (икона 1993 работы А. Дыдыкина). Была разработана житийная иконография А. (напр., икона 1997 работы инока Артемия (Николаева) над ракой преподобного во Введенском соборе Оптиной пуст.), создан шитый покров на раку (1990, мастерская Княжина жен. мон-ря в Болгарии), хоругви и шитые иконы (кон. 90-х гг. XX в., мастерская Оптиной пуст.). Лит.: Павлович Н. А., Толмачев А. Л. К биографии художника Болотова // Прометей. М., 1983. [Вып.] 13; Духовные светочи России. С. 235-239. Кат. 214, 215; Соловьев В. Картины Полотняного Завода // Русская галерея. 2001. № 1. С. 85-89.

Первые сведения о службе встречаются в Летописи скита Оптиной Пустыни. 31 августа (по ст.ст.) 1870 г. Белевской сборщицей матерью Рахилью (Розовой) был привезен старцу Амвросию крест с частицами мощей. Одна из частиц была свт. Амвросия, еп. Медиоланского, духовного покровителя старца Амвросия. «В тот же день, – читаем в Летописи, – у батюшки совершено бдение келейное четырем угодникам. Стихиры и каноны святителю Амвросию пелись и читались по новой рукописной службе, составленной отцом Алексеем Ильенковым.[3]. Утром 1 сентября отслужен тем же четырем угодникам молебен, на котором прочитан акафист святителю Амвросию, еп. Медиоланскому, составленный отцом Алексеем Ильенковым».[4].  

В этой рукописной службе в день памяти свт. Амвросия Медиоланского,пока старец Амвросий был жив, келейно совершалась служба. В 1858 г. в монастыре был устроен придел в честь свт. Амвросия Медиоланского. Рукопись хранится в Государственной библиотеке им. Ленина, фонд 214. Большого распространения эта служба не получила. Известен еще один список акафиста свт. Амвросию, хранящийся в библиотеке Московской Духовной Академии, рукопись шифр Ц-7. А-61. инв. №118316. (илл. 9.10, акафист свт. Амвросию Медиоланскому в торой половины XIX в. С. 13., надпись: на бумажной наклейке обложки в овале чёрными чернилами - «Акафистъ / Святителю / Амврос iю,/ Епископу Медиоланскому». Пометы : Дважды на обложке и титульном листе: штамп – печати: 1. В прямоугольнике фиолетовым – БИБЛИОТЕКА / Московской / Православной  Духовной /Академии //  Инв. № чёрными чернилами- 118316 »; в овале – по периметру - «*БРАТСТВА СВЯТАГО* ПЕТРА МИТРОПОЛИТА.» по центру- «БИБЛIОТЕКА», на 17 стр. «*БИБЛИОТЕКА  Московской *  Духовной  Академии» в центре -№ 118316. Публикуется впервые. ). Этот список акафиста был издан православным приходом в Милане в 2008 году. Текст воспроизведен по оригиналу с незначительными изменениями. Добавлена третья молитва. Эта же молитва напечатана там и на итальянском языке.

Духовное наследие преподобного Амвросия играет исключительную роль, быть может, большую, чем оно имело при его жизни. Его письма  уникальны и актуальны словно написаны они совсем недавно и понятны каждому человеку. Забота о бессмертной человеческой душе является сутью всех писем старца. Будто они посвящены толкованию псалмов, искушениям, скорбям, терпению, молитве, монашеской жизни, воспитанию детей, супружеству, нигилизму, ересям, католичеству, отношению к сновидениям, клевете, тоске, милосердию, любви, покаянию – во всех письмах нитью прослеживается забота о сохранении чистоты, целомудрия души, ее роли в спасении человека.

Желающим  более углублённо изучить духовное наследие старца предлагается перечень сочинений , представленной на выставке:

А-5/А61-180880, Сборник писем и статей Оптинского старца иеросхимонаха отца Амвросия (Гренкова) [Текст] : ч. I, 1894. - 198, III с. 107275 - lХР-к

А-5/К 65-255945, Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время [Текст] / И. М. Концевич ; ред.: Е. Ю. Концевич, Г. Д. Подмошенский, 1970. - 607 с. 177416 - lХР

А-5/С 55-393879, Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып. 1, 1908. - XI, 199, VIII с. 196960 - lХР-к

А -5/А61-071459, Амвросий Оптинский (Гренков), прп. Поучения Амвросия в общих праздничных приветствиях 1870-1891 г. [Текст] / Амвросий Оптинский (Гренков), прп., 1892. - III, 114 с. 204395 - ФОД-крlib

А-5/А61-161897, Амвросий Оптинский (Гренков), иеросхим. Сборник писем Оптинского старца иеросхим. Амвросия [Текст] : вып. 2 / Амвросий Оптинский, иеросхим., 1897. - 104 с. 196754 - lХР  

А-5/А61-355094, Амвросий Оптинский (Гренков), прп. Собрание писем к монашествующим [Текст]. Вып. 2 / Амвросий (Гренков; Оптинский), прп., 1909. - 144, VII с. 224210 - lХР

А-5/А61-589245, Собрание писем блаженныя памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия (Гренкова) к мирским особам [Текст] : Ч. 1, 1906. - V, 223 с. тип – лит. АП Коркина, М., 1906. 4820 - lХР

К-0/А 61-910509, Иеросхимонах Амвросий старец Оптиной пустыни (в мире Александр Михайлович Гренков) [Текст], тип. Сытина И.Д., М., 1892. - 183 с. (Введено оглавление) 195751 – lib

К-0/А 61-479776, Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие [Текст] /, Иоанн (Маслов), архим., 1993. - 191 с. 210274 - lib

А-5/А61-712229, Амвросий Оптинский (Гренков), прп. Собрание писем к монашествующим [Текст]. Вып. 1 / Амвросий (Гренков; Оптинский), прп., 1908. - XI, 199, VIII с. 208074 - lХР

К-1/Ш 19-768891, Шамординская Казанская Амвросиевская пустынь и ея основатель старец святой иеромонах Амвросий [Текст], 1912. - 14 с. 207119 - lib

Б-10/А 61-695450, Амвросий Оптинский (Гренков), прп. Письма: Переписка о 2-х сновидениях [Текст] / Св. Амвросий Старец, иеросхим. Оптинский, 1892. - 17 с. 205413 – lib

К-1/Ш 19-399850, Казанская Амвросиева женская пустынь, Калужской губ., при с.Шамордине и ея основатель Оптинский Старец иеросхимонах Амвросий [Текст], 1908. - 149 с. 61625 – lib

К-0/А 61-622221, Казанская Амвросиевская женская пустынь, Калужской губ. при селе Шамордине и основатель ея иеросхимонах Амвросий [Текст], 1907. - 149 с. 26493 – lib 61625

К-0/А 61-723586, Приснопамятный старец Русской Земли, подвижник Козельской Оптиной Пустыни, отец Амвросий (Гренков) [Текст]: Биографический очерк с портретом и факсимиле / сост. Ф. С. Соколов, Тамбов., тип. Губернского Правления, 1902. - 64 с. 4943 - lib

К-0/А 61-723586, Приснопамятный старец Русской Земли, подвижник Козельской Оптиной Пустыни, отец Амвросий (Гренков) [Текст]: Биографический очерк с портретом и факсимиле / сост. Ф. С. Соколов, Тамбов., тип. Губернского Правления, 1902. - 64 с. 21558 – lib

К-0/А 61-546767, Преподобный Амвросий старец оптинский. К 200-летию со дня рождения преп. Амвросия Оптинского [Текст], 2012. - 63 с. 269256

А-5/А61-204976, Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия (Гренкова) к мирским особам [Текст]: Ч. 1, 1908. - VI, 239 с. 60575 - lib

Б-10/А 61-312538, Венок из Шамордино на могилу Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия (Гренкова) [Текст]: Ко дню столетия со дня его рождения (23 ноября 1812 - 23 ноября 1912 г.), 1912. - 39 с. 63465 - lib

А-5/П 61-623278, Поселянин Е. Детская вера и Оптинский старец Амвросий [Текст] / Е. Поселянин, 1901. - 64 с. 9792 - lХР-к

Б-3/Т 76-108575, Трофим (Яичник), иеродиак. Душепопечительство преподобного Амвросия Оптинского [Текст] / Трофим (Яичник), иеродиак., 2006. - 112 с. 252867 - lib

Б-10/Р 62-144920, Празднование пятидесятилетия служения в священстве (1834-1884) протоиерея Иоанно-Предтечевской, что под Бором, церкви Иоанна Николаевича Рождественского [Текст] / сост. С.Н.К.,тип. Л.Ф.Снигирева М.,1884. - 32 с. 31600 – lib  -

А-5/П 61-196754 Избранные места из писем оптинского старцаАмвросия к семейным особам (1869- 1892 гг)

Б-10. А-61. 63465 Венок  от Шамордино на могилу оптинского старца иеросхим Амвросия. Ко дню 100-летия его рождения. Шамордино, Калужская губ., 1912 г. собст тип. С. 39.

Б-10. А- 72. 205467. Письма оптинского старца иеросхим отца Амвросия к монахинямъ. М., 1892, с. 59.

     Примечания:

  1. Спорить кому, чему чем (от пора) – помогать, способствовать и пользить, приносить пользу, или улучшать, удобрять, усиливать, увеличивать, приносить счастье, удачу, идти впрок. См.: Владимир Даль. Толковый Словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т. 4. С. 296.

2. Преподобный Амвросий. Свято-Введенская Оптина пустынь, 2007. (Переизд: 1912). С. 329.

3. Архимандрит Антоний (Ильенков) 1832–1889 г.г. В миру Алексей Ильенков. Из духовенства. Окончил Смоленскую духовную семинарию. В 1865 г. рукоположен во иерея. В Оптину Пустынь вступил в 1868 г. В 1871 г. пострижен в монахи в Оптинском скиту и наречен Антонием, принимал его от святого Евангелия старец Амвросий. В 1872 г. был назначен казначеем Боровского монастыря. В 1873 г. вернулся в Оптину Пустынь. В 1874 г. перешел в Муромский Благовещенский монастырь (Владимирской губернии) на должность казначея. В 1877 г. назначен на должность настоятеля и благочинного в Муромский Спасский монастырь (Владимирской губернии), с возведением в сан архимандрита. В 1884 г. переведен в Переяславский Троицкий Данилов монастырь (Владимирской губернии) на должность настоятеля, а также благочинного нескольких монастырей. Награжден орденами св. Анны 3-й и 2-й степени. В 1888 г. назначен настоятелем Архангельского Юрьева монастыря (Владимирской губернии), вскоре по прошению уволен на покой в Оптину Пустынь, принял схиму с именем Авраамий. Умер в Оптиной Пустыни в 1889 г. (Запальский Г. М. Оптина Пустынь и ее воспитанники в 1825–1917 годах. М. 2009. С. 228.

4. Летопись Скита. Т. 1. М. 2008. С. 629.

Литература:Агапит (Беловидов), архимандрит Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Серг. П., 1992р; Е[раст] В[ытропский], монах. Краткое сказание о жизни оптинского старца иеросхимонаха отца Амвросия. С прил. избр. поучений его. Серг. П., 19083; Четвериков С., прот. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия в связи с историей Оптиной пустыни и ее старчества. Шамордино, 1912; Гаюн А. Пастырство иеросхимонаха Амвросия: Канд. дис./ МДА. Загорск, 1987; иеродиакон Трофим (Ячник). Душепопечительство преподобного Амвросия оптинского: Диплом. раб./ МДА. Сергиев Посад, 2005; См. журнал "Покров". №10, 2012, с. 16; Акафист преп. Амвросию, оптинскому старцу и чудотворцу. М., 1991; Андроник (Трубачёв), игум. Преподобный Амвросий Оптинский: Жизнь и творения. М., 1993; Иоанн (Маслов), архим. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993; Преподобные Оптинские старцы / Изд. Введенской Оптиной Пустыни. М., 1998. С. 202–223;  Православная энциклопедия, Москва, 2001 г. т. 2

 Рассмотрим коллекцию портретов Преподобного Амвросия и каталожное описание :

Портрет. Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни. ( Илл. 1, 2 ).

1892 год.

Оптина пустынь. Д.М. Болотов.

Холст, масло.

Размер: 88.5 х 66.7 см. рама – 93.5 х 71.0 см.

Инвентарный номер: ЦАК МДА. РЖ 17.

Передан из Патриарших покоев СТСЛ в 1970-е годы.

Реставрация Екатериной Сергеевной Чураковой 1995 – 1996 гг. (ЦАК МДА).

Слева внизу тёмно-коричневая подпись: « Дмитрiй Б. / 1892/ 10 Октяб ».

Старец изображен в монашеской мантии клобуке, с наперсным крестом и наградным на ленте в память Крымской войны, с палочкой-посохом и четками в руках. Портрет написан спустя год после смерти Преподобного Амвросия , в день его кончины.

В музейных и частных собраниях сохранился ряд светских портретов работы иеромонаха Даниила (в миру Дмитрий Михайлович Болотов, 9.03.1837, дер. Барыковка Епифанского у. Тульской губ.- 25.11.1907, Оптина пуст.), но в большей мере его имя известно благодаря замечательным изображениям старца Амвросия, духовного наставника, живописца, образ которого запечатлен с большей теплотой и любовью.

Пометы: в левом нижнем углу белым пигментом старый инвентарный номер «ЦАК МДА /ИНВ. ПЖ-28»; на бумажной наклейке с заоваленными углами чёрными чернилами: «ЦАК МДА / ПЖ-28», в правом нижнем углу на бумажной наклейке с заоваленными углами новый инвентарный номер чёрными чернилами: «РЖ 17», в правом верхнем углу на бумажной наклейке с заоваленными углами старый инвентарный номер чёрными чернилами: «2986».

Публикации: 1. ЦАК МДА. Портреты. Сергиев Посад, б.г. 2. Духовные светочи России. Портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII - начала XX веков. М., 1999.

Литература: 1. Павлович Н.А., Толмачев А.Л. К биографии художника Болотова // Прометей. 13. М., 1983. 2. Духовные светочи России. Портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII - начала XX веков. М., 1999, С. 235–239. Кат. 214, 215.

Выставка: « Преподобный Амвросий (Гренков). 1812 - 1891 », к 200-летию со дня рождения старца Оптиной пустыни.

Портрет. Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни. ( Илл. 3,4 ).

1902 год. Оптина пустынь. Иеромонах Даниил Болотов (в миру Дмитрий Михайлович Болотов, 9.03.1837, дер. Барыковка Епифанского у. Тульской губ.- 25.11.1907, Оптина пуст.).

Холст, масло. Размер: 67.5 х 70.3 см. рама – 80.2 х 82.0 см.

Инвентарный номер: ЦАК МДА. РЖ 18.

Передан из Патриарших покоев СТСЛ в 1970-е годы.

Реставрация Екатериной Сергеевной Чураковой 1995 – 1996 гг. (ЦАК МДА).

Справа внизу тёмно-коричневая подпись: «Художникъ Даниiлъ Болото / Оптина Пустынь. 1902. 15 Июля».

Преподобный Амвросий изображен лежащим на подушках, в белой рясе, чёрной мантии и скуфье характерной формы, с палочкой и четками в руках. Портрет является авторским повторением и создан спустя десятилетие после смерти старца. Ныне известно несколько подобных изображений: в Оптина пустыни, музее Свято-Данилова монастыря (без подписи художника ).

В музейных и частных собраниях сохранился ряд светских портретов работы иеромонаха Даниила (в миру Дмитрий Михайлович Болотов, 9.03.1837, дер. Барыковка Епифанского у. Тульской губ.- 25.11.1907, Оптина пуст.), но в большей мере его имя известно благодаря замечательным изображениям старца Амвросия, духовного наставника, живописца, образ которого запечатлен.

Пометы: в правом нижнем углу на прямоугольной бумажной наклейке старый инвентарный номер с заоваленными углами чёрными чернилами: «1846», в правом нижнем углу на прямоугольной бумажной наклейке новый инвентарный номер чёрными чернилами: «РЖ 18».

Публикации: ЦАК МДА. Портреты. Сергиев Посад, б.г.; 2. Духовные светочи России. Портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII - начала XX веков. М., 1999, С. 235–239. Кат. 214, 215. Фото - К-0/А 61-479776, Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие [Текст] /, Иоанн (Маслов), архим., 1993. - 191 с. 210274 – lib

Выставка: « Преподобный Амвросий (Гренков). 1812 - 1891 », к 200-летию со дня рождения старца Оптиной пустыни.

                                               Портрет.Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни. ( Илл. 5, 6 ).

 Конец XIX в. Оптина пустынь. Д.М. Болотов (?).

Холст, масло. Размер: 62.0 х 43.0 см. рама – 68.8 х 52.0 см. Инвентарный номер ЦАК МДА. РЖ 53.  ПЖ 214.

Принадлежал М. А. Лесенковой. Передан из Патриарших покоев СТСЛ в 1970-е годы (?). Реставрация Екатериной Сергеевной Чураковой 1995 – 1996 гг. (ЦАК МДА) (?).

Старец изображен сидящим на стуле во дворике, с палочкой и четками в руках , облаченным в монашескую одежду, состоящую из рясы чёрного цвета и камилавки, с наперсным крестом на груди.

Пометы: Карандашно-графитовая вертикальная надпись на левом боковом ребре подрамника с 4-мя угловыми колышками: «в(/)опте(и)не Марии Андреевне Лесенковой ». В левом нижнем углу белым пигментом старый инвентарный номер «ЦАК МДА /ИНВ. ПЖ-214»; в правом нижнем углу на прямоугольной бумажной наклейке новый инвентарный номер чёрными чернилами: «РЖ 53». Сохранность: снизу нарощен холст около 3-6 см., заплатки – 14.5 см и 11 см. и бумажная наклейка. Публикуется впервые. В зеркальном отображении и чёрно- белом варианте. Стр. 37. Выставка: «Преподобный Амвросий (Гренков). 1812 - 1891 », к 200-летию со дня рождения старца Оптиной пустыни. К-0/А 61-479776, Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие [Текст] / Иоанн (Маслов), архим., 1993. - 191 с. 210274. Литература: 1. Павлович Н.А., Толмачев А.Л. К биографии художника Болотова // Прометей. 13. М., 1983.

 

Болотов Дмитрий Михайлович; 9.03.1837, дер. Барыковка Епифанского у. Тульской губ.- 25.11.1907, Оптина пуст., иером., худож., иконописец, фотограф. Из дворянского рода, правнук А. Т.Болотова. В 1854 г. поступил в АХ вольноприходящим учеником, учился в мастерской проф. исторической живописи А. Т. Маркова. Его сокурсниками были К. Е.Маковский, В. В.Верещагин, И. И. Шишкин, К. В. Лемох, А. И. Корзухин. Экспонировать свои работы начал на академических выставках в 1863 г. Был награжден 2 большими и 2 малыми серебряными медалями, в т. ч. в 1862 г. большой серебряной медалью за конкурсный рисунок «Моисей иссекает воду из скалы» (ТМИИ). В 1865 г. окончил академию со званием классного художника 3-й степени, в 1868 г. ему была присвоена 2-я, в 1870 г.- 1-я степень. В 1876 г. написал портрет И. К. Айвазовского (Научно-исслед. музей Рос. АХ в С.-Петербурге) и претендовал на звание академика, но не получил его.Д. М. Болотов. Автопортрет. 80-е гг. XIX в. (ТМИИ)

Болотов жил в С.-Петербурге, давал уроки живописи, в т. ч. вел. князьям и княжнам. Работал преимущественно в портретном жанре маслом, акварелью, пастелью и карандашом; писал стихи. Его работы хранятся в музеях С.-Петербурга, Тулы, Ульяновска, Зарайска, Пензы, Новосибирска, Твери. Еще во время учебы в академии Болотов стремился к монашескому образу жизни, но считал, что сначала нужно подготовиться к нему в миру. 4 дек. 1899 г. пострижен в монашество, 19 янв. 1900 г. посвящен во диакона и во иерея Калужским еп.Макарием (Троицким). Схиигум. София (Астафьева) на смертном одре. Кон. XIX в. Худож. иером. Даниил (Болотов) (частное собрание)

Д. написал с натуры и по фотографиям целый ряд портретов (в т. ч. посмертных) оптинских монахов и шамординских монахинь. По словам художника, он работал над росписями храмов Оптиной пуст. и Шамординского мон-ря, в частности, под его рук. выполнена стенопись больничной ц. Владимирской иконы Божией Матери (не сохр.). Существует предположение об исполнении им росписи в трапезной Оптиной пуст. (80-90-е гг. XIX в.). Д. приписывалось авторство иконы Божией Матери«Спорительница хлебов». В Оптиной пуст. Д. познакомился с С. А.Нилусом, стал его другом, который оставил воспоминания о художнике в кн. «Великое в малом». Д. похоронен в Оптиной пуст. напротив алтаря Введенского собора.

Поучения и афоризмы старца Амвросия:

      Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог!

      Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем - мое почтение.

      Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.

      Правда груба, да Богу люба.

      От ласки у людей бывают совсем иные глазки.

      Кто нас корит, тот нам дарит. А кто хвалит, тот у нас крадет.

      

Приглашаются все желающие вход свободный. Выставка продлится около 2 месяцев.

Статья и фото Надежды Махониной, научного сотрудника ЦАКа МДА.

Список приложенных файлов:

1.     Портрет. Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни. 1892 г., 88.5 х 66.7, Д. М. Болотов, Холст, масло. РЖ 17 ЦАК МДА (Илл. 1).

2.     Фрагмент. Подпись художника иеромонаха Даниила ( Дмитрия Михайловича Болотова). Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни. 1892 г., РЖ 17 ЦАК МДА . (Илл. 2).

3.      Портрет. Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни.1902 г., 67.5 х 70.3, Д. М. Болотов, Холст, масло, РЖ 18 ЦАК МДА . (Илл. 3).

4.     Фрагмент. Подпись художника иеромонаха Даниила ( Дмитрия Михайловича Болотова). Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни.1902 г., РЖ 18 ЦАК МДА . (Илл. 4).

5.      Портрет. Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни. Конец XIX в., 62.0 х 43.0 см. Д. М. Болотов (?), Холст, масло. РЖ 53 ЦАК МДА .(Илл. 5).

6.     Оборотная сторона. Портрет. Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной пустыни. Конец XIX в., РЖ 53 ЦАК МДА . (Илл. 6).

7.    Преп. Амвросий Оптинский в росписи алтарного интерьера Покровского храма МДАиС на северной стене. (илл. 7).

8.      Преп. Амвросий Оптинский в росписи алтарного интерьера Покровского храма МДАиС на северной стене. (илл. 8).

9.      Обложка списка акафиста свт. Амвросию, библиотека МДА, рукопись шифр Ц-7. А-61. инв. №118316.(илл. 9).

10.  Фрагмент. Молитва акафиста свт. Амвросию, библиотека МДА, рукопись шифр Ц-7. А-61. инв. №118316.(илл.10).

11.  Портрет. преп. Макария (Иванова) , ЦАК МДА 1848 год, А. Копьев. Холст, масло. 85,5х69,5 см. (илл.11).

12.  Первоначальный вид места захоронения трех старцев: (1) - часовня над могилой старца Макария;(2) - часовня над могилой старца Амвросия;(3) - могила старца Иосифа. (илл.12).

13.   Первый в России храм в Оптиной Пустыни, в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». (илл.13).

14.  К-0/А 61-910509, Иеросхимонах Амвросий старец Оптиной пустыни (в мире Александр Михайлович Гренков) [Текст], тип. Сытина И.Д., М., 1892. - 183 с. (Введено оглавление) 195751 – lib

15.А -5/А61-071459, Амвросий Оптинский (Гренков), прп. Поучения Амвросия в общих праздничных приветствиях 1870-1891 г. [Текст] / Амвросий Оптинский (Гренков), прп., 1892. - III, 114 с. 204395 - ФОД-крlib

16.  Б-10/А 61-312538, Венок из Шамордино на могилу Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия (Гренкова) [Текст]: Ко дню столетия со дня его рождения (23 ноября 1812 - 23 ноября 1912 г.), 1912. - 39 с. 63465 - lib

17.   Портрет из книги. Преподобный Амвросий (Гренков).

18.   Портрет из книги. Преподобный Амвросий (Гренков) с факсимильной подписью.

19.  Портрет из книги. Преподобный Амвросий (Гренков).

20.  Общий вид выставки.

21.  Витрина с эпистолярным наследием старца.

22.   Д. М. Болотов. Автопортрет. 80-е гг. XIX в. (ТМИИ).

 

 

Первоначальный вид места захоронения трех старцев: (1) - часовня над могилой старца Макария;(2) - часовня над могилой старца Амвросия;(3) - могила старца Иосифа.
Первоначальный вид места захоронения трех старцев: (1) - часовня над могилой старца Макария;(2) - часовня над могилой старца Амвросия;(3) - могила старца Иосифа.
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.