|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Вопрос:
Ответ А. И. Осипова на письмо читателя
Отвечает: Алексей Ильич Осипов Уважаемая Зинаида Павловна! Отвечаю на Ваши три вопроса. Об иконопочитании. Мы с любовью смотрим на портреты усопших родных и близких людей, иногда целуем их фотографии, даже обращаемся к ним, как к живым, с молитвой, хотя понимаем, что эти люди были не без греха. Не тем ли более мы можем и должны почитать образы-иконы тех, кто свят, и обращаться к ним с молитвой?! Иконы нам, людям, нужны, как напоминание о Боге, о святых. Даже в Ветхом Завете, когда изображения Бога были запрещены во избежание впадения в идолопоклонство окружающего язычества, в самой Святая Святых скинии были изображения херувимов. С воплощением же Бога Слова Его образ (а, отсюда, и образы святых) стал естественным в жизни Церкви. Это и подтвердил 7-й Вселенский Собор. Но иконы, мощи мы лишь почитаем, украшаем их, относимся к ним с благоговением и т.д., с молитвой же обращаемся и покланяемся только тем, кто на них изображен. Однако нет такой доброй вещи, которую нельзя было бы исказить. Вот и здесь отсутствие у некоторых христиан знания и понимания (а подчас и просто рассуждения) приводит нередко к тому, что естественное и должное почитание иконы превращается в ее культ, заслоняющий того, кто на ней изображен. Потому святитель Феофан Затворник предупреждал: «Сила не в иконе, а в Божией милости». То есть икона является только тем видимым, которое помогает нашему уму и сердцу обратиться к милости Невидимого. И эта милость Божия к человеку обусловлена, конечно, не иконой, а степенью его веры Богу, степенью его смирения в молитве (Господи, да будет не моя, а Твоя воля, какая бы она ни была в отношении моей просьбы), степенью его решимости жить отныне по Его заповедям, а не по своей прихоти. Икона, таким образом, как и все святыни, является не самодействующей силой, но лишь одним из проводников Божией благодати, действующей соответственно духовному состоянию человека. Так, помощь человеку посылают не иконы Богоматери «Неупиваемая чаша» или «Прибавление ума» (перед которой, понятно, мало кто молится - все же умные), но Она Сама при правильной и искренней к Ней молитве перед любой Ее иконой! 2. Целование рук у священников - это не догмат, а просто обычай, который мне тоже не нравится. Игумен Никон (Воробьев,+1963), например, не разрешал целовать ему руку. 3. Крещение Духом, о котором так любят говорить протестанты и разные сектанты, проявляет себя не в говорении на других языках, а в тех плодах Духа, о которых писал, например, апостол Павел в послании к Галатам: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать (Гал. 5; 22-26) . В начале христианства Господь давал некоторым и дар языков, поскольку он был крайне необходимо для сохранения и утверждения только что рожденной Церкви, на которую обрушились жестокие гонения со стороны иудейства и язычества, о чем читаем в «Деяниях Апостольских». В дальнейшей же истории Церкви чудо говорения на языках встречается очень редко. Задача христианства состоит не в достижении верующими говорения на языках и прочих чудесах, но в очищении сердца от греха и приобретении Духа любви. Ибо, как писал апостол Павел: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий (1Кор. 13,1). Было множество великих святых, которые не говорили на языках. Однако вне Православия сущность христианства стали усматривать, к сожалению, во внешне эффектных формах его жизни. Приведу пример, получивший широкую известность - «Феномен Торонто», где группа протестантских пасторов в присутствии толп народа проводит сеансы так называемого «принятия Духа Святого»… Экзальтированные призывы к Всевышнему, пассы со сцены, после которых в народе начинается массовый психоз: люди падают на землю, многие корчатся, издают нечленораздельные звуки, что, увы, выдается за говорение языками Духом Святым. Но не Дух Святой говорит в них, а дух лукавый или просто психический экстаз с бессмысленным бормотанием. Ибо в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды (Прем. Сол. 1,4). Избави Бог всех нас от такого «крещения Духом».
С уважением А. Осипов |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|