АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Портреты митрополита Платона (Левшина). 1737-1812. К 200-летию его памяти


02 декабря 2012 г.

Рассмотрим коллекцию портретов митрополита Московского и Коломенского Платона.

Портреты святителя условно можно разделить на два изобразительных типа: «парадные» и в богослужебном облачении.

«Парадные» портреты составляют самую многочисленную группу и показывают заслуги митрополита Платона перед Церковью и Отечеством. На них святитель изображён, как правило, сидящим в белом клобуке, на груди – ленты и ордена и знаки св. Андрея Первозванного и св. кн. Владимира, крест и панагия. Такой тип получает широкое распространение. Именно «парадный» портрет явился образцом для многочисленных гравюр.

Надо сказать немного об ордене для священства св. Андрея Первозванного «За веру и верность».
Государь Император Павел I Петрович с 1797 года пожелал награждать Андреевским орденом лиц духовного звания, и первым русским архиереем, награжденным им стал Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил II (Петров-Шапошников), третьим Андреевским кавалером – архиереем стал Митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин), предположительно в 1770  г.
В дальнейшем, многие лица духовного звания III-I класса, т. е. в чине от епископа до митрополита жаловались Императорским орденом Святого Апостола Андрея Первозванного за выдающиеся заслуги в деле миссионерства, духовного и нравственного просвещения, а также за многолетнее служение Богу, Царю и Отечеству.
В период с 1768 по 1908 годы высшим орденом государства Российского пожаловано было 32 лица духовного звания.

Портреты второго типа, на которых митрополит Платон представлен в богослужебном облачении, как большого формата, так и малого. Особо следует отметить портрет Святителя 1840-х годов, являющийся парным к портрету святителя Филарета (Дроздова), являвшегося его учеником. Обе работы, вероятнее всего, предназначались для митрополичьих покоев Лавры или Духовной Академии. Оба иерарха облачены в мантии с образами преподобных Сергия и Никона на скрижалях, в левой руке держат жезл, а правой благословляют.

В фондах Федерального государственного Учреждения Российского государственного исторического архива (ФГУ РГИА) этим летом со 2-17 июля нашла книгу Леонида (Кавелина), архим. «Вифанския келии митрополита Платона и их убранство». М., 1882, 15 с.  (Разрешение с 9 апреля 1881 года сообщил А. Л-дъ.). В издании императорского Общества Истории и Древностей Российскихъ при Московском Университете, Москва, в Университетской типографии (М. Каткова), на Страстном бульваре за 1882 год: каталог предметам, принадлежащим преосвященному митрополиту Платону, находящимся в его покоях в Вифанском монастыре в приёмной зале: «Портретъ поясной, масляными красками, Митрополита Платона. Современное произведенiе посредственного живописца. Вокругъ надписи. Въ современной, резной, золоченой рамѢ, подобной предыдущей».

Следующий под № 9 (В экспозиции ЦАК).  «Гравированный резцом в лист грудной портрет митрополита Платона (грав. Вальперга) в овальном медальоне, окруженном аллегорическими фигурами (которыя грав. Улемон) Под рамкой изображения слева: «Grave Le Portrait (sic) par  Valperga a Turin Uhlemann sc.(ulp).», в деревянной золоченой раме с дощечкою, на которой читаем стихи князя А.М. Белосельского. Портрет этот заказан был кн. Белосельским в Турине. Он поднес его Митрополиту.».

Далее под № 10. В деревянной золоченой раме гравированный в лист резцом, работы Клаубера, с оригинала писаннаго Гутенбруном (1803), внизу посвящение г. Митлеву. Портрет поколенный. Митрополит изображен сидящим в белом клобуке. В гладкой деревянной золоченой раме.

В кабинете - большой портрет (в экспозиции ЦАК) во весь рост сидящаго митрополита, писанный масляными красками, очевидно одним из его иконописцев. Произведение хотя не вполне художественное, но писанное не без таланта и очевидно с натуры. Преосвященный представлен в серой рясе, с светлою оторочкою, в бархатной камилавке и со свесившимися с нея назад белым клобуком; в отдалении стоит группа учеников, на первом плане в турецком костюме воспитанник митрополита Турченок Махмет, в святом крещении Моисей Петрович Платонов. Видно, что все лица портреты.

Следующий под № 6. Пятнадцать богословских и философских программ, гравированных на атласе, на диспуты, которые вели ученики Лаврской и Вифанской семинарии, в присутствии Преосвященнаго.

Как видим, два из пяти произведений находятся в экспозиции ЦАК и этого очень радует.

Портреты митрополита Платона являются неотъемлемой частью временной экспозиции ЦАКа. Они позволяют преподавателям, студентам, гостям Академии и музея переноситься в ту эпоху, в которой жил и творил замечательный деятель Русской Православной Церкви.

 Каталожное описание портретов.

Основная часть собрания портретов имеет, закономерно, московское происхождение. Рассмотрим портрет Платона (Левшина), митрополита Московского и Коломенского, с учениками Вифанской семинарии. Начало XIX века. Москва. М.П. Платонов (?). Холст, масло. 205х126 см. Наиболее значительный по размерам и сложный по программе - портрет-картина с изображением митрополита Платона (Левшина). Иерарх представлен в домашней одежде, сидящим за столом, с пером в руке. От сильного порыва ветра у его клобука оторвалась материя. Обернувшись, он увидел слетающего с небес Ангела, протянувшего ему большое горящее сердце с надписью вокруг: “Горе сердца” и книгу с текстом: “С(ы)не ч(е)л(ове)чь! Стража дахъ тя дому Израилеву. Иезик. гл. Г. стих IЗ”. Перед митрополитом на столе книга, раскрытая на словах: “Не Б(о)гу ли повинется д(у)ша моя”, справа изображен хор учеников Вифанской семинарии. Портрет написан в традициях религиозной живописи XVIII в. и являет попытку облечь тонкие духовные понятия в зримые телесные образы. По-видимому, именно этот портрет описывает Д.А. Ровинский [1]. Портрет находился в покоях митрополита в Вифании, автор - Моисей Петрович Платонов, воспитанник иерарха, кстати, изобразивший себя справа с цветком в руке, среди учеников. Очевидно, произведение это - похвала “просвещенному” митрополиту от его “питомцев”. (Фото 1) 

Второй портрет парный митрополита Платона создан позднее, во второй четверти XIX в., одновременно с аналогичным портретом святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского (1821- 1867). Митрополит  Платон был наставником и покровителем  святителя Филарета во время его обучения и педагогической деятельности в Троицкой семинарии. Такие репрезентативные официальные портреты иерархов, восходящие к традициям иконописного изображения, были наиболее распространены. Возможно, заказ двух портретов в годы служения св. Филарета был определён их предназначением для Митрополичьев покоев Троице-Сергиевой лавры или для залов Московской Духовной Академии.
Начало 1840-х годов. Москва. Неизвестный художник. Холст, масло. 87.0 х 71.0 см., предположительно из собрания Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского). ЦАК МДА. РЖ 31. Реставрация Екатериной Сергеевной Чураковой (ЦАК).
Поясной, в 3/4 повороте вправо. В белом клобуке, украшенном крестом из драгоценных камней. В тёмно-красно-коричневой рясе. Митрополит изображен с правой рукой в благоословляющем перстосложении, в традиционной для московских архипастырей – священноархимандритов Лавры – мантии с верхними скрижалями в виде шитых жемчугом иконописных изображений святых.,- ростовыми образами преподобных Сергия и Никона Радонежских. В левой - жезл (знак архиерейской власти) с характерным навершием и длинным сулоком с вензелем «ПММ» (Платон, митрополит Московский). На груди – панагия с изображением Голгофы с Крестом, орден и звезда Св. Андрея Первозванного с алмазами, орден Св. Владимира II степени. Фон в тёмных тонах. Физиономические особенности: небольшая борода и длинные русые волосы с сединой, брови изогнутые, слегка выдающиеся скулы. Литература: 1. Духовные светочи России. Портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII - начала XX веков. М., 1999, с. 115-116. (Фото 2)

Портрет Платона (Левшина), митрополита Московского и Коломенского. Конец XVIII - Начало XIX века. Гравёр С.Ф. Иванов. Офорт, резец, пунктир. 19.7 х 12.5; 20х12.7 см., ЦАК МДА. Гр. 83. Реставрация А.Г. Морозовой 1999 г. (ЦМиАР). Аналогичный – Гравюра.Портрет Платон (Левшин), митр. Поучительные слова и другие сочинения от Московской Академии выпечатанныя.  20.4 х 12.7 см., На титульном листе: штамп – печати: 1. В прямоугольнике фиолетовым – БИБЛИОТЕКА/ Московской / Православной   Духовной / Академии //  Инв. № чернилами-4631»; в овале – по периметру - «*БИБЛИОТЕКА МОСКОВСКОЙ /ДУХОВНОЙ   АКАДЕМИИ*» по центру- «№4631». (Фото 3). На раме овала надпись: «Платонъ Архиепископъ Московскiй… родился 1737. Года… iюня 29 дня». На постаменте эпиграмма: «Любовь потщилась симъ изобразить Платона,/ Любителя наук, отечества, Закона.». Под изображением справа подпись: «Вырезал С. Iванов». Иерарх изображен в архиерейском богослужебном облачении (на саккосе – образ Спасителя сидящего на престоле), с панагией (в виде молящегося монаха перед Голгофой. Аналогичный подлинник панагии в музее СПИХМЗ)  и крестом, в руке – жезл с сулком и ниспадающими кистями. Верхняя часть жезла в виде двух изогнутых навстречу друг другу змей, а также "яблоко" украшены драгоценными камнями. Высокая митра на голове. Этот эстамп одно из ранних гравированных изображений митрополита Платона, в бытность его архиепископом Московским. Коцовки, заставки различного рисунка. Инициалы.
Литература: 1. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1888.Т.3. Стб. 1796. № 3. 2. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравиров XVI – XIX веков. СПб., 1895. 279. №2. 3. Духовные светочи России. Портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII - начала XX веков. М., 1999, с. 117.

Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский.   Л. Вольперга и Хр. Фр. Тр. Улеманн. Портрет Митрополита Московского и священно-архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Платона Левшина. Между 1787 и 1791 гг. Бумага, резец.    

Вторая половина XVIII века. Оттиск 1870 года. Петербург – Москва- Турин. Гравёр Ухлеман (UHLEMANN). Издано на средства князя Белосельского в мастерской Вальперса в Турине.
Резец. Размер: 45.0 х 31.4; 47.0 х 32.4см., ЦАК МДА. Гр. 158.
Внизу слева в поле изображения подпись: «AlexandrePrince  / Beloselsky». Под рамкой изображения слева: «Grave Le Portrait par  Valperga a Turin», справа: «Uhlemann sculp.». Ниже: «ПЛАТОНЪ МИТРОПОЛИТЪ МОСКОВСКИЙ РОДИЛСЯ 1737 г.». медальон с портретом митрополита поддерживает два гения, по сторонам две аллегорические женские фигуры (слева держит потир и Евангелие, правая – крест). Иерарх с благословляющей десницей и жезлом, в клобуке и архиерейской мантии, на груди – панагия с Голгофой. 

Вероятно, лист является оттиском из числа сделанных в 1870 г. в ограниченном количестве с доски, находившейся в коллекции князей Белосельских – Белозерских. По указанию Д.А.Ровинского: «Аллегорические фигуры скопированы с портрета Королевы Елизаветы, работы Бернигерота, а этим последним заимствованы с гравюры Эдилинка (портрет Бертена). В Вифании в гостиной Платона, есть экземпляр этого портрета, с стихами Белосельского». Литература: 1. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1888.Т.3. СПб. 1795. № 2. 2. Духовные светочи России. Портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII - начала XX веков. М., 1999, с.118. (Фото 4, 5)

По заказу князя Белосельского-Белозерского гравировался и портрет патриарха Филарета Романова, выполненный Иоганном Готлибом Зейфертом (1761—1824), который в 1780-х годах работал в Дрездене. Включен в эту серию исторических портретов и прижизненный портрет митрополита Платона, решенный как портрет-аллегория, в котором медальон с изображением окружен аллегорическими фигурами. Он выполнен, вероятно, двумя мастерами — туринским и гравером Л. Вальпергом и дрезденским гравером Ф. Улеманом, обычно создававшим аллегории.

 Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский.  Гр. 610. ЦАК МДА. Размер: 18.0 х 13.5; 28.0 х 23.0 см., Мастер неизвестен. Вероятно, выполнен не позднее первой трети XIX в.  Аналогичный - Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский.  В книге - Б-10/П 37-198460, Начертание жития Московского митрополита Платона: в 2 ч. / И. С. Ч. 1, 1831.- VII, 115, III с. Москва. Первой трети XIX в., Картон, фольга, бумага, резец, тиснение. 

Следующий портрет в медальоне с подписью митрополита Платона создан позднее, заключен в багетную рамочку, с двойным обрамленнием золоченой фольгой и кожей с рисунком в виде витиеватого цветочного орнамента и рыбками. Иерарх представлен сидящим в трехчетвертном повороте вправо  и облачен в черную рясу с наперсным четырёхконечным крестом с Воскресшим Спасителем и звездой Св. Андрея Первозванногона груди и белым клобуком с четырёхконечным крестом на голове. Внизу fac-simile с подписи митрополита Платона. Сохранность хорошая. Надрывы, разводы от воды, мушиные засиды, внизу разрыв по центру и у левого глаза, потёртости. (Фото 6)

 Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. 
В вертикальном прямоугольнике книги - Б-10/П 37-356730, Жизнь Московского митрополита Платона (Левшина) [Текст]: с прил. некоторых его писем и речей ч. 1-2 / сост. И. М. Снегирев, 1856. - 145, IV, 55, 75 с. Размер изображения: 13.0 х 08.7 см., Размер с фоном: 20.4.4 х 13.6 см., Москва. Лист из серии литографий А.Э.Мюнстера. * Аналогичный - Б-10/П 37-833599, Московский митрополит Платон (Левшин), как противораскольничий деятель: с 6-ю рис. / Н. В. Лысогорский, 1905 Ростов на Дону: Печатня А.И. Тер-Абрам(и)iанъ, 1905. - 656 с.: портр. митр., рис. - Прил.: С. 636-656, Примечания о происхождении экземпляра: Экз. 206703: Штамп "Центр. книгообменный фонд при отд. комплектования ГБЛ". 

Александр Эрнестович Мюнстер — русский художник  - литограф (1824—1908). Родился в Санкт-Петербурге в 1824 г. В 1839 г. поступил в учение к известному тогда в Санкт-Петербурге литографу Гиллису, в то же время посещая и классы Академии художеств. Затем Мюнстер поступил в известное художественное заведение Поля Пти и Гойе де Фонтена, а в 1846 Мюнстер отправился в Париж для усовершенствования по части литографского дела, которым занялся в Санкт-Петербурге с 1850 г. Одним из первых изданий, литографированных в его мастерской, был «Художественный Листок» В. Ф. Тимма. Сам Мюнстер издал «Портретную галерею русских деятелей», в которую вошло 200 превосходных портретов, с биографическими очерками (два тома, in-folio, СПб., 1865 и 1869). Исполнил множество таблиц по различным прикладным знаниям, много отдельных рисунков известных русских художников — Зичи, Микешина и пр. Ему принадлежит также книга: «Пятидесятилетний юбилей академика Н. И. Кокшарова. 6 июня 1887 г.», с краткой биографией юбиляра (СПб., 1887). На титульном листе- штамп - печати: 1. в прямоугольнике фиолетовым- библиотека / московской / православной духовной / академии / инв. №"; в овале - по периметру - "московская / епархиальная / библиотека". Литература: Мюнстер Александр Эрнестович //Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Портрет изображен на фронтисписе. Иерарх представлен сидящим в трехчетвертном повороте вправо  и облачен в черную рясу с панагией изображения Господа Вседержителя, орден на ленте и звезду Св. Андрея Первозванного и орден на ленте и звезду Св. Владимира II степени инаперсным четырёхконечным крестом с цепочкойна груди. Белым клобуком с четырёхконечным алмазным крестом на голове. Руки опущены вниз. Внизу fac-simile с подписи митрополита Платона в одну  строку. Сохранность хорошая. Залом верхнего правого уголка. Литография обрезана по правому боковому краю. Затёртость корешка, отход обложки от блока, распадение книги на отдельные тетради, надрывы по краям обложки, разводы от воды. (Фото 7)

Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский.
В книге Б-10/П 37-555623, Платон, митрополит Московский [Текст]: (биогр. очерки) / сост. В. Новаковский, СПб., 1870. - 65 с. («Съ портретомъ Платона). Размер изображения: 11.0 х 9.2 см., Размер с фоном: 21.2 х 13.4 см.
Литография с гравюры. Портрет изображен на фронтисписе. Иерарх представлен сидящим в трехчетвертном повороте вправо и облачен в черную рясу с панагией изображения Господа Вседержителя, орден на ленте и звезду Св. Андрея Первозванного и орден на ленте и звезду Св. Владимира II степени и наперсным четырёхконечным крестом с цепочкой на груди. Белым клобуком с четырёхконечным алмазным крестом на голове. Руки опущены вниз. Внизу надпись: «митрополитъ Московскiй Платонъ.».На титульном листе: штамп – печати: 1. В прямоугольнике фиолетовым – БИБЛИОТЕКА/ Православной   Духовной / Академии //  Инв. № чернилами-106833»; 2. «П. I. Я.». Сохранность хорошая. Залом уголков.Затёртость из натуральной кожи с золоченым теснением корешка, отход обложки от блока, надрывы по краям обложки, разводы от воды. (Фото 9) 

Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. В книге - Б-10/П 37-015581, Начертание жизни и деяний Московского митрополита Платона: с прил. некоторых его писем и речей: в 2 ч. / Ч. 1кн. 1-2 / сост. И. М. Снегирев. - М. : [б. и.], 1818. - 61, 58 с. - Б. ц. - VII, 115, III с. /. Снегирев Иван Михайлович (1793-1868), проф. Моск. ун-та \ сост.\ .   Размер изображения: 10.5 х 8.6 см., Размер с фоном: 20.2 х 11.7 см.
Следующий портрет в медальоне заключен с двойным обрамленнием периметральной рамочкой. Вероятно, лист является оттиском, выполненным в первой трети XIX в., не позднее 1817 г. Мастер неизвестен. Иерарх представлен сидящим в трехчетвертном повороте вправо, облаченным в черную рясу с наперсным четырёхконечным крестом с изображением Господа Вседержителя и звездой Св. Андрея Первозванногона груди и белым клобуком с четырёхконечным крестом на голове. Внизу fac-simile с подписи митрополита Платона. Внизу надпись: «Митрополитъ / Платонъ.».
На титульном листе: штамп – печати: 1. В прямоугольнике фиолетовым – БИБЛИОТЕКА/ Православной   Духовной / Академии //  Инв. № чернилами-69347»; в овале – по периметру - «*БРАТСТВА СВЯТАГО* ПЕТРА МИТРОПОЛИТА.» по центру- «БИБЛIОТЕКА».
Сохранность хорошая. Залом уголков. Литография обрезана по правому боковому краю. Затёртость тисненного золочением картонного корешка, с частичной утратой, отход обложки от блока, надрывы по краям обложки, разводы от воды. (Фото 10) 

Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. В книге - Б-10/П 37-198460, Начертание жития Московского митрополита Платона: в 2 ч. / И. С. Ч. 1, 1831.- VII, 115, III с. Москва. Размер изображения: 10.5 х 8.6 см., Размер с фоном: 19.5 х 12.0 см.
Аналогичный - Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. Гр. 610. ЦАК МДА. Размер: 18.0 х 13.5; 28.0 х 23.0 см., первой трети XIX в. 
Репродукциия гравюры И. Ческого с рисунка художника Е. Эстеррейх. «Грав. И. Ческiй.».  

* Ческий Иван Васильевич (1777, (по другим сведениям 1782) — 17 июня (29 июня) 1848, Петербург) — русский художник- гравер. Академик Петербургской академии художеств (1807). Мастер резцовой гравюры на меди. По происхождению — крепостной крестьянин. Брат К. В. Ческого.
Иван Васильевич Ческий, выходец из крестьянской среды, в 1793 году вместе со своим старшим братом Козьмой «по высочайшему повелению» попал в петербургскую Академию Художеств. Оба брата обучались гравировальному искусству у немецкого мастера И. С. Клаубера. После организации в 1799 году граверно-ландшафтного класса Иван Ческий перешел туда в качестве гравера, где пробыл до 1803 года. Здесь под руководством С. Ф. Щедрина вместе с другими молодыми мастерами (С. Ф. Галактионовым, А. Г. Ухтомским, И. Д. Телегиным) он работал над серией видов Петербурга и загородных дворцов. В 1799 году он окончил Академию. 18 августа 1800 года Иван Ческий за «Вид дворца в городе Гатчине со стороны сада», гравированный под наблюдением его старшего брата, признан назначенным в академики. В 1807 году Иван Васильевич Ческий был избран в академики за гравюру «Лесной пейзаж» с эрмитажной картины К. Пуссена. Император Александр I за эту работу пожаловал граверу подарок — золотую табакерку. Наследие Ивана Ческого составляют более 150 гравюр, выполненных, как правило, с оригиналов разных художников в технике резцовой гравюры на меди и пунктиром. Это пейзажи (городские, сельские, садово-парковые), портреты, воспроизведения известных живописных работ, гравюры для книг и печати на фарфоре. В творчестве Ивана Ческого выражена связь с основными событиями русской истории и культуры. Царствование Александра I, Отечественная война 1812 г., золотой век русской литературы — все это отражено в его гравюрах. Александру I, царю-победителю, строителю ампирного Петербурга, посвящен значительный по размерам «Вид Биржи с Большой Невы» (с рисунка М. Шатошникова), гравюра «Благодарственный молебен в Париже 19 марта 1814 года». Художник награвировал также ряд портретов своих современников — героев Отечественной войны: князя И. В. Багратиона, графа П. X. Витгенштейна, генерал-майоров Я. П. Кульнева и А. Н. Сеславина, полковника А. С. Фигнера и др. Большой круг работ Ивана Ческого связан с русской литературой, переживавшей в первой половине XIX в. свой расцвет, с печатными книгами и альманахами, которых в то время выходило множество. Он гравирует виньетки и титульные листы, иллюстрации и портреты писателей, украшавшие издания их сочинений или прилагавшиеся к отдельным выпускам альманахов. Так появляются портреты К. Н. Батюшкова, И. Ф. Богдановича, И. И. Дмитриева, В. А. Жуковского и других не менее известных литераторов. Иван Ческий гравировал по оригиналам разных художников. Особенно плодотворным оказалось его сотрудничество с И. А. Ивановым; по его рисункам выполнены титульные листы к книгам «Опыты в стихах и прозе К. Батюшкова» (1817), «Идиллии Владимира Панаева» (1820), «Проза и стихи В. Филимонова» (1822), а также превосходные иллюстрации к басням И. А. Крылова. По оригиналам А. Нотбека награвированы иллюстрации к пушкинскому «Евгению Онегину», с оригиналов А. П. Брюллова — иллюстрации к поэме «Домик в Коломне» (1832). Обращался художник и к творчеству Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, И. И. Лажечникова. Им награвировано множество титульных листов для альманахов, получивших большое распространение в России в 1820-х гг., в частности для знаменитого альманаха «Северные цветы», издававшегося А. А. Дельвигом. Такая активная работа художника в области книжной гравюры вполне объяснима. Когда появившаяся в России в середине 1810-х гг. литография начала постепенно вытеснять гравюру на меди, именно книга на некоторое время стала для нее относительно надежным прибежищем. Здесь классическая гравюра еще долго сохраняла свои позиции. Умер Иван Васильевич Ческий 17 (29) июня 1848 года в Петербурге.

* Эстеррейх Ермолай Иванович (1790 – после 1834) – живописец, акварелист, миниатюрист, рисовальщик, литограф. Сын скульптора И.Г. Эстеррейха. Учился в ИАХ по классу скульптуры (1801 – 1811); окончил со званием классного художника. Выполнял рисунки и литографии для изданий типографии И.П. Глазунова. В 1820 – начале 1830-х гг. литографировал портреты представителей русской культуры.
Литература: Ровинский Д. А., Подробный словарь русских граверов XVI-XIX  веков, СПб., 1895. Стб. 740. №18.

Следующий портрет в овальном медальоне заключен с одинарным обрамленнием периметральной рамочкой. Вероятно, лист является оттиском, выполненным с гравюры в первой трети XIX в., не позднее 1831 г. Мастер неизвестен. Иерарх представлен сидящим в трехчетвертном повороте вправо, облаченным в черную рясу с наперсным четырёхконечным крестом с изображением Господа Вседержителя и звездой Св. Андрея Первозванногона груди и белым клобуком с четырёхконечным крестом на голове. Внизу fac-simile с подписи митрополита Платона в две  строки.
На титульном листе: штамп – печати: 1. В прямоугольнике фиолетовым – БИБЛИОТЕКА / Московской /Православной   Духовной / Академии //  Инв. № чернилами-198460»; в овале – по периметру - «московская / епархиальная / библиотека»; «Центральный книгообменный фонд / при отделе комплектовании / Государственной библиотеки СССР/ им. В.И. Ленина». Сохранность хорошая. Залом уголков. Литография обрезана по правому боковому краю.Затёртость тисненного картонного корешка, с частичной утратой, отход обложки от блока, надрывы по краям обложки, разводы от воды.  (Фото 11)

См. Аналогичный – Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. Без фотоснимка.   
1837 год (?). Гравёр И.В. Ческий. По рисунку Е. Эстеррейха. Офорт, резец. 20.2 х 11.5; 20.3х11.6 см., ЦАК МДА. Гр. 84. Под изображением подписи: «Рис. Е. Эстеррейхъ. … Грав. И. Ческiй.»; « ПЛАТОНЪ». С оригинала Л. Гуттенбруна. Изображен в рясе и клобуке, на груди – наперстный крест с украшением и звезда ордена св. Андрея Первозванного.
Лист из издания: Платон (Левшин), митрополит Московский. Собрание сочинений в прозе и стихах. СПб, 1825.
Литература: 1.Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1888.Т.3. Стб. 1798. № 11. 2. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравёров XVI – XIX веков. СПб., 1895. Стб. 740. № 18. 3. Духовные светочи России. Портреты, иконы, автографы выдающихся деятелей Русской Церкви конца XVII - начала XX веков. М., 1999, с. 118.

Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. В книге - Б-10/П 37- 198460, Начертание жития Московского митрополита Платона: в 2 ч. / И. С. Ч. 1, 1831.- VII, 115, III с. Москва. Размер изображения: 10.5 х 8.6 см., Размер с фоном: 19.5 х 12.0 см.,
Следующий портрет в круглом медальоне заключен с одинарным обрамленнием периметральной рамочкой. Вероятно, лист является оттиском, выполненным с г равюры в первой трети XIX в., не позднее 1831 г. Мастер неизвестен. Иерарх представлен сидящим в трехчетвертном повороте вправо, облаченным в черную рясу с наперсным четырёхконечным крестом с изображением Господа на груди и белым клобуком с четырёхконечным крестом на голове. Вверху fac-simile с подписи митрополита Платона в две  строки.
На титульном листе: штамп – печати: 1. В прямоугольнике фиолетовым – БИБЛИОТЕКА / Московской / Православной   Духовной / Академии //   Инв. № чернилами-198460»; в овале – по периметру - «московская / епархиальная / библиотека »; «Центральный книгообменный фонд / при отделе комплектовании / Государственной библиотеки СССР/им. В.И. Ленина».
Сохранность хорошая. Залом уголков. Литография обрезана по правому боковому краю. Затёртость тисненного картонного корешка, с частичной утратой, отход обложки от блока, надрывы по краям обложки, разводы от воды. (Фото 12)

Портрет святителя митрополита Платона (Левшина), митрополита Московского и Коломенского. В вертикальном прямоугольнике книги Портрет в цвете. Б-10/П 37-856031, Снегирев И.М., проф. Моск. ун-та. Жизнь Московского митрополита Платона (Левшина): в 2 ч. Ч. 1.  / И. М. Снегирев, проф. Моск. ун-та, М.,1890,  136, 265 с. с. типо- литография и. Ефимова. Большая Якиманка, дом Смирновой. 4-е издание Спасо-Вифанскогомонастыря. Принадлежала – А. Николаеву (подпись чернильная черного цвета). Портрет после предисловия. Литография И.И. Пашкова в Москве. Надпись: «I. И. Пашкова въ МосквѢ.». Справа   по середине подпись художника: «Sprewitz 1860 (год)». 1860 год. Москва. Н.Д. Шпревич. Картон, гуашь, акварель. Размер изображения: 14.9 х 11.7 см., Размер с фоном: 22.8 х 15.6 см. (овал). Цветной портрет в медальоне, выполненным не позднее второй половины XVIII- первой трети XIX века. 1860 год.
Иерарх представлен сидящим в трехчетвертном повороте вправо  и облачен в черную рясу с наперсным четырёхконечным крестом на цепочке и звездой Св. Андрея Первозванного на груди и белым клобуком с четырёхконечным крестом на голове. Белым клобуком с четырёхконечным сапфировым крестом на голове. Руки опущены вниз. Внизу fac-simile с подписи митрополита Платона в две строки. Фон цвета земельно - карего. Цветная иллюстрация не защищена пергаментом.
Литография позволяет активно использовать цвет, создавать на бумаге яркие, красочные картины. В них были заинтересованы духовные центры - монастыри, которые с помощью привлекательных видовых картинок (лубков) пропагандировали паломничество к святыням. Монастырь пользовался услугами нескольких частных литографий: И.И. Пашкова в Москве.
На титульном листе: штамп – печати: 1. В прямоугольнике фиолетовым – БИБЛИОТЕКА/ Православной  Духовной /Академии //  Инв. № чернилами-46911». Сохранность хорошая. Залом верхнего правого уголка. Литография обрезана по правому боковому краю. Затёртость нат. кожаного корешка, отход картонной обложки от блока, надрывы по краям обложки, разводы от воды. Портрет изображен на фронтисписе.

В целом коллекция ЦАК МДА ещё включает один подписной и два предположительных произведения кисти Шпревича митр. Свт. Филарета (Дроздова).
Николай Данилович Шпревич (до принятия православия Богдан, 1799 — после 1869), московский художник- портретист, миниатюрист, учитель рисования, титулярный советник (с 1835 г.). (Фото 13) 

Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. В книге - А-9/П 37-576830, Платон (Левшин), митр. Московский. Полное собрание сочинений [Текст] / Т. 1, Б. г. - 976 с. (Введено оглавление). (С портретом Платона). Полное собрание сочинений / Платон (Левшин), митр. Московский. Кн. 1: Поучительные слова. Христианское богословие: катихизис. - СПб.: Сойкин, 1913. - 876 с. - Б. ц.  Вступ. ст.: "Платон Левшин, митр. Московский, и его сочинения". Бумага, картон,  иск. кожа; печать, тиснение, фототипия. Размер изображения: 14.0 х 10.2 см., Размер с фоном: 21.8 х 14.8 см.
Портрет изображен на фронтисписе. Иерарх представлен сидящим в трехчетвертном повороте вправо и облачен в черную рясу с панагией изображения Господа Вседержителя, орден на ленте и звезду Св. Андрея Первозванного с орденом на ленте и звездой Св. Владимира и наперсным четырёхконечным крестом с цепочкойна груди. Белым клобуком с четырёхконечным алмазным крестом на голове. Руки опущены вниз. Внизу н а титульном листе: штамп – печати: 1. В прямоугольнике фиолетовым – БИБЛИОТЕКА/ Православной  Духовной /Академии //  Инв. № чернилами-1102567»; 2. «( первое сло неразборчиво) библiотека / ШУЙСКАГО / 2-го высшего / начальн.(ого)  училища / отд. / №»; 3. Круглое - « *Московский Патриархия* МинскаяДуховная Академия» по центру 8-ми конечный крест. Внизу fac-simile с подписи митрополита Платона в две  строки.
Сохранность хорошая. Залом уголков. Затёртость из искуственной кожи с золоченым теснением верхней крышки блока, отход обложки от блока, надрывы по краям, разводы от воды. Общее загрязнение. (Фототипия - это разновидность плоской печати ). (Фото 14)

Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский.  В книге – Б-10. П 37. Платон, митрополит Московский и Спасо-Вифанский монастырь / сост. Д. С. Дмитриев. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : [б. и.], 1900. - 67 с. - Б. ц. Описания святых икон. Путешествия по святым местам. Описания храмов, монастырей - Путешествия по святым местам. Описание храмов, монастырей (геогр. указ.) -- А-Я -- С ; Свято-Троицкая Сергиева Лавра; Спасо-Вифанский монастырь.
Бумага, картон,  иск. кожа; печать, тиснение. Размер изображения : 9.8 х 7.7см., Размер с фоном: 22.2 х 15.2 см.
Следующий портрет в медальоне заключен с двойным обрамленнием периметральной рамочкой. Вероятно, лист является оттиском, выполненным в конце XIX – начала XX вв., не позднее 1900 г. Иерарх представлен сидящим в трехчетвертном повороте вправо, облаченным в черную рясу с панагией на груди с нерукотворным изображением монаха, молящагося перед Голгофой,  и звездой Св. Андрея Первозванного на груди с белым клобуком с четырёхконечным крестом на голове. Внизу надпись: «Платонъ, митрополитъ московскiй». На титульном листе: штамп – печати: 1. В прямоугольнике фиолетовым – БИБЛИОТЕКА/ Московской / Православной   Духовной / академии //   Инв. № чернилами-180733». (Фото 15) 

 

Список приложенных файлов:

 

  1. Портрет Платона (Левшина), митрополита Московского и Коломенского, с учениками Вифанской семинарии. Начало XIX века. Москва. М.П. Платонов (?). Холст, масло. 205.0х126.0.

  2. Портрет митрополита Платона, Начало 1840-х годов. Москва. Неизвестный художник. Холст, масло. 87.0 х 71.0 см., ЦАК МДА. РЖ 31.

  3. Портрет Платона (Левшина), митрополита Московского и Коломенского. Конец XVIII - Начало XIX века. Гравёр С.Ф. Иванов. Офорт, резец, пунктир. 20.0 х12.7 см., ЦАК МДА. Гр. 83.

  4. Портрет Митрополита Московского и священно-архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Платона (Левшина). Вторая половина XVIII века. Оттиск 1870 года. Гравёр Ухлеман (UHLEMANN). Бумага, Резец.47.0 х 32.4см., ЦАК МДА. Гр. 158.

  5. Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. С fac-simile с подписью. Гр. 610. ЦАК МДА.28.0 х 23.0 см., Мастер неизвестен, Москва, Первая треть XIX в., Картон, бумага, фольга, резец, тиснение.

  6. Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. С fac-simile с подписью. 20.4 .4 х 13.6 см., Москва.1856 г., Лист из серии литографий А.Э.Мюнстера.

  7. Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. С fac-simile с подписью. СПб .,1913 г., 24.4 .4 х 15.6 см., литография с гравюры П.А. Мецгера.

  8. Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. СПб.,1870 г., 21.2 х 13.4 см.,

  9. Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. М., 1818 г., 20.2 х 11.7 см.,

  10. Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. С fac-simile с подписью.1831 г., Москва. 19.5 х 12.0 см., Репродукциия гравюры И. Ческого с рисунка художника Е. Эстеррейхъ.

  11. Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. С fac-simile с подписью.Москва, 1831 г., 19.5 х 12.0 см.

  12. Портрет святителя митрополита Платона (Левшина), митрополита Московского и Коломенского. С fac-simile с подписью.Москва, 1860 год. Москва. Н.Д. Шпревич. Картон, гуашь, акварель; 22.8 х 15.6 см.

  13. Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. С fac-simile с подписью. СПб., 1913 г., Бумага, картон, иск. кожа; печать, тиснение, фототипия. 21.8 х 14.8 см.,

  14. Портрет Платон (Левшин), митрополит Московский и Коломенский. М., 1900 г., Бумага, картон, иск. кожа; печать, тиснение. 22.2 х 15.2 см.,



Надежда Махонина, научный сотрудник ЦАКа МДА

Статья находиться в процессе доработки, если какие-либо будут предложения, - пишите на адрес: nadezhda.makhonina@mail.ru, вносите коррективы.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.