|
Отношение святителя Феолипта Филадельфийского к отделяющимся от ЦерквиА. Г. Тхелидзе (Стажер МДА) Доклад, прозвучавший на Межвузовской студенческой конференции «Актуальные проблемы современной богословской науки», которая проходила в Московской духовной академии 2-3 мая 2011 года. 07 июля 2011 г.
С древнейших времён осуществляется диалог с теми христианами, единство с которыми было утеряно. И теперь, для более ясного уразумения того, как следует вести диалог с таковыми, надлежит, на наш взгляд, внимать тому, какие отношения формировались у святых Отцов с отдалившимися от Православия. В частности, немаловажно уяснить позицию святителя Феолипта по отношению к оказавшимся вне единства с Вселенской Церковью. Святитель Феолипт Филадельфийский жил на рубеже XIII-XIV вв.[1] Он был священнослужителем Константинопольского Патриархата. В это время на территории данной Поместной Церкви были заметны три крупные партии, каждая из которых боролась за право считаться Истиной Церковью: 1) официальная Церковь; 2) партия униатов; 3) партия арсенитов. Филадельфийский святитель, сын официальной Церкви, не находился на периферии церковных проблем своего времени. В 25-летнем возрасте он оказался в темнице из-за того, что не принял унии, заключенной с латинянами[2]. Никифор Хумн сообщает о том, что будущий митрополит предстал пред императором Михаилом VIII, который пытался склонить праведника к приятию унии. Феолипт, проявивший стойкость, подвергся наказаниям и вскоре был выпущен[3]. Арсениты же представляли собой движение, состоящее из людей, взявших на свои знамёна имя святого патриарха Арсения Авториана, которого незаконно сместил Михаил Палеолог[4]. Они не стали поминать патриарха Иосифа, которого арсениты считали ставленником Михаила и потакателем его беззаконий[5]. Но противостояние унии со стороны святителя Иосифа, а также причисление им Арсения к сонму святых, показали, что патриарх не является слепым и жалким потворщиком в прихотях императора. И если Арсений в своей анафеме отлучал всех, кто споспешествует императору в его беззакониях[6], то отныне стало окончательно видно, что Иосиф не относится к таковым. Исчезли и причины, породившие раскол. Ведь арсениты с самого начала не были против восшествия на первосвятительскую кафедру Иосифа[7]. Они были против приятия в Церковь Михаила Палеолога, которого отлучил Авториан за ослепление малолетнего Иоанна IV Ласкариса и узурпацию престола. И вот, Палеолог вновь отлучён. Если даже допустить мысль о том, что Иосиф был вне Церкви (как мыслили арсениты) ввиду общения с Михаилом, то это общение было пресечено во время унии. Арсениты, считавшие Иосифа отлученным от Церкви, теперь имели право, оставаясь верными своим взглядам, примириться с Иосифом, игнорируя отлучение покойного Арсения, т.к. 32 апостольское правило разрешает принимать епископа после того, как умрет отлучивший его. «Аще который пресвитер, или диакон от епископа во отлучении будет: не подобает ему в общение приняту быть иным, но только отлучившим его; разве когда случится умереть епископу отлучившему его»[8]. Святитель Феолипт, как говорилось выше, ещё во время унии понёс исповеднический крест. Тем самым он свидетельствовал о том, что представители официальной Церкви являются неменьшими ревнителями за чистоту Православной веры. И своим противостоянием унии он явился апологетом официальной Церкви перед арсенитами и теми, кто не определился, к кому примыкать. Ведь для простолюдина исповеднический подвиг является бόльшим свидетельством о том, на чьей стороне правда, нежели логичное каноничное обоснование правоты. А арсенитское движение черпало свои силы в первую очередь из простого народа и монашеской среды[9]. Примечательно, что во времена Андроника II, когда уния была расторгнута, а патриархом стал Григорий Кипрский, арсениты примирились с Церковью. Притом ни арсениты, ни сторонники патриарха Иосифа покаяние не приносили. И святитель Феолипт, как и иные епископы, такое примирение признал. И более того, оригинальной была позиция святителя Феолипта во время споров о вечном «воссиявании» Святого Духа[10]. Не будем вдаваться в догматические вопросы тех споров особо глубоко. Отметим лишь, что Григорий Кипрский, дабы правильно толковать Дамаскина, предложил учение о вечном «воссиявании» Святого Духа в Сыне[11]. Филадельфиец с самого начала подписал Томос 1285 г, составленный Григорием, в котором тот излагал свои взгляды[12]. На Томос напали «ревнители», преимущественно из числа арсенитов[13]. Они желали или вовсе отринуть Томос, или исказить его. И во многом благодаря твердости Феолипта не удалось выступающим против Томоса изменить его текст[14]. Ревнители, считая патриарха еретиком, требовали его низвержения. Феолипт же, считая патриарха православным, также требовал его отставки, ведь удаление Григория Кипрского было необходимым условием для сохранения мира в Церкви. Феолипт Филадельфийский «заявил, что сохранение всеобщего единства и благобытия всей Церкви более ценно...», нежели интересы отдельных партий[15]. Сам Григорий Кипрский также осознавал, что его личные желания должны уступить место делу устроения всей Церкви. Из-за этого он, как и обещал, без боя покинул кафедру после того как святитель Феолипт Филадельфийский в присутствии сената, духовенства, монашества и почетных горожан прочитал акт оправдания патриарха, свидетельствовавший о православности Григория Кипрского[16]. Патриарх был низвергнут в значительной мере в угоду арсенитам[17]. Из этого явствует, что Феолипт понимал необходимость церковной икономии. И более того, в своих антиарсенитских трактатах святой Отец указывал на то, что раскольники, следуя акривии, уподобляются иудеям, которые, держась буквы Закона, распяли Христа[18]. Почему же святитель Феолипт, склонный к икономии, не пошел тем же путем в 1310 году? Ведь он не признал тогда примирения с арсенитами[19]. Это было следствием его экклезиологических или «церковно-политических» воззрений? Проф. А.И. Сидоров указывает, что митрополит Феолипт в одном из своих антиарсенитских трактатов предлагает осмысление того, как повлияла уния на арсенитов[20]. Филадельфиец признает заслуги арсенитов в борьбе с ересью «латиномыслящих»[21], однако указывает, что после истребления этой ереси раскольники отнюдь не обратили свои мысли к Богу, не возблагодарили Его, поддержавшего и укрепившего их в борьбе с еретиками, а стали приписывать победу собственному разумению и силе. Поэтому, преисполнившись гордыни, они отвернулись от всего священства, сохранившего Православие. Таким образом, гордыня «в радостном хороводе закружила души»[22] тех, которые, казалось, были свободными от еретического заблуждения. В результате упования лишь на собственную способность суждения, гавань, в которую они укрылись от шторма ереси, стала местом их крушения. И, как говорит Святитель, лучше было бы раскольникам быть покрытыми волнами догматических нововведений, чтобы, убедившись в собственной немощи «воскреснуть через покаяние», чем «прямо плыть к бедствию гордыни» и впасть в неизлечимый недуг, вызванный тем, что ум их не способен направиться ко благу[23]. Из этого исследователь делает предположение, что раскол по Феолипту порой бывает хуже ереси[24]. Письменное наследие Святителя, касающееся проблем, связанных с арсенитами, невелико, и эксплицировать его экклезиологические воззрения весьма сложно. Мы посмеем лишь предположить, что возможно и иное осмысление слов свт. Феолипта. Раскол хуже ереси, в которой человек раскаялся. Феолипт ведь не говорит: «пусть бы лучше арсениты оставались в унии», но разумеет, что лучше бы было арсенитам попасть в ересь, и, убедившись в своей немощи, воскреснуть из неё. Отметим также, что Феолипт ересь называет смертью, из которой возможно воскреснуть, а раскол всего лишь болезнью[25]. Мы дерзаем считать, что аргумент, приведенный исследователем, не вполне достаточен для того, чтобы сделать вывод о том, что Феолипт считал, раскол явлением, которое порой хуже ереси. В антиарсенитских трактатах Феолипт в некоторых случаях выказывает своё желание видеть арсенитов вернувшимися в Тело Церкви. Из таких его утверждений можно заключить, что для Феолипта раскольники находятся вне Церкви[26]. В иных же местах Феолипт призывает преодолеть «разделение Тела Церкви»[27]. Из его высказываний, на первый взгляд, сложно сделать однозначный вывод: считал ли Феолипт раскольников частями единого Тела Христова, которое ныне растерзано и поделено на два, или же относил их к находящимся вовсе за пределами Тела Христова. Мы приводим таблицу, в которой изложены все цитаты из антиарсенитских трактатов святителя, касающиеся вопроса о том: видел ли Феолипт арсенитов частями единой Церкви, или считал, что они вне Тела Христова. В левом столбце помещены цитаты, из которых возможно заключить, что арсениты – часть разрозненной Церкви, в правом же – те цитаты, из которых явствует, что арсениты вне Церкви.
Феолипт призывает проявлять «усердие в собирании и единении членов Христовых, в приведении верных в единое Тело Церкви»[51]. Из этих его слов можно заключить, что раскольники тоже являются верными членами Христовыми, среди которых нет единства. Но тут же Феолипт говорит, что вследствие такого усердия «Тело Церкви возрастает, члены его соединяются в целостность»[52]. Эти же слова удобнее разуметь так, что раскольники возвращаются в Церковь, от чего она численно увеличивается. Весьма удивительными кажутся нам замечания Феолипта о том, что следует в храмах молиться за арсенитов[53], а также тот факт, что Феолипт называет арсенитов разделяющими единое Тело Церкви. Ведь арсенитская схизма принесла в этот период религиозному миру Византии больше проблем, нежели это сделали ереси. Феолипт, всю жизнь проводивший в борьбе с арсенитским расколом[54], был вынужден подчеркнуть вредоносность разделений[55], и неудивительно, что он употреблял в адрес арсенитов самую резкую риторику. По святителю Феолипту раскольники члены Тела Христова, но члены отсеченные. Раскол же есть отпадение от Церкви. Но это отпадение есть не мгновенный акт, по мучительный процесс умирания, а отпавшие суть гниющие члены, отсекающиеся от Церкви[56]. Особливо это явствует из следующих его слов. «Будучи твоими братьями, мы оплакиваем твое отделение [от Церкви]. Как [сродственные] тебе члены, мы страдаем твоею раною. Мы желаем твоего возвращения прежде, чем смертельная гангрена распространится в тебе. Выбор между жизнью и смертью дан тебе. Ныне нет независящих от тебя обстоятельств, препятствующих твоей воле к здравию; но добродетельный выбор исцелит твою немощь. Если воля и избавляется от болезни, но ты её вновь [направляешь на недолжное], то ты сходишь во ад. Пока весы перемен находятся в твоих руках, яви свое расположение к возрождающей Церкви»[57]. Для Феолипта существует различие между удаляющимися от Церкви и пребывающими вне Её. Первые губят себя, вторые же погибли окончательно[58]. Какими же внешними признаками можно узреть отпадение от Церкви? Мы выделяем у святителя Феолипта два таких критерия. 1. Прекращение Евхаристического общения с православным духовенством, особенно же с епископами и не внимание их назиданиям. 2. Отступление от правой веры, т.е. заблуждение в догматах. И достаточно всего одного фактора, чтобы отпасть от Церкви. Теперь постараемся аргументировать свою позицию о двух признаках отпадения от Церкви по Феолипту. 1. Святитель Филадельфии сетует, что раскольники не принимают Тела и Крови от законных пастырей[59]. Святитель вопрошает: если Тело и Кровь Христовы поистине являются, как и именуются Телом и Кровью, священнодействуемыми православными священниками, то не приемлющий Их, не считает ли ненавистными? По Феолипту, не находящийся в общении с православными пастырями, и не признающий их Евхаристии, отделяется от Христа, судит и обвиняет Его, ударяет Господа, наносит Ему пощёчину, насмехается над Ним и осмеивает Его[60]. Также Феолипт утверждает, что не признающий законной Евхаристии попирает Тело и Кровь Христа, относится ко Господу как к простому человеку, усваивает хульные мнения, нрав и речи неразумного разбойника, пронзает ребра Спасителя, подносит Господу желчь и уксус, а также является более коварным, нежели иудеи.[61]Естественно, что в их обществе нет Св. Духа, ведь иудеи отвергши Христа, лишились даров. Апостолы же получили благодать Святого Духа, которая пребывает в Церкви[62]. Благочестивым же людям подобает отсекать сразу же всякую мысль о расколе[63], и следует признавать законных пастырей[64], принимать от них Святые Дары[65], восклицая «Я же в церквях гряду благословить Лице Твое, насыщусь причастием неоскверненных Твоих Таинств»[66]. Ведь законный епископ есть посредник между Богом и людьми[67], а нерадивая жизнь священников не может служить причиной для отпадения от Церкви[68]. 2. Если же пастырь неправильно учит в догматах и пленён ересью, то удаление от такого пастыря – поступок хороший, но следует прежде проверить, действительно ли он в ереси[69]. Святитель славит тех, кто пребывает в послушании догматам[70], а взгляды униатов прямо именует ересью[71], и утверждает, что Христос зрится главой пребывающих «в единой вере, едином разуме, единой Церкви»[72]. Исходя из сказанного выше, мы считаем, что причиной непризнания святым Феолиптом в 1310 г. примирения арсенитов с Церковью послужил не один фактор. Его экклезиологические воззрения дают повод к такому видению ситуации. Арсениты суть члены, отсеченные от Церкви. Отсеченные же органы подвержены гниению. Для того чтобы отсеченные вернулись в Церковь, нужно чтобы они принесли очистительное покаяние, иначе их присоединение и для них не принесет пользы, и иным послужит искушением. Видимо, здесь может идти речь и о степени повреждения. Ведь святитель Феолипт признавал былые примирения арсенитов до того момента, пока они окончательно не выродились в маргинальное течение. Также следует помнить, что сама форма примирения с арсенитами была обставлена так, словно официальная Церковь признала свою неправоту. Т.е. не они примкнули к Церкви, а члены Церкви перешли в их раскол. С раскольниками же Феолипт не захотел общаться. Да и для паствы филадельфийской, видимо, это не было полезно. Подводя итоги, мы заключаем, что святитель Феолипт считал отделяющимися от Церкви тех, кто не приемлет Святых Таин от законных пастырей или погрешает в догматах. Но это отделение является не мгновенным актом, а постепенным процессом. Филадельфийский архипастырь вёл диалог с таковыми, молился о них. Не гнушался ересь прямо именовать ересью, а раскол расколом, но при необходимости считал нужным прибегнуть к икономии, т.к. благо Церковное почитал более, нежели строгое соблюдение канонов. [1] Sinkewicz R. E. Life and Works of Theoleptos // Theoleptos of Philadelphia. The Monastic Discourses / A Critical Edition, Translation and Study by R.E. Sinkewiсz. Toronto, 1992. P. 2, 17. [2] Пржегорлинский А.А. Митрополит Филадельфии Феолипт и византийская Церковь его времени // ΣΤΡΑΤΗΓΟΣ. Сборник статей в честь Владимира Васильевича Кучмы / отв. редактор С.Н. Малахов; сост. Н.Д. Барабанов. Армавир, 2008. С. 127. [3] Νικηφόρου τοῦ Χοῦμνου ἐπιτάφιος εἰς τὸν μακάριον ἀγιότατον μητροπολίτην Φιλαδελφείας Θεόλεπτον, ἐνῶ διὰ βραχέων ἔλεγχος καὶ τοῦ λατινικοῦ περὶ τῆς τοῦ παναγίον πνεύματος ἐκπορεύσεως δόγματος, πρὸς ὅ καὶ ἀυτὸς στερρῶς ἀντέσχε καὶ τά μεγάλα νεανικῶς ἠγωνίσατο // J.F. Boissonade. Anekdota graeca. Paris, 1829-1833. - Repr.: Hildesheim, 1962. T. 5. P. 204-206. [4] Барабанов Н.Д. Арсений Авториан // Православная энциклопедия. Т. III. М., 2001. С. 424. [5] Жаворонков П.И. Арсенитский раскол // Православная энциклопедия. Т. III. М., 2001. С. 424. [6] Arsenius Autorianus. Testamentum. // Patrologiae cursus completus. Series graeca / Ed. J.-P. Migne Paris, 1856-1866. Col. 947-958. [7] Троицкий И. Е. Арсений и арсениты // Христианское чтение. 1867.№ 5 С. 834-835. [8] Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. СПб. 1912. – Репринт: М., 1994. Т. 1. С. 96.[9] Συκουτρὴς Ι. Περὶ τὸ σχίσμα τῶν Ἀρσενιατῶν // Ἑλληνικά . 1929. Τ. 2. Σ. 306. [10]Пржегорлинский А.А. Митрополит Филадельфии… С. 133.[11] Лурье В.М. Взаимосвязь проблемы Filioque с учением об обожении у православных богословов после святого Фотия. < http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=844 > (Copied 1.05.2010) [12] Троицкий И.Е. Арсений и арсениты… С. 1089.[13] Никифор (Казаков), иерод. Жизнь, Труды и богословские воззрения патриарха Григория II Кипрского: Дис. …канд. богословия. Сергиев Посад, 2002. С. 45. [14] Пржегорлинский А.А. Византийская Церковь на рубеже XIII – XIV вв. Деятельность и наследие св. Феолипта, митрополита Филадельфийского. СПб., 2011. С. 42.[15] Paradakis A. Crisis in Buzantium. The «Filioque» Controversy in the Patriarhate of Gregory II of Ciprus. New York. 1983, P. 133. [16] Троицкий И.Е. Арсений и арсениты… С. 1108.[17] Пржегорлинский А.А. Антиарсенитские трактаты св. Феолипта Филадельфийского. // Мир Православия: Сб. ст. Волгоград, 2004. Вып. 5. С. 127. [18] Феолипт Филадельфийский, святитель. Слово, обращенное к истинно-христианской полноте Филадельфии, восхваляющее и одобряющее проводящих дни свои в Церкви, внимающих Священному Писанию и со страхом приступающих к Божественным Таинствам; в то же время порицающее и увещевающее к обращению тех, которые удаляются от общения с православными христианами и отдаляют себя от Церкви/ Пер. с др.-греч., примеч. А. А. Пржегорлинского // Мир Православия: Сб. ст. Волгоград, 2004. Вып. 5. С. 150.[19] Κοντογιανοπούλου Α. Το σχίσμα των Αρσενιατόν (1265-1310). Συμβολή στην μελέτη της πορείας και της φύσης του κινήματος // Βυζαντιακά . 1998. Τ. 18. Σ. 232. [20] Сидоров А. Святитель Феолипт Филадельфийский: его эпоха и его учение о Церкви (на материале «Двух слов против арсенитов») // Альфа и Омега. 1998. №3 (17). С. 100. [21] Феолипт Филадельфийский, святитель. Слово, обращенное... С. 154. [22] Там же.[23] Там же. [24] Сидоров А. Указ. соч. С. 101.[25] Феолипт Филадельфийский, святитель. Слово, обращенное… С. 154. [26] Феолипт Филадельфийский, святитель. Поучение Феолипта, митрополита Филадельфийского [о том],что необходимо избегать отделяющихся от православных христиан, ревностно посещать храмы Божии, повиноваться епископам и почитать служителей Господа / Пер. с др.-греч., примеч. А. А. Пржегорлинского // Мир Православия: Сб. ст. Волгоград, 2004. Вып. 5.… С. 135-141. Слово, обращенное… С. 153-159. [27] Там же. С. 137. [28] Феолипт Филадельфийский, святитель. Слово, обращенное… С. 146.[29] Феолипт Филадельфийский, святитель. Поучение Феолипта… С. 135. [30] Там же. С. 136. [31] Там же.[32] Там же. С. 137. [33] Там же. [34] Там же. [35] Там же. [36] Феолипт Филадельфийский, святитель. Слово, обращенное… С. 146. [37] Там же. С. 145. [38] Там же. С. 146. [39] Там же. [40] Там же. С. 149. [41] Там же. С. 146. [42] Там же. С. 150.[43] Там же. С. 146. [44] Там же. С. 149.[45] Там же. С. 146. [46] Там же. С. 147. [47] Там же. С.150. [48] Там же. С. 154. [49] Там же. [50] Там же. [51] Там же. С. 146. [52] Там же. [53] Там же. С. 157. [54] Пржегорлинский А.А. Арсенитская схизма в изображении св. Феолипта Филадельфийского и личность Феолипта в свете его противостояния арсенитам // Мир Православия: Сборник статей. Вып. 4. Волгоград, 2002. С. 52. [55] Пржегорлинский А.А. Особенности интерпретации св. Феолиптом Филадельфийским библейского повествования о грехопадении // Проблемы теологии: Вып. 3: Материалы Третьей международной богословской научно-практической конференции, посвящённой 80-летию со дня рождения протопресвитера Иоанна Мейендорфа (2-3 марта 2006 г.): В 2 ч. Екатеринбург, 2006. Ч. 2. С. 98-103. [56] Феолипт Филадельфийский, святитель. Слово, обращенное… С. 144. [57] Там же. С. 151. [58] Там же. С. 147. [59] Феолипт Филадельфийский, святитель. Поучение Феолипта… С. 136, 137. [60] Феолипт Филадельфийский, святитель. Слово, обращенное… С. 147. [61] Там же. С. 148. [62] Феолипт Филадельфийский, святитель. Поучение Феолипта… С. 134. [63] Там же. С. 138. [64] Там же. [65] Феолипт Филадельфийский, святитель. Слово, обращенное… С. 147. [66] Τοῦ αὐτοῦ Φεολήπτου ἐπισκόπου Φιλαδελφείας ἕτερος λόγος λαληθεὶς πρὸς τό κατά τὴν Φιλαδέλφειαν χριστιανικώτατον πλήρωμα, ἐπαινῶν καὶ ἀποδεχόμενος τοὺς ἐν τῇ ἐκκλησίᾳ σχολάζοντας καὶ τῶν ἱερῶν γραφῶν ἀκούοντας καὶ μετὰ φόβου τοῖς θείοις μυστηρίοις προσερχομένους, ἐλέγχων δὲ ἅμα καὶ παρακαλῶν πρὸς ἐπιστροφὴν τοὺς ἀποστρεαομένους τὴν κοινωνίαν τῶν ὀρθοδόξων χριστιανῶν καὶ τῆς ἐκκλησίας χωριζομένους. // Φεολήπτου Φιλαδελφείας του Ὁμολογητοῦ (1250-1322) Βίος καὶ Ἔργα. Β΄μέρος. Κριτικὸ κείμενο – Σχόλια, ἔκδ. Ι. Κ. Γριγοροπούλου. Κατερίνι: Ἐκδόσεις «Τέρτιος», 1996. Σ. 322. [67] Феолипт Филадельфийский, святитель. Поучение Феолипта… С. 138.[68] Θεολήπτου μητροπολίτου Φιλαδελφείας περὶ τοῦ φεύγειν τοὺς ἀποσχιζομένους τῶν ὀρθοδόξων χριστιανῶν, προσεδρέυειν ἐν τοῖς θείοις ναοῖς ὑπείκειν τε τοῖς ἀρχιερεῦσι καὶ τοὺς λειτουργοὺς Κυρίου αἰδεῖσθαί τε καὶ τιμᾶν. // Φεολήπτου Φιλαδελφείας του Ὁμολογητοῦ (1250-1322) Βίος καὶ Ἔργα. Β΄μέρος. Κριτικὸ κείμενο – Σχόλια, ἔκδ. Ι. Κ. Γριγοροπούλου. Κατερίνι: Ἐκδόσεις «Τέρτιος» , 1996. Σ. 315. [69] Феолипт Филадельфийский, святитель. Слово, обращенное… С. 156.[70] Феолипт Филадельфийский, святитель. Поучение Феолипта… С. 144. [71] Τοῦ αὐτοῦ Φεολήπτου … Σ. 337.[72] Idid. Σ. 324.
См.также:
Антилатинская полемика святого Григория Паламы [Статья]
[29 сентября 2011 г.]
Богословский диалог между Вселенской Православной и Армянской Апостольской Церквями при Патриархе Фотии [Статья]
[01 июля 2011 г.]
Актуальные вопросы современной библеистики. Отчет о работе секции. [Статья]
[04 мая 2011 г.]
Актуальные проблемы современного богословия. Интервью с организатором конференции. [Интервью]
[04 мая 2011 г.]
В академии прошла межвузовская студенческая конференция «Актуальные проблемы современной богословской науки» [Новость]
[03 мая 2011 г.]
|
23 марта 2017 г.
Вот уже на протяжении шести лет при Московской духовной академии существует Спортивно-туристический клуб в честь пророка Божия Илии. Основная цель Клуба – создать пространство для искреннего и неформального общения между преподавателями, студентами Академии, а также их близкими.
17 августа 2016 г.
Подборка составлена редакцией портала Предание.ру на основе опыта многолетнего сотрудничества
27 мая 2016 г.
В Московской духовной академии прошло занятие по теме «Дистанционный контроль. Возможности по сбору и анализу информации об учебном процессе».
30 марта 2016 г.
В рамках обеспечения дистанционного контроля выпускных экзаменов и защит квалификационных работ прошло подготовительное занятие.
|