АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Антилатинская полемика святого Григория Паламы


Даклад, прочитанный на Межвузовской студенческой конференции «Актуальные проблемы современной богословской науки».
29 сентября 2011 г.

Одним из первых ярких мыслителей восточного христианства, полемизировавшим с Западом по богословским вопросам, был Константинопольский патриарх Фотий (857-867, 877-886), являвшийся крупнейшей фигурой своей эпохи. На служение Церкви он был призван во второй половине своей жизни и просиял на этом поприще,  став непримиримым защитником  всего того, что именуется святоотеческой традицией Православия. В силу этого, вполне понятным становится его критика латинского богословия, положившая начало православному осмыслению проблемы Filioque. 

Его полемика с латинянами во многом предопределила тот ход, по которому пошло восточное христианство в богословских спорах с Западом. Эта тема будет подхвачена последующими византийскими богословами и приобретет особую актуальность в поздневизантийский период, отмеченный двумя униями – Лионской и Флорентийской.

В это время особое место в византийском богословии занимает святитель Григорий Палама (1296-1359) известный более как защитник исихазма в спорах в Варлаамом Калабрийским. Вместе с тем, в богословском наследии Григория Паламы особое место занимают и антилатинские сочинения.

Наиболее известны два антилатинских сочинения Паламы – «Два аподиктических слова об исхождении Святого Духа» и «Против Векка».

В аподиктических трактатах Григорий Палама писал о первичности ипостасей по отношению к сущности. Латинское учение о двойном исхождении Святого Духа он считал нарушением свойств ипостасей, т.к. изведение является ипостасным  действием исключительно Отца.  Следуя  латинскому учению,  Дух равным образом обладая такой же единственной природой должен был бы исходить и Сам из Себя. Святитель пишет, что если Сын – непосредственно от Отца, то непосредственно от Отца и Дух; и если Сын – не от Духа, то и Дух – не от Сына; и если Сын – от одного Отца, то и Дух – от одного Отца. Начало является триипостасным и одной природы. Так как природа является общей, то Дух обладает тем же началом. Святитель пишет: «Что принадлежит Отцу и Сыну, то же и богоначальному Духу прилагается как общее достояние и в равной степени»[1]. Если же общим Отцу и Сыну является изведение, то оно является общим и Духу, и Троица будет четверицей, и Дух изведёт другого духа. Сын имеет всё, что принадлежит Отцу, кроме того, чтобы быть Ему началом и виновником божества Духа. Следовательно, от одного только Отца исходит Дух Святой, – как и Сын от одного Отца рождается, – и непосредственно соприкасается с Отцом по Своему существованию. Сын и Святой Дух вместе от Присносущного, друг в друге существуя и друг другу принадлежа, и друг через друга неслитно и несмесно проходя.

 Григорий Палама в своих сочинениях отвечает на вопрос, почему Сын чаще всего воспевается нами после Отца, а Дух – после Сына? Отец – причина  Единородного Сына, а о Духе говорится после Сына, так как человек не может языком своим произнести сразу два имени вместе, как Они вместе произошли от Отца. Святитель пишет: «Если прежде Сына положим Духа соединенным с Отцом, то Дух будет казаться Сыном, ибо имя «Отец» сразу же приводит вместе с собой на ум и Сына; а если за Духом положим Сына, то сделаем, что Дух будет считаться Отцом, ибо Сын есть Сын Отца и вместе с Собой приводит на ум Отца. … Когда Сын полагается близ Отца, то этим и сохраняется Его единородность, и не препятствуется Духу быть исходящим от Отца»[2].

Далее Палама обращается к критике утверждения латинян о том, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына, так как об этом, по их мнению, свидетельствует Сам Христос: «Приимите Духа Святого» (Ин.  20:22). Святитель, напротив, утверждает, что Христос подал посредством дуновения энергию Духа, а не самую Его природу или Ипостась, так как природа или Ипостась абсолютно неделима.

 Ипостась Отца является активным началом Божественного единства. «Бог един, – пишет св. Григорий, – не только потому, что Его природа едина, но и потому, что к одному единственному Лицу восходят Те Лица, что из Него. … Природа едина в Трёх, и это – Бог; но их единство – Отец»[3]. Святитель пишет, что если латиняне  принимают, что Отец и Сын составляют один и тот же  источник Духа, они должны также признать, что Сын единоипостасен Отцу.

Эта тема святителем развивается на всём протяжении Аподиктических трактатов.

Григорий Палама говорит в своих сочинениях о том, что святоотеческие писания, кажущиеся наиболее благоприятными для латинского учения, вовсе не утверждают, что Дух исходит от ипостаси Сына, но от природы Сына. А от природы исходит энергия, а не ипостась. Действительно, невозможно оспаривать те места святоотеческих писаний, являющиеся предметом этих рассмотрений, которые своим контекстом стремятся доказать божественность Сына посредством сотериологического довода: только Бог может даровать дар  Духа, следовательно, Христос есть Бог, у Него общая с Отцом природа. Кроме того, Filioque было первоначально провозглашено в качестве антиарианского довода. Из этого Палама выводит заключение, что поскольку «излияние» Духа от Отца и Сына есть доказательство  единосущности, только энергия, а не Божественная ипостась может исходить из этой общей сущности, ибо ипостась Духа сама причастна ей и не может происходить сама из себя. Ипостась Духа не является и не воплощается, как ипостась Сына, а являет Сына. Чтобы доказать, что энергия совершенно отлична от сущности, Григорий Палама старается показать в своих сочинениях, направленных против латинян, что благодатные дары Духа, даруемые нам по благодати, не суть сама ипостась Духа; эта последняя не сообщалась ни в Пятидесятницу, ни в духовных дарах, упоминаемых в Новом Завете.

Григорий Палама в своих антилатинских сочинениях пишет о том, что для  Единой, Святой и поклоняемой Троицы божественные энергии и силы являются общими, посредством которых Бог  обитает в достойных и познается человеком через них. Какими являются энергии, источник  которых сам Бог, святитель отвечает цитатой из Василия Великого: «Каковы же суть энергии Духа? Неизреченны по величию, неисчислимы по множеству»[4].

Дух Святой  посылаемый и от Сына, Он является только, а не исходит. Ведь и Сын был  прежде послан Святым Духом и Отцом, об этом говорит Священное Писание: «Господь посла Мя и Дух Его». Поскольку Сын посылается в мир Отцом и Святым Духом, то согласно латинянам Он имеет рождение от Них Обоих. И Святой Дух посылается от Обоих в мир, то следовательно и исходит  от Них. Но ведь послание Отцом Сына для спасения мира не есть рождение и уж тем более – не предвечное рождение; так и даяние или послание Сыном Святого Духа не есть исхождение, и тем более прежде веков от Отца и собезначальное Отцу.

 Святитель пишет, что Дух, будучи Богом, был послан от Отца, то следует понимать это послание, как благоволение. Благоволение же есть благое хотение. Латиняне полагают это послание тождественным исхождению, и получается, что исхождение согласно им является хотением. А поскольку Святой Дух имеет бытие посредством исхождения, то значит, по их мнению, Он обладает бытием посредством хотения. Тогда Святой Дух не является нетварным, ибо Бог произвел Его, как и тварь, посредством хотения, а не путем естественного возникновения. Так как Бог тварей произвел не путём естественного возникновения, а посредством хотения. 

Григорий Палама далее опять цитирует Василия Великого: «То, что Дух явился через Сына, апостол сделал явным, наименовав Его Духом Сына»[5]. Как единородный и единосущный Дух мог называться Духом Сына, как тот же самый Василий Великий говорит: «Духом Христовым  (Он) называется как по природе обитающий в Нём»[6]. Дух Святой по сущности есть Бога и Отца, так же по сущности Он есть и Сына, Он един Сыну  исходит от Бога и Отца.

В своих сочинениях Григорий Палама приводит цитату Григория Богослова: «Всем, что принадлежит Отцу, обладает Сын, кроме нерожденности»[7]. Итак, поскольку Он обладает всем принадлежащим Отцу, кроме одной только нерожденности, то как же не будет Он обладать и свойством изводить? Первопричиной является только Отец, и все, что имеет Отец принадлежит Сыну, кроме причины, то есть кроме  того, чтобы и Ему быть причиной божественности. Следовательно Святой Дух исходит от Одного Отца. Святитель пишет, что если один только Отец – Причина и единственное  Начало и Источник божественности, то никакая из других Ипостасей не является причиной, началом и источником божественности. Тем не менее, если при том, что причина божественности  созерцается, согласно латинянам, в двух Лицах, ничто не мешает называть одного лишь Отца Причиной божественности.  Если нерожденность применительно к Богу всегда и везде указывает на причину, то рождение будет указывать на то, что Рожденное не может ни каким образом быть причиной божественности, как и исхождение. Если же Сын не является причиной божественности, то как Дух будет от Него? И Сам ведь Господь, говорит: «Егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит» (Ин. 15:26). Эти слова Спасителя  указывают на то, что отличительным признаком  Духа является  исходить, а Отца – изводить, потому что оба эти признака для Них – ипостасные свойства, а ипостасное является отличающимся. Не имея ничего общего с Отцом в том, что относится к отличающим Его признакам, Сын не будет обладать и свойством изводить.

Дух Святой прежде веков обладает в качестве особенности своеобразного бытия тем, что исходит от Отца, единой Источной Божественности, не уступая  ни  в  чем   Давшему Ему бытие, не отличающимся нисколько от Него, разве только ипостасными свойствами. Таким образом, будучи от Отца, Он никогда не отступает от Него, и не в меньшей степени Он сущностно и нераздельно соединен с Сыном, почивая в Нем и пребывая в Нем естественным образом, так как Он является Хранителем Духа.

 «Через Сына» говорится о Духе Святом в том смысле, что Он через Сына подается святым, не как предвечно исходящий, но тогда, когда Сын благоволит, чтобы Он был  явлен, и как благоволит  Сам являемый, так как не сама по себе сущность и ипостась божественного Духа  является. Палама богословствует о Святом Духе, как о происходящем от Сына и через Сына; ведь при одной и той же сущности будет одна и та же воля. Дух Святой является не природным образом, а по благодати, так как человек может соединиться с Богом только энергийно, сущность не познаваема.

Исхождение применительно к Святому Духу не всегда означает Его предвечное бытие от Отца, но бывает явление во времени. Духа может испускать из Своей сущности Сын, но это носит временный характер. Следовательно, не Бог будет исходить, но благодать.

В одном ряду с «Аподиктическими словами» стоит небольшое произведение Григория Паламы «Против Векка», в некоторых своих местах представляющее из себя дословное заимствование из «Слов», а в других построенное на цитировании тех же самых святоотеческих авторов.  Это сочинение написано было намного позже «Аподиктических слов», и состоит из комментариев латинян и контраргументов святителя.

Григорий Палама пишет, о том, что латиняне заблуждаются, считая божественную благодать оторванной от божественной природы. Однако из того, что божественная энергия неотделима от божественной природы, не следует, что энергия природы является самой природой, ничем от нее не отличаясь. Божественная энергия – от божественной природы, и в ней, также созерцается, но не существует сама по себе; а божественная природа – не от энергии, но существует сама по себе и является источником божественной энергии. Духа Святого называют сущим не от ипостаси Сына, а от природы Сына. Сын является единственным каналом, по которому освящающая благодать изливается на нас, так как Он один воплотился.

Таким образом, мы видим, что несмотря на малый объем и кажущуюся незначительность, антилатинские сочинения Григория Паламы составляют единое целое с предшествующим святоотеческим опытом осмысления латинского богословия. Традиция, начатая Константинопольским патриархом Фотием, была продолжена последующими византийскими  богословами, что позволило дать четкое православное понимание степени отклонения католичества от Священного Писания и Предания Церкви.  

[1] Григорий Палама. Два аподиктических слова об исхождении Святого Духа. Краснодар, 2006. С. 12.

[2] Там же. С. 19-20.

[3] Григорий Палама. Два аподиктических слова об исхождении Святого Духа. Краснодар, 2006. С. 25.

[4] Васлий Великий. О Святом Духе. Ч. 3. М., 2000. С. 306.

[5] Василий Великий. Против Евномия. Ч. 3. М., 1999, С. 198.

[6] Василий Великий. К Амфилохию о Святом Духе. М., 2000. С. 301.

[7] Григорий Богослов. Слово 41. М., 2000. С. 581.

 

См.также:
23 марта 2017 г.
Вот уже на протяжении шести лет при Московской духовной академии существует Спортивно-туристический клуб в честь пророка Божия Илии. Основная цель Клуба – создать пространство для искреннего и неформального общения между преподавателями, студентами Академии, а также их близкими.
17 августа 2016 г.
Подборка составлена редакцией  портала Предание.ру на основе опыта многолетнего сотрудничества
27 мая 2016 г.
В Московской духовной академии прошло занятие по теме «Дистанционный контроль. Возможности по сбору и анализу информации об учебном процессе».
30 марта 2016 г.
В рамках обеспечения дистанционного контроля выпускных экзаменов и защит квалификационных работ прошло подготовительное занятие.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.