АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Об истинном основании христианской веры


Проповедь студента 4 курса семинарии чтеца Вадима Курланова, произнесененная за всенощным бдением в Покровском академическом храме 7 июля 2012 года.
08 июля 2012 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Аминь!

«Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» — вопрошали некогда Спасителя иудеи. «Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Иоан.6:29). Дело веры — главный постоянный труд нашей жизни. Никто не может совершить его вместо нас. И совершенно неслучайно, как отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов), вера называется в Евангелии именно делом: она объемлет все существо человека, выражается всей его жизнью[1].

Но почему бывает так, что вера, этот драгоценный Божий дар, иногда слабеет или же вовсе оставляет человека? Что питает веру?

Сегодняшнее утреннее евангельское зачало как раз говорит нам о вере и неверии. Евангельский фрагмент, который мы услышим чуть позже, повествует о путешествии в Эммаус двух учеников Спасителя. Этот путь они предприняли уже после разлуки со своим Божественным Учителем, после тех событий, которые за несколько дней до этого потрясли весь Иерусалим.

Ученики были печальны. И хотя они не верили в Воскресение, они шли и рассуждали о Том, Кого любили всем сердцем. Но почему же в то время как сердце их было наполнено любовью к Спасителю, их очи, были удержаны, так что они не узнали Христа? Господь идет рядом с нимикак обыкновенный путник и остается неузнанным.

Святитель Григорий Двоеслов объясняет это недоумение. Господь совне являет глазам Своих учеников то, что происходит у них в сердце, ибо внутренне они были раздираемы между любовью и сомнением[2]: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля»(Лук. 24:21)— с болью разочарования говорят ученики о Христе своему таинственному Спутнику.

Не Истина скрывается от человека, но человек не всегда бывает готов воспрять Ее[3]. Учеников, продолжает святитель Григорий, следовало еще испытать: те, которые не любили Его как Бога, окажут ли Ему любовь хотя бы как обыкновенному страннику.

На пути в Эммаус Господь укоряет учеников в неверии и изъясняет им смысл пророческих слов о Мессии. Но вот, они подошли к селению, и Он показывает вид, что хочет идти далее. И тут проявляется добродетель апостолов. Они с усердием упрашивают незнакомого Странника остаться с ними, поставляют трапезу, и— Бога, Которого не узнали по изъяснению Св. Писания, узнают в преломлении хлеба.

Все мы, учащиеся в стенах этой святой обители богословским наукам, да и всякий христианин, совершенствующийся со временем в своих познаниях о Боге, должны помнить, что отнюдь не внешние знания сообщают человеку веру. Двое эммауских путников просветились познанием Богане через слушание Священного Писания, но на деле исполнив Слово Божие — заповедь о любви.

Так, на эту таинственную связь между верой, кроющейся в глубинах человеческого духа, и дел, требуемых ею, указывает преподобный Симеон Новый Богослов: «Вера, — говорит он, — заключает в себе все Божественные Христовы заповеди: она запечатлена убеждением, что в заповедях нет ни одной черты, которая не имела бы значения, что в них все, до последней йоты, — жизнь и причина вечной жизни»[4].Только такая деятельная, живая вера способна даровать встречу с Богом.

Вера — это, несомненно, сокровище. Однако ее нельзя сохранить теми способами, которыми хранятся сокровища земные. Веру, вообще, не возможно просто хранить. Человек либо взращивает веру через исполнение Божиих заповедей, либо постепенно теряет ее, закопав в землю, как евангельский талант.

Жизнь человека можно сравнить с дорогой в Эммаус — дорогой между откровением и сомнением. Путеводитель на этой дороге — вера, утверждающаяся исполнением евангельских заповедей. Так пусть же вера каждого из нас основывается не на голом знании о Боге, но на исполнении Божиего Слова. И да приведет нас этот путь к встрече со Христом еще в этой земной жизни и соделает ее несомненной в жизни будущей, аминь.

 

 


[1] Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в неделю 12 по Пятидесятнице о спасении // Полное собрание сочинений. Т. 4. Аскетическая проповедь. М, 2007. С. 200.

[2] См. Григорий Двоеслов, свт. Сорок Бесед на Евангелие. Беседа 23.

[3] См. рассуждения прот. Александра Шаргунова: Евангелие дня. Т. 2. Проповедь на пятое утреннее евангельское зачало.

[4] Цит. по: Игнатий (Брянчанинов), свт. Вера и дела // полное собрание сочинений. Т. 1. Аскетические опыты. М, 2007. С. 463.

понд.втор.сред.четв.пятн.субб.воскр.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.