АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по случаю 325-летия Московской духовной академии

15 октября 2010 г.

Своими размышлениями о пройденном историческом пути и о современных задачах старейшего высшего учебного заведения России Святейший Патриарх Кирилл поделился в видеообращении к преподавателям и учащимся, которое вошло в фильм, снятый киностудией МДА к юбилею Московских духовных школ.

Я хотел бы вас поздравить с замечательным юбилеем. 325 лет тому назад была создана Славяно-греко-латинская академия, которая стала родоначальницей Московской духовой академии. Действительно, мы празднуем юбилей старейшей школы — если принять во внимание всю историю образования в России, то история Московской духовной академии представляет собой наиболее продолжительный и даже, быть может, наиболее важный участок всей панорамы исторического развития высшего образования в нашей стране.

Московская духовная академия сегодня является ведущим богословским учебным заведением, которое воспитывает будущих архипастырей, пастырей, церковных руководителей, церковных работников, богословов. Перед школой стоят очень важные задачи, которые необходимо решать в контексте замечательной традиции, сформировавшейся за 325 лет. Вообще, высшая школа сильна традицией, без традиций высшей школы не существует, и в этом смысле Московская духовная академия обладает огромным потенциалом.

Как в прошлом, так и сегодня школа не только дает богословское образование, но и воспитывает. Для готовящихся к служению алтарю Господню это измерение образовательного процесса, связанное с воспитанием личности, является самым важным. Но воспитывая молодого человека духовно, приобщая к литургической, аскетической традиции Церкви, очень важно также развивать его интеллектуально.

Сегодня мы переживаем особый период жизни Московской духовной академии, как и особое время во всей системе богословского образования Русской Православной Церкви. Реформа, задуманная уже много лет назад, входит в свою завершающую, практическую фазу, что накладывает огромную ответственность, в первую очередь, на те учебные заведения, которые призваны осуществить намеченные преобразования и таким образом явить Церкви и обществу плоды реформы богословского образования в XXI веке.

Все вы хорошо знаете о том, что школа, в частности, реформируется в соответствии с требованиями Болонского процесса. Относительно Болонского процесса не прекращаются дискуссии, и весьма часто — критические. Я бы хотел выразить свое мнение по этому вопросу. В конце концов, процесс, будь то Болонский или Берлинский, который привел к формированию классической системы высшего образования в России в XIX веке, есть некая совокупность параметров осуществления воспитательного и образовательного процесса, есть некая форма. Форма важна, но решает не форма, а содержание. Мы можем построить все богословские школы по принципам Болонской системы и ничего не достичь — если внутри школ не будет развиваться живая, активная, творческая работа, если преподаватели будут безответственно относиться к своему делу, если между преподаванием и научным поиском по-прежнему будет пропасть.

Очень важно, чтобы новая модель, необходимая для того чтобы вписать нашу систему церковного образования в общую картину высшего образования в России и во всем мире, помогла раскрытию творческого потенциала, существующего в нашей Церкви и в нашем обществе. Поэтому на первом месте должно быть качество — качество преподавателя, качество профессора, качество студента. А сам по себе Болонский процесс призван лишь все это упорядочить и, как я уже сказал, вписать в существующую во всем мире систему высшего образования. Успех или неуспех реформы будет зависеть от всех нас. Как мы молимся на Литургии, от учащих и учащихся. Именно здесь и находится центр всей реформы; именно сюда и направлены все наши усилия.

Поэтому я хотел бы от всего сердца обратиться ко всем зде начальствующим, учащим и учащимся, всем, кто сегодня работает над воспитанием нашей церковной молодежи, всем, кто готовит пастырей XXI века, богословов, которым придется воспринимать многие и многие проблемы современного мира и находить на них пастырский и богословский ответ, проистекающий из нашего церковного Предания. Я желаю всем вам творческой энергии, внутренней силы. Я хотел бы призвать каждого из вас с огромной ответственностью и интересом относиться к тому, чем вы занимаетесь в стенах духовной школы. Живая творческая мысль, стремление к совершенству, обретение новых знаний, формирование своего внутреннего богатого мира — все это и является задачей, которая перед вами стоит. Если вы будет справляться с этой задачей, то вторично, в какой системе все это осуществляется, — первичны будут результаты. А Церковь ждет этих результатов, как ждет их мир, с интересом, с осторожностью взирающий на возрождение Русской Православной Церкви. Хотел бы пожелать всем вам помощи Божией в осуществлении того служения, которое каждый из вас несет сегодня в Московской духовной академии.

Патриархия.ru/Пресс-служба МДА

См.также:
Под знаком 325-летия академии [Статья] [03 августа 2011 г.]
Традициям верны [Издание] [06 декабря 2010 г.]
Новости за:
05.2024
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
15 февраля 2019 г.
15 февраля, в двунадесятый праздник Сретения Господня, архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника. На праздничном богослужении владыка ректор рукоположил студента МДА и сотрудника Учебного комитета чтеца Иоанна Захарова в сан диакона.
15 февраля 2019 г.
Издательство МДА представляет первый номер нового научного журнала Московской духовной академии «Праксис». Журнал объединяет публикации, соответствующие паспортам научных специальностей ВАК 26.00.00 (Теология) и 12.00.01 (Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве), и охватывает такие предметы, как каноническое право, литургика, пасторология, юридические науки, педагогика и т. д.
14 февраля 2019 г.
13 февраля 2019 года в Отделе внешних церковных связей состоялось заседание Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. В заседании принял участие ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий.
13 февраля 2019 г.
12 февраля в Большом актовом зале Московской духовной академии состоялась премьера фильма «Чудотворец» с презентацией профессора ВГИКа Станислава Михайловича Соколова, режиссера-постановщика картины.
Архиепископ Верейский Амвросий (Ермаков) [Статья]
Игумен Пантелеимон (Бердников) [Проповедь]
Чтец Сергий Палий [Проповедь]
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.