АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Богословие любви


Проповедь, произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной литургией 9 октября 2012 года.
13 октября 2012 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы молитвенно вспоминаем святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, ближайшего ученика Господа нашего Иисуса Христа. В богослужебных песнопениях сегодняшнего дня Церковь Христова не только восхваляет апостола как «богословия трубу» и «духовного воеводу, вселенную Богу покорившего»[1], но и особо подчеркивает близость апостола к своему Учителю, именуя его «истинным другом», «великим наперсником», «возлюбленным учеником» и «таинником» Христовым[2]. Нам неизвестны причины, по которым Господь так  выделил среди других апостолов этого юношу-рыбака, но мы знаем, какой благодарностью отозвался в сердце святого Иоанна призыв Господа, как он был предан своему Божественному Учителю и с какой трепетной любовью писал впоследствии «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни» (1 Ин. 1:1). Своей пылкой девственной душой прилепился святой Иоанн к Спасителю, и уже навсегда остался верен Ему, разделяя с Учителем не только Фавор, но и Голгофу.

Христианская Церковь видит в святом апостоле и евангелисте Иоанне «основателя богословия»[3] и представляет нам самый яркий пример того, каким должен быть истинный богослов. Богословие должно быть жизнью, а жизнь должна быть богословием. И совсем не для кабинетных ученых, но для каждого из нас, христиан. Не только студенты духовных учебных заведений, но каждый из нас призван быть богословом, каждый должен уметь сказать «слово о Боге» не от рассудочного знания, но от сердечного опыта. Таким и было богословие апостола Иоанна – богословием опытным, сердечным, основанным, прежде всего, на любви к Богу.

В своем первом соборном послании и, особенно, в четвертой главе, отрывок из которой мы слышали сегодня, святой апостол Иоанн разворачивает настоящее богословие любви. Истинный богослов тот, кто любит Бога, а любит Бога тот, кто исполняет Его заповеди, как говорил об этом и Сам Спаситель во время Своей прощальной беседы с учениками (Ин. 14:21). «Кто соблюдает слово Его, - говорит ап. Иоанн, - в том истинно любовь Божия совершилась» (1 Ин. 2:5). При этом, для ап. Иоанна любовь к Богу не может не питать в нас и любви к ближнему: «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме» (1 Ин. 2:9). Нельзя прийти к Богу путем рассудочных манипуляций и экспериментов, ибо Его «никто никогда не видел», но только любящее сердце может познать Бога, потому что «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4:11,8). В любви к Богу нет нашей заслуги, «не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас» (1 Ин. 4:10). А поскольку Бог возлюбил нас прежде, то и мы должны любить друг друга.

Живя в сегодняшнем мире, который отучает человека нести ответственность за сказанное слово, мы не замечаем, как в потоке информации не только блекнет, но и искажается смысл самых возвышенных слов. Животную похоть мы называем теперь любовью, а зубрежку конспектов с гордостью именуем богословием. Святой апостол Иоанн, к которому сегодня обращены наши взоры, своей жизнью и своими писаниями показывает, что такое истинное богословие и что такое настоящая Любовь. И два тысячелетия, отделяющие нас от ап. Иоанна, лишний раз подчеркивают непреходящую новизну и актуальность его богословия любви.

«Апостоле Христов, евангелисте богослове, неизреченных таинник быв, премудрости неизглаголанная нам возгремел еси учения… Наперсник быв, и друг возлюблен, якоже Исаия велегласнейший и Моисей Боговидец, дерзновение имея к Богу, прилежно молися о душах наших»[4].

Использованная литература:

1) Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: РБО, 2007;

2) Библейская Энциклопедия Брокгауза под ред. Ф. Ринекера и Г. Майера. М., 1999;

3) Минея. Сентябрь.


[1] Минея. 26 сентября. Малая вечерня. Стихиры на Господи воззвах. Слава, глас 2: «Апостолов верх...»

[2] Там же. Малая вечерня. Стихиры на Господи воззвах. Глас 2: «Воистинну ты явился еси…». Стихиры на стиховне. Слава, глас 2: «Богослове девственниче…». Великая вечерня. Стихиры на стиховне. Слава, глас 6: «Апостоле Христов…»

[3] Там же. Великая вечерня. Стихиры на Господи воззвах. Слава, глас 2: «Сына громова…»

[4] Там же. Великая вечерня. Стихиры на стиховне. Слава, глас 6: «Апостоле Христов…».

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.