|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Александр Александрович Волков. Курс русской риторики: Пособие для духовных учебных заведенийУчебник
содержит систематическое изложение курса общей риторики. Созданная на основе
лекций, читаемых автором в МГУ им. М. В. Ломоносова и в Московской духовной
семинарии, книга может служить учебным пособием для студентов духовных и
светских высших учебных заведений.
Книга
представляет интерес для философов, юристов, политиков, для тех, кто
интересуется теорией риторики и чья деятельность связана с публичной
аргументацией.
Рецензент
д.ф.н., профессор В.И. Аннушкин, научный
редактор д.ф.н., профессор В.И. Кириллин, ответственный
редактор кандидат богословия
иеромонах
Евфимий (Моисеев).
Введение Риторика — одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV в. до Р.Х. в Греции. Слово 'ρητορική означает «ораторское искусство, или учение об ораторском искусстве», но главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в публичной речи. Великий греческий философ и ученый Аристотель (384-322 гг. до Р.Х.) определил риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Задача риторики, по замыслу Аристотеля, состояла в том, чтобы аргументация политических и судебных решений, основанная на принципах нравственности, стала более убедительной, чем аргументация, исходящая из эгоистических и материально-практических интересов: «Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей, а если решения поставляются не должным образом, то истина и справедливость необходимо побеждаются своими противоположностями, что достойно порицания». Большинство наук о слове, как грамматика, лексикология, стилистика, история языка, теория литературы, ограничивают свой предмет фактами языка — они исследуют продукты речевой деятельности. Изучение произведений слова для риторики не самодовлеющая цель, но средство. Предмет риторики — произведение слова, которое еще не создано, но которое предстоит создать. Главная педагогическая цель риторики — речевая компетентность: выработка индивидуального стиля на основе умения строить завершенные устные и письменные высказывания на определенную тему в определенной форме, что и составляет основу искусства целесообразного слова. Речевая компетентность формируется на основе устной публичной речи — судебной, политической, гомилетической; богословской, философской, исторической, публицистической литературы. Перечисленные виды речи называются риторической прозой и наряду с художественной литературой традиционно входят в разряд изящной словесности: для них характерно сочетание аргументативно-логического и эстетического критериев оценки произведения. Искусство слова — самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому освоение его требует серьезного труда и основательной подготовки. Освоение искусства слова невозможно без свободного владения литературным языком, без систематического гуманитарного образования. Изучающему риторику следует постоянно обращаться к учебникам русского языка, к руководствам по стилистике, к толковым и энциклопедическим словарям, повторяя и оживляя в памяти те разделы школьного курса русского языка, которые, может быть, забыты или не освоены достаточным образом. Чтобы научиться строить письменную и устную публичную речь, необходимо: (l) знать теорию риторики; (2) изучать классические произведения риторической прозы; (3) упражняться в построении различного рода устных и письменных высказываний, усвоить навыки самостоятельной творческой работы со словом; (4) говорить и писать публично. В настоящем издании изменен ряд формулировок, использованы более привычные термины, обновлен состав примеров, в хрестоматию текстов включены, как представляется, более показательные произведения русской риторической прозы. Кроме того, из хрестоматии удалены задания к текстам.
Пользуюсь возможностью выразить признательность
высокопреосвященному Евгению, архиепископу Верейскому, ректору Московской
Духовной Академии и Семинарии, благодаря благосклонному участию которого эта
книга была написана и издана, профессору протоиерею Максиму Козлову,
осуществившему первое издание «Курса русской риторики», и профессору Владимиру
Михайловичу Кириллину, взявшему на себя труд научного редактирования настоящего
издания. Разумеется, за все просчеты и недостатки книги несет ответственность
автор.
|