АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Святитель Феофан о русском обществе второй половины 19 века в контексте духовно-нравственных проблем современного общества


Анатолий Вельмякин (Подготовительное отделение МДА)
Доклад, прозвучавший на VI Феофановских чтениях 13 октября 2012 года.
23 октября 2012 г.

На сегодняшний день тема наследия святителя Феофана поразительно актуальна.

Святитель жил в очень непростое время, в то время, когда в образованном обществе веял опьяняющий дух перемен, когда столпы русской либеральной общественности, как будто лично выбирали новый путь «развития» России, как правило, не понимая, что вне традиции Православия никакое развитие русского народа в принципе невозможно. И святитель, который, как мы особенно видим из писем, физически чувствовал каждую человеческую душу, обратившуюся к нему за помощью и советом, не мог не понимать, что общество больно, и больно серьезно. И в своих высказываниях, наполненных ревностной заботой об Отечестве, на которое в недалеком будущем, как мы знаем, должно было обрушиться тяжелейшее испытание, Святитель предстает пред нами, как грозный пророк. Слишком очевидна для чуткого взгляда Святителя была разрушительность нестроений происходящих в обществе, глубина падения, если выразиться современным языком, русской «элиты», которую привлекал и все сильнее захватывал западный материализм со своим сибаритским возрождением язычества и ложными ценностями. Именно на западном влиянии концентрирует внимание святитель, как на главном источнике внутреннего растления: « Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас! Пролей свет Твой и истину Твою!" (Письма о христ. жизни, стр. 70). Неоднократно святитель в своей проповеди призывал оберегать границы Отечества силой Православной веры: «Любите Россию в духе Православия, - ревнуйте об усовершенствовании ея во всех отношениях, но без нарушения мира веры, без подрыва ея основ и ея ценности повсюдной. В этом скажу вам в горести, надежда на одних вас. Многие у нас уже начали уклоняться на распутия. - Из чудных источников пьют они мутную воду неверия и напаяются началами, несообразными с государственным устройством нашим и с духом нашего народа. Если вы пойдете по следам их, погибла Россия». (из Слов к Тамбовской пастве.)Архиепископ Аверкий (Таушев) в своей работе о Святителе Феофане «Провозвестник кары Божией русскому народу» написанной в 1964 году подробно разбирает, какие попытки принимал Святитель, открыть глаза своему поколению, ясно давая понять, что Россия катиться в пропасть. В этой работе представлено, как богобоязненный святитель приводит пример наполеоновского нашествия, которое, по его мнению, произошло, как Божие наказание, за отход русских от духа Православия и что нестроения бывшие во второй половине XIX века грозят еще большей бедой « Вновь пошлёт Господь на нас таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления, таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему ».  Есть также строки где святитель прямо говорит и о революции: « Что у нас? У нас материалистические воззрения все более и более приобретают вес и обобщаются. Силы еще не взяли, а берут. Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства» - выражается свободно. И вот выходит, что и мы на пути к революции». Ныне нам известно насколькопророческими оказались эти призывы, наполненные болью осознания грядущей беды. В России случилась катастрофа, которую не доводилось переживать еще ни одному государству. И только чудом история продолжилась, и эту возможность выжить мы получили благодаря тому, о чем недавно говорил Высокопреосвященнейший Митрополит Калужский и Боровский Климент в своей статье под названием: «Осмысление значимости подвига новомучеников Российских для наших дней»,цитата :«Спустя почти тысячу лет с момента Крещения Руси «водой» при равноапостольном князе Владимире, наше Отечество было крещено повторно кровью.» Почти 2500 только прославленных новомучеников и сам Государь Мученик своим подвигом отвели от нас гнев Божий. Есть такая популярная фраза, что история повторяется, но повторяется только потому что, очевидно, перед лицом Божьим мы не становимся лучше. «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло» Исайя гл. I.Действительно, сегодня, как отметил в своем докладе на открытии VI Феофановских чтений Митрополит Павел, обличения святителя, как будто обращены не к своим современникам, а к нынешнему обществу. Но нам, все же, трудно отождествлять те предреволюционные события с нынешним нарастающим гонением на Церковь. Тогда святитель, призывал принимать суровые меры, адекватные происходящему: «Надо, свободу замыслов пресечь – зажать рот журналистам и газетчикам. Неверие объявить государственным преступлением. Материальные воззрения запретить под смертной казнью. Материальные воззрения чрез школы распространяются. Лапласовская теория самообразования мира с прибавкой Дарвиновских бредней идет в уроках. После школы и в письмена она вошла... и всюду приносит плод неверия». (Собрание писем, вып. VII, стр. 142-143).

Святитель обращается к Правительству Православной Империи, с призывом изъять инородный предмет из Сердца Отечества. Очевидно, что сегодня несообразны даже попытки подобных высказываний. И если тогда вера угасала в высшем свете, угасала и в народе, но все-таки еще существовал мощный тысячелетний национальный пласт нравственности. Весь внутренний организм русского народа еще долгое время оставался христианским, даже в атеистическое время, пусть даже на подсознательном уровне, и Святитель упоминает о важности наследования духовно-нравственных начал: «Память о детстве и духе родителей еще держит их в некоторых пределах. Каковы будут их собственные дети? И что тех будет держать в должных пределах? Заключаю отсюда, что через поколение, много через два, иссякнет наше Православие». Именно поэтому сегодняшнее, ставшее уже рядовым, безбожие гораздо опаснее, тем более, что определенные антихристианские силы культивируют прямую ненависть к Церкви. Но и в подобных трудных обстоятельствах с Божией помощью и ревностью об Отечестве мы можем и должны действовать и переломить сложившуюся ситуацию. Святитель, как бы обращается к нам: «Что ж? Сидеть, поджавши руки? Нет! Надо что-нибудь делать! Злые начала вошли в науки и в жизнь; у нас нет книг, читая которые можно бы образумиться тем, кои еще способны к образумлению... Нужны жаркие книги, защитительные против всех злостей. Следует нарядить писак и обязать их писать» (Письма о христ. жизни, стр.» «Молчащее пастырство, что за пастырство?» Затем святитель призывает не оставлять без должного христианского воспитания детей, чтобы «юное народившееся поколение, с первых сознательных лет, подготовлять, толкуя и разъясняя им истины нашей веры, что нужно и можно им знать».

Все это означает, что православные священники и писатели в наши дни ни в коем случае не имеют права служить и работать вполсилы, что от этих словесных и духовных воспитателей и зависит будущее Церкви и Отечества.

В заключении хочется сказать о самом важном, на наш взгляд, жизненном послании, которое оставил нам Святитель Феофан. В Книге Бытия, глава 6, Стих 9-й,сказано: «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом». Особенно сказано, что Ной – Человек,в том великом смысле, как его задумал Творец. Святитель Феофан, как Ной в погибающем мире, является именно таким Человеком. Он избрал путь, хождения пред Богом, чтобы его слова получили благодать действовать на души людей. И примером своего внутреннего подвига он явил нам непобедимое оружие от всякого духовного врага.  Примечательно, что в «Пути ко спасению» Святитель подчеркивает исключительность внутренней духовной жизни, борьбу с врагом внутри, которая преобразует и все внешнее: и слово и дело. Многочисленные примеры ревностной христианской жизни современных клириков в сочетании с «жарким словом» истины будут несокрушимым ответом любым антицерковным силам.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.