|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
игумен Дионисий (Шленов). Сила царского подвигаСтихотворения о Распятии и Восресении Спасителя и о духовноам пути Руси. В память о трагическом столетии (1917-2017).
Слово к читателю Дорогой читатель! Ты держишь в руках книгу стихов, в которой в основном говорится о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и о мученическом подвиге последнего русского Императора Страстотерпца Николая Второго и его царственной семьи, зверски расстрелянных 17 июля 1918 г. в доме Ипатьева. Некоторые почитатели святости Государя настаивают на том, что его подвиг является со-искупительным и тем самым равным исключительному и неповторимому делу Спасителя. Невольно данные люди разделяют представления поздней античности о культе и обожении императора, не оставляя места для того, чтобы святость Божия осуществлялась и исполнялась в жизни человеческой. Император Николай не является соискупи-телем или равным Богочеловеку лицом — это совершенно невозможно и противоречит христианской вере. Однако через подвиг и страдания он достиг святости, что подтверждает Русская Православная Церковь актом канонизации на Архиерейском Соборе 13-16 августа 2000 г. При посещении Храма-на-Крови в честь святых Новомучеников и исповедников Российских, построенного в последние годы в Екатеринбурге на месте дома Ипатьева, охватывает очень глубокое и ни с чем не сравнимое чувство. Паломник, входя в храм, ощущает себя глубоко сопричастным неисповедимым путям Промысла Божия в русской истории. Самая близкая аналогия — это посещение храма Воскресения в Иерусалиме. Подобно тому как там можно часами стоять рядом с кувуклией Воскресения, ощущая огромную духовную радость, так и здесь — перед боковым приделом, устроенным на месте расстрела. Здесь служатся ежедневные Литургии с памятью о цареубийстве и с ощущением своей личной духовной ответственности не только за самого себя, но и за всю Россию, наше земное Отечество, которое может воспрянуть, окрепнуть и встать на путь спасения в случае, если каждый отдельный гражданин земного отечества будет стремиться к Отечеству Небесному. В послании апостола Павла читаем о том, что «нужно выйти за пределы стана» в поисках «небесного града» (ср. Евр. 13, 11-14)-Когда паломники соприкасаются со святостью последнего Государя — через воспоминание его страданий, через сопереживание, через молитву ему, — тогда они и выходят за пределы своего благополучия, уюта, пространства ради высших ценностей. Они подходят к Государю не с тем, чтобы осудить его за кажущуюся слабость правления или страшную революцию, а с тем, чтобы попросить духовных сил устоять и не пасть, выбрать веру и ценности Царствия Небесного в противовес всему, что им противостоит. Сораспятие и совоскресение Спасителю — это не литературный прием апостольской проповеди. Это ключевая евангельская и апостольская весть, обращенная к каждой человеческой душе. И последний царь выполнил эту весть просто и неключимо, как простой труженик, идущий на сражение и не знающий, что этим он и совершает настоящий подвиг. «Аще кто не сораспнется Христу, тот и не совоскрес-нет в Нем» (ср. Гал. г, 19; Кол. 2,12). Совоскресение — это то, что достигается при жизни, что способствует и самой смерти стать подлинным переходом в вечные обители света. Царь Небесный — Иисус Христос — Богочеловек показывает нам пример глубочайшего смирения. Он вочеловечива-ется, воплощается, приходит в мир, претерпевает Крестные муки и распятие на Кресте. В Византии существовал идеал царя, который должен был не просто управлять своей империей, а быть высочайшим духовным примером для всех ее подданных. А святые отцы, монахи и аскеты писали о непрестанном покаянном плаче и умилении как о царственной добродетели, без которой не имеют силы все остальные. Екатеринбургская Русская Голгофа — это место, которое в жизни простого человека вполне может оказаться переломным. Подойдя к ней и помолившись о Государе и самому Государю как великому святому с умилением и сокрушением сердца, явственно можно ощутить чудо — чудо преображения, чудо духовного укрепления, чудо возвращения верности Божиим заповедям. О том и стихи. Первоначально две екатеринбургские тетради писались как дневник кратких посещений Екатеринбурга. Некоторые темы этих дневников выходят за пределы общей намеченной выше темы. Однако постоянно мысль возвращалась к Храму-на-Крови и трагическим событиям Ипатьевского дома. Две тетради перемежаются со строфами, через чтение которых читатель может приобщиться к дням церковного года, так или иначе отмеченных памятью о Страданиях и Воскресении Спасителя, а также проникнуться сопереживанием и сопричастностью духовному пути нашего Отечества. Мы надеемся, что при следующем переиздании сборник обогатится новыми стихотворными произведениями, посвященными Крестному и Воскресному пути Святой Руси. 6 июля 2017 г - в день празднования Владимирской иконы Божией Матери |