АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

История православной миссии в Индии


Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия. Научный руководитель диакон Георгий Максимов. Защита состоялась 27 июня 2012 года.
10 августа 2012 г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Господь Спаситель наш Иисус Христос – основание Церкви, и «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос», по слову апостола Павла (1Кор. 3:11). Господь Бог послал своих учеников проповедовать спасительное Слово Божие всем народам земли, сказав: «Итaк, идите, нaучитe всe наpоды, креcтя их вo имя Oтцa и Cынa и Cвятагo Духa, учa их coблюдaть вcе, чтo Я пoвелел вaм» (Мф. 28:19–20).

Из мировой истории известно, что Слово Божие не всегда легко и беспрепятственно принималось народами, населяющими Землю; проповедников Евангелия подстерегали различные опасности. Многие последователи Христа Спасителя претерпевали мученическую кончину, но благодаря этому становились семенем, которое приносило добрые плоды.

В данной работе проводится исследование истории православной миссии в Индии. Активизация православной миссии в настоящее время выявила целый ряд вопросов и проблем, касающихся распространения и повседневной жизни православных людей по всему миру. В XXI в. живущие в отдаленных уголках нашей планеты православные люди оказались оторванными, зачастую даже забытыми, оставленными от полноты общения в православной церкви. Особенно это коснулось рассеянных по всему миру русских соотечественников. Они по разным причинам оказались вне пределов своей родины, и их оторванность от Отечества омрачилась духовной оторванностью от родной русской православной культуры и церкви. В Индии, где господствует целый набор нехристианских, порой откровенно языческих религий и культов, духовная жажда по православию, по церковному общению, по участию в православных таинствах, по пастырскому душепопечению ощущается наиболее остро. Христианство, представленное в Индии в лице местных маланкарских (монофизитских) и католических общин, не способно полноценно удовлетворить духовные потребности проживающего в Индии православного человека. Еще, более того, в современных условиях притеснения и гонений на христианство в Индии общение с маланкарцами и католиками становится все более и более затруднительным. При этом всегда подчеркивается колоссальный вклад католических миссионеров в духовное, культурное, общественное и историческое развитие Индии.

В данной ситуации возникает вопрос об истоках и истории истинного и чистого православия в Индии, о чем нередко интересуются православные русские соотечественники в этой стране. Акцентирование темы исследования именно на раскрытии истории православия и православной миссии в Индии вызвано недоступностью и отсутствием информации в данной области. Автор представленной темы исследования неоднократно посещал Республику Индию, где встречался как с представителями российского дипломатического корпуса в этой стране, с многочисленными русскими соотечественниками, так и с представителями различных христианских Церквей Индии. При большинстве встреч возникал вопрос об истории православия в Индии, исследование которого невозможно без упоминания деятельности иных христианских конфессий в этой стране.

Характер темы исследования представился его автору как создание пособия или учебника по истории православия в Индии для направляющегося в эту страну православного священнослужителя или миссионера или для самих проживающих в Индии русских соотечественников, что еще более укрепит и поддержит их связь с родной Русской православной церковью и их Отечеством.

В новейшее время миссия в Индии порождает множество вопросов и вызывает определенные трудности. «В условиях проповеди в Индии, нужно прибегать к апологетической миссии – свидетельству истины Православия в сравнении с еретическими, сектантскими, агностическими и иными неправославными учениями. А также к внешней миссии – православному свидетельству среди народов, не имеющих истинно христианских основ в своей национальной традиции и культуре».[1] Преподаватель Московской духовной академии диакон Георгий Максимов отмечает, что сегодня в диалоге с индийской стороной «не хватает честного обсуждения болезненных вопросов положения христиан [в Индии. – К. М.], где они находятся в явно дискриминационном положении»[2].

Иерей Пол Мартин (Константинопольский патриархат) также говорит о большой необходимости проповеди в Индии Евангелия, дел милосердия, благотворительных трудов. Индийский народ «жаждет и алчет Христа. Многие молились с нами, не понимая, Кто есть Христос»[3].

С сожалением отмечает неосведомленность современных индийцев об истории христианства в Индии, о месте и роли в жизни народа и директор Культурного центра им. Джавахарлала Неру посольства Индии в Москве господин Маниш Прабхат. В личной беседе с автором настоящего исследования он, в частности, сказал: «В Индии мало кто знает, что христианство появилось здесь в 52 г. от Рождества Христова, то есть даже раньше, чем в европейских странах»[4].

В настоящее время проповедь о Христе в Индии осложнена не только противодействием со стороны язычников – представителей традиционных индийских верований, но также и противодействиями и препятствиями на уровне действующего государственного индийского законодательства.

Необходимо отметить, что среди индийцев на бытовом уровне муссируются антихристианские темы, что настраивает часть населения против православия. Мировые средства массовой информации (хотя и несколько сдержанно), как и индийские, изобилуют сведениями о противодействии христианской миссии, которое иногда проявляется даже в убийствах христианских проповедников, причем индийские власти попустительствуют беззаконным деяниям по отношению к христианам. Таким образом, создается противоречие между тем, что должно быть по закону, и тем, что есть на самом деле.

Индия – страна буддизма, индуизма, зороастризма и прочих религий, ее христианское население составляет небольшую долю, а количество православных можно пересчитать по пальцам. Это страна, где сохраняется кастовый строй общества, препятствующий свободному принятию православной веры. Это государство со сложным политическим укладом, занимающее противоречивую позицию по отношению к христианской проповеди. Это трудные условия проживания, религиозная нетерпимость к христианству и вместе с тем «всеиндийская» религиозность населения.

«Территориально и географически Индия – очень большая страна, и в жизни ее населения важное место занимает религиозная сфера. Индийцы исповедуют целый „букет“ различных религий. Мир считает Индию многорасовой и полирелигиозной страной, а мы, индийцы, очень дорожим и гордимся этой особенностью своей родины»[5], сказал директор Культурного центра им. Джавахарлала Неру посольства Индии в Москве господин Маниш Прабхат в нашей личной беседе с ним, проходившей в здании Культурного центра посольства Республики Индия 22 декабря 2008 г. по собственному приглашению самого господина Маниша Прабхата. К несчастью, такая особенность Индии в целом представляет определенные затруднения в миссионерской работе. Ведь сложно проповедовать Евангелие «всей твари» (Мк.16:15), когда люди дорожат и гордятся своей принадлежностью ко всем религиям, потому что «в Индии все пропитано религией. Вся культура – теистическая. Абсолютно все люди верующие, и буквально все в Индии наполнено религиозной жизнью. Каждая сторона жизни, любые отношения между людьми – все наполняется религиозным смыслом»[6].

Миссия по отношению к Индии – это, с одной стороны, проповедь Слова Божия в собственном смысле, так, как понимают ее в православии, и, с другой стороны, собственный личный пример проповедника. Те индуисты, которые строго держатся за свои касты, послушают и будут слушать Благовестие из уст только того человека, который будет уважаем ими именно с их, индуистской точки зрения.

«Говоря о проповеднической миссии в Индии, всегда следует учитывать особенности этой страны, такие как теистическое общество, строгое деление этого общества на касты, разделение государства на штаты и многое другое»[7]. Негласное деление индийского общества на касты вызывает невозможность свободной проповеди всем слоям населения. Кто-то послушает проповедника, а иные не захотят потерять социальный статус и прочие социальные отношения из-за принятия православия.

4 декабря 2006 г. в Российском центре международного научного и культурного сотрудничества в г. Нью-Дели прошел семинар «Роль и взаимодействие религий в современном мире», приуроченный к визиту в Индию митрополита Смоленского и Калининградского (ныне патриарха Московского и всея Руси) Кирилла, основной целью которого было проведение межрелигиозного диалога для обмена мнениями и поиска взаимопонимания по решению проблем современного мира. Выступая на семинаре, митрополит Кирилл сказал: «Нам совершенно необходимо в современных условиях иметь открытый, честный и конструктивный диалог между различными религиозными общинами, и строиться он должен на общих моральных ценностях, уважении личности и прав человека». А митрополит Мумбайский Геваргезе мар Курилос (Маланкарская церковь) рассказал о непреходящем значении миссии Русской православной церкви для судеб сегодняшнего мира[8].

Хотелось бы отметить, что тема становления православной миссии в Индии рассматривается впервые. Обусловлено это ослабленным интересом индийцев к православию и православия к индийцам в ходе мировой истории в новейший период. Известно, что Россия и в XV столетии поддерживала связи с Индией, но, к сожалению, лишь только торговые. Тем не менее, связь индийцев с православным миром существовала через греков, живущих в Индии, которые проводили успешную миссионерскую деятельность в Индии в XVII в., тем самым поддерживая истинную веру у индийцев. Однако в начале XX в. греки свернули свою деятельность в Индии, и вторая по численности населения страна в мире оказалась изолированной от Вселенского православия. В свою очередь, XX в. стал переломным и для самих индийцев. Борьба за независимость Индии от Англии также не предполагала на фоне желаемой демократизации заботу о православной вере народа. Таким образом, казавшееся возрождение православия через греков в этой стране в XVIII в., миссионерские труды русских проповедников в середине прошлого столетия вместе с налаживающимися контактами индийских христиан с Вселенским православием в XX в. ненадолго приостановились. Однако на пороге двух тысячелетий радикальные настроения фанатиков основных религиозных течений Индии против православия (но не христианства) стали ослабевать. Условия проживания в Индии стали улучшаться, отношения Индии с православными странами ныне затрагивают и религиозные межгосударственные вопросы. Русская православная церковь стала еще более активно проводить миссионерскую работу. И наконец, искреннее желание самих индийцев и их диаспоры в зарубежных странах быть просвещенными истинным светом Христовой веры открывает много жатвы для делателей нивы Божией – православных миссионеров. В этом и заключается актуальность данной работы, она может представить интерес и пользу не только для миссии в самой Индии, но и для миссии либо катехизации представителей индийской диаспоры в других странах, в том числе и в России.

 В настоящее время со стороны Русской православной церкви активно обеспечивается деятельность миссии РПЦ на территории Индии. Ведь условия, в которых приходится сегодня работать православным миссионерам, изменились. Успех православной миссии в Индии на сегодняшний день зависит также от того, насколько она защищена законодательством этого государства. В этом случае законы, с одной стороны, позволяют, к сожалению, пока не в полной мере осуществлять спасительную миссию, а с другой стороны, ограничивают агрессию со стороны традиционных индийских верований по отношению к христианству.

В работе исследуется состояние православной миссии в Индии и в настоящее время: деятельность православных храмов и приходов, миссионерских центров и благотворительных организаций, медицинских и образовательных заведений и пр.

Согласно названию работы предметом исследования является история православной миссии в Индии. Также из названия вытекает объект исследования: двухтысячелетний период истории православной миссии в Индии со времен проповеди апостолов Фомы и Варфоломея по настоящее время.

Сразу нужно отметить: в связи с перечисленными проблемами выбор источников и литературы по данной теме весьма ограничен, а по некоторым вопросам наблюдалось полное отсутствие литературы, что повлекло за собой широкое использование интернет-ресурсов. Поскольку эта тема практически не освещена в отечественной литературе, по большинству пунктов работы использовалась литература на английском и греческом языках.

Неоценимую помощь при написании работы, а равно и развитии православной миссии в Индии оказали встречи и беседы с государственными деятелями: послом Российской Федерации в Индии А.М. Кадакиным, генеральным консулом России в Мумбаи А.А. Новиковым, генеральным консулом России в Ченнаи (Индия) Н.А. Листопадовым, почетным консулом России в Тривандруме (Индия) Ратиш Наиром, консулом генерального консульства России в Мумбаи А.М. Мзареуловым, атташе генерального консульства России в Мумбаи Р.В. Воробьевым, а также со священнослужителями: священником Андреем (Мондалом) (Константинопольский патриархат), иереем Виталием Зубковым (Московский патриархат), монахиней Нектарией (Парадизи) (Константинопольский патриархат). Состоялись встречи и беседы с сотрудником секретариата по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Русской православной церкви Д. И. Петровским, а также с сотрудником этого отдела М. В. Первушиным. В особой дружеской атмосфере происходили встречи с предстоятелем Маланкарской православной церкви католикосом Павлом II, митрополитом Тривандрума Габриелем мар Григорием, митрополитом Мумбайским Гиваргезе мар Кириллом, митрополитом Бангалора Абрамом мар Серафимом, митрополитом Нью-Дели Иоанном мар Димитрием. С не меньшей теплотой прошли встречи с католическим духовенством: с его преосвященством преосвященнейшим Филиппом, архиепископом Гоа и Даман, предстоятелем Востока и патриархом Восточной Индии, с архиепископом Мадраса и Милапора Малаяппан Чинаппа, с руководительницей миссии матери Терезы сестрой Нурмилой, с настоятелем Епископального колледжа церкви Северной Индии в Калькутте преподобным Сунил Галебом, с ректором Зороастрийской семинарии в Мумбаи доктором Рамияра Каранджа, секретарем буддийского монастыря и семинарии в Варанаси Ваджра Видья, секретарем семинарии Маланкарской церкви в Коттаяме отцом Авраамом Томасом, с представителями христианских и других религиозных конфессий, с людьми, имеющими отношение к истории данного вопроса.

Обзор библиографии

Необходимо особо отметить научный труд профессора индийского Университета Махатмы Ганди в Коттаяме доктора Черияна – «Orthodox Christianity in India. A History of the Malankara Orthodox Church AD 52–2002», где автор книги описывает всю историю православия в Индии начиная с событий Вознесения Господа нашего Иисуса Христа и заканчивая уже нашей современностью – 2002 г. Этот труд полезен еще и тем, что в нем не просто описывается ход исторических процессов. Здесь профессор Чериян рассказывает о жизни православия на этой земле во всех ее проявлениях: возникновении, развитии, проблемах, перспективах, отношениях, заслугах, современном состоянии православной веры. Пожалуй, желающий узнать практически все о православии в Индии пополнит свои знания с помощью этого произведения[9]. Православная миссия в Индии начинается с подвигов святого апостола Фомы, о чем прекрасно повествуют историк Иван Крылов в своем сборнике «Жития Двенадцати Апостолов»[10] и монография неизвестного автора под названием «Житие и страдание Святаго Апостола Фомы»[11]. Лучшим исследовательским сочинением о деятельности апостола Варфоломея в Индии является книга «Quest for the historical Thomas apostle of India a Re-reading of the Evidence».

Первыми русскими литературными памятниками, свидетельствующими о православной миссии в Индии, являются произведение митрополита Киевского Илариона «Слово о зако­не и благодати»[12], где митрополит повествует о прославленном по всей Индии апостоле Фоме, а также памятник древнерусской литературы «Сказание об Индейском царст­ве»[13] – первое произведение на русском языке, рассказывающее об Индии. Следует отметить литературу о первых контактах императорской России и колониальной Индии – Ключаревскую летопись[14] и «Историю Санкт-Петербургской Духовной Академии»[15] Илариона Чистовича. В новейшее время в Индию отправлялся русский миссионер архимандрит Андроник (Елпидинский). Свое путешествие и воистину подвижнические труды он описал в произведении «Восемнадцать лет в Индии»[16], также о его деятельности в Индии рассказывает митрополит Евлогий (Георгиевский)[17]. Трудятся в Индии и греческие миссионеры. Православные священники Каллистрат Адамоу, Константин Гальвацакес-Велладиос и иеромонах Игнатий Ставроникитианос в своих трудах «Τα ὶστορικά αρχεία των Ελλήνων των Ινδιών»[18], «The History of the Greek Church in Calcutta India»[19] и «Οι σπείροντες εν Δάκρυσιν»[20] очень подробно и красочно раскрывают историю данного вопроса. Естественно, все христианские миссионеры, проповедуя Слово Божие индийцам, сталкивались с другими верованиями. О них хорошо рассказывают профессор-санскритолог Леопольд фон Шредер в книге «Мнимое сходство и существенное различие между христианством и буддизмом»[21] и русский философ Борис Романов в книге «Зороастризм и христианство»[22]. Произведения «А pearl to India»[23] Винсента Кронина, «Beyond all horizons»[24] Томаса Бюрка и «The Madura Catholic Mission»[25] католического священника Джона Хуперта, повествуя о трудах в Индии католического миссионера-иезуита Роберто де Нобили, показывают пример самоотверженного, самоотреченного, аскетического и в то же время содержащего некоторые ошибки дела миссионерской работы в Индии, а святитель Николай Сербский в «Индийских письмах»[26] дает оценку деятельности православных миссионеров.

Глубоко и очень подробно историю древнейшей православной церкви в Индии освещает статья профессора Московской духовной академии Бориса Нелюбова «Древние Восточные церкви» в журнале «Альфа и Омега»[27], в ней также описывается история уклонения древних индийских христиан в несторианство, а затем и в монофизитство. В целом историю распространения и развития православия в индийских землях ярко раскрывает труд Александра Дворкина «Очерки по истории Вселенской православной церкви»[28], а «История восточного и западного христианства»[29] протоиерея Серафима Соколова повествует уже непосредственно об истории православных дохалкидонских Церквей, весьма широко представленных в Индии. Отдельные аспекты жизни индийского православия и миссионерской работы раскрывает иерей Виталий Зубков в статье журнала «Церковь и время» «Деятельность греческих православных приходов и миссионерских организаций в Индии»[30]. А. И. Выгорницкий  подробно описывает историю взаимодействия Русской православной церкви с индийскими христианами в журнале «Православный Благовестник»[31]. Ценные и весьма значимые сведения по теме работы черпались из «Журнала Московской патриархии» в выпусках 1955–2009 гг. В этом великолепном и живом периодическом издании Русской православной церкви описывается православная индийская миссия начиная с первейших сведений о православии на индийских землях (А. Ведерников. «Христианство в Индии»[32]) и заканчивая перспективами объединения индийских дохалкидонских Церквей со Вселенским православием («Определения Архиерейского собора Русской православной цркви»[33]) и миссионерскими поездками наших священнослужителей и иерархов в Республику Индия («Определения Священного синода»[34]).

Ценными источниками при раскрытии темы работы послужили интернет-ресурсы. Так, весьма полезной для работы оказалась информация с сайта Русской православной церкви (www.patriarchia.ru), при обзоре которого можно узнать о современном состоянии православия в Индии. Например, из статьи сайта «Жертвами погромов в индийском штате Орисса стали не менее 500 христиан»[35], повествующей о сложном отношении индийских властей к христианской религии. Более подробная и детальная информация о нынешнем состоянии православия в этой стране, о контактах и взаимоотношениях Русской церкви с нашими соотечественниками в Индии, о перспективах установления канонического общения между Русской и «индийскими» дохалкидонскими Церквами, о связях Московского патриархата с Церквами-сестрами по вопросу о распространении церковной юрисдикции над индийской территорией и о многом другом бралась с официального сайта Русской православной церкви «Моспат.Ru»[36]. О православной миссии и миссионерах, об истории православных храмов и приходов в Индии можно узнать на сайте московского Сретенского монастыря «Православие.Ru»[37], в то время как использованные в работе материалы, интервью и статьи об аспектах жизни православия в контексте индийских религий и культов и о взгляде представителей местных органов власти на христианство в целом находятся на сайтах «Интерфакс-религия»[38], «Седмица.Ru»[39] и «Религия.Ru»[40]. Ценные сведения об истории новейшей православной миссии в Индии также черпались из официальных сайтов Сирийской яковитской ортодоксальной церкви[41], Маланкарской сирийской ортодоксальной церкви[42] и Гонконгской Митрополии Константинопольского патриархата[43].

Цель исследования данной работы состоит в том, чтобы на основании анализа источников исследовать вопрос зарождения первых индийских христианских общин, дать характеристику истории православной миссии в Индии с древнейших времен до настоящего времени, выявить основные этапы и проблемы распространения христианства в Индии, что, возможно, найдет практическое применение в деятельности современной православной миссии среди индийцев. Для достижения означенной цели предполагается решить ряд практических задач. Первая задача – исследование доступных в поиске новых и «живых» источников по теме, таких как беседы, встречи и интервью. Следующая задача заключается в проведении историко-богословского анализа некоторых вопросов представленной темы. Этот анализ позволит отметить перспективные направления православной миссии среди индийцев, расскажет об основных спорных моментах при проведении миссионерской работы, укажет на основные недостатки и ошибки христианских миссий во время проповеди индийцам и, возможно, подвигнет православных миссионеров обратиться к проповеди среди индийцев, рассеянных по всему миру. В этой работе будут раскрыты некоторые аспекты новейшей истории православной миссии в Индии, охарактеризовано состояние православия в контексте религий, культов и в целом в контексте индийской жизни; будет рассказано об отношении индийской власти к христианству; затронется вопрос о современном состоянии и истории всех христианских Церквей в Индии; будет дана оценка подвижническим заслугам греческих православных миссионеров, самоотверженным миссионерским трудам русских православных проповедников, послуживших распространению «Евангелия всей твари»; будет рассказано об истории православных храмов в Индии. Также затронется вопрос о перспективах развития православной миссии в Индии, о церковной среде в этой стране, будет прослежена история современных церковных связей Русской православной церкви и других Церквей с Индией, будет рассказано о проблемах и трудностях православных миссионеров «на пути» в Индию. В целом же данная работа должна послужить неким пособием всем православным миссионерам, желающим жертвенно послужить истинному Богу как в самой Индии, так и среди представителей индийской диаспоры.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Что можно сказать про сегодняшнюю Индию? Это мир противоречий, который нам сложно понять с первого взгляда. С одной стороны – современное демократическое государство, с другой – «пережитки древности», касты, явно противоречащие основам свободного гражданского общества. Это и страна «высоких экономических возможностей», и, напротив, государство с высоким процентом бедности населения. Огромные мегаполисы с громадными небоскребами, а за ними – густонаселенные многокилометровые трущобы. Страна многообразий, чем ее жители гордятся. Одно лишь делает Индию единой – вера. Религия, религиозность всегда была объединяющим фактором для индийцев. Можно проследить громадное влияние религиозного признака на историю этой страны. Индийский народ, даже находясь далеко за пределами своей страны, дорожит своей верой, что может во благо послужить православным миссионерам. Ведь как стремительно развивалась проповедь Евангелия в Римской империи, так и среди современных индийцев по всему миру Благая Весть обретет множество уповающих на Истинного Бога. Все основные религии Индии настолько пропитаны сходствами и даже заимствованиями из христианства, что проповедь Христа невероятно близка сердцу любого индийца.

Это суверенная федеративная светская демократическая республика, как говорится в первой главе, с парламентской системой правления, с населением более 1 млрд человек, 98 % которых признают себя верующими, в то время как христианство исповедуют лишь 2,3 % населения. 85 % исповедуют традиционные индийские верования, пропитанные заимствованиями, сходствами и влияниями христианства. Проповедь индийцам должна учитывать основные особенности этого общества: Индия – теистическое общество с сохранившимся кастовым строем, православие в котором связано с именами апостолов Фомы и Варфоломея.

Содержание второй главы исследования свидетельствует, что первые зародыши православия в Индию были принесены еврейскими торговцами, но именно от апостола Фомы и основанной им древнейшей индийской церкви ведет свое начало православие в этих землях. Святые Варлаам и Иоасаф – первые святые православной церкви, о которых говорится в контексте зарождения православия в этой стране. Немало потрудился в деле распространения Евангелия в Индии и святой апостол Варфоломей, по следам которого проповедовал христианский богослов Пантен.

Истории раннехристианской индийской общины пришлось пережить тяжелейшие стадии становления, приводившие даже уклонение в языческие культы, но в большинстве своем первая христианская община поддерживала теснейшие связи с Западом и Вселенским православием. Как пишется в третьей главе исследования, исторически сложилось так, что индийские христиане стали последователями несторианских и монофизитских учений, которые полностью пропитали догмы и обряды индийских христианских церквей. Получив свое начало от древнейшей Церкви, которую основал апостол Фома, эти Церкви, пройдя испытания расколами, обновлениями и уклонениями в различные еретические вероучения, продолжают нести индийцам проповедь Христа. Христологические споры в эпоху Вселенских соборов не повлияли на контакты Индии с православным миром. Посещал Индию грузинский православный проповедник, и многие другие христианские общины, пришедшие из других стран в Индию, влились в индийское общество, став неотъемлемой частью его истории.

Если Православная церковь придет к решению активно заниматься проповедью Евангелия в Индии как местным жителям, так и диаспоре, весьма важно и полезно учесть опыт «мирной» миссии армянской церкви, на протяжении своей истории неразрывно связанной с национальной Церковью. Не проводя агрессивных миссионерских усилий, но мирно сосуществуя в индийском обществе, армянам удалось влиться в их повседневную и духовную среду обитания. Таким образом, уже не само Евангелие приходило к верующим, но сами индийцы тянулись к Евангелию, явно наблюдая, как следование Евангельским истинам помогало индийским армянам в трудном пути существования среди особенностей индийского народа. Повседневная жизнь Армянской церкви в Индии вместе с ее благотворными межхристианскими отношениями позволила определить основные проблемы существования христианских диаспор в Индии.

В позднейшие времена, в XVI в., на фоне лишь экономических связей православных стран с Индией Индия оказалась под влиянием и властью христианских католических миссионеров, проповедь одного из которых, Роберто де Нобили, может служить и примером самоотверженного, самоотреченного, аскетического подвига проповедника для православных миссионеров; в то же время не следует забывать и его недопустимые в православной проповеди ошибки, как, например, написание «Пятой Веды». То же касается и блаженной матери Терезы Калькуттской, всю жизнь свою положившей на служение индийским бедным и обездоленным.

Четвертая глава исследования повествует о том, как в новейшее время Евангельскую проповедь взялись вести греческие православные миссионеры. Работая в самых суровых и неблагоприятных для миссии условиях, эти проповедники, в особенности отцы Афанасий (Антидос), Игнатий (Сеннис) и монахиня Нектария (Парадизи) все же находили спасенные во Христе души, проводя дела благотворительности и милосердия, устраивая православные храмы и многочисленные пристанища бездомным, больницы и школы, детские сады и приюты.

Велики и труды русских православных миссионеров в Индии: архиепископа Нафанаила (Львова), архиепископа Димитрия (Вознесенского), митрополита Нестора (Анисимова) и архимандрита Андроника (Елпидинского), проповеднические подвиги которого должны служить примером для всех православных миссий. Его методы проповеди весьма поучительны в деле миссии Православной церкви. Его заслуга в том, что он проповедовал Евангелие, изучив жизнь индийцев изнутри: вначале он работал на ферме одного инженера, а только затем начал миссию. Его умелый подход к проповеди через преподавание в индийских учебных заведениях может быть использован и в современных условиях для миссии Русской православной церкви. Труды архимандрита Андроника и деятельность греческих миссионеров можно принять на вооружение современной нашей миссии – их проповедь представителям низших каст индийского общества, успешные и вместе с тем необходимые дела благотворительности и милосердия и организацию православных приходов в деревнях Западной Бенгалии.

Русская православная церковь ведет в Индии активную миссионерскую работу, которая пока ограничена пастырским попечением о проживающем в Индии русскоязычном населении, ради чего Индию посещал сам святейший патриарх Кирилл в бытность митрополитом Смоленским и Калининградским, основав там приход во имя святого апостола Фомы. Для миссии Русской православной церкви в Индии ныне открыты многие возможности. Например, налаживается сотрудничество с Коммунистической партией Индии по вопросам миссии. Также в Индии в подчинении у Русской православной церкви находится большое количество храмов Маланкарской ортодоксальной церкви. Не следует упускать из виду и возможность православной миссии через использование в миссионерских потребностях российских учреждений в Индии: консульств, посольств и домов культуры. Сегодня же Ортодоксальные дохалкидонские индийские церкви продолжают искать пути к воссоединению со Вселенским православием через посредствующее звено – Русскую православную церковь. Проповедовать индийцам тяжело, трудно и даже опасно, однако и широкие перспективы успешной миссии в Индии сохраняются.

27 марта 2007 г. на заседании Священного синода Русской православной церкви утверждена «Концепция миссионерской деятельности Русской православной церкви», разработанная Синодальным миссионерским отделом Московского патриархата[44]. Этот документ свидетельствует о новом, переосмысленном понимании миссии, в том числе и в Индии.

Не только Русская, но и Сербская православная церковь занималась проповеднической деятельностью в Индии, которая, однако, не имела дальнейшего продолжения.

Период новейшей православной миссии в Индии, о котором рассказывает содержание пятой главы исследования, сопровождается противоречивым отношением к проповеди как со стороны государства и приверженцев традиционных индийских религий, так и со стороны самих индийцев. Тем не менее, в Индии продолжает существовать большое количество верующих, множество христианских Церквей.

Сегодня свои взоры на индийских христиан обращает Римская католическая церковь. В это же время христианские миссии среди индийцев встречаются недоброжелательным отношением. Индия, где греческие проповедники по сей день продолжают вести миссию, включена в юрисдикцию Сингапурской митрополии Константинопольского патриархата. Однако юрисдикция «над всей Индией» невозможна в нынешнем политическом устройстве Республики. Можно сказать «юрисдикция над Западной Бенгалией», а «над всей Индией» юрисдикцию Константинопольского патриархата ни индийское государство, ни другие Православные церкви либо не могут признать, либо не имеют на это признание канонических обоснований. Если более точно выразиться, то даже юрисдикции над штатом Западная Бенгалия, не говоря про всю Индию, Константинополь в лице Сингапурской митрополии не имеет и из-за сложившейся политической ситуации в Индии иметь не может. Если еще более «сузить» сказанное, то церковная юрисдикция Константинопольского патриархата – несколько храмов в Западной Бенгалии.

Сегодня Индия, индийская диаспора нуждается в проповеди Евангелия. Ведь как гласит «Концепция миссионерской деятельности Русской православной церкви», «все члены Церкви, как Тела Христова, призваны быть миссионерами в широком смысле слова и нести общецерковное апостольское служение. Поэтому каждый православный христианин обязан осознавать возложенную на него ответственность свидетельства. Православные миссионеры часто исполняют свое служение в условиях исключительной сложности. Поэтому одно из важнейших качеств, которое требуется от них, – терпение со смиренной преданностью Богу и готовностью преодолевать трудности мира сего»[45].

В заключении рассказывается о проповеди в Индии, пережившей множество трудностей и испытаний, и сегодня нуждающейся в поддержке. Буквально загнанные в угол католические миссии, сведенные в один индийский штат Гоа, и по сей день терпят гонения от индусов, причем даже за пределами Индии. Греческие миссионеры, в новейшее время начавшие активную и успешную миссионерскую работу в начале XVIII в., даже несмотря на успехи их миссий, ныне ограничены в своей деятельности строгими индийскими законами, сложными условиями существования в Индии и враждебным отношением со стороны представителей традиционных верований. В начале новейшего периода истории миссии в Индии проповедь русских миссионеров ограничивалась лишь отдельными самоотверженными подвигами некоторых священнослужителей. Ныне же миссия Русской церкви среди индийцев проводится по-новому. Уже не инициативой отдельных священнослужителей, а благословением и попечением священноначалия Русской церкви в Индию отправляются клирики, миряне и церковные хоры ради миссионерских нужд нашей Церкви.

В приложении I впервые публикуется архивный материал Отдела внешних церковных связей Московского патриархата на тему: «Вклады христианских миссионеров в развитие языка малаялам». Неоспоримая ценность данного материала в его возможности сообщить в свете нарастающей волны преследований христиан по всему миру о достойном вкладе христианских проповедников в культурное развитие стран и народов. Материал представляет и историческую ценность, так как в результате некоторых исторических процессов в Индийской республике сведения подобного содержания оказались либо весьма скудны, либо утеряны.

В приложении II содержится отчет о поездке автора исследования в Республику Индию 13 февраля – 6 марта 2011 г. с целью поиска материалов и разработки темы кандидатской диссертации.

В приложении III следуют статьи и интервью автора исследования Кирилла Малевича по вопросам ценности и востребованности развития православной миссии в Индии; вопросам о духовном окормлении Русской православной церковью наших соотечественников в Индии; положения диалога Русской православной церкви с Древними Восточными церквами; перспектив установления программ по обмену студентами духовных школ Русской православной и Маланкарской церквей; о состоянии и перспективах католической миссии в Индии; об успехах миссии Константинопольского патриархата; об истории проповеди в Индии апостола Фомы. Материалы опубликованы на сайте Московской духовной академии и на научном богословском портале «Богослов.RU».

В приложении IV представлены отклики и пожелания автору данного исследования, а так же сопроводительная документация визитов, встреч и бесед автора с лицами, внесшими вклад в разработку материалов диссертации.

 Благодаря данной работе удалось открыть множество новейших и доныне неизвестных литературных источников, статей и переводов, множество новой информации по теме. В процессе работы были налажены контакты как с церковными, так и со светскими структурами, удалось побеседовать как со священнослужителями, так и с государственными деятелями. Все эти мероприятия в некоторых моментах позволили приоткрыть завесу тайны над доселе неизвестными фактами, а в иных случаях способствовали полному раскрытию сведений, о которых в нынешнее время стало нормой умалчивать. В итоге проведенного анализа источников по представленной теме достигнута основная цель исследования данной работы – дана характеристика истории православной миссии в Индии с начала XVIII в., а привлечение внимания православных миссий на проблемы проповеди среди индийцев производится все чаще. Пример тому – посещение Индии для разрешения трудностей миссии Русской православной церкви святейшим патриархом Кириллом в бытность его главой ОВЦС. Благодаря проведенному историко-богословскому анализу представленной темы отмечены перспективные направления православной миссии среди индийцев, показаны основные спорные моменты при проведении миссионерской работы, указаны основные недостатки и ошибки христианских миссий во время проповеди индийцам. Все вышеуказанное должно привлечь православных миссионеров обратиться к проповеди среди индийцев, рассеянных по всему миру.

Среди индийцев можно и нужно проповедовать через благотворительность через преподавание в их учебных заведениях, также путем налаживания контактов на межгосударственном уровне, естественно, с привлечением внимания Церкви и т. д. Все это, в конечном счете, должно привести к открытию официальной, полноценной, полноправной духовной миссии Русской православной церкви в Индии. Духовная миссия позволила бы собрать вокруг себя людей, желающих помочь делам проповеди Евангелия, дала бы возможность сконцентрировать около себя средства, так необходимые в миссионерской деятельности, и «умы», которые нужны для проповеди и борьбы с возникающими трудностями как на светском, так и на церковном уровнях.

Следует также наладить крепкие взаимоотношения Русской церкви с Поместными церквами-сестрами в вопросах о канонической юрисдикции как над Индией в целом, так и над представителями индийской диаспоры, рассеянными по всему миру; а также продолжать переговоры по установлению единства между дохалкидонскими церквами в Индии со Вселенским православием через посредствующее звено – Русскую православную церковь. С этой целью необходимо идти дальше в разрешении вопросов об установлении канонического общения между Церквами, оказывая помощь дохалкидонским церквам в разрешении их внутрицерковных споров, тогда как часто эту роль берет на себя Римская католическая церковь.

Православные миссионеры должны осознавать всю сложность проповеди Евангелия в стране, где практически все ее жители – язычники. И тем не менее, Сам Господь заповедовал нам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). Индусы – весьма противоречивые люди, и в то же время идеал проповедника станет для них жизненным идеалом. Можно долго описывать трудности и проблемы миссии в Индии, однако следует и помнить слова Христа: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:12–13). Индийцы – народ крайне религиозный, и вся их обыденная жизнь неразрывно связана с религиозной жизнью. Необходимо лишь «научить» их тому, «что заповедовал нам Господь», показать истинный путь богообщения, ведущий ко спасению. Индийцы – народ с высочайшим религиозным потенциалом, так что любая религия найдет в Индии большое число последователей. Как во времена святого апостола Фомы, так и в новый период история новейшей православной миссии в Индии характеризуется пророческими словами Иисуса Христа: «Жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:37).

Библиография работ диссертанта по теме исследования:

Материалы диссертации были использованы при подготовке докладов на Пятой научно-практической студенческой конференции «Вера и наука: от конфронтации к диалогу», проходившей в Смоленской Православной Духовной Семинарии 3-4 апреля 2012 г., а так же на студенческой конференции «Эволюция православного искусства», проходившей в Сергиево-Посадском Гуманитарном Институте 23 марта 2012 г. Список публикаций по теме диссертации:

1.     «Забытые» христиане / Малевич Кирилл, Димитрий Йоханан мар // Портал Богослов.Ru [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/2259223.html. – Загл. с экрана.

2.     Католицизм в Индии: XXI век / Малевич Кирилл // Официальный сайт Московской православной духовной академии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.mpda.ru/site_pub/570289.html). – Загл. с экрана.

3.     Индия: Религиозная потребность в православии / Малевич Кирилл, Мзареулов Алексей // Официальный сайт Московской православной духовной академии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.mpda.ru/site_pub/598082.html. – Загл. с экрана.

4.     Греческая православная миссия в Индии: беседа с монахиней Нектарией (Парадизи) / Малевич Кирилл // Портал Богослов.Ru [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/2533309.html. – Загл. с экрана.

5.      По стопам апостола Фомы / Малевич Кирилл // Портал Богослов.Ru [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/2308873.html. – Загл. с экрана.

6.      Православие в Индии: проблемы и перспективы / Малевич Кирилл // Портал Богослов.Ru [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/1355240.html. – Загл. с экрана.

7.      Малевич Кирилл. Проповедническая деятельность святого апостола Варфоломея в Индии // Доклад на Пятой научно-практической студенческой конференции «Вера и наука: от конфронтации к диалогу». Смоленская Православная Духовная Семинария. 3-4 апреля 2012 г.

8.      Малевич Кирилл. Богослужение в исторических, архитектурных и обрядовых особенностях христиан Индии // Доклад на студенческой конференции «Эволюция православного искусства». Сергиево-Посадский Гуманитарный Институт. 23 марта 2012 г.

 


[1] Концепция миссионерской деятельности Русской православной церкви // Официальный сайт отдела внешних церковных связей Русской православной церкви. Режим доступа: http://www.mospat.ru/ru/documents/church-mission/ii (дата обращения: 10.05.2012).

[2] Российский богослов призывает активнее решать проблему дискриминации христиан в мире // Интерфакс-Религия. Режим доступа: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=28352 (дата обращения: 10.05.2012).

[3] Мартин Пол. По стопам апостола Фомы // Православие.Ru. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41386.htm (дата обращения: 10.05.2012).

[4] Устное сообщение директора Культурного центра им. Джавахарлала Неру посольства Индии в Москве господина Маниша Прабхата, 22.12.08 г.

[5] Устное сообщение директора Культурного центра им. Джавахарлала Неру посольства Индии в Москве господина Маниша Прабхата, 22.12.08 г.

[6] Устное сообщение иерея Виталия Зубкова, 19.11.08 г.

[7] Устное сообщение иерея Виталия Зубкова, 19.11.08 г.

[8] Журналы заседания Священного синода Русской православной церкви от 26 декабря 2006 года // Официальный сайт Московского патриархата. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/175655.html (дата обращения: 10.05.2012).

[9] Cheriyan C. V., dr. Orthodox Christianity in India: A History of the Malankara Orthodox Church AD 52–2002. Academic Publishers. College Road, Kottayam-686001, Kerala State, India, 2003.

[10] Крылов И. Жития двенадцати апостолов и сказание о прочих семидесяти апостолах и жития их. М., 1869. Ч. 1.

[11] Житие и страдание святаго Апостола Фомы. СПб., 1875.

[12] Идейно-философское наследие Илариона Киевского. М., 1986. Ч. 1.

[13] Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.

[14] Ключаревская летопись: история о начале и возобновлении Астрахани, случившихся в ней происшествиях, об архиереях, в оной бывших, а также о воеводах, градоначальниках и губернаторах. Астрахань, 1887.

[15] Чистович Иларион. История С.-Петербургской духовной академии. СПб., 1857.

[16] Андроник (Елпидинский), архим. Восемнадцать лет в Индии. Буэнос-Айрес, 1959.

[17] Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. Париж, 1947.

[18] Χαλβατζάκης-Βελλάδιος, π. Κωνσταντίνος: «Τα Ιστορικά Αρχεία των Ελλήνων των Ινδιών», Εστία, τεύχος 1115, 1975.

[19] Kallistratos Adamou, Rev. The History of the Greek Church in Calcutta. Calcutta, 1970.

[20] Σταυρονικητιανός, Ιερομ π. Ιγνάτιος: «Οι Σπείροντες εν Δάκρυσιν» Ιεραποστολική Βιβλιοθήκη. Ιεραποστολική Βιβλιοθήκη αριθ. 78, Αδελφότης Ορθοδόξου Εξωτερικής Ιεραποστολής, Θεσσαλονίκη, 1977, τεύχος 78.

[21] Шредер Леопольд, проф. Мнимое сходство и существенное различие между христианством и буддизмом. СПб., 1896.

[22] Романов Б. Зороастризм и христианство. СПб., 1996.

[23] Cronin Vincent. A pearl to India. New York: E. P. Dutton. 1959.

[24] Burke, Thomas J. M. Beyond all horizons. Garden City: Hanover House, 1957.

[25] Houpert, Fr. J. С. The Madura Catholic Mission. London, Burns & Oats, 1940.

[26] Николай Сербский, свт. Индийские письма. Саратов, 2004.

[27] Нелюбов Б. А. Древние Восточные церкви. Малабарская церковь // Альфа и Омега. 1999. № 1 (19).

[28] Дворкин А. Очерки по истории Вселенской православной церкви. Нижний Новгород, 2003.

[29] Соколов Серафим, прот. История восточного и западного христианства. М., 2007.

[30] Зубков Виталий, свящ. Деятельность греческих православных приходов и миссионерских организаций в Индии // Церковь и время. 1999. № 1 (8).

[31] Выгорницкий А. И. Стремление индийских христиан к единению с Русской церковью // Православный благовестник. 1898. № 24.

[32] Ведерников А. Христианство в Индии // Журнал Московской патриархии. 1955. № 1.

[33] Определение Архиерейского собора Русской православной церкви по докладу Синодальной Богословской комиссии // Журнал Московской патриархии. 1997. № 3. С. 86–87.

[34] Определения Священного синода от 26 декабря 2006 года // Журнал Московской патриархии. 2007. № 1.

[35] Жертвами погромов в индийском штате Орисса стали не менее 500 христиан, 5.11.2008 // Официальный сайт Московского патриархата. Режим доступа: http://www.patriarhia.ru/db/text/484414.html (дата обращения: 10.05.2012).

[36] Официальный сайт Русской православной церкви. Режим доступа: http://www.mospat.ru.

[37] Официальный сайт Сретенского монастыря. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru.

[38] Российский богослов призывает активнее решать проблему дискриминации христиан в мире, 20.01.2009 // Интерфакс-Религия. Режим доступа: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=28352 (дата обращения: 10.05.2012).

[39] В Индии христиане из высших каст не захотели молиться в одном храме с выходцами из низших каст, 26.12.2003 // Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/news/295493.html (дата обращения: 10.05.2012).

[40] Верховный суд Индии разрешил арестовывать подозреваемых в прозелитизме, 9.08.2006 // Мир религий. Режим доступа: http://www.religio.ru/arch/09Aug2006/news/13182.html (дата обращения: 10.05.2012).

[41] Jacobite Syrian Christian Church. Режим доступа: http://www.jacobitesyrianchurch.org (дата обращения: 10.05.2012).

[42] Malankara Orthodox Church. Режим доступа: http://malankaraorthodoxchurch.in (дата обращения: 10.05.2012).

[43] Ecumenical Patriarchate. Режим доступа: http://www.omhksea.org (дата обращения: 10.05.2012).

[44] Определения Священного синода от 27 марта 2007 года // Журнал Московской патриархии. 2007. № 4. С. 22.

[45] Концепция миссионерской деятельности Русской православной церкви. Режим доступа: http://www.mospat.ru/index.php?mid=343 (дата обращения: 30.04.2009).

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.