АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Посмертное попечение преподобного Сергия об обители и судьбах отечества


Чтец Александр Сорокин, студент 1-го курса (Отделение церковной истории)
Доклад, позвучавший на заседании секции XVI Всемирного Русского Народного Собора, посвященной преподобному Сергию Радонежскому 2 октября 2012 года.
07 октября 2012 г.

Начиная разговор о русской литературе нельзя не сказать хотя бы несколько слов об Александре Сергеевиче Пушкине. Ведь даже император Николай I, у которого с великим  писателем были не совсем простые взаимоотношения, говорил о нем: «Умнейший в России человек». Начиная разговор о русской святости просто не возможно  обойти молчанием «чудного старца Сергия», который еще при своей жизни простым народом был почитаем святым. Именно с преподобного Сергия начинается новый этап в истории русской святости. Из насельников, основанной им обители, к лику святых причислено около 70 подвижников. Среди них: преподобные Кирилл Белоезерский, Дмитрий Прилуцкий, Павел Обнорский, Савва Звенигородский, Ферапонт Белоезерский, Авраамий Нуромский и многие, многие другие. Учениками Игумена Русской Земли было основоно более 30 монастырей. Преподобный Сергий не оставил нам ни одной строчки, но в его монастыре уже  в XV веке читали творения святителя Григория Богослова, того самого Григория, который писал, что «богословствовать можно не всем, не о всем и не всегда». Монах не гнушавшийся ни какой работой даже самой черной, но уже спустя 30 после его смерти в обители Живоначальной Троицы творили преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный, воплощая в красках сергиево богословие. Он никогда не брал в руки оружия, но именно к нему за благословением  перед ратными подвигами приходили великие князья, а впоследствии и цари.  Уже на протяжении 600 лет не иссякает поток паломников к раке, где почивают мощи аввы Сергия. Каждый день в Троицком соборе Лавры возносится молитва преподобному: «Не мним бо  тя суща мертва: аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас…» Для верующего человека это не просто слова.

Через 16 лет после своей кончины преподобный Сергий в сонном видении является своему ученику преподобному Никону и предсказывает, что  монастырь будет разграблен и сожжен татарами. Монахи собирают свой не хитрый скарб и укрываются в потаенных местах. В 1408 году хан Едигей сжег деревянные постройки времен преподобного, но впоследствии братия возвращается на это место и начинается возрождение монастыря, некоторые из монахов видели как святитель Алексий и преподобный Сергий приходили освящать новые здания обители.

Летом 1422 года князь Звенигородский Юрий, сын Дмитрия Донского и крестник преподобного, выделяет средства на строительство каменного Троицкого собора. В июле того же года во время копания рвов для фундамента храма и происходит обретение мощей преподобного Сергия. Не задолго до этого преподобный является одному благочестивому мужу и повелевает передать игумену: «Вскую мя остависте, толико время во гробе, землею покровенна, воде утесняющей тело мое…»

В первой половине XV века Русской Церкви пытались навязать унию с Католической Церковью. Воплотителем этой идеи был митрополит Исидор, участвовавший в заседаниях Ферраро-Флорентийского собора и подписавший унию. В свите митрополита находился священник Симеон, выразивший свое несогласие Исидору и за это заключенный в темницу. Отцу Симеону и послу тверского князя Фоме удалось бежать из заточения. При трудностях, возникших в пути, пресвитеру было видение старца, похвалившего его за твердое стояние в православной вере и обещавшего помочь ему и его спутнику. На вопрос священника: «Кто ты отче?» - старец отвечал: «Сергий Маковецкий».

Помогал преподобный Сергий нашему воинству и при взятии Казани. Многие жители незадолго до падения города видели некоего старца, ходившего по стенам крепости и осенявшего  город крестом. Нужно сказать, что походный храм Ивана Грозного был освящен в честь преподобного и в нем царь молился перед решающим штурмом Казани. Именно после взятия Казани царь Иван приказывает побить купол Троицкого собора золотом и заложить Успенский собор в монастыре.

Начало XVII века вошло в историю Росси под названием Смутного времени. В1598 году умирает последний представитель славной династии Рюриковичей царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного. На престол был избран Борис Годунов после смерти, которого Царство Русское впадает в тяжкую смуту, которая не обошла стороной и Троицкую обитель. 23 сентября 1608 года к монастырю подходит 15-ти тысячная польская армия, которую возглавляли два опытных военачальника Петр Сапега и Александр Лисовский. У поляков было около 62 пушек, которые обстреливали стены монастыря на протяжении шести недель, перед тем как начать штурм. К тому же в монастыре вспыхнула эпидемия чумы, положение было критическим. Не взирая, на все тяготы и лишения защитники мужественно обороняли стены монастыря на протяжении 16 месяцев, не сдав крепости неприятелю. Поляки говорили об этом так: «Русские сильны людьми, оружием и мужеством». В это время преподобный неоднократно являлся троицким седельцам, ободряя их дух и укрепляя на борьбу врагами отечества. Дважды преподобный Сергий являлся пономарю Иринарху, предупреждая о том, что поляки пойдут ночью на приступ. Являлся преподобный и игумену монастыря Иосафу, ободряя  его и убеждая не поддаваться отчаянию, но молиться. Неоднократного и сами осаждавшие видели неких старцев ходивших по стенам монастыря и грозившим им погибелью. Именно преподобный Сергий убедил нижегородского мясника Козьму  Минина начать собирать ополчение. В обители Святой Троицы русское воинство молилось, перед тем как идти освобождать Москву от интервентов. Перед решающим штурмом Кремля нашими войсками, явился преподобный Сергий архиепископу Арсению, томившемуся в польском плену, и предсказал победу русской  рати. Наверное, каждый человек судьба, которого тем или иным образом была связана Лаврой, а значит и с  «чудным старцем» Сергием испытывал особый благодатное заступничество  печальника Земли Русской.

В конце своего выступления хотелось бы привести слова владыки Никона, написавшего житие аввы Сергия на русском языке к 500-летию со дня его преставления: «Давайте чаще вглядываться в дивные образы угодников Божиих. Ибо сказано в Писании: «С Преподобным, да преподобен будеши», - а с благодатным и сам облагоухаешься ароматом благодати, исходящим от одеяний души его».

См.также:
понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.