АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Видеть Бога: О том, как слепые «видят», и глухие «слышат»


Престольный праздник в храме в честь Явления Божьей Матери преподобному Сергию Радонежскому. На первый взгляд может показаться, что этот храм при детском доме слепоглухих просто не достроен: оба алтаря «прозрачны»: иконостас главного позволяет наблюдать почти за всем, что происходит во время службы; предел в честь св. блаженной Матроны Московской - открыт почти полностью. Удивляет невысокий семисвечник в нём; с другой стороны храма — миниатюрное распятие. В храм заходят воспитанники Сергиево-Посадского детского дома в праздничных, белых одеждах, некоторых ведут за ручку. Вскоре приносят богослужебные книги, но страницы их белые, слепые девочки, прикасаясь пальцами к шрифту Брайля, начинают петь службу. Дело в том, что в этом храме, окормляющем детский дом, поют на клиросе, пономарят, служат звонорями и произносят проповеди маленькие воспитанники.
12 сентября 2012 г.

В 90-е годы, когда Церкви разрешили приходить в государственные учреждения, порог этого детского дома переступили первые добровольцы, учащиеся Московской духовной академии и Иконописной школы. Тогда, как и сейчас, волонтеры входили в жизнь детей, занимались с ними вместе всем, что значилось в расписании малышей. И некоторое время спустя после начала добровольческой деятельности в актовом зале была отслужена первая литургия, сопровождавшаяся переводом на язык жестов. В 2000 году при детском доме уже был открыт домовой храм. Два года назад начались ежедневные богослужения в новом, отдельном от здания детского дома храме в честь Явления Божьей Матери преподобному Сергию.

Храм удивляет своей рельефностью, объемностью — слепые дети познают мир через прикосновения, и поэтому иконы здесь щупают, на святынях присутствуют надписи, которые они могли бы прочесть прикосновением пальцев. С помощью прозрачного иконостаса алтаря у детей появляется особо близкая связь с проходящей в нём службой. Храм становится интересным и понятным для них. Педагоги, если это слепой ребенок, объясняют ему смысл происходящего подробней после службы, если это глухой ребенок, ему объясняют службу с помощью жестов, если же это слепоглухой, то пения и молитвы ему переводят через дактильную азбуку, то есть из руки в руку.

Из всех двухсот двадцати воспитанников (возраст их от 6 до 18 лет) около двадцати являются детьми с сохранным интеллектом, способными участвовать в службе активно, сознательно.

- Поскольку службы у нас проходят ежедневно, то дети каждый день приходят на вечернее правило, на помазание, - рассказывает настоятель храма, выпускник МДАиС, иеромонах Мелитон, - а двадцать самых активных участвуют в службе как пономари, звонари, певчие. У нас при храме нет отдельной от жизни детского дома воскресной школы: мы стараемся, чтобы сотрудники нашего храма становились воспитателями в детском доме. И, таким образом, общение детей с православными людьми становится постоянным. Но помимо общения с верующими людьми, у нас есть специалисты, которые занимаются с ребятами углубленно. Еженедельно проводятся занятия с разными группами детей по изучению Нового Завета и ознакомлению с житиями святых. В субботу, после полиелея, способные дети уходят на занятие, посвященное проходящему празднику или святому. На уроке идет объяснение того, что происходило на службе, о чем молился батюшка. Тех из детей, кто лучше других освоил урок, педагог выбирает в проповедники. Детский дом и храм живут как единая семья, вместе. Без души тело - труп, храм же — это душа детского дома, это касается не только нашего, но и любого другого подобного учреждения для детей. Есть храм - есть жизнь, где его нет — там мертвячина. Богослужебное расписание полностью связано с  режимом и распорядком нашего детского дома. Это было достигнуто ещё отцом Зеноном, моим предшественником, когда в 2000 году открылся домовой храм. Но если тогда дети могли собираться на вечерние молитвы, по средам и пятницам читать акафисты, а по воскресениям приходить на праздничные службы, то теперь у нас в понедельник приходит одна группа детей, во вторник - вторая, в среду — третья и так далее. А в выходной и на праздник приходят все желающие, но к «желающим» наш детский клирос не относится, их служба при храме — это уже как норма жизни. Поэтому к нашему престольному празднику они готовилось просто как к своей служебной череде. За годы своего участия в богослужении ребята уже накопили столько информации о святых, праздниках, что сами являются как бы проводниками этих знаний, богослужебного круга. Так, к примеру, уже пятый год наши дети, слепые, сами читают проповеди. Также у нас уже сложилось преемство поколений детей: старшие уже выпустились из нашего детдома, они посещали нас сегодня в качестве гостей из дома-интерната для инвалидов в Климовске.

-Воцерковление детей с ограниченными возможностями, - продолжает отец Мелитон, - происходит именно через дружеское общение с нашими старшими сотрудниками. Многое зависит и от тех воспитателей, которые их приводят в храм. Заведи слепого в какую-нибудь комнату с картинками или в храм с иконами и ничего не объясни - разницы не будет.

К сегодняшнему дню в храме сложилась преемственность выпускников академии: в храме поют девушки, окончившие Регентскую школу при академии, по просьбе отца настоятеля сюда из МДА приходят пономари, дьякона, священники.

-Когда я начинал свое служение здесь, - вспоминает отец Мелитон, - мне, конечно же, пригодились все знания, которые у меня тогда были: и мое светское (дефектолог) и семинарское образование. Но когда человек переступает порог храма, он начинает пропускать через себя всю церковную традицию, и для него открывается способность адекватно оценивать, что происходит внутри него, в его душе, и то, что происходит вокруг него, в окружающем мире. Для любого христианина, таким образом, открывается возможность этот мир постичь и сделать и его и себя самого лучше. Если ты попадаешь к больным детям, то ты можешь помочь облегчить чужую боль, в скорби утешить, в немощи - поддержать, в унынии — обрадовать. И так, живя в Церкви, учишься давать добро там, где бы ты ни оказался, потому что язык любви везде одинаковый. Можно и не иметь ни светского, ни семинарского образования, чтобы обладать любящим сердцем; но, как благодаря своему образованию врач знает, в каком случае нужно применить лекарство, а в каком прибегнуть к операции, так и священнику нужно научиться, как оказывать необходимую для разных людей помощь. Приходить сюда, к детям, со знаниями и умениями, но с холодным сердцем бессмысленно. Здесь ты учишься постоянству оказания помощи: довольно приятно утешить единожды, но поддерживать людей постоянно, каждый день, из месяца в месяц, из года в год — это труд.

За те двадцать лет, что священники окормляют людей с ограниченными возможностями, в нашей Церкви накопились необходимые для социального служения наработки. Почти в каждой епархии есть община для глухих. Для слепых существуют книги на языке Брайля: Евангелие, Псалтырь, даже некоторые сочинения Феофана Затворника. Тем более, сейчас существуют технологии, с помощью которых можно создать, перевести любой текст на язык слепых. Существуют библиотеки для слепых, в которых можно распечатать необходимую литературу. Незрячие люди пользуются аудиодисками, священнослужители могут использовать их в работе с ними. И Церковь сейчас старается активно помочь священникам, которые выбирают для себя этот тип служения. При Синодальном Отделе по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ уже второй год проводятся интернет-семинары для священников и мирян, которые хотят таким образом помогать, служить ближним.

-Но, если семинарист хочет выбрать для себя этот путь, ему сначала необходимо, просто прийти в детский дом или какое-то подобное учреждение (это можно сделать, например, связавшись со священником ближайшего храма, неравнодушного к социальному служению) - советует иеромонах Мелитон, - и начать жить с детьми той жизнью, которой они живут здесь, попытаться стать их другом, помощником, и вскоре ему станет понятно, что нужно сделать, чтобы остаться с ними навсегда, есть ли у него призвание к этому - служить здесь, среди них, или нет. Участие в спецкурсах, изучение методик работы с детьми — об этом уже нужно решать в индивидуальном порядке. Если будущий служитель, придя конкретно к нам, будет нуждаться в них, мы найдем опытных специалистов, которые подскажут ему, как ему преодолеть те или иные трудности.

- Московская духовная академия же может использовать наш приход при детском доме как хорошую творческую площадку для всех своих учащихся: студенты Регентской, Иконописной школ, семинарии и академии во время учебы могут прийти сюда и попробовать здесь свои силы, насколько то, чему они учатся, будет им полезно в жизни. Всё, чему научили духовные школы, может быть проверено здесь. Здесь же может совершаться постепенное вживание студентов в церковную жизнь, в церковную традицию. В этом, думаю, и может заключаться дальнейшее сотрудничество нашего прихода и МДА.

 Подготовил Денис Гришков

 

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.