АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Виктор Григорьевич Востриков. Любавичи. История Успенской церкви и её уникального иконостаса: (к 300-летию каменного храма)

Эта книга посвящена исследованию истории одного из редчайших архитектурных памятников России XVIII века – церкви Успения Пресвятой Богородицы и ее уникальных иконостасов в селе Любавичи Смоленской области. Исследован, систематизирован и введен в научный оборот большой объем ранее не известных архивных документов. Предпринято комплексное изучение иконографии, резьбы отдельного иконостаса Смоленщины, которое открывает новую страницу в истории церковного искусства Синодального периода России. Книга адресована историкам, краеведам, искусствоведам и всем, интересующимся историей России и русским искусством
ВВЕДЕНИЕ

«Развалины и остатки древних храмов, крепостная стена, освященная потоками крови, пролитой в защиту веры, царя и Отечества, – свидетельствуют о пережитой жизни и невзгодах г. Смоленска».[1]

В.И. Грачев

В ХХ веке происходило переосмысление художественного значения древнерусского искусства, феномен которого привлекал все больше зрителей и исследователей, в том числе на периферии. Открытый в Смоленске еще в 1896 году церковно-археологический комитет среди задач изучения и охраны вещественных и письменных памятников церковной старины отмечает важность «приводить их в известность через описание»[2]. Частично эти задачи, поставленные более ста лет назад нашими «ревнителями» старины, невзирая ни на что, оказались выполненными. В 1923 году П. П. Муратов писал: «Всем, чем мы владеем сейчас, мы обязаны энтузиастическим усилиям частных людей»[3]. И в этом их огромная заслуга. Так, на Смоленщине были сохранены многие произведения церковного искусства, часть из которых является шедеврами. Среди них можно назвать иконостасы из Любавичей.

Сегодня мы имеем возможность видеть подлинное искусство, буквально наше живое прошлое, и изучать его, как книгу, написанную для нас, для нашего разумения, чтобы помочь нам понять, кто мы есть, чтобы созерцать и вдохновляться, духовно обогащаться. Ведь пока живет наша культура, наша память, пока мы осознаем себя причастными к более чем тысячелетней Руси, живы и мы.

Основоположник научной реставрации памятников архитектуры в России, много сделавший и для Смоленска, Петр Петрович Покрышкин писал, что приходящие «в расстройство» ценные предметы церковного предназначения часто вместо реставрации, «по неведению», отправляли на чердак, а на их место «водворялось дешевое рыночное. Русские и иностранные частные собрания, маклаки обогащаются за счет подобного неведения и равнодушия к памятникам старины и искусства»[4]. Можно лишь с большим сожалением констатировать тот факт, что в наше время исчезновение святынь из храмов происходит как раз по «ведению». В результате воровства исчезают святыни, столетиями чтимые и оберегаемые, сохранившиеся крупицы дивного искусства, чтобы их затем продать в одно из частных собраний за границу, или в Россию. Так случилось и с Любавичским храмом, который неоднократно подвергался нападениям, результатом которых стало исчезновение древних икон: «Смоленской Одигитрии» второй половины XIX века[5] и иконы «Богоматерь Одигитрия», принадлежащая к западноевропейской школе письма, имеющая на оборотной стороне надпись на польском языке, с датой «1792»[6]. На мафории Пресвятой Богородицы имеется гравировка с именем «Тимофей Редкович».  Очевидно, что икона имеет польское происхождение. Представленные фотографии были сделаны в 1984 году во время составления описи Смоленским областным Управлением Культуры[7].

Наши предки часто под натиском врагов с мужеством и верой защищали город Смоленск. Сколько героических примеров? Не перечесть. Они доблестно выполнили свой долг перед Отечеством и исполнили высшую заповедь любви. Опустошенные войной наши города, села и деревни сохранили лишь малую часть того церковного искусства, которым была богата Смоленщина. И вот, в Любавичах сохранились и замечательный храм в стиле так называемого «виленского барокко», и иконостасы XVIII века. Конечно, это чудо.

Иконостасы из Любавичей относятся по времени создания (1755 г.) к Синодальному периоду церковной истории (1700–1917 гг.). Самобытность и многогранность церковного искусства этого периода показывают, насколько живо перерабатывались созданные за предшествующие столетия формы и образцы. В соответствии с художественным вкусом времени, новое представление о церковном искусстве способствовало созданию пышно-цветущего, яркого, зрелищного, буквально «полыхающего» витиеватой резьбой, гармонично выстроенного и красочного иконостаса.

В Смоленске, безусловно, сохранился один из лучших образцов. Это иконостас Успенского Кафедрального собора, который может претендовать на звание самого нарядного и пышного для своего времени. В нем отразились веяния европейского искусства, проложившего широкий путь в Россию и оказавшего огромное влияние на развитие собственно русской школы.

В масштабе не только Смоленщины, но и всей России любавичские иконостасы уникальны. Иконостасов XVIII века насчитываются единицы, и для смоленской земли это своего рода жемчужина, чудом сохранившаяся на окраине Смоленской области.

Иконостасы из Любавичей упомянуты в статье авторитетнейшего издания: «Свод памятников архитектуры Смоленской области» под редакцией В.И. Плужникова, где дано краткое описание и атрибуция памятников, говорится о стилистическом и декоративном единстве обоих иконостасов. В нашей работе делаются уточнения к данным вышеописанного труда касательно атрибуции, а также обосновывается принадлежность икон большого и малого иконостасов к некогда одной алтарной преграде.

 

 


[1] Московское археологическое общество. В.И. Грачев. Смоленский историко-археологический музей. Автограф. ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 454. Оп. 3. Д. 90. Л. 1.

[2] ИМАО. Дело о музее и ризнице. Вырезка из газеты «Смоленский вестник». ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 454. Оп. 3. Д. 90. Л. 71.

[3] Муратов П.П. Русская живопись до середины XVII века. История открытия и исследования. СПб.: Библиополис, 2008. С. 326.

[4] П.П. Покрышкин. Краткие советы по вопросам ремонта памятников старины и искусства. // Известия императорской археологической комиссии. Вып. 57. (Вопросы реставрации, вып. 15). Петроград. Типография Главного Управления Уделов. 1915. С.190.

[5] Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская», Московская шк. XIX век. Дерево, левкас, масло, медь, чеканка, гравировка. Размер: 140 x 110. ГАСО. Ф. Р-985. Оп. 3. Д. 59. Л. 9.

[6] Икона «Богоматерь Одигитрия». Дерево, левкас, масло, чеканка, гравировка, посеребрение, медь. Размер: 113 x 72. ГАСО. Ф. Р-985. Оп.3. Д.59. Л.9.

[7] Список и опись памятников, находящихся в пользовании Успенской и Свято-Троицкой церквей Руднянского района за 1984 год. ГАСО. Ф. Р-985. Оп.3. Д.59. На 53 л.

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.