|
Ты Бог мой! Музыкальное наследие священномученика митрополита Серафима Чичагова
[Автор-составитель: О. И. Павлова; Автор-составитель: В. А. Левушкин]
07 сен. 2016 г. Физическое и духовное здоровье: по "Медицинским беседам" Леонида Михайловича Чичагова
[сщмч. Серафим (Чичагов)]
10 мая. 2016 г. |
протоиерей Александр Шаргунов. Перед Пасхальным Судом СловаВ издательстве Троице-Сергиевой Лавры вышла новая книга протоиерея Александра Шаргунова «Перед Пасхальным Судом Слова» в трех томах. В книгу включены избранные воскресные проповеди, произнесенные в храме отцом Александром за долгие годы священнического служения. Этот трехтомник является своего рода продолжением книг «Евангелие дня» и «Двунадесятые праздники». Первый том охватывает период от Пасхи до Пятидесятницы и воскресные всенощные бдения. Второй и третий том — от Пятидесятницы до начала Постной Триоди.
Предисловие В книгу включены избранные воскресные проповеди, произнесенные в храме отцом Александром за долгие годы священнического служения. Этот трехтомник является своего рода продолжением книг «Евангелие дня» (изд. Сретенского монастыря, 2008, 2010 гг.) и «Двунадесятые праздники» (изд. Троице-Сергиевой Лавры, 2007 г.). Первый том охватывает период от Пасхи до Пятидесятницы и воскресные всенощные бдения. Второй и третий том — от Пятидесятницы до начала Постной Триоди. Воскресные Евангелия — не просто пересказ событий, увиденных живым взглядом. Они могут быть поняты, только исходя из события Пасхи.Отныне глубинный смысл всех событий, переживаемых нами, выходит за их пределы, потому что Событие Воскресения дано всем. Время не может быть ни потеряно навсегда, ни заполнено чем бы то ни было до предела. Христос — лично наше время, полнота времен. Наше ветхое, отмеченное печатью смерти время стало открыто свету Воскресения, Жизни вечной. На многих иконах в руке Живого Христа мы видим свиток Писания. Господин истории, Агнец, закланный, распятый и воскресший — Единственный, Кто может раскрыть все печати, потому что Он навсегда запечатлен в нас, и мы — в Нем. Время Пасхи — время, когда наше понимание жизни становится все более и более ясным, благодаря Писанию. Христос хочет открыть наш ум к уразумению событий истории и того, что происходит в нашей личной жизни, — к духовному уразумению Его Животворящего присутствия во всех наших поражениях и смертях. Он дает нам непрестанно обновляемую надежду, которая не постыжает, потому что отныне смерть побеждена победою: «Не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь» (Откр. 1, 17—18). Богослужение и Писание вводят нас в пасхальное время рождения Церкви, которое может быть воспринято в истинном свете только после Пятидесятницы. Время Церкви начинается после Сошествия Святого Духа: совершенное и написанное Духом Святым может быть увидено только в Духе Святом. Один и Тот же Дух Святой вдохновляет все Писание. Сравним, например, книгу Деяний и Апокалипсис. Книга Деяний повествует о начале Церкви после Пятидесятницы. Это историческое повествование. Апокалипсис же — грандиозное таинственное видение Церкви до скончания мира. Но речь идет об одной и той же реальности — о спасении во Христе. О пути Его Церкви, о надежде всех, кто напряженно устремлен к Царству Божию. Одна и та же реальность, но два очень разных взгляда, два языка. То же самое можно сказать о воскресных Евангелиях, которые описывают события и чудеса в период земной жизни Спасителя до Его Креста и Воскресения. Но они всегда устремлены к этой тайне, и она в полноте присутствует в них.
Предлагаем читателю предисловие автора к трехтомнику. * * *Эта книга — приглашение читателю предпринять самому и для себя в своей конкретной жизни «погружение» (крещение), всегда новое — в живое Слово Божие. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» — таков гимн Церкви посреди Пасхи. Воскресные Евангелия — не просто пересказ событий, увиденных живым взором, они могут быть поняты, только исходя из события Пасхи. Христос — в центре этих воскресных Евангелий. Отныне весь мир устремлен к слушанию Бога, Который говорил с нами однажды и продолжает говорить на человеческом языке. Для тех, кто не может примириться с бессмысленностью жизни, вопрос сегодня, как и две тысячи лет назад, один: какого Спасителя, какого Мессию мы ждем? Этот вопрос может показаться абсурдным, но можно попытаться на него ответить: мы не ждем больше никакого Спасителя, потому что Он уже пришел. В отличие от тех, кто, видя Его и слыша Его, отверг Его, и продолжают ждать того, кто на самом деле будет вместо Него. Этот вопрос не абсурден, и ответ на него не дается сам собой, если мы относимся к нашей вере сознательно и трепетно. Этот вопрос не абсурден, потому что наша вера утверждает, что Иисус есть Христос, и мы ожидаем Его возвращения, Его Второго и славного Пришествия в нетерпении и напряжении всего нашего существования. Кто же этот Царь Славы, Сын Человеческий, Который пришел к нам, и грядет к нам? У кого из нас достаточно веры в Него? Ответ не дается сам собой, потому что в нас еще не раскрылась по-настоящему благодать, дарованная нам нашим крещением. Что же зависит от нас, что еще должны мы делать, чтобы искать свет среди ночи этого мира, желать спасения, стоя перед бездной гибели? Что еще должны мы делать в этом блуждании по дорогам жизни, не смея поверить, что она дана нам, чтобы стать встречей с Тем, Чей взгляд, голос, слово открывает пасхальную Вечность? Мы знаем только, что надо идти, и что для этого необходимо запастись хотя бы немного трезвостью и мужеством! Сколько у нас — тридцать пять, семьдесят пять процентов света веры по сравнению с мраком сомнений? «Если вы будете иметь веру как зерно горчичное», — говорит Господь Своим апостолам. Или, может быть, мы лучше апостолов? Мы являемся свидетелями небывалых перемен в сегодняшнем мире, где уже не просто атеизм, а такое смешение света с тьмой, что все острее становится этот вопрос: какого Мессию мы ждем? Земного, Божественного, политического? Воина, моралиста, психоаналитика, мистика, поэта? Выбор огромный, несомненно, больший, чем тот, который был у современников Иисуса из Назарета. Во всех Евангелиях, которые мы слышим в воскресные дни, перед нами — воскресший Христос (хотя еще не распятый и не воскресший), то есть Мессия и Сын Божий. Но какая двусмысленность, какое презрение было к этим именованиям по отношению к Нему среди иудеев! Перед миром тогда, и теперь перед нами — «обыкновенный» человек и в то же время «абсолютно необыкновенный», в Котором только смерть и воскресение позволят увидеть Христа, Сына Божия, Спасителя. Так раскрывается нам постепенно Благая Весть, возвещаемая с самого начала Церковью, — Слово Крестное и Слово Пасхальное. И у подножия Креста римский сотник (язычник!) может произнести высшее исповедание: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15, 39). Апостолы примут повеление сохранить для себя, не говоря другим до времени того, что открывает им вера, что Царство Божие это Христос, это Мессия, Которого они ожидают. Можно ли сказать, что если бы эти другие обратились к вере раньше, то стали бы подлинными учениками Христовыми, последовали бы за Ним до конца? Слишком быстро говорить о тайне Христовой — дело бесов, которые хорошо знают, что поспешность — лучший способ ввести людей в заблуждение, дать им возможность питать иллюзии относительно их самих и Бога. Апостол Петр не понимал еще, Кто есть реально Христос, Которого Он исповедал в Кесарии Филипповой, и по этой причине был назван Господом сатаной. Всему свое время — в этом смысл воскресной тайны: Господь должен быть познаваем постепенно, день за днем, во встречах с Ним, в слышании Его голоса и в глубоком принятии Его Богочеловеческой Личности. Мы призваны противостоять всем упрощениям и сокращениям этого пути. Следует заранее отражать опасность проецирования на Него наших идей, наших умственных схем и наших желаний. Мы должны быть подлинно ведомы Им в течение нашей жизни и в узнавании Его. Следовать за Ним до тайны Его смерти и Его воскресения, чтобы все Его деяния и все Его слова обрели подлинный смысл. Мы должны также сами приобщаться подвигу смерти и воскресения, если на самом деле хотим услышать Благую Весть спасения и узнать Мессию Христа таким, каким Он Себя являет, а не таким, о каком мы мечтаем. Так ведет нас Церковь от воскресенья к воскресенью, из года в год, через всю нашу жизнь. Требуется усилие, чтобы увидеть себя в положении малых сих и нищих, которые приходили к Иисусу Христу во время Его земной жизни, со своими нуждами и желаниями, не слишком еще зная, Кто Он и куда Он хочет их вести. Как скажет прозревший слепорожденный: «А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?» (Ин. 9, 36). Заставим умолкнуть бесов, искушающих нас, отринем наши претензии узнать заранее, сразу и навсегда, Кто есть Христос, Сын Божий, в чем заключается Благая Весть, которую Он возвещает нам, что значит Спасение, которое Он нам принес. Велика наша ответственность. Мы слишком много знаем, потому что однажды упал на нас малый луч Его Божества. Но как бы ни было благодатно наше просвещение, на самом деле мы касаемся истины только краем нашего сознания, в то время как остальная часть нашей жизни — необработанная земля, над которой надо трудиться и которую надо засеять. Вот почему повторяется из года в год чтение в Церкви одних и тех же воскресных Евангелий. Мы, крещеные (не будем уточнять, сколько у нас в стране крещеных), должны без конца заново начинать путь, ведущий ко крещению, которое мы однажды приняли, к мужественному погружению в пасхальную тайну. Снова и снова нам надо убеждаться, что мы только в начале веры во Христа, Сына Божия, Господа и Владыки нашей жизни. Попытаемся начать распахивать эти заросшие бурьяном пространства нашей жизни, и не будем пугаться тьмы, окружающей нас со всех сторон, огромной, всегда большей, чем нам хочется думать. Потому что мы услышали в пасхальную ночь в Евангелии, от которого начинаются все воскресные Евангелия, что свет во тьме светит, и тьма не может объять его (Ин. 1, 5). Протоиерей Александр Шаргунов |