|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
Чтец Зиновий Чесноков. Старец и Митрополит: О жизни святителя Зиновия (Мажуга), в схиме СерафимаЭта книга — жизнеописание недавно прославленного святителя Зиновия (Мажуга), в схиме Серафима, митрополита Тетрицкаройского. Пройдя через все лишения и испытания страшных десятилетий, он сумел сохранить дух истинного подвижничества, старчества и любви к людям. Трудно даже сосчитать число тех, кто благодаря его отеческому попечению нашел верный путь к жизни с Богом и спасению души. В книге приведены пастырские наставления святителя-старца, собраны воспоминания о нём церковных иерархов, священнослужителей, духовных чад и близко знавших его людей.
Введение «Жизнь митрополита Тетрицкаройского Зиновия была полностью посвящена служению святой Православной Церкви и ближнему. Бывают люди, имена которых надолго остаются в сердцах и в молитвах верующих людей. Таким облагодатствованным человеком, который стяжал благодать Святого Духа, был Высокопреосвященный митрополит Зиновий». Патриарх-Католикос всея Грузии Илия (в день похорон 8 марта 1985 г.).[1] 21 августа 2010 года за Божественной литургией в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь (село Сосновка Глуховского района Сумской области) был совершен чин прославления трех подвижников XX века — схимитрополита Серафима (митрополита Зиновия Мажуга), схиархимандрита Серафима (Романцова) и схиархимандрита Андроника (Лукаша), которые несли монашеское послушание в этой обители. Божественную литургию возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир. К этому дню в обители собралось множество людей, знавших этих великих старцев и почитавших их за труды на благо Церкви Христовой на протяжении XX века. Многие из присутствовавших на прославлении были их духовными чадами. И сегодня в своих воспоминаниях все они свидетельствуют об особой благодатной силе молитвы и прозорливости старцев. После совершения последней панихиды были зачитаны определения о канонизации, принятые Священным Синодом Украинской Православной Церкви, и жизнеописания этих угодников Божиих. Затем при пении тропаря, кондака и величания новопрославленным святым из алтаря вынесли их иконописные изображения для молитвенного поклонения. По окончании богослужения митрополит Владимир поздравил собравшихся с прославлением Глинских подвижников и пожелал верующим их молитвенного заступничества перед Богом. В заключение к многочисленному собранию обратился митрополит Самтависский и Горийский Андрей, который подчеркнул значение повига и трудов Глинских старцев, многие годы совершавших свое служение в Грузии, для духовного единства православных христиан разных стран. «Эти подвижники были духовными отцами украинцев, россиян, грузин, греков, армян, которые к ним приходили, — сказал иерарх Грузинской Церкви. — И сегодня их покров стал еще шире и благодатней, и они молятся за всех нас. Поэтому вместе с Украинской Церковью в этот день радуется Церковь Грузинская и весь народ Божий». В Глинской пустыни, где молитва традиционно соединялась с обращенной ко всем приходящим проповедью и помощью хлебом насущным, подвизалась целая плеяда старцев, 13 из которых были причислены к лику святых в 2008 году. В основном это молитвенники, которые подвизались в обители и прославились чудесами в XVIII — XIX столетиях. Схимитрополит Серафим, схиархимандрит Серафим и схиархимандрит Андроник пережили закрытие Глинской обители в 1922 году, на их долю выпали гонения, ссылки, тюрьмы. За советом и поддержкой к ним приезжали верующие со всего бывшего Советского Союза. Решение о канонизации подвижников благочестия было принято на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви 25 марта 2009 года. Память новопрославленных святых стала совершаться в день празднования Собора Святых Преподобных отцов Глинских — 9 сентября (22 сентября по н. ст.). В этой книге рассказывается о святителе Зиновии, в схиме Серафиме (Мажута).2[2] 8 марта 2010 г., по случаю 25-летия со дня его кончины прошли большие торжества в Глинской пустыни и в Грузии, где старец Зиновий провел значительную часть своей жизни. Торжественное богослужение состоялось в храме Святого благоверного князя Александра Невского г. Тбилиси, где он прослужил 35 лет. В храме собрались многие священнослужители и миряне, которые являлись духовными чадами владыки. К этому дню приехал из Краснодара и его последний келейник, ныне протоиерей, Александр Чесноков. После Божественной Литургии была отслужена заупокойная лития, которую возглавил Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Илия II, духовный сын и постриженник митрополита Зиновия. Накануне, 7 марта, Святейший Католикос-Патриарх упомянул о том, что митрополит Зиновий провел большую часть жизни на Иверской земле. «В будущем и у нас канонизация состоится», — сказал он.[3] День празднования 25-летия со дня преставления митрополита Зиновия отмечен в календаре Русской Православной Церкви за 2010-й год в числе памятных дат. Со временем осмысляется светлый жизненный путь владыки Зиновия, а также промыслительное попечение Создателя и Его великие дары человеку, отдавшему всю жизнь на служение Всеблагому Богу. Для святых нет национальных границ. Служение Богу и ближнему, которое совершил в своей земной жизни святитель Зиновий, стяжавший «венец правды», вселяет в нас уверенность, что он имеет высокое дерзновение молиться у Престола Божия о своих духовных чадах и о всех, в молитвах к нему прибегающих. При жизни владыка, по мере сил, помогал существовавшим тогда на территории Грузии монастырям, некоторым обителям в России и за её пределами. Трудно сосчитать число людей, которые через его отеческое попечение обрели верный путь к душевному спасению. Они всегда с благодарностью вспоминают своего старца-наставника. К нему за духовным окормлением приезжали люди с разных концов земли. Многие из тех, кого владыка Зиновий постригал в монашество и рукополагал, и по сей день несут пастырское послушание — как по разным приходам Грузинского Патриархата, так и в лоне Русской Православной Церкви. Владыка Зиновий воспитал множество достойных пастырей. В его лице сохранилась до настоящего времени преемственность старческого окормления, ведущая свое начало от преподобного Паисия (Величковского) и продолжившаяся через преподобного Филарета (Данилевского) и других глинских старцев. Старец-митрополит Зиновий стал живым связующим звеном между дореволюционным старчеством и старчеством конца XX века. Многие старцы Глинской пустыни после закрытия родной обители нашли у него теплый приют. Митрополит Зиновий поддерживал связь с обителью преподобного Сергия, дружил с отцом Кириллом (Павловым). Если владыка бывал в Москве, то считал своим долгом посетить Лавру и повидаться с отцом Кириллом, а тот, в свою очередь, приезжая на Кавказ, бывал у владыки Зиновия. Их встречи запечатлены на нескольких фотоснимках. Хорошо был знаком владыка и с такими старцами, как отец Иоанн (Крестьянкин), отец Серафим (Тяпочкин) и многими другими. Старцы не только поддерживали духовную молитвенную связь на расстоянии, но и делились духовным опытом при встречах. Трудно оценить заслуги владыки Зиновия и перед Грузинской Православной Церковью, клириком которой он являлся почти полвека, а подвизался и того более — начиная с 1922 года, когда, после закрытия Глинской пустыни, переехал в Драндский Успенский монастырь в Абхазии. Его жизнь протянулась нитью через разные исторические события нашей Церкви и государства эпохи XX века. Церковь за этот период пережила послереволюционные преследования, послевоенную оттепель и сильнейшие хрущевские гонения. И владыка с Божией помощью прошел через все эти испытания. В нём прекрасно сочетались благодать святительского служения и старческого послушания. В процессе работы над данной книгой удалось собрать новые сведения и проанализировать их. Были уточнены некоторые неясные моменты в биографии святителя благодаря найденным в Архиве Грузинской Патриархии автобиографии и анкетам, собственноручно заполненным владыкой. В частности, точно были определены годы пребывания его в Глинской пустыни и в горах Кавказа, время ареста и места ссылок. Были также найдены указы московских и грузинских патриархов о награждениях митрополита Зиновия. Автором были собраны и записаны воспоминания людей, близко знавших святителя Зиновия и духово окормлявшихся у него. Особенно ценными представляются нам воспоминания Святейшего и Блаженнейшего Илии II, так как именно в Грузии прошла большая часть жизни владыки. Благодаря опубликованным и собранным нами воспоминаниям удалось уточнить некоторые события из жизни старца-святителя и получить более детальное представление о его пастырском служении. Книга разделена на две части. В первой части описывается житие святителя Зиновия, во второй — его многогранное пастырское служение. В приложении содержатся воспоминания о нём церковных иерархов, священнослужителей и его духовных чад.[1] Цит. по: Тихон (Емельянов), архимандрит; Диденко Михаил, протоиерей. Высокопреосвященный Зиновий, митрополит Тетрицкаройский / Журнал Московской Патриархии. - 1985, №6. - С. 59. [2] Поскольку митрополит Зиновий принял схиму с именем Серафим незадолго до своей блаженной кончины и об этом событии практически никто не знал, в дальнейшем мы будем именовать старца Зиновием. [3] Илия II (Гудушаури-Шиолашвили), Католикос-Патриарх всея Грузии. Воспоминания, 2010 г. Аудиозапись. Архив автора.
|