|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Н. Г. Денисов. Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль)Книга посвящена богослову, выдающемуся регенту Русской Православной Церкви архимандриту Матфею (Мормылю), создавшему музыкальное лицо Русской Церкви второй половины XX века. Издание содержит беседу с о. Матфеем, воспоминания о нем его певчих и учеников, священнослужителей и звукорежиссера, а также исследование службы Великого Пятка, центрального богослужения Страстной седмицы, в редакции о. Матфея. В книге широко представлен фотоматериал об о. Матфее.
Издание предназначено священнослужителям, регентам, церковным певчим, хоровым дирижерам, музыковедам, специалистам по истории русской церковной музыки, а также всем, кто интересуется историей Русской Церкви и ее музыкальной культурой. От составителя Сложные испытания выпали на долю Русской Православной Церкви в XX столетии. После суровых сталинских гонений, после страданий на полях сражений в годы Великой Отечественной войны, после славной Победы 9 мая 1945 года страна стала подниматься из пепла. Вместе с ней началось возрождение и церковной жизни. Божиим промыслом в этот период в Русской Православной Церкви появляется целый ряд выдающихся регентов, и среди них яркой звездой засияло творчество архимандрита Матфея (Мормыля). Получив смиренно, как подобает монаху, клиросное послушание в Трои-це-Сергиевой лавре, он полностью отдался церковному пению и посвятил этому всю свою жизнь. В советском обществе церковная музыка была запрещена и к изучению, и к исполнению. Единственным местом, где можно было ее услышать, являлись храмы. Созданный о. Матфеем монашеский хор, в котором со временем стали петь воспитанные им студенты московских духовных школ — семинарии и Академии, стал знаменитым. Люди, единожды услышав это пение, навсегда хранили его в памяти. Приходившие в Троице-Сергиеву лавру клирики из катакомбной церкви, услышав пение хора о. Матфея, вливались в лоно Церкви-матери — Русской Православной Церкви. Пение его хора было соборной молитвой, обращенной к Богу и воплощенной в музыкальных звуках. Он создал музыкальное лицо Русской Православной Церкви в XX столетии. Отец Матфей не мыслил себя без службы, без регентования. Он пребыл на своем месте до конца своих дней. Уже совсем больного его увезли со всенощной под праздник Успения в 2009 году. Он навсегда останется в памяти нашей Церкви. Идея создания книги о великом регенте Русской Православной Церкви принадлежит протодиакону Храма Христа Спасителя Николаю Филатову. В годы юности, воцерковляясь (как многие в 1990-е годы), он услышал на кассете хор Троице-Сергиевой лавры под управлением отца Матфея и, покоренный его звучанием, после окончания музыкального училища пошел учиться в Регентскую школу Московской духовной академии, познакомился с отцом Матфеем, начал петь в его хоре и с тех пор стал его преданным поклонником. Мое знакомство с отцом Матфеем состоялось в 1994 году на первом семинаре по вопросам церковного пения в Московской духовной академии. Великий регент являлся душой всех этих семинаров. Мне также приходилось на них выступать. Поразительно, но у нас с ним сразу возникло полное взаимопонимание практически по всем вопросам. После одного из семинаров я попросил о. Матфея побеседовать со мной о церковном пении минут пятнадцать. Каюсь, мне пришлось продержать его четыре часа. Итогом беседы явилась ее прижизненная публикация «На чужом основании я никогда ничего не строил». После этого наше общение продолжалось все последующие годы. Я звонил ему в келью, мы разговаривали на самые разнообразные темы, и не только музыкальные. В это время он тяжело болел, но очень мужественно переносил все свои телесные и душевные невзгоды. 15 сентября 2009 года отца Матфея не стало. Мы с о. Николаем Филатовым вместе поехали на похороны. Погребение о. Матфея в Успенском соборе Лавры навсегда останется в памяти всех, кто на нем присутствовал и молился. Вот тогда у о. Николая и возникла мысль сделать книгу о дорогом нам человеке. Ее замысел складывался постепенно. Вначале решили собрать воспоминания об о. Матфее людей старшего поколения, тех, кто помнил его студентом, преподавателем, духовником. Обобщенно это можно назвать периодом жизни о. Матфея при Патриархе Пимене. Стали находить этих людей, встречаться, беседовать. Среди них: митрополит, священники, диаконы, певцы, духовное чадо, звукорежиссер. Все они говорили и вспоминали что-то свое, но общими оказались две особенности: начиная вспоминать дорогого и близкого человека, каждый беседующий с нами вдруг приходил в некоторое изумление, как бы заново переживая то, что происходило, казалось бы, совсем недавно. И второе. Было видно, что, расставаясь с нами, заканчивая беседу, человек продолжал напрягать свою память, вспоминая какие-то случаи из общения с великим регентом. Всем им наша искренняя благодарность! Конечно, круг лиц, помнящих отца Матфея, чрезвычайно широк, поэтому невозможно было охватить всех. Есть целое поколение людей, которые пели у о. Матфея и служили с ним уже в эпоху Патриарха Алексия II. Бог даст, это послужит материалом для следующего издания. В период работы над книгой отцу Николаю подарили фонограмму — запись службы Великого Пятка в исполнении хора под управлением о. Матфея: он слушал ее, отмечал запоминающиеся фрагменты. Внезапно у нас с ним возникла мысль проанализировать эту службу в гармонизации о. Матфея и в его интерпретации — так расширился замысел книги. Написать очерк о богословском содержании этой службы мы попросили еще одного знаменитого регента — протоиерея Михаила Фортунато, много лет подвизавшегося в лондонском Успенском соборе в эпоху митрополита Антония Сурожского, а в настоящее время проживающего на покое во Франции. Он был близко знаком с отцом Матфеем, сотрудничал с ним, общался во время подготовки и проведения певческих семинаров в МДА. Эту работу ему помогала делать Наталья Балуева, изучавшая творчество о. Михаила и в свое время принимавшая активное участие в певческих (регентских) семинарах, проводившихся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре в 1990—2000-е годы. Гармонический анализ службы Великого Пятка осуществила кандидат искусство-дения, доцент Московской консерватории им. П. И. Чайковского Т. А. Старостина, а проанализировала исполнительскую интерпретацию этой службы кандидат искусствоведения И. В. Дынникова. Так сложилась композиция книги. Насколько она удачна, судить читателям. Имя отца Матфея (Мормыля) — архимандрита, богослова, регента хора Троице-Сергиевой лавры — известно всем. Для многих людей, как в нашей стране, так и во всем мире, русское богослужебное пение ассоциируется именно со звучанием хора Троице-Сергиевой лавры. Более сорока лет о. Матфей руководил пением в обители святого преподобного Сергия, игумена земли Русской. За это время им была создана своя школа церковного пения, сделаны переложения большого числа песнопений на распевы, которые принято считать лаврскими, под его началом пели сотни студентов Московской семинарии и академии. Многие из них, являясь в настоящее время священниками и архиереями, в разных местах нашей страны и всего мира продолжают дело своего учителя — несут людям и Богу православное искусство. Богатейший опыт регента Троице-Сергиевой лавры, методика его многолетней работы с хором, свидетельства современников, коллег, учеников, история о том, как начинал свою деятельность о. Матфей, кто были его учителя и наставники, как складывалась его судьба регента, а также музыкально-теоретические проблемы — принципы гармонизации, особенности интерпретации — все эти вопросы были подняты в данной книге, и на них попытались ответить авторы. Надеемся, что она станет началом других исследований о великом рыцаре регентского служения. Феномен отца Матфея заключается в том, что он не имел профессионального музыкального образования, но уровень его профессионализма вызывал и продолжает вызывать восхищение маститых профессоров. А его подвиг заключается в том, что он подвизался на ниве церковного православия в суровые годы атеистических гонений на Церковь. Он создавал хор из тех, кто реально учился в семинарии и Академии, был монахом в Троице-Сергиевой лавре. У них были очень различные музыкальные способности и подготовка (зачастую — совсем никакой). Но он всегда уповал на Бога, на заступничество святого преподобного Сергия Радонежского и достигал в певческом искусстве непревзойденных результатов. Пение его хора являлось молитвой верующей паствы, воплощенной в музыкальных звуках. Все авторы, создававшие книгу, благодарят редакторов — монахиню Елену (Хиловскую) и О. Н. Соколову. Искреннюю признательность выражаем регенту Любови Хлистун, которая долго собирала фотографии о жизни и творчестве о. Матфея и поделилась с нами своей подборкой. Благодарность также адресуется Издательству «Пушкинский Дом», которое впервые промыслительно согласилось помочь в издании этой книги. И, конечно, низкий поклон ключарю Храма Христа Спасителя протоиерею Михаилу Рязанцеву, благодаря которому эта книга вышла в свет. Н. Г. Денисов |