АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ

Теодицея


Проповедь, произнесенная за Божественной литургией в Покровском академическом храме в Неделю по Рождестве Христовом, 8 января, в день празднования Собора Пресвятой Богородицы.
08 января 2012 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Еще вчера, возлюбленные братья и сестры, мы с вами радовались и ликовали, воспевая вместе с ангелами: «Слава в Вышних Богу!», еще вчера мы вместе с пастырями дивились, видя в яслях повитого пеленами Богомладенца, еще вчера вместе с волхвами мы следовали за таинственной звездой, указующей премудрости человеческой путь к Истине, еще вчера во граде Давидовом звучало радостное: «Вифлееме, веселися…»[1]. А ныне: «Глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание, и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть» (Мф.2,18). Ныне Святое Семейство по повелению Ангела совершает свой, полный опасностей, лишений и скорбей, путь в Египет, а вслед ему текут реки крови избиваемых в Вифлееме младенцев. Явление в мир Сына Божия, ознаменовавшееся в самом начале архангельским гласом: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» – в жизни Той, Которая стала вместилищем этого бесценного дара и неизреченной радости, сопровождалось и увенчалось невыразимыми скорбями, которые открыли душе Богоматери «помышления многих сердец» (Лк.2,35). Сколь мучительными для Пречистой и Пренепорочной Богоотроковицы были унизительные обвинения иудейских старейшин, заподозривших Ее в прелюбодеянии. Сколько физических мук пришлось Ей претерпеть во время путешествия из Назарета в Вифлеем. И какой душевной скорбью отозвался в Ее любящем сердце отказ жителей этого города принять Того, о Ком говорили пророки, Кого так долго ждал Израиль, но так и «не узнал времени посещения» своего (Лк. 19,44). Ждал Владыку, «Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5, 2), а пришла бедная Отроковица, не имевшая даже платы за ночлег. Сын Божий приходит в мир тесным и скорбным путем самоуничижения. В то время как земные владыки появляются на свет в великолепных чертогах и повиваются драгоценными пеленами, Царь вселенной рождается в убогой пещере и полагается в ясли для скота. Пока иудейские левиты приносят обильные жертвы единому Богу, Сын Божий принимает жертву от чужестранцев, чтобы не погибнуть от голода во время изгнания в Египет.

«Чем выше и чище, и безгрешнее существо, тем острее и мучительнее его страдания», – замечает митр. Вениамин (Федченков)[2]. Ни высокие титулы и звания, ни богатство и слава, ни обожание толпы, а скорби и болезни, поношения и уничижение, оклеветание и изгнание – признаки Богоизбранности. И чем полнее человек приобщается страданиям, чем более умаляется, тем обильнее вселяется в него благодать Господня, а с нею неизреченная радость и неотмiрный мир. Уничижение и обожение, κένωσις и θέωσις следуют одно за другим, как причина и следствие; скорбь и радость ведут человека по жизненному пути, сохраняя от падений в пропасть отчаяния и бездну гордыни.

Уходящий год запомнился радостным для всего православного мира и неожиданным и непонятным для всего остального мира событием: миллионы наших соотечественников явили подвиг веры в своем горячем стремлении приобщиться к великой православной святыне – Поясу Пресвятой Богородицы. Из сокровенных глубин русского духа на какой-то миг вдруг проступила, казалось бы, давно забытая и призрачная, поруганная и оболганная, загубленная и погребенная без надежды на воскресение Святая Русь. Оказывается, ее несломленный дух живет в сердцах миллионов русских людей. Это стало открытием для нас самих, потрясением для афонских монахов, которые привезли святыню в Россию, и совершенно неожиданным и страшным ударом для врагов Православия. Поэтому с такой силой и ненавистью они обрушились на нашу страну, которую они считали порабощенной, на наш народ, который они цинично и методично растлевали, и на игумена Ватопедского монастыря, хранителя Пояса Пресвятой Богородицы, архимандрита Ефрема. И орудия борьбы с Богом у служителей тьмы остались те же, что и во все времена богоборчества: клевета и провокация, подкуп иуд и крики толпы. Охрипшие от злости сивиллы вновь пророчат России окаянные дни. Фальсификаторы истории очень дурно усваивают ее уроки: Россия непобедима, даже когда проигрывает, русские гнутся, но не ломаются, а кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. Нас пугают войнами и голодом, кризисами и коллапсами, общественной смутой и нестроениями. Но любое, даже самое лютое время, для уповающих на Бога становится благоприятным летом горячих молитв, подвигов милосердия, терпения и сострадательной любви. «Высшее услаждение – ради Христа быть ненавидимыми, изгоняемыми за веру в Бога, терпеть всякое оскорбление и позор», – учит преподобный Макарий Великий[3]. Поэтому у нас нет поводов для боязни и уныния: Господь попускает совершаться только такому злу, которое обратится в добро, такую скорбь, которая нам на пользу, и только такую печаль, которая непременно претворится в радость. Аминь!

 


[1] См. тропарь 3-й песни канона на утрени праздника Рождества Христова: «Вифлееме, веселися, князей Иудовых сый царь: Израиля бо пасый, на рамех херувимских, из тебе пройде Христос яве: и вознесый рог наш, над всеми воцарися».

[2] Вениамин (Федченков), митр. Размышления о двунадесятых праздниках от Рождества Богородицы до Сретения Господня. М., 2006. – С. 255.

[3] Преподобного отца нашего Макария Египетского духовныя беседы, послание и слова. Изд. 4-е. ТСЛ, 1904. – С.342.

См.также:
О делах милосердия в Святочные дни [Новость] [30 января 2013 г.]
Празничное настроение в Лавре [Фоторепортаж] [17 января 2012 г.]
Святочные огоньки [Видеорепортаж] [14 января 2012 г.]
Славление в Московской духовной академии [Видеорепортаж] [11 января 2012 г.]
Рождественская открытка [Видеорепортаж] [10 января 2012 г.]
Божественная литургия на Рождество Христово [Фоторепортаж] [07 января 2012 г.]
Славление в Троицком соборе [Новость] [07 января 2012 г.]
25 января 2019 г.
24 января 2019 г. в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность»
в Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского состоялась Всероссийская научная конференция студентов и аспирантов «Музыка и христианство».
22 января 2019 г.
22 января под председательством ректора Московской духовной академии архиепископа Верейского Амвросия прошло совещание преподавателей регентского отделения.
09 декабря 2018 г.
9 декабря 2018 года в Московской духовной академии состоялся концерт из цикла «Музыка как предстояние Богу», на котором прозвучали шедевры мировой музыкальной классики.
07 декабря 2018 г.
6 декабря в Большом зале Московской духовной академии прошел вечер памяти, посвященный 10-летию со дня преставления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Архиепископ Амвросий и гости Академии поделились своими воспоминаниями о приснопамятном Патриархе Алексии II.
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.