АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Актуальные вопросы современной библеистики. Отчет о работе секции.


2-3 мая состоялась конференция «Актуальные проблемы современной богословской науки». Председатель секции «Актуальные вопросы современной библеистики» Михаил Всеволодович Ковшов подготовил отчет о работе секции.
04 мая 2011 г.

Барицкий Димитрий, иерей (МДА). «Типология в творчестве прп. Симеона Нового Богослова».

У преподобного Симеона наиболее распространена профетическая типология, возможная в силу онтологического единства образа и первообраза. Образ всегда менее совершенен, чем первообраз. Последний представляет собой некое запланированное событие в соответствии с Божественным промыслом. Усмотреть это типологическое прообразование можно лишь в богословском озарении — феории. По выводу докладчика, типологическая интерпретация — не просто толковательная методика, но особое видение, связанное с действием Святого Духа.

Ротко Елисей, иерей (СПбДА). «Вопросы датировки и авторства книги Премудрости Соломона в современной западной библеистике».

Докладчик обрисовал широкий ближневосточный контекст для всей ветхозаветной учительной литературы, к жанру которой принадлежит книга Премудрости Соломона. Появлению библейской учительной литературы во времена Соломона предшествовала полуторатысячелетняя ближневосточная традиция.

Особый интерес вызывают первые 10 глав книги, в которых размышления автора выражаются с помощью такого лит. параллелизма. Первые пять глав посвящены вопросам эсхатологии, в главах с 6 по 10 говорится о мудрости как о метафизической реальности.

Самое древнее мнение о писателе книги приписывает ее авторство Соломону. Этой точки зрения придерживались многие святые отцы. По выводу докладчика, книга была написана неизвестным автором в конце III в. до Р.Х., хотя не исключается возможность ее написания в I в. Местом написания была Северная Африка, скорее всего, Египет.

Овчаров Александр (Институт теологии им. свв. Мефодия и Кирилла). «Богословие Логоса в 1-ой главе Евангелия от Иоанна как опыт для построения современной церковной проповеди».

Автор предпринял попытку рассмотреть категорию Логоса с точки зрения церковной миссии. Новозаветные авторы наполнили понятие Логоса совершенно новым содержанием, которое гораздо ближе к иудейскому богословию Премудрости. Благодаря такой творческой рецепции христианское учение было изложено понятным для греко-римского мира философским языком.

Церковная проповедь сегодня также должна сделать православное вероучение понятным и доступным для каждого человека. По выводу докладчика, опыт восприятия термина Логос св. евангелистом Иоанном Богословом должен служить примером для православной миссии сегодня.

Горбунов Сергей (МДА) «К вопросу о теоретическом обосновании методов филологического анализа послания к Евреям».

На данном этапе развития отечественной библейской науки существует благоприятная возможность использования новейших филологических методов в библеистике. С. Горбунов предлагает воспользоваться достижениями лингвистики текста для поиска решения проблемы атрибуции послания к Евреям.

Новые подходы в анализе стиля должны стремиться к раскрытию творческих способностей автора. В таком случае есть возможность соотнести данные стилистического анализа с внешними (или компаративными) свидетельствами о личности писателя и сделать вывод о наиболее вероятном авторстве. По выводу докладчика, анализ стиля послания не позволяет сделать однозначный вывод о невозможности написания апостолом Павлом послания к Евреям.

Смирнов Антон (Сретенская ДС). «Святоотеческий обзор типологического толкования основных эпизодов сорокалетнего странствования Израиля в пустыне».

Дав определение типологическому толкованию согласно работе И.Н. Корсунского «Новозаветное толкование Ветхого Завета», докладчик подробно рассмотрел типологическое толкование книги Исход святыми отцами, наиболее подробно остановившись на экзегезе свт. Кирилла Александрийского.

Андреев Алексей (ПСТГУ). «Вклад Эдварда П. Сандерса в изучение богословия святого ап. Павла».

На Западе послания апостола Павла долго читались сквозь призму Протестантизма, вследствие чего основное внимание уделялось учению об оправдании верой. Кроме того, со времен Лютера, которые в конце своей жизни поменял отношение к иудаизму на резко негативное. Эти тенденции сохранялись вплоть до Дж. Мура и Клода Монтефиоре, которые вместе с У. Дэвисом оказали определяющее влияние на Э.П. Сандерса.

В работах Сандерса иудаизм перестает быть религией сухого законничества, а апостол Павел представлен правоверным палестинским иудеем. Фундаментальная идея Сандерса — номизм завета. Согласно данной концепции, в палестинском иудаизме человек может быть спасен только благим произволением Самого Бога, но никак не благодаря собственным заслугам человека. Апостол Павел перенес данную концепцию в христианство. Согласно данной концепции, главным условием спасения в иудаизме было оставаться в завете

Зубов Сергей (МДА). «Внебиблейские параллели книги Иова».

Ближневосточная учительная литература представляет множество разнообразных параллелей книги Иова. Некоторые авторы указывают на возможные параллели в греческой литературе. Эти факты бросают тень на аутентичность книги Иова.

Докладчик подробно рассмотрел параллели книги Иова в литературе Шумера, Аккада, Египта, а также Древней Греции.

По выводу докладчика, писатели разных народов могли независимо написать схожие истории, с другой стороны, несколько разных авторов могли описать одну и ту же историю. Все приведенные параллели блекнут в сравнении со стилем, формой и богословской глубиной книги Иова.

Заседание секции завершилось совместной молитвой.

См.также:
23 марта 2017 г.
Вот уже на протяжении шести лет при Московской духовной академии существует Спортивно-туристический клуб в честь пророка Божия Илии. Основная цель Клуба – создать пространство для искреннего и неформального общения между преподавателями, студентами Академии, а также их близкими.
17 августа 2016 г.
Подборка составлена редакцией  портала Предание.ру на основе опыта многолетнего сотрудничества
27 мая 2016 г.
В Московской духовной академии прошло занятие по теме «Дистанционный контроль. Возможности по сбору и анализу информации об учебном процессе».
30 марта 2016 г.
В рамках обеспечения дистанционного контроля выпускных экзаменов и защит квалификационных работ прошло подготовительное занятие.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.