В 2003 г.
Московская Духовная Академия отмечала знаменательную дату – 65 лет со дня
мученической кончины выдающегося патролога, профессора МДА И. В. Попова, в
связи с чем традиционный Филаретовский вечер был посвящен памяти этого
замечательного ученого. Совет МДА на своем заседании 9 июня 2003 г. принял решение
переиздать наиболее значительные работы профессора И. В. Попова. 30 июля 2003 г. решением Священного
синода Русской Православной Церкви профессор Московской Духовной Академии И. В.
Попов был причислен к лику святых как мученик за веру.
Второй том трудов И. В. Попова по патрологии составила его
обширная монография, посвященная жизни и трудам блаженного Августина. Данный
труд И. В. Попова представляет собой докторскую диссертацию, защищенную
автором в 1917 г. в Петроградской духовной академии. До настоящего времени
эта работа является самым фундаментальным трудом в русской патрологической
науке, посвященным великому отцу Западной Церкви.
Книга издана в рамках сотрудничества Издательского отдела Учебного
комитета с издательством Троице-Сергиевой Лавры.
Мы
рады представить вниманию читателя второй том трудов по патрологии профессора
И. В. Попова, включающий в себя его фундаментальное исследование «Личность и
учение блаженного Августина». Над этой монографией И. В. Попов трудился в
течение нескольких лет и окончил ее вчерне в 1914 г, В 1916 г. исследование
вышло в свет, 31 января 1917 г. Совет Московской Духовной Академии выдвинул
этот труд на соискание премии митрополита Московского Макария, которая и была
присуждена И. В. Попову 6 марта. 7 мая того же года работа была им успешно
защищена в качестве докторской диссертации в Санкт-Петербургской Духовной
Академии.
Профессор
А. П. Орлов — известный специалист по истории Западной Церкви, впоследствии
ректор Московской Духовной Академии — в связи с выдвижением труда об Августине
на премию митрополита Московского Макария представил Совету Академии отзыв о
работе своего коллеги, который мы считаем нужным привести здесь с некоторыми
сокращениями.
«Первая
глава книги Попова, не давая историко-биографической характеристики блаженного
Августина, имеет в виду историко-психологическое выяснение образования
религиозно-интеллектуальной личности Августина от его детства до окончательного
обращения его к Церкви, то есть до того момента в духовном развитии его, на
котором обрывает повествование о своей жизни сам Августин в своей «Исповеди».
Выполненная автором... характеристика духовного роста Августина, являясь, с
одной стороны, целостным очерком, далеко оставляющим за собой по
обстоятельности все имеющиеся в нашей как переводной, так и оригинальной
литературе опыты выяснения духовной личности Августина в этот интереснейший
период его религиозно-философских исканий, с другой стороны, имеет в книге
автора и вспомогательное, или вводное, значение, поскольку вскрывает по
преимуществу те историко-философские факторы, которые имели... определяющее
влияние на характер гносеологических и онтологических воззрений иппонского
мыслителя, составляющих, как мы отметили, предмет дальнейших глав исследования
И. В. Попова.
Если
уже первая глава этого исследования по своему предмету и задачам представляется
ценным вкладом в нашу научную литературу об Августине, то это с еще большим
основанием следует сказать об остальных его главах. <...> Выдающимся
достоинством книги И. В. Попова представляется, прежде всего, полнота
изученного и использованного автором соответствующего материала из сочинений иппонского
епископа. В частности, гносеологические и онтологические воззрения его раскрыты
автором не только в принципиальных их чертах, но и в приложении ко всем
главнейшим сторонам мысли и бытия. Если принять во внимание, что относящийся к
теме автора материал иногда крупицами разбросан по весьма многочисленным
сочинениям Августина, в большинстве не переведенным на русский язык, то работа
автора, потратившего на изучение этого материала много труда и внимания,
получает высокую научную ценность.
Непосредственное
и глубокое знакомство автора с творениями Августина ярким образом сказывается
как в документальной точности его изложения, так и в тонкости анализа
гносеологических и онтологических взглядов иппонского мыслителя, равно как дает
возможность автору при основательной осведомленности в разносторонней и сложной
литературе об Августине быть вполне самостоятельным в своей работе, местами
вносить поправки ко взглядам своих предшественников в августиповедении, причем
эти оригинальные наблюдения и выводы автора иногда касаются существенных
пунктов философско-богословской доктрины Августина.
Не
ограничиваясь имманентным — только на основании творений самого Августина —
выяснением как историко-психологического образования его духовной личности, так
и гносеологических и онтологических его взглядов, И. В. Попов широко пользуется
в своем исследовании и историко-сравнительным методом, сопоставляя учение
блаженного Августина по тем или другим вопросам как с воззрениями античных
философских школ... так и со взглядами церковных и внецерковных богословов
II—IV вв., равно как отмечая иногда судьбу воззрений Августина и в истории
позднейшей богословско-философской мысли).
Предисловие
к первому тому настоящего издания завершалось призывом к церковному
прославлению профессора И. В. Попова. Уже после того, как первый том был сдан в
печать, пришло радостное известие: решением Священного Синода Русской
Православной Церкви от 30 июля 2003 г. профессор Московской Духовной Академии Иван
Васильевич Попов был причислен к лику святых как мученик за веру. Для
преподавателей и студентов Московской Духовной Академии и других духовных
учебных заведений нашей Церкви эта канонизация профессора-мирянина явилась
чрезвычайно важным и значимым событием.
Память
мученика Иоанна (Попова) Святая Церковь празднует 26 января (8 февраля), а
также в день памяти Собора Новомучеников и Исповедников Российских XX века. Мы
рады осознавать, что наш скромный труд по переизданию работ выдающегося
русского патролога послужит ознакомлению широких кругов православной
общественности с богословским наследием этого новопрославленного святого.
Считаем
своим приятным долгом выразить благодарность секретарю Синодальной комиссии по
канонизации священнику Максиму Максимову за предоставление изображения иконы
мученика Иоанна.
Святый
мучениче Иоанне, моли Бога о нас!