АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Гуманитарные науки в теологическом пространстве: Взаимодействие духовного и светского образования в России на примере Московской духовной академии с начала XIX в. по настоящее время

14–15 октября 2014 г. в Сергиевом Посаде прошла традиционная Покровская конференция, посвященная 200-летнему юбилея пребывания Московской духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре. Статьи, написанные участниками конференции на основании своих выступлений, исследуют историю и проблемы взаимоотношений духовного и светского образования в гуманитарной сфере на примере Московской духовной академии с начала XIX столетия по настоящее время.
Вступительное слово

Читатель держит в руках сборник исследований, посвященных взаимодействию светского и духовного образования на примере Московской духовной академии. Они были написаны на основе докладов Покровской академической конференции, состоявшейся 14 октября 2014 г. и приуроченной к 200-летию пребывания Московской духовной академии в стенах Троице-Сергиевой Лавры.

В конференции приняли участие представители Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и других высших учебных заведений. Традиция подобного рода взаимодействия двух типов образования очень древняя. По сути дела, все христианское богословское образование стало органическим продолжением лучших образовательных традиций античного мира. После того, как ригоризм апологетов сменился глубочайшим синтезом каппадокийских отцов Золотого века, произошла переоценка светского образования – в стремлении воспользоваться его лучшими достижениями. С тех пор применялись разные подходы: от строго монашеского, отвергавшего все светские темы, а в самом богословии предпочитавшего то, что имеет прямое отношение к подвижнической жизни и спасению души, до предельно широкого гуманистического – с открытостью к лучшим проявлениям секулярной культуры.

В истории Московской духовной академии никогда не существовало принципиального конфликта между верой и знанием. Ученые, принадлежавшие к ее корпорации, продолжали спокойно делать свое дело, полагая, что любое истинное знание является подтверждением премудрости Творца. Каждый период – как до 1814 г., так и после – по-своему особо «гносеологичен». Представители Славяно-греко-латинской академии с преимущественным преподаванием на латыни неизбежно ориентировались на латинскую схоластику, а Академия в Лавре постепенно вступила на путь более самостоятельного и независимого от Запада развития. В исторических очерках отдельных дисциплин из самых главных областей знания достаточно хорошо просматривается этот вектор – предельной уважительности к достижениям светской науки в сочетании с попытками по мере возможности их максимально одуховорить и создать свою оригинальную школу.

В XIX в. одним из самых сильных направлений академической науки была история, вобравшая в себя множество дисциплин, которые со временем стали независимыми. Именно такая судьба постигла патрологию, византологию, агиографию. И, несомненно, философия в дореволюционной школе была, пожалуй, самым сильным связующим звеном между светскими науками и богословием. XX в. со своими страшными катаклизмами неизбежно сместил акценты. Вместо строгой науки потребовалась защита веры перед лицом неверия – апологетика. Серьезные классические штудии неминуемо отступили, они перестали на весьма значительный срок быть питательной средой для духовного образования. Хотя единство между светским и духовным образованием отчасти стало не таким ощутимым, постепенно стали намечаться новые взаимосвязи, а старые наполнились новыми смыслами.

В настоящее время Московская духовная академия, призванная осуществить на высоком уровне серьезные образовательные реформы, находится на перепутье. Ей неминуемо приходится жертвовать многим ради многого. Академии, вставшей на путь внедрения серьезных научно-образовательных стандартов, нужно со всей тщательностью пересмотреть все свои силы и ресурсы. Новые программы с зачетными единицами, а также очень большим временем для самостоятельной работы требуют от преподавателей и студентов жертвенной и слаженной работы. Несомненно, лучшие традиции высшего духовного образования в России не позволят сделать этот процесс формальным. Изменения по сути и выравнивание всей системы с учетом приложения светских стандартов должны привести к тому, что Академия сможет выйти на новый уровень, иной, но в то же самое время во многом тождественный прежнему, который культивировался в ней как в храме науки в дореволюционную эпоху.

Надеемся, что настоящий сборник найдет себе достойное место в библиографии Академии, а со временем появятся новые исследования, которые продолжат начатую тематику.

Ректор Московской духовной академии

Архиепископ Верейский Евгений.

 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.