|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
80 лет со дня кончины митрополита Арсения (Стадницкого)10 февраля 2016 г. Митрополит Арсений, в миру Авксентий Георгиевич Стадницкий, сын молдавского священника Кишиневской епархии, села Комарова Хотинского уезда Бессарабской губернии родился 22 января 1862 года. Отец будущего владыки, священник Георгий Стадницкий родился 23 апреля 1824 года в семье диакона Григория и матушки Анны. Читать и писать протоиерей Георгий Стадницкий научился в родительском доме. В 40-е годы XIX века он поступил в Кишиневское Духовное Училище. Проучившись два года, он поступает в Кишиневскую Духовную Семинарию, которую заканчивает в 1849 году. 25 июля 1849 года Указом Консистории был назначен священником в селе Тешкурень Бельского уезда. 8 сентября 1849 года епископом Иринархом был рукоположен во священника и назначен настоятелем Свято-Успенской Церкви села Комарово. Здесь он послужил более пятидесяти лет. В 1853 году за ревностное служение Церкви Христовой был награжден набедренником. В 1858 году был назначен благочинным. В 1859 году был уволен с занимаемой должности и назначен сотрудником духовного попечительства. В 1863 году был награжден бархатной фиолетовой скуфьей. За усердное попечение о сельской школе в 1864 году была объявлена признательность епархиального начальства. В октябре 1865 года был назначен окружным благочинным. С 1866 года он цензор проповедей. В 1875 году был награжден камилавкой. В 1887 году за активную пастырскую деятельность был награжден наперсным крестом. В том же 1887 году получил бронзовый крест и медаль в память Севастопольской войны на установленных лентах. В 1889 году был награжден орденом святой Анны III-й степени. В 1899 году был возведен в сан протоиерея с благословением епископа Иакова Кишиневского своим сыном, Преосвященным Арсением, епископом Волоколамским, Ректором Московской Духовной Академии. Мария Авксентьевна Генецкая, мать митрополита Арсения, происходила из знаменитого священнического рода. Эта семья дала Церкви Христовой многих священнослужителей. Старший брат матушки протоиерей Емилиан в 1849 году окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия, служил в Кишиневском соборе и преподавал в Кишиневской Духовной Семинарии. Он был замечательным преподавателем и отличным проповедником. Другие трое ее брата священники Иоанн, Василий и Константин по окончании им Кишиневской Духовной Семинарии свое служение совершали в пределах Кишиневской епархии. В семье протоиерея Георгия Стадницкого родились трое сыновней и трое дочерей. Елизавета, Александр, Екатерина, Вера, Михаил и Авксентий. Самая старшая в семье дочь Елизавета была замужем за священника Мина Черноуцан. В 1894 году она скончалась вследствие несчастного случая. Две другие сестры митрополита Арсения Екатерина и Вера были замужем за священниками Алексеем Данилошевичем и Иоанном Яковенко. Старший сын Александр Георгиевич (второй из детей) окончив Кишиневскую Духовную Семинарию и Киевскую Духовную Академию, был преподавателем Полтавской Духовной Семинарии. Второй сын Михаил Георгиевич (пятый из детей) окончил Российскую Военную Медицинскую Академию, и работал врачом в Ярославском военном госпитале. В 1890 году в Санкт-Петербурге он защитил докторскую диссертацию на тему: "К вопросу о пересадке эхинококковых пузырей кроликам в брюшную полость". В конце жизни вернулся в Кишинев. Первые шаги в познании богословских наук Авксентий Георгиевич Стадницкий сделал в середине 70-х годов XIX века в Единецком духовном училище. А затем в Кишиневской Духовной Семинарии, которую окончил 1880 году. Во время обучения в духовных школах время на развлечениях не тратил. Его можно было найти на курсе с учебниками в руках, в библиотеках, где рассматривал издаваемые книги, журналы и газеты. В архивах, где просматривал разный ценный материал или занимался церковным пением. За свой бархатный баритон он вместе с лучшими певцами семинарии часто участвовал в освящении новых храмов или на архиерейских службах Кишиневской епархии. По окончании семинарии за отличные успехи и необычные способности А. Г. Стадницкому присвоили звание студента и направили преподавателем в Единецкое Духовное Училище. Здесь он преподавал церковное пение, географию и чистописание. Проработав год в качестве преподавателя, Авксентий Георгиевич понял психологию учащихся и заметил недостатки в системе преподавания того времени. Ему молодому специалисту в школе было тяжело, потому что не было ни одного учебника, по которому можно было бы преподавать, надо было разработать программу самому. По окончании учебного года Авксентий Георгиевич хотел поступить в один из местных университетов. Хотел изучить философию, которую очень любил. Однако поступить в университет, ему было не суждено. По существующим тогда требованиям выпускники семинарии могли продолжить свое обучение только в духовных академиях. В конце концов, в 1881 году А. Г. Стадницкий поступает в Киевскую Духовную Академию. В академии он развил свои писательские и публицистические способности. Будучи студентом этого заведения, он печатает свои статьи в местном академическом журнале и в Кишиневских Епархиальных Ведомостях. Во время обучения в Киевской Духовной Академии Авксентий Георгиевич совершил две поездки на святую гору Афон. Первая из них была совершена в 1883 году, а вторая в 1885 году. Описание обоих этих поездок были изложены им в книге под названием "Дневник студента-паломника на Афон". Этот дневник печатался в богословском журнале "Труды Киевской Духовной Академии" с 6 за 1885 год по 8 за 1886 год и в Кишиневских Епархиальных Ведомостях, начиная с 23 за 1884 год по 22 за 1886 год. Впоследствии "Дневник студента-паломника на Афон" был издан отдельной книгой, за которую автор был удостоен Макарьевской премии. Комиссия профессоров Киевской Духовной Академии дала следующий отзыв: "Это сочинение не имеет учёного характера, но оно заслуживает внимания по тем побуждениям, какими вызвано его появление, и тому интересу, с каким читается, и для студента представляется труд замечательным". В 70-е годы XIX века в Бессарабии в некоторых местах существовало несколько народовольческих кружков, членами которых были и воспитанники духовных школ. В этих организациях поднимался вопрос о родном языке и о национальной культуре, которые были переданы забвению. Будущему митрополиту был чужд крайний фанатизм членов этих организаций, их ненависть к монархии и ставка на террористическую деятельность. Он поддерживал их некоторые стремления и ратовал о восстановлении языка и культуры. Авксентий Георгиевич подчеркивал отрицательные последствия государственной языковой политики. Он говорил, что запрет говорить на родном языке из-за страха перед непонятной политической угрозой, из которой будто бы возникает стремление к отделению, независимости - неразумен. В мае 1882 года им заинтересовалась полиция. Авксентий Георгиевич находился в хороших отношениях с воспитанником Кишиневской Духовной Семинарии Андреем Георгиновым, с которым они переписывались. Этот воспитанник семинарии был причастен к народовольческим кружкам, и при обыске полиция у него нашла запрещенную литературу. В этих кружках Андрей Георгинов не играл никакой особой роли. За ним определенное время следила полиция, однако ничего подозрительного в действиях будущего святителя не нашли. Он не нарушал государственные законы и был одним из лучших в учебном заведении, где обучался. Во время обучения в духовной академии он начал писать интересную и серьезную курсовую работу на тему: "Взгляд на сущность зла в связи с разбором гипотез о его происхождении", которую потом и защитил. Работа состоит из 3-х частей. В первой части устанавливается метафизическое понятие зла в противоположность добру, как явления случайного, не имеющего субстанции. Производится разбор метафизических воззрений блаженного Августина, манихеев, Спинозы, Лейбница. Далее рассматривается нравственное зло или грех с формальной и материальной сторон. Кроме того, он и разбирает теории Шлейермахера, Роте, Миллера. Во второй части работы автор объясняет происхождение зла. Отвергая объяснения с точек зрения дуализма, абсолютной необходимости и др., он находит, что самой правдоподобной причиной зла является Церковная, Православная, связанная с природой человеческой свободы. Устанавливается, что грех есть проявление абсолютного неразумия. В третьей части обсуждается вопрос телеологии зла - как выражения промысла Божьего о человеке, где и зло может служить добру и спасению человека. Профессор Киевской Духовной Академии М. Олесницкий говорит, что работа изложена легко, логично и показывает умение автора писать. В 1885 году Авксентий Георгиевич Стадницкий окончил Киевскую Духовную Академию, показав отличные результаты успеваемости. По окончании высшего духовного заведения ему была присвоена степень кандидата богословия и дано право писать магистерскую диссертацию без нового устного испытания. Так закончился этот период жизни Авксентия Георгиевича Стадницкого. После окончания Киевской Духовной Академии кандидат богословия Авксентий Георгиевич Стадницкий был направлен преподавателем в Кишиневскую Духовную Семинарию. Здесь он с начала 1885 учебного года преподавал древнегреческий язык, а начиная с августа 1886 года и церковное пение. А с февраля 1892 года А. Г. Стадницкий, согласно изъявленного им желания, преподает догматическое богословие и другие богословские предметы. Точную характеристику его преподавательской деятельности в Кишиневской Духовной Семинарии дал профессор И. Корсунский: "Между тем и на прежней кафедре он так умел оживить предмет свой и поставить высоко церковное пение, вообще так успел зарекомендовать себя на своей должности во всех отношениях, что правление семинарии и епархиальное начальство рано начали оказывать ему особенное доверие и давать ему особые поручения". С 1886 года А. Г. Стадницкий был назначен членом ревизионного Комитета по проверке экономического отчета семинарии, а с 12 сентября 1887 года - редактором "Кишиневских епархиальных Ведомостей". Эту должность он исполнял до его перевода в Новгородскую Духовную Семинарию. О деятельности А. Г. Стадницкого в качестве редактора "Кишинёвских Епархиальных Ведомостей" до нас дошли следующие отзывы: "Кроме трудов по изданию и редактированию "Кишиневских Епархиальных Ведомостей", он был самым главным и деятельным их сотрудником. Почти в каждом номере он печатал свои статьи. Тут есть его проповеди и речи, статьи богословского и церковно-практического содержания, статьи по церковному пению, по миссионерству, исторические очерки семинарии, о ее прошлом и настоящем. Популярны его очерки и статьи, ибо они написаны со ссылками на архивные данные. В них он касается различных церковно-исторических вопросов местного края, прошлых судеб Бессарабской епархии и русско-румынских отношений". А в Церковном Вестнике написано: "Как редактор "Кишиневских Епархиальных Ведомостей" А. Г. Стадницкий сообщил этому местному органу духовенства весьма живой интерес и серьёзное направление. Здесь печатались очень интересные статьи и исследования, посвящённые местной истории и истории взаимоотношений Православной Русской и Румынской Церквей, принадлежащие, в большинстве случаев, перу самого редактора". Его перу принадлежат около 30-ти статьей или научных работ по истории родной Бессарабии и Румынии. Своими исследованиями в историографической области Авксентий Георгиевич воистину начал новую эру. Он смог систематизировать прошлое Бессарабии, работая в местных архивах и за рубежом. Его работы играли большую роль в первую очередь для местных жителей в знание истории своей страны и Церкви. В своих работ, а также на уроках в семинарии он призывал своих учеников и последователей продолжать начатое им дело, изучать прошлое своей родины. Стоит сказать, что его призыв был осуществлен рядом студентов. В 1887 и в 1891 году по командировке епархиального начальства Авксентий Георгиевич был участником миссионерских съездов, которые проходили в Москве. О них он писал на страницах журнала "Кишиневские Епархиальные Ведомости" в 1891 году в статье "Деятельность первого и второго миссионерского съездов в Москве (29 июня - 13 июля 1887 и 1891 гг.)". В 1890 году Высокопросвященным Сергием (Ляпидевским), архиепископом Кишиневским и Хотинским А. Г. Стадницкий был назначен членом педагогического собрания Кишиневской Духовной Семинарии. О занимаемой должности в "Кишиневских Епархиальных Новостях" написано: "Состоя несколько лет членом педагогического семинарского правления, Авксентий Георгиевич всегда отличался беспристрастностью суждений. Где была правда, там и его голос, но правда у него неразрывно соединялась с милостью". В 1895 году он исполнял должность инспектора Кишиневской Духовной Семинарии. В 1891 году, за отличную усердную службу А. Г. Стадницкий был награждён орденом св. Станислава III степени. В том же 1891 году за свои труды, он был избран членом корреспондентом Церковно-археологического общества при Киевской Духовной Академии. А в сентябре 1892 года был назначен членом комитета по наблюдению за деятельностью миссионеров в Кишиневской епархии. 26 ноября 1893 года Правление Киевской Духовной Академии выдала ему в дар Библию на английском языке. С 1 октября 1893 по 5 февраля 1894 года А. Г. Стадницкий бесплатно преподавал гражданскую историю в 3-ем классе семинарии, за что ему была объявлена архипастырская признательность Высокопреосвященнейшего Неофита, архиепископа Кишиневского и Хотинского. Для собирания материалов к написанию магистерской и докторской диссертаций, статей о Румынской Православной Церкви, истории Бессарабии и другим темам Авксентий Георгиевич посещал Румынию, где встречался с видными учеными и историками этой страны. А также в библиотеках и архивах Румынии он отбирал необходимый материал для написания магистерской диссертации о деятельности Высокопреосвященного Гавриила (Банулеско-Бодони), экзарха Молдо-Влахийского (1808-1812) и митрополита Кишиневского (1813-1821). В 1895 году в стенах Киевской Духовной Академии Авксентий Георгиевич Стадницкий защитил магистерскую диссертацию на кафедре истории Русской Церкви на тему: "Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812гг.) и Митрополит Кишиневский (1813-1821гг.)". Профессор КДА И. Малышевский в своем отзыве отметил широкое изучение Стадницким материалов и изданий на русском и румынском языках, "основательность исследующей мысли и критики исторической... зрелость его суждений, опытность в авторской работе и выработанность приемов дельного учено-литературного изложения". С.Г. Рункевич среди немногих недостатков работы отметил, что автор не осветил деятельность митрополита Гавриила на Екатеринославской и Киевской кафедрах, так как не работал в архивах этих епархий и Св. Синода в Петербурге. Автор другой рецензии отмечает недостаточное освещение автором влияния славянского и русского элементов, проходящих почти через всю историю Румынских княжеств и некоторые исторические ошибки и неточности в освещении событий XIV-го века, которые, однако, не мешают признать работу Стадницкого "заслуживающей большой похвалы, особенно в основной своей части". Указом Святейшего Синода от 21 марта 1895 года 1305 А. Г. Стадницкий был утвержден в степени магистра богословия. После этого Авксентий Георгиевич решил посвятить себя целиком Богу, так как его душа давно тянулась к Творцу и новым подвигам. Он изъявил желание вступить на новое поприще - стать монахом. В 1895 году Авксентий Георгиевич Стадницкий написал прошение о принятии иноческого пострига. Кроме благословения на этот шаг Святейший Синод Русской Православной Церкви назначил Авксентия Георгиевича Стадницкого на должность инспектора Новгородской Духовной Семинарии. В ближайшее время он должен был вступить в новую должность и принять ангельский образ. Синод постановил постричь его в стенах Петербургской Духовной Академии. 10 декабря 1895 года в квартире ректора семинарии был дан прощальный обед в честь назначения преподавателя Кишиневской Духовной Семинарии Авксентия Георгиевича Стадницкого на должность инспектора Новгородской Духовной Семинарии. В тот день были сказаны многочисленные речи в его адрес о том, что семинария лишается способного педагога, а сослуживцы доброго коллегу. Протоиерей А. Яновский сказал: "Авксентий Георгиевич! Десять лучших лет своей жизни Вы с достоинством посвятили родной семинарии. Вы сумели оживить преподавание такого предмета, как греческий язык. Вы поставили на подобающую высоту церковное пение. Вы успели сравнительно в короткий промежуток времени овладеть предметами такой сложности и серьезной кафедры, какую занимали в последнее время. При этом Вы находили возможность заниматься и литературным трудом, доставившим Вам высокую ученую богословскую степень и вести издание местного епархиального органа, которому придали такой характер, что перепечатки отсюда в других разных органах печати в последнее время стали явлением обыкновенным. Спасибо Вам за это. Припоминая Ваши добрые душевные качества, Вашу общительность, Вашу отзывчивость на все доброе, мы не можем не сожалеть о разлуке с Вами. Но да будет воля Господня. Да благословит Вас Бог и да укрепит Он в Вас предлежащий крест, и да подаст Вам силы, послужить на новом пути, с какими Вы служили до тех пор. Многая Вам лета!". Воспитанники семинарии в знак признательности и благодарности преподнесли ему Евангелие и икону Христа Спасителя. А слово сказал студент 4-го класса Николай Поповский. Он произнес: "Дорогой наставник наш! Понимаем и верим, что для Вас тяжело расстаться с нами - вашими питомцами. Тяжело расстаться с вашими коллегами по службе, с родственниками и знакомыми, с которыми Вы делили радости и горе. Тяжело прощаться и с этим краем, в котором Вы родились и провели лучшую пору своей жизни, который Вас вскормил и воспитал. Но не легко и нам прощаться с Вами! Не легко расставаться с тем человеком, которого любишь и уважаешь. Но да будет воля Господня! Мы просим Вас на память и в знак нашей к Вам признательности принять это Святое Евангелие и образ Спасителя нашего. Святое Евангелие светом заключающегося в нем божественного учения да освещает Вам путь к высокому идеалу, который Вы наметили Себе в жизни, а образ Спасителя в трудные минуты Вашей жизни да напомнит Вам, что Господь наш Иисус Христос, еще более страдал за нас грешных. Эти священные предметы да напоминают Вам о том, что есть на свете люди, которые в своих молитвах не забывают Вас. Прощайте и не забывайте нас в Своих молитвах". В момент принятия подарков из рук воспитанников семинарии Авксентий Георгевич заплакал. Студенты, увидев слезы на лице бывшего инспектора, не выдержали и сами лили слезы, прощаясь с дорогим человеком. Все верили, что он на новой должности будет таким же усердным и ревностным деятелем, каким он был в Кишиневской семинарии. Те, кто не смог приехать в те дни попрощаться с дорогим коллегой и преподавателем семинарии, отправляли свои письма и телеграммы со своими поздравлениями и пожеланиями ему помощи Божьей в несении нелегкого креста на новом поприще. 14 декабря 1895 года состоялись проводы Авксентия Георгиевича Стадницкого в Новгородскую Духовную Семинарию. На вокзале его провожали сослуживцы, друзья, бывшие ученики и много знакомых. Все они напутствовали его своими сердечными и искренними пожеланиями. Сцена прощания была трогательна, и она не обошлась без слез. 30 декабря 1895 года в домовой церкви Петербургской Духовной Академии в его жизни произошло великое событие. В этот день Преосвященным Иоанном (Кратировым), епископом Нарвским, бывшим ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии он был пострижен в монашество. При постриге Авксентий Георгиевич получил имя Арсений в честь святителя Арсения, епископа Тверского. 31 декабря 1895 года монах Арсений был рукоположен во иеродиаконы. А 1 января 1896 года Преосвященный Иоанн, епископ Нарвский рукоположил иеродиакона Арсения во иеромонахи. Хиротония была совершена в Исаакиевском соборе города Петербурга. 23 февраля 1896 года иеромонах Арсений за отличную и усердную службу по духовно-учебному ведомству был награжден наперсным золотым крестом. А 2 октября 1896 года указом Святейшего Синода он был назначен на должность ректора Новгородской Духовной Семинарии с введением в сан архимандрита, а также был назначен настоятелем Новгородского Антониева монастыря. Все эти должности он занимал всего один год. Этот короткий промежуток времени показал, что достоин большего, что у него есть премудрость, опыт и силы управлять и более видными духовными школами, чем Новгородская Духовная Семинария. 10 января 1897 года архимандрит Арсений был назначен инспектором Московской Духовной Академии. Параллельно с занимаемой должностью в академии он исправлял должность ординарного профессора по кафедре Библейской истории. О значимости его перевода с должности ректора Новгородской Духовной Семинарии на пост инспектора Московской Духовной Академии И. Н. Корсунский говорит следующее: "Годовой опыт исполнения весьма важных и ответственных обязанностей инспектора был вполне достаточным, чтобы вверить и высшую начальственную, ректорскую должность отцу Арсению, которого, очевидно, с этой последней целью и переводил Св. Синод с ректорского в семинарии поста на инспекторский в Академии. Такое перемещение вообще было не довольно обычно". Архимандрит Арсений был переведен на должность инспектора Московской Духовной Академии не только из-за того, что обладал необычайными качествами организатора и руководителя, но и за высокую образованность. Тому приведем хотя бы один, но очень яркий пример. Будучи инспектором, исполняя должность ректора по случаю отъезда в отпуск на время пасхальных каникул 1897 года архимандрита Лаврентия (Некрасова), он встречал архиепископа Йоркского Вильяма (Маклагана), приветствуя его при этом от Академии речью на латинском языке. В начале марта 1898 года последовал указ Святейшего Синода за 786 о назначении архимандрита Арсения (Стадницкого) на должность ректора Московской Духовной Академии, при сохранении профессорских обязанностей. Он был назначен на эту должность в связи с тем, что архимандрит Лаврентий (Некрасов), ректор Московской Духовной Академии был рукоположен во епископа и назначен на Курскую кафедру.
В 1903 году переведен на Псковскую кафедру. 21 декабря за прощальной Литургией в Троицком соборе Лавры рукоположил иеродиакона Алексия (Симанского) во иеромонаха. С 1903 по 1910 год управлял Псковской епархией, основал в Пскове школу псаломщиков и Церковно-археологический музей. В 1904 году удостоен степени доктора церковной истории за сочинение «Исследования и монография по истории Молдавской Церкви». Эта работа, наряду с другими научными трудами епископа, получила высокую оценку общественности. В 1906 году назначен председателем Учебного комитета при Святейшем Синоде. В этом же году был назначен членом Предсоборного Присутствия и состоял в нем председателем 5-го отдела о церковно-учебных заведениях. 31 января 1907 года возведен в сан архиепископа и избран членом Государственного совета от монашествующего духовенства, где отстаивал принцип единения власти и Православной Церкви. В 1909 году утвержден в звании почетного члена Казанской духовной академии. 5 ноября 1910 года назначен архиепископом Новгородским и Старорусским. В 1913 году по его инициативе открылось Новгородское церковно-археологическое общество, занимавшееся вопросами сохранения святынь Новгородской земли. Архиепископ Арсений занимался просвещением паствы, заботился о преподавании Закона Божия и церковного пения в школах, организовал курсы псаломщиков, миссионерские курсы для духовенства, много сил отдал борьбе с пьянством. Вел активную миссионерскую работу среди старообрядцев-беспоповцев, переписывался с тремя восточными православными Патриархами. В годы Первой мировой войны принимал активное участие в судьбе раненых русских солдат, собирал средства для нужд фронта. На Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917 года избран заместителем председателя и возглавил два отдела: Правовое положение Церкви в государстве и Издательский отдел. Архиепископ Арсений был одним из трех кандидатов на Патриарший престол. 29 ноября 1917 года возведен в сан митрополита. В 1918 году участвовал во 2-й сессии Собора, руководил работой пленарных заседаний, 6 марта избран в Высший церковный совет; как член Синода находился в Москве при Патриархе Тихоне. На короткий срок возвращался в Новгород, где пережил убийство своего викария епископа Варсонофия (Лебедева) и многих священнослужителей, вскрытие мощей, изъятие церковного имущества и ценностей. 20 января 1920 года арестован в Новгороде. В феврале 1921 года арестован повторно и осужден. Ссылки удалось избежать. В 1922 году принимал участие в сборе средств для голодающих Поволжья и Предуралья. Привлечен к суду вместе с Патриархом Тихоном по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. В 1923 году арестован в Москве и почти год находился в заключении в Бутырской тюрьме. Выйдя из тюрьмы 10 января 1924 года, через 5 дней был вновь арестован и заключен в тюрьму. В 1925-1926 годах находился в ссылке в Полторацке (Ашхабаде), а в 1926-1936 годах - в Ташкенте. В 20-х - начале 30-х годов оставался правящим архиереем Новгородской епархии, осуществляя свои функции через викария архиепископа Хутынского Алексия (Симанского). В 1927 году стал постоянным членом Временного Патриаршего Синода. Находясь в ссылке, не мог принимать участия в работе Синода и имел отрывочные сведения о церковной жизни, но никогда не ставил под сомнение полномочия митрополита Сергия (Страгородского). 11 августа 1933 года назначен митрополитом Ташкентским и Туркестанским. 9 мая 1934 г. награжден правом ношения двух панагий. Скончался 2 февраля 1936 года в Ташкенте. Митрополита Арсения почитают как выдающегося церковного иерарха в Новгородской и Ташкентской епархиях Московского Патриархата. В Новгороде по инициативе местной епархии и областных научных и культурных организаций с 1993 проходят Арсениевские чтения. По оценке, помещенной в жизнеописании, составленном митрополитом Мануилом (Лемешевским), митрополит Арсений был человек тяжелого характера, но справедливый и прямой. Был сторонником уставной церковной службы и пения. Его называли «самым строгим архипастырем» Российской Церкви. Эта строгость проявлялась в неуклонной требовательности к выполнению заповедей Христовых духовенством и паствой; но прежде всего архипастырь был требователен к самому себе. Священномученик Иоасаф (Жевахов) в своих воспоминаниях выделяет его как члена Святейшего Синода, который фактически обладал решающим голосом и всячески саботировал любые инициативы, исходящие от обер-прокуратуры. Митрополит Арсений был выдающимся оратором и блестящим проповедником. Его выступления в Святейшем Синоде, Государственном совете и в общественных церковных собраниях считались блестящими образцами выдающейся импровизации. Особый колорит его речам придавал сильный голос – бас. Литературные труды митрополита Арсения способствовали его репутации выдающегося духовного писателя и ученого. Он являлся автором многочисленных богословских трудов, отмеченных множеством орденов. Митрополит Арсений был почетным членом многих научных обществ. Проявлял себя не только мудрым и деятельным пастырем, но и знатоком отечественной истории, активным участником сбережения и изучения наследия предков. Владыка был неутомимым исследователем в области местной церковной старины. Митрополит Арсений был духовным руководителем Патриарха Алексия I и святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Последний так отозвался на смерть Арсения: «Вы лучше меня знаете, как безмерна эта утрата для Церкви русской, и довольно мне сообщить только событие, низко опустить голову и снова лить слезы». |
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
Чтец Андрей Мачак [Проповедь]
|