АКАДЕМИЯ РЕГЕНТСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА
БОГОСЛОВСКИЙ ВЕСТНИК ЦЕРКОВНО - АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ
Война мифов. Память о декабристах на рубеже тысячелетий [Сергей Ефроимович Эрлих]
09 сен. 2016 г.
Догматическое богословие. Учеб. пособие [прот. Олег Давыденков]
09 сен. 2016 г.
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова [Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г.
Литургика: курс лекций [Мария Сергеевна Красовицкая]
21 апр. 2016 г.

Мыслители России и философия Запада

Автор: Н. В. Мотрошилова
Москва
2006 г.
Книга в библиотеке МДА
ББК: 87.3(2)6
УДК: I
477 стр.
ISBN: 5-250-01898-х
Книга Н. В. Мотрошиловой, известной своими работами по истории за­падноевропейской и русской мысли, посвящена интересной, но еще недоста­точно изученной в нашей стране проблеме - органической взаимосвязи рус­ской и западной философии. Анализируя концепции В. Соловьева, Н. Бердя­ева, С. Франка и Л. Шестова, привлекая многочисленные отечественные и зарубежные историко-философские источники, автор показывает, что при всей специфичности русской философии она формировалась и развивалась как интегральная часть мировой философской культуры, принимала участие в том поиске новых философских парадигм, который происходил в мировой мысли конца XIX - первых десятилетий XX в. Издание адресовано читателям, интересующимся проблемами русской и европейской философии.

Оглавление:

Предисловие 
ЧАСТЬ I
ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ И
ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ 
МЫСЛЬ
Вступление 
РАЗДЕЛ I. МОЛОДОЙ ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ: НАБРОСОК ФИЛОСОФСКОГО 
ПОРТРЕТА 
Защита магистерской диссертации 
Публика 
Профессура 
Магистрант 
Вступительная речь В. Соловьева 
«Против позитивистов»? 
Тезисы 
Диспут 
Впечатления и отклики 
Основные идеи магистерской 
диссертации В. Соловьева и при­мыкающих к ней работ 
Почему В. Соловьев избрал своей темой «кризис 
западной фило­софии»? 
«Кризис западной философии» 
Исходные убеждения 
Кризис «отвлеченно-философского» развития 
Основная проблемная интрига 
книги 
От Канта к Шопенгауэру и Э. 
фон Гартману 
Послесловие 
РАЗДЕЛ П. В. СОЛОВЬЕВ И 
ПОИСК НОВЫХ ПАРАДИГМ 
В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в. 
Что такое «парадигмы» и о 
каких парадигмах философии пой­дет речь? 
Основные принципы, проблемные 
сферы и измерения филосо­фии В. Соловьева 
Можно ли рассматривать 
философию В. Соловьева как систем­ное единство? 
Основные системные измерения философии В. 
Соловьева 
Всеединство - центральная категория и главный 
принцип фило­софского учения В. Соловьева 
Отношение В. Соловьева   к философской систематике и к дис­циплинарному 
членению философского знания 
«Философские начала цельного знания» (ФНЦЗ) 
«Критика отвлеченных начал» (1880) 
Пояснения к схемам 
Принцип Всеединства и его 
системная реализация в философии 
Вл. Соловьева 
Схема 1 
Схема 2 
Кризис западной философии и 
новый вариант философии жизни
как парадигмальные темы 
философии В. Соловьева 
И снова о кризисе западной философии 
Специфика и актуальность философии жизни В. 
Соловьева 
Смысл и роль понятия жизни 
Жизнь и красота 
Жизнь и развитие. Жизнь и «организм» 
ФИЛОСОФИЯ В. СОЛОВЬЕВА И ЗАПАДНАЯ МЫСЛЬ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX в.: СОЗВУЧИЯ И ПАРАЛЛЕЛИ 
(ЛЕКЦИИ В ИВАНОВЕ) 
Вместо введения 
Лекция № 1. Обсуждение 
вопроса: присутствует ли мысль В. Со­ловьева в контексте мирового философского 
опыта? 
Лекция № 2. Антипозитивистские 
веяния и западная философия 
конца XIX в. 
Лекция № 3 (Продолжение) 
Лекция № 4. Старое 
и новое, классическое и неклассическое в запад­ной философии конца ХIХ в. в перекличке с идеями В. Соловьева 
Case study: по страницам одного 
философского журнала 
Лекция № 5. В. 
Соловьев и западная философия жизни 
Post Scriptum: новейшие 
исследования философии В. Соловьева  
О книге Д. Белкина «Рецепция В. Соловьева в Германии» 
РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФИЯ ВЛАДИМИРА 
СОЛОВЬЕВА И ВЕЛИКИЕ ЗАПАДНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ НОВОГО ВРЕМЕНИ  
Проблема Всеединства в 
философии В. Соловьева и единство 
мира в учении Спинозы 
Влияние идей Гегеля и Шеллинга на переосмысление 
Вл. Соло­вьевым концепции Спинозы 
Философский смысл идеи Бога у Вл. Соловьева и 
Спинозы 
Отношение к Канту в русской 
философии 
Апология или синдром ненависти? (Восприятие идей 
Канта в рус­ской философии Серебряного века) 
Рецепция Канта в России в свете современных 
дискуссий 
Оценки значения идей Канта русскими философами 
Понимание истории философии Нового времени как 
траге­дии и оценка роли Канта 
Вл. Соловьев о Канте 
Энциклопедическая статья «Кант» 
«Зависимость мира явлений от ума» и вещь сама по 
себе 
В. Соловьев о философии Канта в связи с 
познающим субъектом 
Краткое заключение 
Литература к разделам о Соловьеве 
I. Собрания сочинений В. С. 
Соловьева 
II. Биографии и воспоминания 
III. Работы о Вл. Соловьеве 
(ранние) 
IV. Послереволюционные 
отечественные работы о Вл. Соло­вьеве (краткая библиография) 
V. Сочинения о В. Соловьеве 
последних лет 
Литература на русском языке 
Литература на иностранных языках 
Работы о Владимире Соловьеве автора этой книги 
ЧАСТЬ II НИКОЛАЙ БЕРДЯЕВ И ФИЛОСОФИЯ ЗАПАДА
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ 
БЕРДЯЕВА 
«Философия свободы». «Смысл 
творчества» 
Этика творчества и 
экзистенциальная диалектика (о поздних про­изведениях Бердяева) 
РАЗДЕЛ П. НИКОЛАЙ 
БЕРДЯЕВ: ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ 
КАК ФИЛОСОФИЯ ДУХА И ЗАПАДНАЯ МЫСЛЬ XX в. 
Специфика философского 
синтеза Н. Бердяева: общие характе­ристики 
Новый вариант философии жизни 
(размежевание с А. Бергсоном) 
Новый идеализм, новый вариант 
философии «свободного духа» 
Более подробно о философии 
свободного духа Н. Бердяева 
Споры вокруг проблемы реальности духа 
Что такое «дух»? 
Душа и дух 
Что означает объективация духа? 
Поиски «новой духовности» 
Дух и духовность в социальном контексте 
Выводы 
Н. Бердяев и его критика 
философии Канта 
Спор о России: самобытность 
«русского пути»? 
Миссианизм и мессианизм 
Бердяев об антиномиях российского бытия 
Сочинения и основные идеи 
Бердяева (сводная таблица В. Дитриха) 
Примечания к таблице 
Избранная литература о Бердяеве 
ЧАСТЬ III СЕМЕН ЛЮДВИГОВИЧ ФРАНК
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ 
ФРАНКА 
Основные принципы и идеи 
философии Франка 
Действительность, реальность, идеальное бытие, 
жизнь 
РАЗДЕЛ II. ТРИЛОГИЯ С. ФРАНКА: 
«ПРЕДМЕТ ЗНАНИЯ», «ДУША ЧЕЛОВЕКА», «ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА»
И ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ 
Значение книги «Предмет 
знания» 
Бытие. Набросок новой онтологии 
Движение к Абсолюту. Всеединство 
Бытие и время 
Отклики на «Предмет знания» 
Издания книги «Предмет знания» 
«Душа человека» - вторая 
часть трилогии Франка 
Третья часть трилогии - 
«Духовные основы общества», ее исто­рические предпосылки и главные идеи 
Диагноз эпохи, его актуальность 
Можно ли нарушить «вечные» законы общественной 
жизни? 
Что такое «общество»? 
Сопряжение «я» и «мы» 
«Соборность» в толковании Франка 
Против «социального материализма» и «социального 
психологиз­ма» 
Духовное начало в общественной жизни 
Смысл и значение созданной 
Франком концепции общественно­го бытия
Противоречия нравственного 
мировоззрения русской интел­лигенции. Отношение к богатству и бедности (ранние 
статьи Франка)
Из историко-философских 
исследований: С. Франк и его интер­претация идей «Критики чистого разума» 
Заключение 
Избранная литература о С. Франке на русском 
языке 
Избранная библиография работ о С. Франке на 
иностранных языках 
ЧАСТЬ IV
ЛЕВ ШЕСТОВ И ЗАПАДНАЯ 
ФИЛОСОФИЯ
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ Л. 
ШЕСТОВА 
Парабола жизненной судьбы 
Льва Шестова 
Л. Шестов о Гуссерле 
Л. Шестов о драме «Юлий 
Цезарь» Шекспира 
Краткое предуведомление 
«Невыносимое слово «жертва…» 
РАЗДЕЛ П. ПРЕДЧУВСТВИЕ НОВОГО ВЕКА: О КНИГЕ Л. 
ШЕ­СТОВА «ДОСТОЕВСКИЙ И НИТШЕ. ФИЛОСОФИЯ ТРАГЕ­ДИИ» 
Исторический контекст 
Исходные оценки 
Почему Лермонтов? 
Достоевский: «перерождение 
убеждений» 
В. Соловьев о Достоевском 
И снова: о пути к 
«перерождению убеждений» у Достоевского 
О маргинальных слоях российского общества 
Ницше: «перерождение 
убеждений» 
Резюме: философия трагедии и 
подполья 
Собрания сочинений Л. Шестова 
Литература о Л. Шестове и его 
творчестве 
Избранная литература о Л. 
Шестове на иностранных языках 
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. ФИЛОСОФЫ РОССИИ КОНЦА 
XIX - НАЧАЛА XX в. (ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ) 
Указатель имен 
 
Полное наименование организации: Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Московская духовная академия Русской Православной Церкви» (Московская духовная академия)

Канцелярия МДА — телефон: (496) 541-56-01, факс: (496) 541-56-02, mpda@yandex.ru
Приёмная ректора МДА — телефон: (496) 541-55-50, факс: (496) 541-55-05, rektor.pr@gmail.com
Сектор заочного обучения МДА — телефон: (496) 540-53-32, szo-mda@yandex.ru
Пресс-служба МДА — psmda@yandex.ru


Официальный сайт Московской духовной академии
© Учебный комитет Русской Православной Церкви — Московская духовная академия
Все права защищены 2005-2015

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате:
Источник: <a href="http://www.mpda.ru/">Сайт МДА</a>.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций.