|
ТеодицеяПроповедь, произнесенная за Божественной литургией в Покровском академическом храме в Неделю по Рождестве Христовом, 8 января, в день празднования Собора Пресвятой Богородицы. 08 января 2012 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Еще вчера, возлюбленные братья и сестры, мы с вами радовались и ликовали, воспевая вместе с ангелами: «Слава в Вышних Богу!», еще вчера мы вместе с пастырями дивились, видя в яслях повитого пеленами Богомладенца, еще вчера вместе с волхвами мы следовали за таинственной звездой, указующей премудрости человеческой путь к Истине, еще вчера во граде Давидовом звучало радостное: «Вифлееме, веселися…»[1]. А ныне: «Глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание, и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть» (Мф.2,18). Ныне Святое Семейство по повелению Ангела совершает свой, полный опасностей, лишений и скорбей, путь в Египет, а вслед ему текут реки крови избиваемых в Вифлееме младенцев. Явление в мир Сына Божия, ознаменовавшееся в самом начале архангельским гласом: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» – в жизни Той, Которая стала вместилищем этого бесценного дара и неизреченной радости, сопровождалось и увенчалось невыразимыми скорбями, которые открыли душе Богоматери «помышления многих сердец» (Лк.2,35). Сколь мучительными для Пречистой и Пренепорочной Богоотроковицы были унизительные обвинения иудейских старейшин, заподозривших Ее в прелюбодеянии. Сколько физических мук пришлось Ей претерпеть во время путешествия из Назарета в Вифлеем. И какой душевной скорбью отозвался в Ее любящем сердце отказ жителей этого города принять Того, о Ком говорили пророки, Кого так долго ждал Израиль, но так и «не узнал времени посещения» своего (Лк. 19,44). Ждал Владыку, «Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2), а пришла бедная Отроковица, не имевшая даже платы за ночлег. Сын Божий приходит в мир тесным и скорбным путем самоуничижения. В то время как земные владыки появляются на свет в великолепных чертогах и повиваются драгоценными пеленами, Царь вселенной рождается в убогой пещере и полагается в ясли для скота. Пока иудейские левиты приносят обильные жертвы единому Богу, Сын Божий принимает жертву от чужестранцев, чтобы не погибнуть от голода во время изгнания в Египет. «Чем выше и чище, и безгрешнее существо, тем острее и мучительнее его страдания», – замечает митр. Вениамин (Федченков)[2]. Ни высокие титулы и звания, ни богатство и слава, ни обожание толпы, а скорби и болезни, поношения и уничижение, оклеветание и изгнание – признаки Богоизбранности. И чем полнее человек приобщается страданиям, чем более умаляется, тем обильнее вселяется в него благодать Господня, а с нею неизреченная радость и неотмiрный мир. Уничижение и обожение, κένωσις и θέωσις следуют одно за другим, как причина и следствие; скорбь и радость ведут человека по жизненному пути, сохраняя от падений в пропасть отчаяния и бездну гордыни. Уходящий год запомнился радостным для всего православного мира и неожиданным и непонятным для всего остального мира событием: миллионы наших соотечественников явили подвиг веры в своем горячем стремлении приобщиться к великой православной святыне – Поясу Пресвятой Богородицы. Из сокровенных глубин русского духа на какой-то миг вдруг проступила, казалось бы, давно забытая и призрачная, поруганная и оболганная, загубленная и погребенная без надежды на воскресение Святая Русь. Оказывается, ее несломленный дух живет в сердцах миллионов русских людей. Это стало открытием для нас самих, потрясением для афонских монахов, которые привезли святыню в Россию, и совершенно неожиданным и страшным ударом для врагов Православия. Поэтому с такой силой и ненавистью они обрушились на нашу страну, которую они считали порабощенной, на наш народ, который они цинично и методично растлевали, и на игумена Ватопедского монастыря, хранителя Пояса Пресвятой Богородицы, архимандрита Ефрема. И орудия борьбы с Богом у служителей тьмы остались те же, что и во все времена богоборчества: клевета и провокация, подкуп иуд и крики толпы. Охрипшие от злости сивиллы вновь пророчат России окаянные дни. Фальсификаторы истории очень дурно усваивают ее уроки: Россия непобедима, даже когда проигрывает, русские гнутся, но не ломаются, а кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. Нас пугают войнами и голодом, кризисами и коллапсами, общественной смутой и нестроениями. Но любое, даже самое лютое время, для уповающих на Бога становится благоприятным летом горячих молитв, подвигов милосердия, терпения и сострадательной любви. «Высшее услаждение – ради Христа быть ненавидимыми, изгоняемыми за веру в Бога, терпеть всякое оскорбление и позор», – учит преподобный Макарий Великий[3]. Поэтому у нас нет поводов для боязни и уныния: Господь попускает совершаться только такому злу, которое обратится в добро, такую скорбь, которая нам на пользу, и только такую печаль, которая непременно претворится в радость. Аминь!
[1] См. тропарь 3-й песни канона на утрени праздника Рождества Христова: «Вифлееме, веселися, князей Иудовых сый царь: Израиля бо пасый, на рамех херувимских, из тебе пройде Христос яве: и вознесый рог наш, над всеми воцарися». [2] Вениамин (Федченков), митр. Размышления о двунадесятых праздниках от Рождества Богородицы до Сретения Господня. М., 2006. – С. 255. [3] Преподобного отца нашего Макария Египетского духовныя беседы, послание и слова. Изд. 4-е. ТСЛ, 1904. – С.342. См.также:
О делах милосердия в Святочные дни [Новость]
[30 января 2013 г.]
Празничное настроение в Лавре [Фоторепортаж]
[17 января 2012 г.]
Святочные огоньки [Видеорепортаж]
[14 января 2012 г.]
Славление в Московской духовной академии [Видеорепортаж]
[11 января 2012 г.]
Рождественская открытка [Видеорепортаж]
[10 января 2012 г.]
Божественная литургия на Рождество Христово [Фоторепортаж]
[07 января 2012 г.]
Славление в Троицком соборе [Новость]
[07 января 2012 г.]
|
06 декабря 2018 г.
6 декабря 2018 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, престольный праздник домового храма воинской части в поселке «Совхоз». Священнослужители Московской духовной академии около 10 лет окормляют приход этого храма.
19 ноября 2018 г.
С 12 по 18 ноября состоялась поездка студентов 3 курса бакалавриата Московской духовной академии в Бежецкую и Весьегонскую епархию в рамках миссионерской практики. В течение недели студенты посетили школы, дома престарелых в Сандовском, Молоковском, Краснохолмском, Весьегонском, Сонковском районах.
18 сентября 2018 г.
19 сентября пройдет общее собрание сотрудников миссионерского отдела Московской духовной академии. Приглашаются желающие принять участие в миссионерском служении.
13 августа 2018 г.
C 31 июля по 12 августа 2018 г. трое студентов Московской духовной академии – иерей Рустик Лужинский (студент 2 курса магистратуры, отделения РДС), чтец Александр Сергеев и чтец Игорь Шкляр (студенты 4 курса бакалавриата) – по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря приняли участие в миссионерской поездке по Евпаторийскому благочинию Симферопольской и Крымской епархии.
|